VOX POPULI Григорий Беденко 15 октября, 2016 08:00

Парапланеристы

Парапланеристы
Фото: Григорий Беденко
Каждый уик-энд на крутом северном склоне плато Ушконыр, которое находится в 50 километрах западнее Южной Столицы, можно встретить любителей парапланеризма. С каждым годом их количество растет, а сам парапланерный спорт благодаря своей относительной дешевизне и доступности по популярности уже почти догнал горные лыжи. Причем в парапланеризме активно развивается и коммерческая составляющая — так называемые тандемы, когда опытный пилот может прокатить любого желающего за деньги. Тему исследовал Григорий Беденко.

Евгений Орешкин, руководитель летной школы «Самурык»:

— Авиационный вид спорта очень популярен в мире. Параплан — один из немногих летательных аппаратов, который позволяет подниматься в воздух абсолютно любому человеку. Есть детский парапланеризм, инвалиды летают. На параплане довольно просто летать и несложно учиться. Кроме того, это один из самых недорогих из авиационных видов спорта, его, в общем-то, любой человек себе может позволить. Это примерно как горные лыжи: научился кататься — и катаешься. То же самое с парапланом.

Казахстанскому парапланеризму уже лет 25. Именно в Алматы этот вид спорта впервые появился и здесь развивается.

Необходимо учитывать, что 90% территории Казахстана — это равнины. Окрестности же Алматы, как считают пилоты, одно из лучших мест в стране, где можно летать. Инфраструктура дорог развита хорошо, рядом крупнейший город.

Культовым местом у наших парапланеристов считается плато Ушконыр. Полеты здесь впервые начались в 70-х годах, когда появились дельтапланы.

Северный, очень крутой склон плато знаменит тем, что в этом месте в свое время проводились чемпионаты СССР по дельтапланерному спорту. Позже появились парапланы.

— Полеты — это не попрыгушки сверху вниз. Это именно полеты по 50, 70, 100 километров — несколько часов в воздухе, — говорит Евгений Орешкин. — Чем парапланеризм интересен — тем, что ты учишься все время, то есть всегда есть какая-то сверхзадача, к которой ты стремишься. Планки, в принципе, верхней нет. Если говорить о спорте, то есть два основных направления: точность приземления и полеты по маршруту. Мы и тем, и другим занимаемся, это абсолютно сочетаемые вещи, ну и плюс free flight, если говорить не о спорте, а просто о желании летать.

Алла Шостак, начинающая парапланеристка.

В районе плато Ушконыр работает дельтадром, где проводится обучение начинающих пилотов. Все основные соревнования по Казахстану и даже по СНГ проводятся на Ушконыре. Любопытно, что в этой сфере существуют даже так называемые туристические чемпионаты. В основном приезжают россияне и соревнуются между собой.

Плато Ушконыр.

Лётные байки.

В нашей стране полеты на точность приземления проводятся также в горной местности в районе Текели.

Особенность парапланеризма в том, что его любителям необходимо детально изучать метеорологию. Здесь все полностью зависит от состояния атмосферы, и эти состояния необходимо тонко ощущать. Безусловно, лучший период для полетов — это теплое время года, но можно летать и зимой.

При полетах в тандеме используются экшн-камеры.

Продюсер информационного портала tengrinews.kz Юлия Сарачакова тоже любит эксктрим.

Гульнара Туртаева, опытнейшая пилотесса.

Каждый год в октябре пилоты и курсанты летной школы «Самурык» уезжают в северную Индию, в штат Химачал-Прадеш. Это регион Гималаев. Места там уникальные — особая роза ветров, летать легко. Поэтому, по словам Евгения Орешкина, там очень удобно учить курсантов.

— У нас летная школа. Просто купить параплан и научиться летать самому можно, но это ненужный риск. Мы летаем очень высоко, далеко, необходимо хорошо знать метеорологию, должна быть организация полетов, поэтому поодиночке тут не справиться. Пока учишься, очень удобно использовать клубную систему, когда тебе подскажут, помогут, проследят, остановят, если нужно. Это основы безопасности в авиации, — рассказывает Евгений.

Обучение парапланеризму в летной школе стоит 150 тысяч тенге. Основной курс — 15 летных дней.

На самом же деле обучение проводится значительно дольше. За такой короткий срок можно только овладеть какими-то базовыми навыками. Как правило, курсант остается в клубе и со временем доучивается.

Первые старты неопытного парапланериста осуществляются с небольших возвышенностей, постепенно высота растет. В конце концов люди начинают летать с больших высот, парить, набирать высоту.

Как уже было сказано выше, парапланеризм считается самым низкозатратным из авиационных видов спорта. Cнаряжение можно купить всего за 300 долларов — именно столько стоит подержанный параплан.

Можно и очень дорого. Это своего рода фетиш — есть брендовые аппараты. Их стоимость уже доходит до 3 000 долларов.

В целом рынок снаряжения достаточно обширный, можно все подобрать себе по бюджету.

Но, пожалуй, самое главное — что параплан у нас не нужно где-то оформлять, получать сертификаты соответствия и т. д. В этой сфере нет государственных лицензий, проверок со стороны государства. Лицензии есть только внутриклубные, то есть парапланерные клубы сами следят за своей безопасностью.

— Сейчас многие стараются открыть свои школы, — рассказывает Евгений Орешкин. — Это очень хорошо. Задекларированных примерно 3–4 клуба. В Талдыкоргане есть хороший клуб, называется «Алга». Здесь есть клуб Flyflot. Понятно, что при некоторых клубах есть школы. Есть «Свободный полет». Они тоже недавно организовались как клуб. Есть «Ассоциация независимых пилотов». Обучением заниматься невыгодно. Это коммерчески не перспективно. Поэтому если народ и пытается зарабатывать на парапланах, то делает это с помощью тандемов.

Стоимость полета в тандеме зависит от высоты. Прыжок с плато Ушконыр стоит от 12 000 до 15 000 тенге. Это высота до 1 000 метров. Некоторые пилоты даже проводят акции — полеты продаются по 7 000–8 000. Но это уже не полеты — «карусель», «попрыгушки», как считает Евгений Орешкин.

По его словам, нельзя торопиться и превращать cпорт в конвейер. Самые дорогие полеты стоят до 35 000 тенге. Катания за такую цену проводятся на Шымбулаке (старт с Талгарского перевала), на Большом Алматинском озере. Итого ценовой диапазон — от 7 000 до 35 000 тенге.

— Часто люди жалуются, что не знали, что у нас есть такой вид спорта. Мечтали полетать, но не находили возможности. Поэтому если в СМИ будут о нас чаще писать, это будет очень хорошо! Приятно, когда приходят люди, которые тебя понимают, — уверен Евгений.

На сегодняшний день, по некоторым данным, в Алматы насчитывается около 100 пилотов-парапланеристов, постоянно летают человек 30–40.

Летная школа «Самурык» — старейшая в Казахстане, она появилась одной из первых. В штате школы 6 человек. 



Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000