VOX POPULI Святослав Антонов 8 июля, 2015 14:00

Парусный спорт в сердце Центральной Азии

Парусный спорт в сердце Центральной Азии
Фото: Тимур Батыршин
Брызги волн в лицо, белые паруса, развивающиеся на ветру, храбрые яхтсмены, тянущие за шкоты, чтобы подчинить себе одновременно и водную и небесную стихии. Именно такие картины появляются в голове, когда слышишь о парусном спорте. Однако, сложно даже представить, что подобный вид спорта есть и у нас в стране. Мы решили посмотреть, что из себя представляет парусный спорт, узнать, кто и почему занимается им в Казахстане, и как он развивается здесь.

Несмотря на то, что судоходство является одним из древнейших занятий человечества, спортивные состязания в этой дисциплине стали проводиться лишь к XIX веку, а официальные мировые первенства — в начале XX-го. Парусный спорт относится к сложно-техническим. Тут все не так сильно зависит от природной физики спортсмена. Решающую роль скорее играет мастерство управления судном. Это один из редких видов спорта, где в одном зачете женщины могут состязаться с мужчинами.

Парусный спорт в нашей стране начал развиваться достаточно давно — еще в 60-х после строительства Бухтарминской ГЭС и появления одноименного водохранилища. Вскоре он распространился по всей республике от южных до западных регионов. Казахстанские спортсмены в прошлом показывали хорошие результаты, многие из них входили в состав сборной СССР, участвовали в Олимпийских играх, на всесоюзных соревнованиях не опускались ниже шестого места, уступая лишь балтийским странам, традиционно сильным в этой дисциплине. Сейчас ситуация несколько поменялась и об успехах на мировом уровне говорить, к сожалению, пока не приходится. При этом число любителей ходить под парусом у нас достаточно велико.

Ежегодно на Капчагае, Балхаше и Арале проходит Кубок Казахстана, открытые чемпионаты Республики, различного уровня первенства и турниры. Мы приехали на один из этапов соревнований в рамках Спартакиады Народов Казахстана. Несмотря на серое небо, дождь и сырость яхтсмены с бодрым видом оснащают свои суда перед стартом. Плохая погода не является помехой для них, турнир может остановить только полный штиль — отсутствие ветра.

Современный парусный спорт относится к достаточно дорогим дисциплинам. Стоимость одной яхты может начинаться от 6500 фунтов или 10 тысяч долларов. Основные их производители — Австралия и Великобритания. Паруса для яхт также недешевые, их цена начинается от 1000 долларов. Большинство судов, которые используются во время соревнований и тренировок, а также обучения молодежи, были сделаны еще в конце 80-х в СССР, на Таллинской и Ленинградкой верфях. Некоторые из них уже давно выработали свой срок эксплуатации.

Лидер национальной сборной и один из лучших казахстанских яхтсменов Руслан Джангазов рассказывает, что наши спортсмены имеют большой потенциал, но мало возможностей для развития:

— Я родом из Капчагая. Занялся парусным спортом еще мальчишкой в 1986 году, записавшись на секцию. В 17 лет участвовал в первых серьезных соревнованиях, занял второе место на международной регате «Дни Капчагая» и стал мастером спорта. В 2008-м впервые отправился на соревнования мирового уровня в Пакистан и занял там первое место. В 2009-м выиграл «Королевскую регату» в Таиланде, а в 2011-м — «Регату Катара». В первую очередь этот спорт мне интересен тем, что здесь присутствует и физика и тактика, нужно уметь вести соперников и обходить их. Многое зависит от погоды и умения приспособить к ней свое судно. Здесь, на Капчагае, я плаваю на старом судне, которое принадлежит нашей федерации, но парус у меня свой. На первенствах в других странах мы арендуем суда, и это тоже обходится недешево. Кроме того, за участие нужно платить стартовые и членские взносы. Участие в таких турнирах зависит от руководства федерации и курирующих нас спортивных комитетов, областного управления по физкультуре и спорту. Средств не хватает, чтобы полноценно закрывать календарь, участвовать в этапах Кубка мира. А без этого невозможно получить олимпийскую лицензию. Чтобы составить достойную конкуренцию на соревнованиях нужно тренироваться по 6-8 часов в день. Зимой в нашей стране это просто невозможно, и спортсмен начинает терять форму. В холодное время казахстанцы могут практиковаться только на международных соревнованиях. У нас есть много перспективной молодежи и талантливых спортсменов. К примеру, Берик Кубаев. Он занимается с 13 лет. Парень выигрывает на Чемпионатах Казахстана, но имеет мало практики на мировых турнирах, и это мешает его развитию. Кроме того, есть чисто психологический фактор языкового барьера, ведь там все участники говорят по-английски, и он просто не может с ними общаться.

Среди казахстанских спортсменов есть и представительницы слабого пола. Стереотипы о том, что женщина на море «не к добру» в парусном спорте просто не действуют. Девятнадцатилетняя Яна Белозерова занимается в этой дисциплине уже на протяжении шести лет.

