VOX POPULI Святослав Антонов 11 сентября, 2015 10:00

Огонь в глазах

Tesla Art Lab
Tesla Art Lab
Фото: Тимур Батыршин
Всех нас с детства учили не играть с огнем, но есть смельчаки, пренебрегшие этим советом. Артисты огненных шоу, или, проще говоря, фаерщики, с помощью огня и нехитрого реквизита создают потрясающие по красоте представления. Мы решили окунуться в жизнь одного из таких коллективов.

Сай Афзали
Сай Афзали

Tesla Art Lab возникла около пяти лет назад из группы энтузиастов, увлеченных контактным жонглированием, а именно той его разновидностью, которая известна широкой аудитории, как фаер-шоу. Лидер группы Сай Афзали одним из первых в нашем городе начал «играть с огнем».

— Это увлечение появилось у меня восемь лет назад. Подобному оригинальному жанру у нас нигде не обучают, и пришлось осваивать это дело самостоятельно. Нашел нескольких ребят, которые так же хотели овладеть этим искусством. В то время  уровень наших фаерщиков был достаточно низким. Мы смотрели видеоролики, впитывали всю доступную информацию. Некоторые вещи придумывали самостоятельно в процессе тренировок. Фактически изобретали велосипед, ведь все техники работы с реквизитом известны, но мы просто не знали о них. Поначалу жонглировали различными предметами, но обучившись базовым элементам, добавили огонь. У нас не было идеи зарабатывать на этом деньги. Мы тренировались в парках, на площадях и на других открытых площадках. Многие зрители стали подходить после выступлений и интересоваться, кто мы. Некоторые из них предлагали выступить на различных мероприятиях. Так хобби постепенно превратилось в средство основного заработка.


Выступление на фестивале огненных шоу
Выступление на фестивале огненных шоу

Поначалу заказов у начинающих огненных артистов было не так много. Оригинальный жанр был не столь востребован в отечественной индустрии развлечений. Многие просто на знали, что такое фаер-шоу. Однако, выступая на различных ивентах, группы, подобные коллективу Сая, постепенно популяризировали свое мастерство. Спрос на фаер-шоу повышался, а уровень артистов рос.

Ребята решили не останавливаться на достигнутом и продолжить творческий рост. Они начали создавать полноценные номера, постановки, имеющие сюжет и концепцию. Для этого участникам коллектива нужно было пригласить хореографов и сценаристов, освоить актерское мастерство, приобрести необходимое оборудование, задействовать костюмеров и стилистов. Им требовалась более структурированная организация. Именно тогда и была создана компания Tesla Art Lab.



Артисты Tesla с самого начала сделали ставку на продуманные сюжеты и хорошую режиссуру. Они усложняли постановки, на сцене демонстрируя зрителям законченные истории со своей драматургией.



В какой-то момент компания решила сделать упор на новый тип выступлений — световые шоу. Вместо огня в них применяется реквизит и костюмы, светящиеся в темноте при направленном ультрафиолетовом свете.



Коллектив Tesla принимал участие в масштабных событиях. Они участвовали в промо-туре компании Tele2, выступали на Дне города в Туркестане и Таразе, демонстрировали свои программы на сценах Международного фестиваля кукольных театров и фестиваля «Алматы — Гул кала». Одним из последних на сегодняшний день стало яркое выступление на церемонии закрытия Международной олимпиады по информатике, проходившей в  Алматы.



Tesla Art Lab является постоянным участником фестиваля фаер-шоу «Жалынды жол — Пламенный путь» в Караганде. Его ежегодно организует одна из сильнейших команд фаерщиков страны — «Куба». В 2014 году шоу «Duo» от Art Lab была присуждена победа в номинации «Лучшая постановка». Сейчас ребята планируют представить Казахстан на Киевском фестивале огня, самом известном чемпионате фаерщиков на территории СНГ.



Сейчас у компании довольно плотный график. Артисты дают до 15 выступлений в месяц.


Световое шоу «Марионетки»
Световое шоу «Марионетки»

Бизнес, связанный с огненными и световыми шоу, требует значительных вложений. Компания уже потратила около шести-семи миллионов тенге только на закупку оборудования и подготовку костюмов. Большая часть реквизита покупается в странах ближнего и дальнего зарубежья. Его изготовляют представители субкультуры фаерщиков, бывшие и действующие огненные артисты, организовавшие небольшие мастерские, чтобы удовлетворить потребности своих коллег.

Практически сразу после регистрации компании было найдено подходящее офисное помещение. В просторной комнате разместился зал для тренировок. В соседних комнатах хранится реквизит, а на небольшой площадке на улице по вечерам проходят репетиции фаер-шоу.


