VOX POPULI Святослав Антонов 8 июля, 2015 14:00

Парусный спорт в сердце Центральной Азии

Парусный спорт в сердце Центральной Азии
Фото: Тимур Батыршин
Брызги волн в лицо, белые паруса, развивающиеся на ветру, храбрые яхтсмены, тянущие за шкоты, чтобы подчинить себе одновременно и водную и небесную стихии. Именно такие картины появляются в голове, когда слышишь о парусном спорте. Однако, сложно даже представить, что подобный вид спорта есть и у нас в стране. Мы решили посмотреть, что из себя представляет парусный спорт, узнать, кто и почему занимается им в Казахстане, и как он развивается здесь.

Несмотря на то, что судоходство является одним из древнейших занятий человечества, спортивные состязания в этой дисциплине стали проводиться лишь к XIX веку, а официальные мировые первенства — в начале XX-го. Парусный спорт относится к сложно-техническим. Тут все не так сильно зависит от природной физики спортсмена. Решающую роль скорее играет мастерство управления судном. Это один из редких видов спорта, где в одном зачете женщины могут состязаться с мужчинами.

Парусный спорт в нашей стране начал развиваться достаточно давно — еще в 60-х после строительства Бухтарминской ГЭС и появления одноименного водохранилища. Вскоре он распространился по всей республике от южных до западных регионов. Казахстанские спортсмены в прошлом показывали хорошие результаты, многие из них входили в состав сборной СССР, участвовали в Олимпийских играх, на всесоюзных соревнованиях не опускались ниже шестого места, уступая лишь балтийским странам, традиционно сильным в этой дисциплине. Сейчас ситуация несколько поменялась и об успехах на мировом уровне говорить, к сожалению, пока не приходится. При этом число любителей ходить под парусом у нас достаточно велико.

Ежегодно на Капчагае, Балхаше и Арале проходит Кубок Казахстана, открытые чемпионаты Республики, различного уровня первенства и турниры. Мы приехали на один из этапов соревнований в рамках Спартакиады Народов Казахстана. Несмотря на серое небо, дождь и сырость яхтсмены с бодрым видом оснащают свои суда перед стартом. Плохая погода не является помехой для них, турнир может остановить только полный штиль — отсутствие ветра.

Современный парусный спорт относится к достаточно дорогим дисциплинам. Стоимость одной яхты может начинаться от 6500 фунтов или 10 тысяч долларов. Основные их производители — Австралия и Великобритания. Паруса для яхт также недешевые, их цена начинается от 1000 долларов. Большинство судов, которые используются во время соревнований и тренировок, а также обучения молодежи, были сделаны еще в конце 80-х в СССР, на Таллинской и Ленинградкой верфях. Некоторые из них уже давно выработали свой срок эксплуатации.

Лидер национальной сборной и один из лучших казахстанских яхтсменов Руслан Джангазов рассказывает, что наши спортсмены имеют большой потенциал, но мало возможностей для развития:

— Я родом из Капчагая. Занялся парусным спортом еще мальчишкой в 1986 году, записавшись на секцию. В 17 лет участвовал в первых серьезных соревнованиях, занял второе место на международной регате «Дни Капчагая» и стал мастером спорта. В 2008-м впервые отправился на соревнования мирового уровня в Пакистан и занял там первое место. В 2009-м выиграл «Королевскую регату» в Таиланде, а в 2011-м — «Регату Катара». В первую очередь этот спорт мне интересен тем, что здесь присутствует и физика и тактика, нужно уметь вести соперников и обходить их. Многое зависит от погоды и умения приспособить к ней свое судно. Здесь, на Капчагае, я плаваю на старом судне, которое принадлежит нашей федерации, но парус у меня свой. На первенствах в других странах мы арендуем суда, и это тоже обходится недешево. Кроме того, за участие нужно платить стартовые и членские взносы. Участие в таких турнирах зависит от руководства федерации и курирующих нас спортивных комитетов, областного управления по физкультуре и спорту. Средств не хватает, чтобы полноценно закрывать календарь, участвовать в этапах Кубка мира. А без этого невозможно получить олимпийскую лицензию. Чтобы составить достойную конкуренцию на соревнованиях нужно тренироваться по 6-8 часов в день. Зимой в нашей стране это просто невозможно, и спортсмен начинает терять форму. В холодное время казахстанцы могут практиковаться только на международных соревнованиях. У нас есть много перспективной молодежи и талантливых спортсменов. К примеру, Берик Кубаев. Он занимается с 13 лет. Парень выигрывает на Чемпионатах Казахстана, но имеет мало практики на мировых турнирах, и это мешает его развитию. Кроме того, есть чисто психологический фактор языкового барьера, ведь там все участники говорят по-английски, и он просто не может с ними общаться.

Среди казахстанских спортсменов есть и представительницы слабого пола. Стереотипы о том, что женщина на море «не к добру» в парусном спорте просто не действуют. Девятнадцатилетняя Яна Белозерова занимается в этой дисциплине уже на протяжении шести лет.