— Я с детства люблю спорт. Сначала занималась каратэ-до. Потом подружки привели меня сюда. Первый раз, выйдя в море на судне, испытала непередаваемые ощущения. Первое время сложновато выучить, что на яхте как называется и для чего предназначается. Потом становится проще. У нас в Казахстане не очень много девушек этим занимаются на профессиональном уровне, всего около восьми человек, хотя в мире женщины соревнуются наравне с мужчинами. В этом году ездила на соревнования в Катар. Заняла там третье место в своем классе, но это был не очень хороший результат, я могла бы и лучше. Просто у нас нет таких условий для тренировок, как у спортсменов из других стран. Взять хотя бы тот факт, что соревнования проходят на соленой воде, а мы тренируемся на пресной. Скорость хода яхты значительно отличается. Пока нам трудно составлять серьезную конкуренцию, но я все равно хочу продолжать заниматься этим. Моя мечта — отправиться на Олимпийские игры в 2016 году.

Некоторые из участников соревнования занимаются парусным спортом только в качестве увлечения. Они не имеют надежд на успех и международное признание, но в то же время просто не могут не выйти лишний раз на волны под парусом. К таким спортсменам относится Сергей Летяйкин.

— Я занимаюсь этим уже пять лет. В пятом классе друг пригласил меня в секцию, сказав, что это очень интересно. До этого даже не знал, что такой спорт есть у нас в городе. Долгое время было сложно, и сейчас не все получается. Самое сложное в этом деле — почувствовать ветер. Я выступаю в классе «Финн», это достаточно габаритные лодки и ими тяжело управлять. Самым лучшим моим результатом было третье место на чемпионате Казахстана. Потом, в связи с учебой и работой, долгое время был перерыв. Сейчас впервые после этого принимаю участие в соревнованиях. Считаю, что главной трудностью в развитии этого спорта у нас является не очень большое финансирование. Зачастую спортсменам приходится самостоятельно приобретать элементы оснастки.

В процессе управления яхтой нужно принимать решения, как обойти повороты и поймать ветер, поэтому это достаточно интеллектуальный вид спорта.

Дается стартовый сигнал и яхты отходят от берега. Через десять минут на пристани остается только одно судно. Это двухместная яхта, которой управляют девятнадцатилетний Булат Туякбаев и его младший брат, пятнадцатилетний Султан. Они задержались из-за того, что им нужно произвести ремонт судна. Ребята лихорадочно ставят оснастку, закрепляют парус и шкоты. На первый взгляд трудно представить, как им удалось запомнить, что к чему крепится в сложной системе оснащения судна.

За ними наблюдает семнадцатилетний Максет Джанбосынов, молодой спортсмен из Мангыстауской области. Сегодня он не выйдет в море, ведь его яхта в результате несчастного случая получила повреждения и ушла на дно.

— Я с детства жил на берегу Каспийского моря, поэтому не мог не заняться этим. В парусном спорте меня привлекает азарт и сам процесс гонки. В процессе управления яхтой нужно принимать решения, как обойти повороты и поймать ветер, поэтому это достаточно интеллектуальный вид спорта. Мне было тяжело привыкнуть к Капчагаю, потому что у нас вода соленая и ход у яхты быстрее. Принимаю участие в соревнованиях в одиночном классе «Лазер-радиал». Однажды занял первое место на чемпионате в Кыргызстане. Это может показаться странным, но, к сожалению, у нас в области интерес к этому спорту даже меньше, чем на Капчагае. Просто многие люди не понимают его и думают, что мы гребем на веслах.

Соревнования проходят сразу в четырех классах. Первыми стартуют самые быстроходные. Яхты разделяются в зависимости от длины, типа оснастки, парусности (площади парусов). Сегодня соревнуются в двух олимпийских и двух не олимпийских классах. Зачет будет производиться в каждом классе по отдельности.

Спортсменам нужно пройти определенную дистанцию по петле. Яхтсмен должен доплыть до верхнего знака, обогнуть его, дойти до нижнего и снова вернуться к верхнему. Сделав две петли, он может идти к финишу. Побеждает тот, кто первый пересечет финишную линию.

Соревнования проходят в течение нескольких дней, и их победитель определяется по набранным очкам.

Спортсменам приходится бороться с ветром и одновременно стараться теснить своих соперников.

За соблюдением правил следят судьи, плывущие рядом на катерах.

Юноши и взрослые соревнуются вместе, но зачет у них будет отдельный.

Среди участников встречаются как одноместные, так и двухместные суда. На двухместных важно не только мастерство яхтсменов, но и их умение работать в команде.

Яхты отплывают не очень далеко от береговой линии, но сквозь туман их почти не видно.

Через два часа они уже начинают возвращаться к берегу.

Прибывшие первыми, спешат унести свое судно, чтобы освободить место для других.

Берик Кубаев, занимается парусным спортом уже восемь лет.