Тренировка артистов Tesla
Тренировка артистов Tesla

Для огненных артистов тренировка начинается с простой разминки.

Позже они переходят к работе с предметами. Весь реквизит на профессиональном жаргоне подразделяется на тренировочный и боевой. По виду они достаточно схожи. В первую очередь трюки отрабатывают на тренировочном, и только после многократного повторения пробуют сделать их на зажженном — боевом. 


Тренировка с пои и обручем
Тренировка с пои и обручем

С каждым организатором мы подписываем договор и райтер, в котором есть много пунктов по технике безопасности. В случае несоблюдения наших условий и неготовности площадки для выступления мы можем отказаться от него.

Расписание профессионального фаерщика — это практически полноценный рабочий день. Если нет выступлений, то ребята тренируются по семь часов в сутки, отрабатывая новые номера и освежая в памяти старые.

Обучение мастерству огненного искусства требует упорства и времени. В среднем на освоение базовых 10–12 элементов уходит два месяца. Это основа кручения и жонглирования различными предметами. Фаерщиков еще называют спиннерами (от слова spin — крутить). Нужны годы, чтобы отточить свои навыки и превратить набор технических элементов в настоящее шоу. Помимо непосредственно кручения, артисты посещают уроки хореографии и актерского мастерства. При отборе кандидатов на выступление в составе коллектива приветствуется наличие танцевального или спортивного прошлого.

В нынешнем составе коллектива Tesla Art Lab работают четыре девушки и один парень. Такой состав группы на первый взгляд удивляет, но Сай говорит, что еще на заре зарождения фаер-культуры в нашей стране среди спиннеров было больше девушек, чем мужчин.


Огненый куб
Огненый куб

На выступлениях используется самый разнообразный реквизит. Тут можно встретить огненные обручи, юбки, зонты. Некоторые конструкции, такие как куб, каждая грань которого поджигается, требуют особого мастерства и осторожности при использовании в шоу.

Костюмы для фаер-шоу шьются по индивидуальному заказу в зависимости от тематики программы. При их изготовлении стараются использовать негорючие ткани.

Для проведения фаер-шоу требуется отделенная от зрителей техническая зона. Именно здесь поджигают и тушат реквизит, а также стряхивают лишнее топливо.

При организации огненного шоу особенно важно соблюдение всех правил безопасности.

— На каждом нашем выступлении есть технический специалист, который согласует и организует безопасную площадку. На всякий случай рядом с артистами всегда находятся огнетушители. С фаер-шоу мы выступаем только на открытых площадках, где нет ничего постороннего, вроде деревьев или не согласованных заранее технических конструкций. Площадка для выступления огораживается от зрителей на безопасном расстоянии. Ее площадь зависит от числа артистов. Если выступают четыре человека, то она должна быть не меньше 16 квадратных метров. Минимальная зона безопасности — три метра с каждой стороны. С каждым организатором мы подписываем договор и райтер, в котором есть много пунктов по технике безопасности. В случае несоблюдения наших условий и неготовности площадки для выступления мы можем отказаться от него. Когда мы работаем на сцене, то представляем не только свою группу, но и всех фаерщиков СНГ. Если у нас произойдет какое-то ЧП, то все останутся без работы. Вы, наверное, помните случай с клубом «Хромая лошадь» в России. Там фаерщиков вообще не было, пожар произошел по причине неосторожности самих администраторов, однако после этого инцидента заказов на огненные шоу на рынке не было в течение длительного времени. Все коллективы остались без работы. Мы не можем так подводить себя и коллег.

В качестве топлива для поджигания реквизита используется особый вид очищенного керосина. Он обладает не столь сильным запахом, и при горении меньше чадит.


Подготовка пои к выступлению
Подготовка пои к выступлению

Реквизит представляет собой самые различные предметы, снабженные специальными фитилями. Фитиль изготавливают из асбестового шнура, кевлара или керамического волокна. Тушат реквизит, накрывая его специальной огнеупорной тканью.

Один из самых распространенных видов огненного реквизита называется «пои». Это два шара-фитиля, подвешенных на цепь. Фактически именно с них началась история фаер-шоу. Новозеландские племена маори использовали подобные шары в своих ритуальных танцах. В XX веке эту технику у аборигенов переняли австралийские бродячие цирки, добавив новые виды реквизита. К 60-м годам огненное шоу уже распространилось в Европе и США. Эти выступления были на ура приняты хиппи, и фаер-шоу стало частью их субкультуры. В более поздний период сформировалась отдельная субкультура фаерщиков, а сами огненные представления начали широко использоваться в индустрии развлечений.


