VOX POPULI Святослав Антонов 25 октября, 2018 14:30

Острый сувенир: Как рождается нож ручной работы

Острый сувенир: Как рождается нож ручной работы
Фото: Ринна Ли
Журналисты Vox Populi познакомились с настоящим мастером. Он рассказал, как из обычного куска стали сделать удивительный по красоте нож.

Нож — один из первых предметов, созданных человеком. Он может быть не только оружием или полезным инструментом, но и настоящим шедевром, рожденным в руках искусного художника по металлу. Наш герой делает сувенирные и охотничьи ножи с инкрустацией. Они обладают всеми функциональными свойствами и являются прекрасными коллекционными экземплярами. Мы встретились с мастером в центре ремесленников Qazaq-Oner, где выставлены его работы. 


Аян Хасенов
Аян Хасенов

Аяну Хасенову 27 лет лет. Он родом из аула, расположенного недалеко от Жаркента. С самого детства у парня была тяга к творчеству. Аян лепил из пластилина, вырезал статуэтки, шкатулки и сундуки. Несколько лет работал помощником у старого мастера, обучаясь изготовлению народных музыкальных инструментов. Особенно увлекла парня работа с деревом. Имея такой талант, нетрудно определиться с выбором профессии, и Аян поступил в Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева на специальность «художественная обработка дерева». Во время обучения он много работал, часто оставался после занятий и брал дополнительные уроки у известных мастеров.

Путь творческого человека часто ставит его перед нелегким выбором. В колледже Аян увлекся обработкой металлов и ювелирным искусством. Пришлось изменить любимому материалу — дереву. Новое творчество требует других знаний и навыков. Молодой человек поступил в Казахскую национальную академию искусств имени Т. К. Жургенова на факультет художественной обработки металлов. Впрочем, совсем бросать обработку дерева Аян не хотел, уже тогда у него появилась мысль совместить свои навыки. Мастер решил делать изделия, в которых эти материалы дополняли и украшали бы друг друга. 

Аян утверждает, что обучаясь в академии, можно познать только основы тонкого искусства художественной обработки металла. Стать настоящим мастером может только практик, ежедневно занимающийся этим делом. Во время учебы он постоянно работал в разных фирмах и ювелирных мастерских. Помимо заработка удавалось получать советы и узнавать секреты опытных мастеров.

Кроме создания ювелирных изделий у нашего мастера всегда была ещё одна страсть — холодное оружие. В ножах его привлекает не смертоносная сила и власть, а строгость и практичное изящество линий, изысканность и красота декоративной отделки. Особенно Аян полюбил так называемый звериный сакский стиль украшения оружия. У мастера появилась идея попробовать себя в изготовлении ножей. Ножи Аян решил делать непростые, каждое изделие должно было иметь свое уникальное художественное оформление. Дома вечерами он часто рисовал эскизы своих будущих работ.


Аян Хасенов в мастерской
Аян Хасенов в мастерской

Мечта иметь свою мастерскую возникла у Аяна еще во время учебы на первом курсе академии. С тех пор он постепенно собирал все необходимые инструменты, приобретал оборудование. В итоге ему удалось устроить отдельное помещение в собственном дворе.

Аян в основном изготавливает сувенирные ножи. Их главное достоинство в неповторимой внешней отделке. Такой нож — не оружие, в большей степени это художественное произведение и прекрасный подарок. При изготовлении сувенирных ножей физические свойства металла отходят на второй план. Хотя наш мастер в совершенстве владеет искусством закалки и заточки своих изделий.

Свой первый нож, выполненный в национальном стиле, Аян сделал еще четыре года назад, когда обучался на первом курсе академии. Изначально изготовление ножей мастер воспринимал как хобби и большую часть времени занимался ювелирными изделиями. Он делал ножи для себя, но, как правило, раздаривал их друзьям. Красивый нож, изготовленный настоящим мастером, действительно радует глаз. Владеть таким мечтают многие. Так постепенно у Аяна появились первые заказчики.


Заказ ножа — дело непростое. Желающий иметь нож ручной работы сначала должен точно определиться с формой клинка и рукояти, выбрать материалы и виды декоративной отделки. Для создания рукояти используются дерево, кость, кожа, бронза или серебро. Удачное сочетание этих материалов придает готовому изделию более богатый вид. Принимая очередной заказ, мастер внимательно выслушивает пожелания клиента. После этого рисуется эскиз и выбираются материалы.

Для изготовления клинка Аян чаще всего использует сталь У8. Эта углеродистая инструментальная сталь — классический ножевой материал. Высокое содержание углерода делает ее твердой и обеспечивает долгую остроту и отличные режущие свойства. Стальные пластины закупаются у алматинских поставщиков металла. Иногда мастер работает с так называемой слоеной, дамасской сталью. Эта сталь также обладает хорошей прочностью и режущими свойствами. Главное, за что ее ценят многие коллекционеры холодного оружия, это неповторимый узор на поверхности клинка, который проявляется после закалки. Узор создается за счет неоднородностей, которые образуются при соединении пластин стали, обладающих разными свойствами.