— Я с детства люблю спорт. Сначала занималась каратэ-до. Потом подружки привели меня сюда. Первый раз, выйдя в море на судне, испытала непередаваемые ощущения. Первое время сложновато выучить, что на яхте как называется и для чего предназначается. Потом становится проще. У нас в Казахстане не очень много девушек этим занимаются на профессиональном уровне, всего около восьми человек, хотя в мире женщины соревнуются наравне с мужчинами. В этом году ездила на соревнования в Катар. Заняла там третье место в своем классе, но это был не очень хороший результат, я могла бы и лучше. Просто у нас нет таких условий для тренировок, как у спортсменов из других стран. Взять хотя бы тот факт, что соревнования проходят на соленой воде, а мы тренируемся на пресной. Скорость хода яхты значительно отличается. Пока нам трудно составлять серьезную конкуренцию, но я все равно хочу продолжать заниматься этим. Моя мечта — отправиться на Олимпийские игры в 2016 году.

Некоторые из участников соревнования занимаются парусным спортом только в качестве увлечения. Они не имеют надежд на успех и международное признание, но в то же время просто не могут не выйти лишний раз на волны под парусом. К таким спортсменам относится Сергей Летяйкин.

— Я занимаюсь этим уже пять лет. В пятом классе друг пригласил меня в секцию, сказав, что это очень интересно. До этого даже не знал, что такой спорт есть у нас в городе. Долгое время было сложно, и сейчас не все получается. Самое сложное в этом деле — почувствовать ветер. Я выступаю в классе «Финн», это достаточно габаритные лодки и ими тяжело управлять. Самым лучшим моим результатом было третье место на чемпионате Казахстана. Потом, в связи с учебой и работой, долгое время был перерыв. Сейчас впервые после этого принимаю участие в соревнованиях. Считаю, что главной трудностью в развитии этого спорта у нас является не очень большое финансирование. Зачастую спортсменам приходится самостоятельно приобретать элементы оснастки.

В процессе управления яхтой нужно принимать решения, как обойти повороты и поймать ветер, поэтому это достаточно интеллектуальный вид спорта.

Дается стартовый сигнал и яхты отходят от берега. Через десять минут на пристани остается только одно судно. Это двухместная яхта, которой управляют девятнадцатилетний Булат Туякбаев и его младший брат, пятнадцатилетний Султан. Они задержались из-за того, что им нужно произвести ремонт судна. Ребята лихорадочно ставят оснастку, закрепляют парус и шкоты. На первый взгляд трудно представить, как им удалось запомнить, что к чему крепится в сложной системе оснащения судна.

За ними наблюдает семнадцатилетний Максет Джанбосынов, молодой спортсмен из Мангыстауской области. Сегодня он не выйдет в море, ведь его яхта в результате несчастного случая получила повреждения и ушла на дно.

— Я с детства жил на берегу Каспийского моря, поэтому не мог не заняться этим. В парусном спорте меня привлекает азарт и сам процесс гонки. В процессе управления яхтой нужно принимать решения, как обойти повороты и поймать ветер, поэтому это достаточно интеллектуальный вид спорта. Мне было тяжело привыкнуть к Капчагаю, потому что у нас вода соленая и ход у яхты быстрее. Принимаю участие в соревнованиях в одиночном классе «Лазер-радиал». Однажды занял первое место на чемпионате в Кыргызстане. Это может показаться странным, но, к сожалению, у нас в области интерес к этому спорту даже меньше, чем на Капчагае. Просто многие люди не понимают его и думают, что мы гребем на веслах.

Соревнования проходят сразу в четырех классах. Первыми стартуют самые быстроходные. Яхты разделяются в зависимости от длины, типа оснастки, парусности (площади парусов). Сегодня соревнуются в двух олимпийских и двух не олимпийских классах. Зачет будет производиться в каждом классе по отдельности.

Спортсменам нужно пройти определенную дистанцию по петле. Яхтсмен должен доплыть до верхнего знака, обогнуть его, дойти до нижнего и снова вернуться к верхнему. Сделав две петли, он может идти к финишу. Побеждает тот, кто первый пересечет финишную линию.

Соревнования проходят в течение нескольких дней, и их победитель определяется по набранным очкам.

Спортсменам приходится бороться с ветром и одновременно стараться теснить своих соперников.

За соблюдением правил следят судьи, плывущие рядом на катерах.

Юноши и взрослые соревнуются вместе, но зачет у них будет отдельный.

Среди участников встречаются как одноместные, так и двухместные суда. На двухместных важно не только мастерство яхтсменов, но и их умение работать в команде.

Яхты отплывают не очень далеко от береговой линии, но сквозь туман их почти не видно.

Через два часа они уже начинают возвращаться к берегу.

Прибывшие первыми, спешат унести свое судно, чтобы освободить место для других.

Берик Кубаев, занимается парусным спортом уже восемь лет.

