VOX POPULI Эльвира Абдусалямова 4 сентября, 2015 10:00

Пилигрим без визы: продолжение путешествия

Фото: Мухтар Жиренов
12 ноября будет ровно год, как вышел наш первый репортаж «Пилигрим без визы» о молодом казахстанском путешественнике, который обошел двенадцать стран, пользуясь автостопом. Главная «фишка» героя — путешествие без гроша. Сергей Бондаренко тогда искал спонсоров, которые смогли бы оплатить ему визу в Китай. Как оказалось, все звезды на небе Сергея сошлись, и 16 февраля наш герой отправился во второе в своей жизни путешествие.

Сергей Бондаренко, путешественник из Казахстана

Нельзя сказать, что наш герой изменился за этот без малого год. Наоборот, кажется, что мы с ним виделись буквально вчера. Только грусть пропала из глаз, и парень рассказывал о своем пути и приключениях вдохновенно.

Первое, что нас заинтересовало — как герою удалось найти человека, который был готов отдать безвозмездно деньги одинокому путешественнику.

— Однажды я зашел в кафе на углу Гагарина и Тимирязева съесть донер. Я вошел в заведение, поставил рюкзак с множеством флажков, а один парень, который был в кафе, проявил ко мне интерес. Я рассказал ему, что путешествую и прошел уже двенадцать стран. Тогда он спросил, куда теперь я держу свой путь, на что я рассказал о Китае и о положении с визой. Как оказалось, парня звали Юрий, и он владелец этого кафе. Он дал мне деньги на визу, пожелал удачи и сказал, что когда мне захочется кушать, я могу приходить и есть бесплатно. Приходить туда мне неудобно, но пару раз я все же наведывался, когда был очень голодный. Сейчас мы списываемся с Юрием в социальных сетях, и я рассказываю ему о своем местонахождении.

По словам нашего героя, виза в Китай обошлась ему в районе 120 долларов.

— Я делал визу через турагентство и не знал, что можно оформить ее дешевле. Но, так или иначе, 16 февраля я наконец отправился в путь, а 17-го покинул территорию Казахстана. В путешествии я пробыл семь месяцев — посетил 6 стран, в каждой из которых обошел несколько городов. Для меня эти месяцы прошли, как целая жизнь, поэтому сейчас трудно вспомнить что-то из того, что было со мной раньше.

Сергей сетует, что фото из Китая и Лаоса у него не осталось, потому что потерял телефон, а загрузить их в свой Instagram парень не успел.

— В Китае я пробыл 26 дней. Могу с уверенностью сказать, что в той стране самые гостеприимные люди из всех, какие вообще мне встречались в 18 странах мира. Когда я только приехал в Китай, был немного в замешательстве от большого количества непонятных иероглифов. Я понятия не имел, в каком городе нахожусь и куда дальше иду. Когда стемнело, мое внимание привлекло здание с большими иероглифами, которое впоследствии оказалось отелем. На регистрационной стойке я попросил разрешения посидеть в холле, погреться и продумать следующий план действий. Толком ничего не придумал и задремал в кресле. Охранник и девушка на «ресепшене» ничего мне не сказали и позволили остаться там до утра.

Еще одно сохранившееся фото из Китая.

В половине случаев, когда я останавливался в отелях, меня угощали едой. Полицейские нередко меня кормили. Китайцы всегда удивлялись моему виду, улыбались мне и сами пытались меня чем-то угостить, поэтому в Китае я не нуждался особо в продуктах.

Сергей заранее загрузил в свой телефон китайский переводчик, который постоянно выручал его. Тем не менее, путешественник часто прибегал к использованию так называемого языка жестов. В другом городе Китая Сергей попал в непонятную ситуацию: в отеле у него взяли паспорт и поспешно начали что-то вводить в компьютер. Паспорт отдавать не собирались и попросили последовать за девушкой, проводившей героя в номер, за который он не заплатил ни копейки.

Каремат Сергея Бондаренко

— В общем, все остальные дни, пока в Китае было холодно, я перебивался в отелях: просил разрешения остаться в холле, но мне всегда предлагали спать в номерах, бесплатно. Был случай, когда девушка, сидевшая на регистрации, позвонила в полицию, которая незамедлительно приехала и очень сильно меня удивила. Оказывается, полицейские просто хотели проверить мой рюкзак на наличие каких-либо взрывчатых веществ, убедиться что у меня все нормально, потому что своим видом я вызвал подозрение, а точнее, его вызвал мой рюкзак. За двадцать с лишним дней я обошел достаточно много городов, но их названий, к сожалению, не помню. Я запомнил только три города: Урумчи, Пекин и Куньмин.

Лаосская виза

15 марта Сергей вышел из Китая. Следующим его пунктом назначения был Лаос. По пути в Лаос его решили подвезти неизвестные парень с девушкой. Они оставили путешественнику 200 юаней и улыбнулись, мол, пригодится еще.