Придание формы клинку
Придание формы клинку

Выбрав подходящую пластину, мастер мелом наносит примерный контур будущего клинка. Затем болгаркой убирается всё лишнее, и постепенно изделие приобретает форму. Это еще не нож, а лишь заготовка. Необходимо долго обрабатывать ее, создавая нужную толщину и выводя спуски режущей кромки. Сталь очень твердая, работать с ней трудно. Обработка ведется на специальном станке — гриндере.

Дальше идет закалка. Изначально сталь довольно гибкая и мягкая, свои окончательные свойства они приобретет только пройдя через определенные термические процессы. Аян разогревает клинок в горне, доводя до ярко-красного цвета, и мгновенно опускает его в масло. Клинок закален. Он будет долго держать режущую кромку и надежно служить своему хозяину.

Процесс изготовления клинка завершается шлифовкой. Аян долго обрабатывает лезвие наждачной шкуркой с различным зерном, а после полирует, доводя до зеркального блеска. Работа с клинком закончена, в руках мастера лежит практически готовый нож.

Мастера-ножевики разделяются на две группы. Одни из них работают только с клинком, другие изготовляют рукоятки и ножны. Аян универсальный мастер, он сам оформляет свои ножи. Создание рукоятки — самый интересный и творческий этап. Именно оформление придает ножу законченный вид и вкладывает в него душу.

Рукоятку можно сделать из дерева, рога или кожи. Наш мастер предпочитает работать с деревом. Для отделки ножа используются очень дорогие и ценные породы дерева, такие как черный палисандр, красное дерево, бук. Любимый материал Аяна — орех. Он удобен в работе и имеет потрясающе красивую текстуру.


Нож с костяной рукояткой
Нож с костяной рукояткой

Среди друзей и заказчиков мастера немало охотников. Они, как правило, предпочитают ножи, отделанные костью или рогом. Аян говорит, что работать с рогом проще, чем с деревом, главное — выбрать правильный материал, он легче обрабатывается и практически не трескается. Есть и свои минусы: изделия из кости имеют гораздо более бедную текстуру и выглядят менее эффектно. У мастеров кость и рог, в отличие от дерева и кожи, считаются мертвыми материалами. 

Из большого бруска дерева с помощью электрического лобзика делается заготовка рукоятки. Далее начинается долгая с кропотливая работа стамесками разных форм и размеров. Постепенно снимая стружку, мастер убирает всё лишнее, создавая удобную и красивую рукоятку ножа.

Декоративные накладки сначала делаются из воска. Мастер лепит и вырезает их с помощью особых резцов — штихелей. Каждый элемент оформления создается вручную. Он уникален и не имеет копий.

Восковые макеты обмазываются гипсом, после застывания которого заготовка отправляется в печь. От высокой температуры воск плавится и вытекает, а в гипсе остается полость нужной формы. После этого мастер заливает в полость металл, расплавленный в тигле, удаляет гипс и получает готовое изделие. В дальнейшем этот элемент полируется на войлочном круге. Для изготовления декоративных элементов применяются мягкие металлы, в основном бронза или серебро. Декоративные накладки приклеиваются к рукоятке с помощью эпоксидного клея.

Клинок в рукоятке Аян закрепляет вставным способом. Для этого в ней сверлится отверстие, куда вставляется хвостовик клинка с заранее приваренной резьбой. Хвостовик дополнительно фиксируется специальным болтом. Сверху рукоятка украшается тыльником, он усиливает ее и маскирует соединение с клинком, придавая ножу законченный вид. Некоторые модели ножей кроме тыльника оснащаются гардой, она находится в верхней части рукоятки и, помимо декоративных функций, защищает руку владельца от соскальзывания и случайного пореза.


Для каждого ножа отдельно изготавливаются ножны. В основном они делаются из кожи или дерева. Аян берется только за изготовление деревянных ножен, заказы на кожаные он отдает знакомым художникам, работающим с этим материалом. Ножны имеют не только практическое значение как чехол для клинка, но и служат своеобразным художественным дополнением. Порой они украшаются богаче самого ножа и стоят намного дороже.

В оформлении ножей Аян предпочитает звериный стиль. Этот стиль у нас принято называть сакским. Узоры и орнаменты в нем складываются из условного изображения фигур животных и птиц. В своем творчестве мастер вдохновляется предметами, найденными в сакских курганах. Он часто посещает музеи, где подолгу рассматривает изделия древних мастеров. В его библиотеке есть несколько альбомов с фотографиями археологических сокровищ, найденных на территории Казахстана.



Декоративное панно работы Аяна
Декоративное панно работы Аяна

Производство ножей Аян не считает своей основной деятельностью, но помимо них занимается ювелирными изделиями и различной сувенирной продукцией. Ножи он делает в свободное время. На изготовление простого ножа уходит примерно неделя, бывают и более сложные экземпляры, на создание которых требуется месяц кропотливого труда.

Цены готовых ножей имеют очень широкий разброс. Стоимость может колебаться от 20 000 тенге за самый простой нож до 700 000 тенге за нож, отделанный серебром и драгоценными камнями. Такие изделия, конечно, являются сувенирами и заказываются в качестве дорогого подарка.

Заказать нож у Аяна непросто, он часто отказывается от выгодных предложений из-за нехватки свободного времени и коротких сроков. Изготовление уникального, штучного продукта ручной работы не терпит суеты и требует вдохновения.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY