VOX POPULI 30 января, 2015 13:18

Откуда берется интернет?

Откуда берется интернет?
Интернет - технология, соединяющая миллионы людей во всем мире и дающая доступ к миллиардам терабайт данных. Он давно стал частью нашей жизни. Многие пользователи не знают, какой путь проходит информация перед тем, как попасть на компьютер. Vox Populi посетил центр мониторинга компании Beeline и ознакомился с тем, как контролируется работа сети проводного интернета по всему Казахстану.

Экран, установленный в Центре мониторинга Beeline  Казахстан, показывает в режиме реального времени работу всех телекоммуникационных сетей – от границы Казахстана до городских коммуникаций.

О том, какой путь проходят данные, прежде чем появиться на компьютере пользователя,  нам рассказал Технический директор компании ТОО «2Day Telecom» Нурлан Сарсебеков:

— Информация, которую мы просматриваем в интернете, зачастую находится на серверах или компьютерах, находящихся за тысячи километров от нас. Мы читаем новости, не задумываясь о том, что электронный сигнал, доставляющий нам информацию, проходит долгий путь. Прежде чем сигнал попадет в компьютер или планшет, он обрабатывается десятками единиц телекоммуникационного оборудования.  Сигнал, переходя из одной физической среды в другую,  может неоднократно подвергаться трансформации.

В тот момент,  когда мы подключаемся к сети,  происходит соединение нашего модема с модемом провайдера. После этого компьютер связывается с маршрутизатором – устройством,  пересылающим пакеты данных между различными сегментами сети. Маршрутизатор отправляет имя и пароль пользователя на сервер. После успешной авторизации маршрутизатор договаривается с компьютером о протоколе, с помощью которого система будет общаться с другими устройствами в интернете. Провайдер присваивает пользователю IP-адрес, на который будет отправляться вся запрашиваемая информация.

Когда мы вводим в строке браузера адрес сайта, мы обращаемся к веб-серверу, на котором расположен данный сайт. На этом этапе нам необходима помощь DNS-сервера. Дело в том, что привычные для нас имена сайтов используются только людьми. Компьютер же распознает только IP-адреса, состоящие из четырех групп чисел,  разделенных точками. Например, адрес  www.google.com соответствует IP-адресу 64.233.164.147. DNS-сервер помогает преобразовывать доменные имена в IP-адреса. Веб-серверы отсылают нам информацию в виде HTML-страниц, изображений, медиа-потоков, файлов и т.д

Физической средой для передачи информации могут быть волоконные линии связи, спутниковые системы, радиорелейные линии. В данный момент наиболее распространены волоконно-оптические линии. По словам Нурлана Сарсебекова, оптоволокно обладает рядом преимуществ.  Основное достоинство волоконных линий -  высокая пропускная способность, позволяющая передавать информацию на скорости, недостижимой для других систем связи. Кроме того, такая среда считается более надежной - оптические волокна, в отличие от медных проводов, не окисляются и не подвержены слабому электромагнитному воздействию. Эти системы отличаются высоким уровнем информационной безопасности – съем или искажение информации в такой среде сложно организовать и практически невозможно сделать это без прямого физического вмешательства.

Есть у волоконных сетей и свои недостатки - высокая стоимость организации линий связи и немалые эксплуатационные издержки.

Оптоволоконные кабели тянутся на тысячи километров по дну морей и океанов,  соединяя континенты и страны. Этими линиями владеют транснациональные провайдеры первого уровня (компании UUNET, AT&T, MCI, GTE/BBN, Sprint), продающие свои услуги международным и национальным провайдерам.

 На корпоративном рынке услуг связи Казахстана, мобильные услуги и интернет предоставляются под брендом Beeline Business. Интернет закупается напрямую у международных операторов связи (таких, как VimpelCom). Общая пропускная емкость этих стыков составляет  150 гбит/сек. В случае неисправности одного из них, сеть автоматически переключится на другой. Для того, чтобы подстраховать услугу на стороне клиента, Beeline Business запустил первый в корпоративном сегменте Казахстана продукт, объединивший фиксированную и мобильную связь. Сервис «Резервирование офисного интернета через 3G канал» дает гарантию доступа в интернет на постоянной основе благодаря объединению двух независимых технологий доступа: проводной и беспроводной. В случае прерывании интернета по проводному каналу происходит автоматическое переключение на резервный 3G канал.

Магистральная волоконно-оптическая сеть компании объединяет все регионы РК в рамках единой телекоммуникационной инфраструктуры. Общая протяженность магистрали 12300 км.  И из одного конца Казахстана до другого сигнал доходит за десятые доли секунды.

Чтобы отслеживать работу такой обширной сети, а также следить за исправностью каналов телефонной связи,  в 2008 году был открыт Центр мониторинга и управления. На момент запуска он  был первой и единственной  структурой подобного рода в республике.   

Операторы центра круглосуточно следят за состоянием телекоммуникационной сети и качеством предоставляемых услуг. Для того, чтобы операторы могли локализовать неисправность при ее появлении, информация о работе всего оборудования собирается в одном месте. С помощью такой системы мониторинга работники компании могут быстро реагировать на любые аварийные ситуации.

Чаще всего причиной аварийных инцидентов становятся отключения электроэнергии, тяжелые погодные условия, вредительство, сбои в системе. Однако лишь небольшая часть аварийных ситуаций приводит к реальным сбоям сети у пользователей. В случае сбоя или проблем в работе одной системы происходит автоматическое переключение на другую.

Независимо от того, привел ли аварийный случай к сбою в сети или нет, операторы Центра управления немедленно начинают работу по устранению неполадок. Для каждой аварийной ситуации разработан четкий алгоритм действий. Сначала локализуется место аварии и определяется ее причина. Затем оператор начинает работу по устранению или минимизации последствий, координируя работу технической группы на выезде.

Все аварийные ситуации классифицируются по приоритетам важности. При приоритете первой степени неисправность должна быть ликвидирована в течение четырех часов. Максимальное время устранения последствий любой поломки - двенадцать часов с момента оповещения об аварии, независимо от того, где установлено оборудование. Устранением неполадок занимаются группы полевых инженеров, имеющиеся в каждом крупном населенном пункте страны.

Максат Алибаев уже шесть лет работает в Центре мониторинга и управления. В данный  момент он является главным оперативным дежурным смены:

 - Как и во всякой другой работе, у нас бывают авралы. Главное в такой ситуации  - правильно распределить задачи между сменными сотрудниками, полевыми инженерами. Именно это и входит в мои обязанности. Я, как главный дежурный,  собираю данные со всех участков,  закрепленных за каждым отдельным сотрудником.

Главным предметом гордости работников центра мониторинга является высокая надежность сети - 99,96%. Добившись такого показателя,  Beeline стремится постоянно расширять покрытие. В этом году к быстрому проводному интернету были подключены Рудный, Хромтау, Абай и Балхаш.

 - Мы стремимся к тому, чтобы каждый пользователь имел возможность получить интересующую его информацию из любой точки мира за доли секунды. Надежность, качество, конкурентная цена - вот наши главные стратегические задачи,  - добавляет Нурлан Сарсебеков.

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000