Огненный цветок, созданный с помощью вращения
Огненный цветок, созданный с помощью вращения

При помощи пои Сай создает настоящие картины в воздухе. Из огня рождаются цветы, крылья и другие элементы.

— Мы не глотаем огонь и не плюемся им. Это уже факирство. Некоторые люди совмещают его с фаер-шоу, но мы не делаем этого. На самом деле, глотание топлива в любом случае наносит вред организму. Недавно один мировой спец в этом деле, обладатель нескольких рекордов Гиннесса, сжег себе пищевод. Иногда даже такие профи ошибаются, поэтому наш коллектив отказался от подобных трюков. При этом экстремальная составляющая нашей профессии от этого не становится меньше. Свои опасности в любом случае есть, и нужно всегда быть начеку.


Элемент «крылья ангела»
Элемент «крылья ангела»

Одна из разновидностей пои называется «косы». Вместо шаров здесь длинные фитили, начинающиеся практически от ручки. Такой реквизит нужно постоянно крутить, иначе он начинает жечь руку.

Другой популярный у спиннеров реквизит — «стафф». Это металлический шест с фитилями на обоих концах. Искусный фаерщик также с его помощью может создавать огненные узоры, хотя техника владения этим предметом больше напоминает элементы из боевых искусств.

Одним из самых впечатляющих  элементов со стаффом является подбрасывание его в воздух. В этот момент пламя разгорается особенно ярко, освещая всю площадку и почти доходя до зрителя. Наблюдатель не может остаться равнодушным после этого трюка.


Огненный воротник
Огненный воротник

Девушки довольно часто используют в выступления огненные воротники и платья. В таком наряде они изящными движениями исполняют завораживающий огненный танец.

Также весьма популярны огненные веера. Это металлические конструкции, состоящие из спиц с фитилями на концах. Вращая пару таких вееров, артист может создавать рисунки и фигуры из огня.


Лидия Мельник
Лидия Мельник

Лидия Мельник выступает в коллективе Tesla Art Lab уже четыре года. Его состав периодически меняется, некоторые артисты решают заняться другим делом, но Лидия остается верна своей профессии.

— По специальности я — видеооператор, и некоторое время работала в этой сфере. Однажды нам заказали сделать промо-ролик ребят из Tesla. Мне так понравилось их выступление, что захотелось участвовать в нем. Я пришла на отбор и показала все, что умею. На тот момент уже десять лет занималась танцами, так что хореографические навыки были. Команда взялась обучать меня мастерству жонглирования и владения огненным реквизитом.

— Обучение шло достаточно быстро, так как у меня была неплохая координация и физическая база. Тем, кто занимается интенсивно, базовые навыки даются легко. Меня охватил азарт и желание освоить что-то новое. Сейчас основная мотивация для меня — возможность выразить себя через выступления.


Аля Кислицина
Аля Кислицина

Аля Кислицина пришла в коллектив из модельного бизнеса. Она интересовалась фаер-шоу и, когда узнала новость о наборе группы в школу огненного мастерства при команде Tesla, решила воспользоваться таким шансом.

— Я давно хотела участвовать в каком-то ярком и красивом шоу, и огненные представления оказались как раз тем, что мне было нужно. Со мной в группе занималось шесть человек, но в команде осталась я одна. Для освоения этого мастерства нужно было упорство, приходилось по много часов оттачивать элементы на тренировочном рекизите. Однако освоить актерское мастерство было даже сложнее, чем обучиться технике жонглирования.

— Помню день, когда мне в руки впервые дали горящий реквизит. Ты вроде знаешь, что с ним делать, но все равно чувствуешь естественный страх перед огнем. Постепенно я преодолела его в себе и выполняла те трюки, которые уже умела делать. Через год я начала выступать в составе коллектива. Я получаю удовольствие от тренировок и атмосферы в группе. Из всего реквизита мне особенно нравится обруч.


Любовь Киреева
Любовь Киреева

Самой молодой участнице коллектива всего семнадцать лет. Любовь Киреева — мастер спорта по гимнастике, 11 лет отдала этой дисциплине. Она начала обучаться жонглированию две недели назад. Девушка пока не участвует в огненных шоу, но уже успела выступить в световых представлениях

— Занимаясь гимнастикой, я завоевывала первые места на соревнованиях в Казахстане, России и Турции. После этого некоторое время проработала в цирке в качестве воздушного гимнаста. Потом увидела объявление, что в коллектив Tesla Art Lab требуется новый артист. Долгое время не решалась прийти на кастинг, но потом все же переборола свой страх. Показала все, что умею, и в тот же вечер мне позвонили и предложили работу. Сейчас я только обучаюсь искусству жонглирования предметами, хотя более опытные коллеги говорят, что у меня хорошо получается. Видимо, помогает спортивная база, умение владеть своим телом, хорошая координация. Возможно, уже через месяц начну выступать с огнем. Уже выступала на двух мероприятиях, демонстрируя акробатические трюки. Пока мне здесь все нравится, команда хорошая. Ну и, конечно, процесс работы и тренировок совсем другой. Спортсмена чаще всего эксплуатируют и выжимают по полной ради результата. Здесь тебя не принуждают ни к чему, относятся с пониманием. Думаю, больше всего в этом деле меня привлекает разнообразие, возможность постоянно осваивать что-то новое.