— Родители хотели записать меня в какую-то спортивную секцию, чтобы я не тратил время впустую. Им было все равно, куда меня отдать, в результате их выбор пал на парусную секцию. Меня сразу привлекла красота этого вида спорта. Ты ощущаешь силу двух стихий — воды и ветра. На море всякое бывает. Один раз пришлось спасать девушку, которая упала в воду. Я становился чемпионом Казахстана. В 2015 году ездил на соревнования в Катар. Там, конечно, уровень подготовки у спортсменов намного выше. Есть желание продолжать заниматься этим.

Карина Джангазова пошла по стопам своего отца, лидера казахстанской сборной. Она уже становилась чемпионкой Казахстана, а на соревнованиях в Катаре четыре года назад вошла в десятку сильнейших.

— Меня в этот спорт привел отец. Постепенно у меня рос интерес к нему. Больше всего привлек тот адреналин, который получаешь во время гонки. У нас сейчас все больше девушек приходит в этот спорт. Самым лучшим моим результатом было седьмое место на международных соревнованиях, но я хочу добиться большего.

Несмотря на сложности с финансированием участия казахстанцев на международных регатах, на парусах многих из спортсменов стоят характерные печати. Они говорят о том, что яхтсмен участвовал в турнирах в других странах.

Владимир Бодреченко 44 года своей жизни посвятил парусному спорту. Сейчас он тренирует и молодежь, и профессионалов.

— Я жил на Балхаше. В 11 лет уже записался на секцию. В то время наши соотечественники имели большие успехи на соревнованиях. С 84-го года перешел на тренерскую позицию. По своему опыту могу сказать, что в этом спорте физподготовка не главное. Все зависит от объема теоретической и практической подготовки в управлении судном.

Самой большой проблемой является материальная часть. Суда ломаются, а заменить их нечем. 

Сейчас главная наша проблема — материальная часть. Суда давно не обновлялись. Мы постоянно ремонтируем яхты, но они все равно приходят в негодность. У молодежи есть большое желание заниматься парусным спортом, но у нас нет возможности обеспечить всех судном. Зимой водохранилище замерзает и у нас не остается базы для тренировок. Раньше география парусного спорта в Казахстане была велика, а сейчас Капчагай стал его главным центром. Здесь хранятся лодки не только алматинцев и спортсменов из Алматинской области, но и яхты из других регионов. Им просто не выгодно возить их туда-сюда, особенно в период соревнований.

Олег Николаевич Куливацкий, главный тренер сборной Казахстана и вице-президент федерации парусного спорта рассказывает о трудностях и перспективах развития этой дисциплины у нас в стране:

— В советское время развитие парусного спорта у нас достигло своего пика. Оно начиналось от Бухтарым и достигло Чардаринского водохранилища в Южно-Казахстанской области. На любом крупном водоеме появлялись свои команды и секции. Их финансировали фабрики и заводы. На развитие спорта выделяли большие средства. Были и результаты. Наши спортсмены входили в советскую сборную и принимали участие в Олимпийских играх. Некоторые из них выигрывали Кубки мира и чемпионаты Европы. Сам я начал заниматься этим спортом в 72-м году. В чем-то сейчас нам стало даже проще. Казахстанские спортсмены могут свободно выезжать на международные соревнования. Раньше для этого им приходилось проходить жесткий отбор и конкуренцию со стороны яхтсменов из Эстонии, России и Украины — республик, имеющих выход к морю.

Сейчас Казахстан, как независимое государство, является членом Международной федерации парусного спорта и других организаций. Спортсмену достаточно попасть в национальную команду и ДШНК (дирекция штатных национальных команд) будет спонсировать его участие в международных соревнованиях.

— В то же время, мы сталкиваемся с определенными трудностями. Самой большой проблемой является материальная часть. Суда ломаются, а заменить их нечем. Яхты стоят очень дорого, а помимо цены накладываются и расходы на логистику. Кроме этого, приходится много тратить на оснастку и экипировку. На это денег выделяемых государством просто не хватает. Сейчас есть кооператив в Шымкенте, который делает корпуса для яхт, у нас даже есть четыре их судна, но они не выпускают паруса и все остальное. Если бы у нас появились частные спонсоры — все было бы намного проще. Компании, которые могли бы финансировать соревнования и спонсировать спортсменов сейчас просто не знают о нас. Кроме того, у них нет никакого интереса к этому. Если бы у нас существовали законы, которые поощряют подобных спонсоров, к примеру, какие-нибудь налоговые льготы, думаю, они пришли бы в наш спорт. Помимо этого большие расходы мы несем во время участия в международных соревнованиях. Как известно билеты в любой конец мира из нашей страны стоят одинаково дорого. Кроме того, нужно арендовать лодки, а это не меньше 1000 долларов в период проведения турниров. У спортсменов уходит много времени на акклиматизацию и привыкание к погодным условиям. Наши результаты улучшились бы, если бы мы имели возможность проводить учебно-тренировочные сборы в местах проведения соревнований.

— Безусловно, перспективы у нас есть. У спортсменов остается желание работать. В спорт приходит больше молодежи. Сможем ли мы завоевать путевки в Рио (прим. ред. Летние Олимпийские игры-2016) или на другие ближайшие Олимпийские игры? Думаю это известно одному только Богу. Но мы постараемся приложить все силы для этого.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY