VOX POPULI Асем Калтаева 2 июля, 2015 08:00

Один день из жизни велокурьера

Один день из жизни велокурьера
Фото: Тимур Батыршин
Знакомьтесь, это — Тимур Мухтаров. В свои 24 года Тимур является основателем проекта «Велокурьеры Алматы». Три года назад он приехал из Уральска в южную столицу простым туристом, не думая о том, что задержится надолго и даже создаст здесь семью. Сегодняшний день мы проведем с Тимуром и узнаем все о работе велокурьера... и не только.

— Если уж говорить о профессии, то учился я на маркетолога. Им, по сути, я и являюсь. А еще я мусульманин и просто хороший парень. Ну, по крайней мере, надеюсь, — со скромной улыбкой говорит о себе Тимур.

Несмотря на то, что сейчас в рамках основанного Тимуром проекта трудятся еще три велокурьера, иногда он и сам доставляет заказы. И сегодня именно такой день.

Утро велокурьера начинается с экипировки. Каждый курьер использует свой собственный велосипед, и свои средства безопасности.

В нашем городе очень часто бывают пробки. Что говорить, Алматы с 8 утра до 8 вечера и есть одна большая пробка. Простаивая в одной из таких тянучек, у меня и появилась идея создания двухколесной доставки.

Единственное, что им предоставляет компания — это специальные рюкзаки. Максимальный вес груза, который может доставить велокурьер, составляет 5 килограммов.

К слову, в рюкзаке Тимура сегодня несколько книг, которые скоро обретут своих хозяев. Кроме этого двухколесный транспорт осуществляет доставку цветов, необъемной одежды, документов.

— Если честно, то я не очень хороший велосипедист, — признается наш герой.

Зато трое ребят, работающие курьерами, не считают сложным часами крутить педали. Они — те самые велосипедисты, которые наслаждаются своей работой. Чтобы лучше понять их, Тимур посоветовал нам посмотреть фильм «Срочная доставка».

Итак, мы отправляемся вслед за нашим курьером. Помимо тех, что уже в сумке, Тимуру нужно забрать еще одну посылку.

Для навигации, как и многие другие жители города Алматы, велокурьеры используют 2ГИС. Также Тимур пользуется приложением «Mapper.kz», которое позволяет ему следить за местоположением своих курьеров.

Как гласит история, первые велокурьеры появились на Парижской фондовой бирже к концу XIX века. А в Америке первая велокурьерская компания была зарегистрирована в далеком 1945 году.

— Алматы созрел для велокурьеров, — считает Тимур. — В нашем городе очень часто бывают пробки. Что говорить, Алматы с 8 утра до 8 вечера и есть одна большая пробка. Простаивая в одной из таких тянучек, у меня и появилась идея создания двухколесной доставки. Наверное, иначе и быть не могло, — вспоминает он.

— «Велокурьеры Алматы» функционирует с мая 2014 года. Тогда у нас был один курьер и 2 постоянных клиента. Но учитывая то, что характер бизнеса сезонный, проект приходилось сворачивать на зиму. Получается, с 2015 года надо было начинать все сначала. Я снова искал и курьеров, и клиентов.

Этот год для «Велокурьеров Алматы» начался с участия в проекте «Построй свой бизнес». Тимур не выиграл грант, но получил хороший PR, благодаря которому у него появилось несколько постоянных клиентов. Это и модный интернет-магазин «bottlepop.net», и цветочный бутик «Floristik», и книжный магазин «Probook.kz».

Каждый постоянный клиент, за которым закреплен определенный курьер, предоставляет минимум по четыре посылки в день. Поэтому никто не остается без дела.

Помимо ежедневных заказов постоянных клиентов, в течение дня бывают и разовые доставки. Например, как сейчас. Мы уже добрались к дому заказчика.

На данном этапе развития «Велокурьеры Алматы» отказались от офиса. Все заказы оформляются либо онлайн, либо по телефону и доставляются в день заказа (в крайнем случае, на следующий день).

Но мы стараемся ничего не откладывать на потом.

Получив коробку, сразу едем по указанному адресу, чтобы доставить заказ.

Адресная велодоставка делится на два типа, и одна из них называется «B2C». Другими словами это курьерская услуга для физических лиц, которая стоит 700 тенге. Именно такую доставку сейчас осуществляет Тимур.

— На самом деле проект начинался без каких-либо ожиданий. Даже сейчас я не могу сказать, что у меня есть какие-то финансовые планы на этот счет, — объясняет основатель «Велокурьеров Алматы».

Кроме тех велокурьеров, которые работают в штате, есть также молодые ребята, желающие подзаработать. В те моменты, когда все три курьера заняты своими доставками, Тимур часто обращается к этим любителям езды на велосипеде. Все деньги за услугу они забирают себе. Такое вот взаимовыгодное дело!