Во время огненных представлений чаще всего на сцене выступает одновременно два-три артиста. В это время другие «перезаряжают» свой реквизит, окуная фитили в топливо. Обычно время горения реквизита составляет от двух до девяти минут, а шоу может длиться до двенадцати минут.


Световые вееры
Световые вееры

Помимо фаер-шоу, одним из основных направлений деятельности Tesla Art Lab стали световые представления. Свет, в отличие от огня, дает больше возможностей для развития драматургии и сюжета. Группа ставит настоящие спектакли со светом.

При работе в световом шоу применяются специальные костюмы и маски. На них нашивают накладки ярких, ядовитых цветов, например, зеленого, оранжевого и розового. В ультрафиолетовом спектре эти цвета отражают свет, образуя эффект подсветки.

Группа использует несколько ультрафиолетовых ламп мощностью 400 Ватт. Они освещают костюмы и реквизит, высвечивая отдельные их элементы.


Акробатический номер в постановке «Alfa»
Акробатический номер в постановке «Alfa»

Каждая световая постановка коллектива имеет свою стилистику и сюжет. Номера богаты хореографическими и акробатическими элементами. Жонглирование и реквизит играют здесь не главную роль.

Большинство реквизита здесь аналогично огненным представлениям, но есть и несколько уникальных предметов, характерных именно для световых шоу. К примеру, «бугенги» — изогнутые S-образные стаффы. При их кручении создается психоделический эффект, поэтому они также известны, как пси-стаффы.

Первым световым шоу группы стала постановка «Alfa». Это небольшая фантастическая зарисовка из жизни инопланетной расы, напоминающей смесь «хищников» и персонажей «Матрицы». Шоу характеризуется мощной музыкой и стремительным движением.


Постановка «Alfa»
Постановка «Alfa»

С этой программой коллектив не раз выступал на различных площадках.

Начав эксперименты с различными шоу-программами, компания Tesla Art Lab освоила технику световых картин. Это рисунки, создаваемые с помощью обычного фонарика на специальном светочувствительном полотне.


Световая картина
Световая картина

Номер идет, как дополнение к шоу-программам или отдельное шоу. Он имеет большой коммерческий потенциал, так как художник может написать потрет человека, с помощью света рассказать историю любви или историю бренда. Услуга особенно популярна на свадьбах, днях рождения и юбилеях компаний.


Костюмы для постановки «Короглы»
Костюмы для постановки «Короглы»

Одной из самых популярных программ коллектива стала световая постановка «Короглы». В ней используются казахские национальные костюмы.

Сюжет заимствован из истории и легенд. Артисты по-новому интерпретируют национальные мотивы, представляя их в качестве яркого шоу. Постановка проходит под музыку фольклорного ансамбля «Туран». 

Постановка состоит из отдельных модулей, показывающих сцены любви, танца казахских девушек и соперничества батыров.


Битва батыров в постановке «Короглы»
Битва батыров в постановке «Короглы»

Артисты изящно адаптировали свой реквизит под национальную тематику, к примеру, создав световое копье.


Танец девушек со световыми лентами в постановке «Короглы»
Танец девушек со световыми лентами в постановке «Короглы»

От изящного танца со световыми лентами захватывает дух.

Выступления и программы группы зависят от сезона. Сейчас они чаще всего выступают на свадьбах, зимой растет число корпоративов, а весной наступает время презентаций различных продуктов. Так как ребята работают достаточно давно, их выступления представлены в недешевом сегменте. Цена программы в среднем от 130 до 200 тысяч тенге, в зависимости от количества артистов, принимающих участие в номере.

Коллектив хочет выйти на большие сцены. Сейчас ребята работают над масштабной постановкой продолжительностью около часа, включающей живых музыкантов и танцевальную группу. Из-за плотного графика работа над новым шоу завершится только в следующем году. После этого его хотят показать в разных уголках страны и за рубежом. Участники Tesla Art Lab мечтают, что когда-нибудь им удастся создать программу уровня знаменитого Cirque du Soleil и достойно представить уровень казахстанских артистов оригинального жанра на мировой арене. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000