— Когда я решил обменять подаренные деньги на доллары, в «обменнике» на границе меня обманули: сотрудник обменного пункта дала лаосских денег всего на восемь долларов вместо тридцати двух, которых как раз хватило бы мне на визу. Я не знал, как быть: в Китай визу закрыли, а в Лаос — недостаточно средств. Когда вернулся в «обменник», той женщины уже не было на месте. Я решил не терять надежды и вернулся снова на границу Лаоса. Мне несказанно повезло, потому что там был начальник миграционной службы, говорящий на русском языке. Он бесплатно поставил печать и дал свою визитку, чтобы в случае чего я мог к нему обращаться.

Неизменный рюкзак Сергея Бондаренко

В Лаосе Сергей пробыл около месяца — с 15 марта по 17 апреля. Это была первая тропическая земля, на которую ступила его нога. Там герой впервые увидел на улицах банановые пальмы и обезьян, которые, словно кошки, лазали по крышам домов.

— Как только я вошел в страну, пограничники дали совет: если негде будет спать, заходи в буддийский храм, там тебя обязательно примут. Так я и поступал: вечером приходил в храм, меня приглашали внутрь, где давали постельное белье и место для ночлега.

В плане общения мне было гораздо проще, потому что большая часть населения говорит по-английски. Впрочем, после Китая, в пяти последующих странах, я спокойно общался с людьми на английском языке.

После Лаоса Сергей держал путь в Камбоджу. Там он также был в нескольких городах, в том числе и в столице — Пномпене.

—  В Камбодже люди уже ждали меня в гости. Это началось тогда, когда обо мне стали писать в СМИ. Одна девушка по имени Асель написала мне ВКонтакте. Сказала, что они с мужем живут в Камбодже, и, если вдруг у меня найдется свободное время, двери в их дом для меня открыты. Эти люди познакомили меня с Игорем Соколовым — байкером, который также является известным путешественником. Мы встретились с ним, и он подарил мне два доллара, свернутые в форме рубашки, и еще порядка двадцати долларов просто так.

В Камбодже Сергея ограбили:

— Страна оказалась достаточно неспокойной. Как только я приехал туда, решил залить фотографии с Лаоса, как вдруг по улице проехал мотоцикл, и у меня буквально вырвали из рук телефон. Благо, в Камбодже электроника достаточно дешевая, и я купил себе новый.

После того как у героя украли телефон, его знакомая Асель с мужем подарили Сергею маленький черный смартфон. Сейчас у Сергея их два.

Где Сергей нашел деньги на новый смартфон, герой рассказал сам:

— В Камбодже я нашел работу в хостеле «Утопия». Это достаточно популярное место, и там я подрабатывал разнорабочим около пяти–шести дней: вытряхивал подушки, мыл полы и так далее. Мне платили по пять долларов в день, но этого было недостаточно. После того как я погостил у Асель, она подарила 50 долларов. Да еще байкер подарил от себя 20. Я сложил все деньги в кучку, и получилось около 120 долларов. Когда я покупал первый телефон «Галакси», он тоже был большой, и я купил две запасные батарейки по 10 долларов за штуку. Продавец в Камбодже согласился сделать большую скидку на смартфон. Он отдал мне его всего за 120 долларов и две батарейки, которые были немного поцарапанными, но в остальном совершенно новыми. К слову, обычная цена телефона составляла 170 долларов. Оказалось, что он видел меня по телевизору в новостях и знает, что я путешественник.

На протяжении всего путешествия Сергея то и дело угощали бесплатными обедами и ужинами. Вот один из них.

— В Таиланде я пробыл недолго. Там казахстанцам на границе визу открывают всего на 15 дней. Я заплатил 1000 бат, и не знаю, сколько это в долларах. Но все было не так просто. Так получилось, что когда у меня уже заканчивался срок пребывания в Камбодже, вместе с ним закончились и все мои деньги. Я пришел на границу, сказал, что путешественник, и у меня совершенно нет денег. В доказательство показал свой рюкзак и объяснил, что обычно люди мне помогают. Сотруднику было все равно, он сказал мне: «No money, no visa».

— Я вернулся в Камбоджу, но далеко не уходил. Мне нужно было собрать 1000 бат. Я объяснил местным жителям свою ситуацию, они выслушали, скинулись и помогли собрать 1000 бат и попасть в Таиланд.

— Я встречал десятки людей, которые постоянно предлагали свою помощь.

Если вы заметили, на рюкзак Сергея больше не приколоты флажки стран, которые он обошел. Парень обзавелся нашивками, которые отлично экономят место:

— Эти нашивки я купил в Бангкоке. В центре города случайно встретил человека, который продает нашивки всех стран мира. Как выяснилось, все путешественники, которых я встречал, покупали их именно у этого человека. У него нет даже никакого помещения: он просто сидит на улице за деревянным столиком и торгует миниатюрными флагами.