— Родители хотели записать меня в какую-то спортивную секцию, чтобы я не тратил время впустую. Им было все равно, куда меня отдать, в результате их выбор пал на парусную секцию. Меня сразу привлекла красота этого вида спорта. Ты ощущаешь силу двух стихий — воды и ветра. На море всякое бывает. Один раз пришлось спасать девушку, которая упала в воду. Я становился чемпионом Казахстана. В 2015 году ездил на соревнования в Катар. Там, конечно, уровень подготовки у спортсменов намного выше. Есть желание продолжать заниматься этим.

Карина Джангазова пошла по стопам своего отца, лидера казахстанской сборной. Она уже становилась чемпионкой Казахстана, а на соревнованиях в Катаре четыре года назад вошла в десятку сильнейших.

— Меня в этот спорт привел отец. Постепенно у меня рос интерес к нему. Больше всего привлек тот адреналин, который получаешь во время гонки. У нас сейчас все больше девушек приходит в этот спорт. Самым лучшим моим результатом было седьмое место на международных соревнованиях, но я хочу добиться большего.

Несмотря на сложности с финансированием участия казахстанцев на международных регатах, на парусах многих из спортсменов стоят характерные печати. Они говорят о том, что яхтсмен участвовал в турнирах в других странах.

Владимир Бодреченко 44 года своей жизни посвятил парусному спорту. Сейчас он тренирует и молодежь, и профессионалов.

— Я жил на Балхаше. В 11 лет уже записался на секцию. В то время наши соотечественники имели большие успехи на соревнованиях. С 84-го года перешел на тренерскую позицию. По своему опыту могу сказать, что в этом спорте физподготовка не главное. Все зависит от объема теоретической и практической подготовки в управлении судном.

Самой большой проблемой является материальная часть. Суда ломаются, а заменить их нечем. 

Сейчас главная наша проблема — материальная часть. Суда давно не обновлялись. Мы постоянно ремонтируем яхты, но они все равно приходят в негодность. У молодежи есть большое желание заниматься парусным спортом, но у нас нет возможности обеспечить всех судном. Зимой водохранилище замерзает и у нас не остается базы для тренировок. Раньше география парусного спорта в Казахстане была велика, а сейчас Капчагай стал его главным центром. Здесь хранятся лодки не только алматинцев и спортсменов из Алматинской области, но и яхты из других регионов. Им просто не выгодно возить их туда-сюда, особенно в период соревнований.

Олег Николаевич Куливацкий, главный тренер сборной Казахстана и вице-президент федерации парусного спорта рассказывает о трудностях и перспективах развития этой дисциплины у нас в стране:

— В советское время развитие парусного спорта у нас достигло своего пика. Оно начиналось от Бухтарым и достигло Чардаринского водохранилища в Южно-Казахстанской области. На любом крупном водоеме появлялись свои команды и секции. Их финансировали фабрики и заводы. На развитие спорта выделяли большие средства. Были и результаты. Наши спортсмены входили в советскую сборную и принимали участие в Олимпийских играх. Некоторые из них выигрывали Кубки мира и чемпионаты Европы. Сам я начал заниматься этим спортом в 72-м году. В чем-то сейчас нам стало даже проще. Казахстанские спортсмены могут свободно выезжать на международные соревнования. Раньше для этого им приходилось проходить жесткий отбор и конкуренцию со стороны яхтсменов из Эстонии, России и Украины — республик, имеющих выход к морю.

Сейчас Казахстан, как независимое государство, является членом Международной федерации парусного спорта и других организаций. Спортсмену достаточно попасть в национальную команду и ДШНК (дирекция штатных национальных команд) будет спонсировать его участие в международных соревнованиях.

— В то же время, мы сталкиваемся с определенными трудностями. Самой большой проблемой является материальная часть. Суда ломаются, а заменить их нечем. Яхты стоят очень дорого, а помимо цены накладываются и расходы на логистику. Кроме этого, приходится много тратить на оснастку и экипировку. На это денег выделяемых государством просто не хватает. Сейчас есть кооператив в Шымкенте, который делает корпуса для яхт, у нас даже есть четыре их судна, но они не выпускают паруса и все остальное. Если бы у нас появились частные спонсоры — все было бы намного проще. Компании, которые могли бы финансировать соревнования и спонсировать спортсменов сейчас просто не знают о нас. Кроме того, у них нет никакого интереса к этому. Если бы у нас существовали законы, которые поощряют подобных спонсоров, к примеру, какие-нибудь налоговые льготы, думаю, они пришли бы в наш спорт. Помимо этого большие расходы мы несем во время участия в международных соревнованиях. Как известно билеты в любой конец мира из нашей страны стоят одинаково дорого. Кроме того, нужно арендовать лодки, а это не меньше 1000 долларов в период проведения турниров. У спортсменов уходит много времени на акклиматизацию и привыкание к погодным условиям. Наши результаты улучшились бы, если бы мы имели возможность проводить учебно-тренировочные сборы в местах проведения соревнований.

— Безусловно, перспективы у нас есть. У спортсменов остается желание работать. В спорт приходит больше молодежи. Сможем ли мы завоевать путевки в Рио (прим. ред. Летние Олимпийские игры-2016) или на другие ближайшие Олимпийские игры? Думаю это известно одному только Богу. Но мы постараемся приложить все силы для этого.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000