Возраст в этой работе не так важен. Главное, что объединяет всех велокурьеров — любовь к двухколесному коню. Например, самому молодому курьеру — 18, а самому старшему из них — 37 лет.

Согласно правилам дорожного движения, велосипедисту запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам. Но часто мы сталкиваемся с обратной ситуацией. Известно, что специальная велодорожка в городе — только по проспекту Абая. По всем остальным улицам нужно ездить по дороге, что, к сожалению, не всегда получается.

Удобство велосипеда в том, что его можно припарковать максимально близко к любому зданию. При этом не волноваться за сохранность.

Данияр — первый человек, который должен получить посылку сегодня. Оказалось, он даже не знал о доставке. Поэтому нам пришлось немного подождать его возле рабочего кабинета.

Даже взяв в руки и начав распаковывать коробку, Данияр недоумевал, что происходит. Но на вопрос «Не было ли у вас недавно дня рождения?», он произнес твердое «Нет!».

— Может это испытание вашей услуги, — предположил он, пока не увидел надпись «мужу».

— Вчера вечером жена сказала «завтра ты будешь удивлен», а я просто не обратил внимания. Теперь я все понял, — смеется Данияр.

Кто же не любит приятные сюрпризы? Красиво упакованный и подписанный подарок от жены, которая утром проводила на работу... И правда, нужно уметь устраивать маленькие праздники в обычные будни.

На такой доброй ноте мы расстались с первым клиентом. Поехали дальше!

Теперь мы должны доставить книги постоянного клиента — «Probook». Это уже другой вид курьерских услуг, который называется «B2B». Он ориентирован на бизнес клиентов и стоит 500 тенге за один заказ.

Периметр развозки ограничивается в квадрате улиц Саина — Аль Фараби — Достык — Райымбека. Каждый километр за пределами этого квадрата прибавляет к сумме доставки по 200 тенге.

Книжный интернет-магазин «Probook» не просто постоянный клиент «Велокурьеров Алматы». О связи этих двух видов деятельности Тимур обещает рассказать немного позже.

За время существования проекта сменилось очень много работников. Раньше велокурьеры получали определенный процент от стоимости доставки. В результате они не относились к работе ответственно и серьезно.

Вот уже как месяц доставку осуществляют три постоянных курьера. Их зарплата составляет 60 000 тенге в месяц независимо от количества доставок. В день каждый велокурьер выделяет около 4-5 часов для развозки.

— На данный момент все, что зарабатывается, идет на развитие проекта. Еще и на «чизбургер» хватает, — говорит основатель проекта Тимур.

Начав развозку в 10 утра, мы закончили все ближе к обеду, и, конечно, поехали за «чизбургером». Тимур, который, как мы помним, представился маркетологом, рассказал о всех своих проектах за вкусным обедом.

Разделив свою деятельность на два вида, Тимур начал с социально полезных проектов:

— Помимо «Велокурьеров Алматы», я являюсь основателем книжного интернет-магазина «Probook». «Probook» стартовал в начале июня этого года. Я возлагаю на него большие надежды, потому что этот вид торговли мне ближе всего. Ну и веет от него какой-то благородностью. А если говорить о прибыльных проектах, то это «iGazon.kz». Я начал заниматься торговлей искусственным газоном и прочими его комплектующими с весны 2014 года, — говорит Тимур.

Он ласково называет «iGazon» своим кормильцем. Именно этот бизнес позволяет ему заниматься такими общественно полезными делами, как велодоставка и продажа книг.

После обеда мы отправились вместе с Тимуром в ближайшую мечеть. Он рассказал нам о том, как он пришел к исламу. В Уральске, родном городе Тимура, он как-то обратил внимание на мусульман, которые приезжали в мечеть на шикарных автомобилях. «Сделать большие деньги разными способами не сложно, — считает наш герой, но заработать их честным трудом, будучи правоверным мусульманином — совсем другое дело», — задумался он тогда.

По словам Тимура, каким бы ни был приход человека к исламу, когда он начинает изучать религию и практиковать ее, все становится на свои места.

— Я хочу, чтобы мечеть была местом, куда приходят успешные люди, — искренне желает Тимур.

Тимур из тех людей, которые считают, что бизнес лучше делать, не вмешивая друзей и родственников. Поэтому все проекты он реализует в одиночку.

Для него больше важна поддержка жены Карлыгаш и маленькой дочери Мариям. Когда немного спадает жара и завершается вся работа, они любят вместе гулять в парке.

Так подошел к концу очередной день из жизни велокурьера.

«Всевышний не изменит положения дел людей, пока они не изменят самих себя» — с таким жизненным кредо Тимур шагает в новый день к новым успехам.

Поделись
Асем Калтаева
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000