Путешественник приобрел нашивки стран, в которых он был, и в которые планирует отправиться.

— Тут не все нашивки из Африки: у меня только Замбия, Намибия и Мозамбик. Еще мне нужно будет посетить Кению и Танзанию.

— В Малайзии я пробыл две-три недели. Меня удивила гостеприимность посольства Казахстана. В странах СНГ я обычно ходил в наши посольства, но им было все равно. Всем своим видом они демонстрировали, что у них много работы, и плевать, что я путешественник и несу флаг нашей страны над головой. В Малайзии все было совершенно по-иному. Охранником посольства был местный житель, малаец. Он спросил у меня, откуда я, и, увидев флаг Казахстана, сказал: «О'кей, заходи-проходи». Я вошел в помещение и увидел там девушек-казашек. Они были в шоке. Одна девушка, которую, кстати, тоже звали Асель, сказала, что видела про меня новости на казахстанском интернет-портале.

В какой-то момент, когда Сергей уже добрался до Коломбо (город и провинция в Шри-Ланке — прим. ред.), удача перестала улыбаться нашему герою:

— У меня была просроченная виза, и дело шло к депортации. Не дожидаясь неприятностей, я связался со знакомыми людьми, которые работают в Малайзии в нашем посольстве, и попросил помочь мне. Я сказал, что не хочу садиться в тюрьму, и что мне, наверное, лучше вернуться назад в Казахстан. Они связались с посольством Индии, но те сообщили, что не могут нам помочь. Тогда я обратился к знакомым журналистам, которые напечатали про меня материалы, призывавшие людей помочь мне собрать деньги на билет обратно.

Когда в Министерстве иностранных дел Казахстана увидели эти материалы, сотрудники сразу же начали отвечать, но заявляли, что ранее за помощью я к ним не обращался. Хотя это — неправда. После того, как СМИ дали огласку, они сразу же купили мне билет до Казахстана, оплатили пять дней в хостеле и переслали денег на еду, пока не наступил день отлета.

— Я не планировал возвращаться в Казахстан, думал сразу поехать в Африку. Мой маршрут был таким: из Малайзии в Шри-Ланку, из Шри-Ланки на Мальдивы, потом на Сейшелы, и дальше — до Африки. Когда я прилетел в Шри-Ланку, сразу же узнал сколько, стоит билет до Мальдивских островов — 180 долларов. Почти вся сумма у меня была собрана, я решил купить билет, но мне сказали, что я должен иметь и обратный, который будет гарантией того, что я покину этот остров. И тогда меня охватило отчаяние.

Так Сергей сначала долетел до Турции, а после, через десять часов, полетел на Родину.

12 августа Сергей Бондаренко оказался в международном аэропорту Алматы.

— Унижает ли меня, что люди называют попрошайкой? Нет, мне безразлично мнение людей. За все свое еще неоконченное путешествие я встретил не одну тысячу лиц, которые меня искренне поддерживали. Здесь все-таки зависит от того, как сам человек смотрит на меня. Если он изначально готовится к тому чтобы найти какой-нибудь изъян, то, конечно же, найдет его. Да, кто-то скажет, что я попрошайка, что я бездельник, но другие скажут наоборот.  Ведь я отправился в путешествие в 19 лет не потому, что был вынужден, а потому, что шел к своей мечте.

Как только Сергей отправился в путешествие, он начал писать книгу:

— Ранее я учился в полиграфическом колледже. Его директор предложил мне написать книгу. Он сказал, что как только я напишу книгу, колледж с новым оборудованием ее выпустит. Она будет как раз о том, как я совершаю кругосветное путешествие без денег, какие люди мне встречались, каким образом они мне помогали.

У Сергея еще не было девушки, и пока нет желания иметь отношения:

— Я не хочу заводить себе девушку, пока не закончу путешествие. Не хочу посвящать путешествию всю свою жизнь, но оно будет фундаментом для моего будущего. Благодаря ему я смогу сделать себе имя. Есть некоторые перспективы того, что путешествие перейдет во что-нибудь прибыльное. Девушка — это потенциальная угроза срыва моего путешествия. Сейчас влюблюсь в кого-нибудь, и мне очень трудно будет покинуть страну: я просто останусь здесь и застряну. Иногда бывает тоскливо, хочется любви, но мне и одиночество по большей части нравится. Конечно, в будущем я хочу иметь семью, детей, это само собой разумеется, но сейчас у меня другая цель — пронести флаг Казахстана над головой по всему миру.

— Я счастливый. Таким меня делает именно то, что я нахожу новые места, встречаю новых людей, не отступаю от своей мечты. Путешествие мое закончится еще не скоро — как минимум через два года. Как только я его завершу, выпущу книгу. Это — первое, что я сделаю, а дальше посмотрим. У меня есть некоторые планы, мне не хотелось бы их сейчас афишировать, — сказал в заключение путешественник Сергей Бондаренко.