VOX POPULI Жанна Ахметова 2 сентября, 2015 08:00

Один день из жизни сотрудников ДПС

Один день из жизни сотрудников ДПС
Фото: Мухтар Жиренов
Обычно репортажи из этой рубрики мы начинаем с завтрака нашего героя на кухне его квартиры. Но с неторопливого кофе начать свой день могут себе позволить банковские работники, гинекологи, айтишники, журналисты и сотни людей других профессий. Только не инспекторы ДПС. Так теперь называются бывшие сотрудники ГАИ. Эти ребята должны быть на построении во всей своей форменной красе уже в 6:30. Мы решили пожертвовать своим сном и томным завтраком и выйти в смену вместе с ними. От начала и до конца.

Утренний развод сотрудников ДПС, Алматы
Утренний развод сотрудников ДПС, Алматы

В этот день нам предстояло провести 10 часов в автомобиле напарников: капитанов полиции Марата Уаяжанова и Галыма Смагулова — двух сотрудников спецбатальона ДПС Алматы. Ребята, как и мы, узнали об этом уже на разводе, когда командир батальона распределял задачи на день всем сотрудникам. Инспекторы не сильно обрадовались такому тесному сотрудничеству с журналистами на целый день, но приказ есть приказ.

На построении, в 6:30, присутствуют все — как рядовые сотрудники, так и офицерский состав. Исключение составляют лишь отпускники и заболевшие. Комбат информирует о планах на день, о происшествиях за ночь, угнанных и найденных машинах. В планы сотрудников спецбатальона, как правило, входит сопровождение первых лиц государств и премьер-министров, патрулирование улиц специального значения, таких как Фурманова, аль-Фараби, Суюнбая, ВОАД, Кульджинский тракт и несколько участков других улиц. Также батальон выделяет машины для сопровождения автобусов с детьми или траурных церемоний известных деятелей страны, но по письменному заявлению.

Перед тем как пойти на построение, все сотрудники получают под роспись табельное оружие. Патроны считаются, проверяются, сотрудник ставит подпись и идет на развод.

В оружейной комнате не должно находиться более двух человек, поэтому за дверью всегда образовывается небольшая очередь.

После построения мы идем в гараж за машиной.

Если «патрулька» грязная, то она загоняется на специальную мойку при здании Административной полиции.

У инспекторов даже есть своя заправка. Никогда не задумывалась над этим вопросом, но, конечно же, это правильно: машины ДПС всегда должны ездить с полным баком.

Все разъезжаются патрулировать город.

В верхней части улицы Фурманова, перед ТЦ Рамстор, полицейские заметили строителей, которые разбирали тротуарную плитку. К сведению читателей, любые работы на этих улицах проверяются на наличие разрешительных документов. Да, на спец-улицах на это реагируют молниеносно. Если бы такой контроль был по всему городу, Алматы вошел бы в пятерку лучших городов мира для комфортного и безопасного проживания.

Едем дальше. В центре города, под пристальным оком вездесущих камер и множества экипажей ДПС, да еще при взгляде из окна патрульной машины, складывается ощущение, что везде идеальный порядок и в Алматы вообще нет нарушителей ПДД.

Только мы начали скучать, как дверь впереди идущего автомобиля открылась и водитель смачно сплюнул на проезжую часть. «БМВ, три пять восемь, примите вправо», — произнес в громкоговоритель Марат. Составили протокол, штраф — 5 МРП. Нарушитель был очень удивлен и разочарован. Видимо, он не знал, что плевать на улицах города не только некрасиво, но и противозаконно. Сотрудники ему разъяснили то, что должна была объяснить мама еще в детстве.

Мы отправились дальше. И буквально через несколько минут инспектор заметил автомобиль с установленными на передних окнах шторками.

В ПДД прописано, что установка дополнительных элементов, ограничивающих обзор водителю транспортного средства, запрещена. Владельцу автомобиля со шторками был выписан штраф в размере 5 МРП. Но Руслан, водитель машины, не согласен с протоколом, о чем и написал в документе.


Руслан, автолюбитель
Руслан, автолюбитель

И даже изъявил желание дать нам комментарий:

— С нарушением, которое мне только что было озвучено инспектором, я категорически не согласен. Считаю, что это абсолютно необоснованно по букве закона. В правилах дорожного движения есть конкретный пункт 7.4., в котором четко и ясно написано следующее: «Запрещается установка дополнительных предметов, ограничивающих обзорность с места водителя, влекущих опасность травмирования участников дорожного движения».

Так вот, во-первых, то, что установлено на моем автомобиле — это предмет, никаким образом не влияющий на мою обзорность. Как вы видите, половина окна абсолютно не закрыта, и я всегда могу увидеть, что происходит справа и слева. Кроме того, шторка имеет крупную перфорацию, что также удобно, поскольку через нее все прекрасно видно.

Во-вторых, чтобы выписать штраф за предполагаемое правонарушение, сотрудник дорожной полиции должен установить факт того, что шторка или любой другой предмет действительно создает препятствия обзорности. И уже после этого выписать штраф обоснованно. Помните, как раньше при претензиях к тонированным окнам инспекторы должны были иметь при себе специальный сертифицированный аппарат, который давал заключение о светопропускных характеристиках тонировочной пленки, и только тогда можно было доказать, что тонировка не соответствует нормам? Так же и здесь. А не выписывать штрафы, трактуя ПДД, как удобно инспектору.

Руслан обещал нам сообщить, чем закончится этот спорный, по его мнению, вопрос. А мы, в свою очередь, расскажем об этом вам.


Кульджинский тракт, Алматинская область
Кульджинский тракт, Алматинская область

Затем мы выехали на Кульджинский тракт, в простонародии — на Кульджинку. И тут же нам попался один лихач, который, видимо, спешит больше, чем сотни других водителей. А может, он думает, что его IQ равен 200, и он один «догадался» так поехать?

Первая реакция у нарушителей в тот день была одинаковой — все сразу начинали кому-то звонить. На это было весело смотреть даже сотрудникам полиции. Но через пару минут, поняв, что вместе с инспекторами сегодня и представители СМИ, водители делали каменные недоуменные лица и молча подписывали протоколы.

На самом деле, сотни других водителей знают, что спецполоса на этом участке трассы предназначена для спецтранспорта, такого как кареты скорой помощи или машины ДПС. Торопыге выписали штраф за нарушение разметки, 5 МРП. Он не стал оспаривать сей факт, подписал протокол и поехал дальше, не спеша. Все равно уже опоздал везде, куда так торопился.

Мы поехали дальше. На кольце с нами поравнялся большой красивый черный джип, у которого все окна были затонированы, что называется, вкруговую. Инспектор попросил водителя джипа прижаться вправо. Удивительное дело, водитель внедорожника вышел к сотрудникам такой радостный, словно его остановили друзья, а не полицейские. Но увидев нас, владелец тонированного авто приуныл.

Затем все было, как в хорошо отрепетированном танце. Протокол, требование сотрудника ДПС сию же минуту снять тонировку, полное согласие с нарушением и снятие с уничтожением тонировочной пленки хозяином автомобиля, роспись в протоколе, вежливое пожатие рук — и по машинам.

Никаких протестов и споров. Нам даже показалось, что нарушитель сказал сотруднику: «Спасибо!» Но не стану этого утверждать.

Нам также разъяснили, почему в последнее время увеличилось количество машин, у которых на лобовом стекле стоит так называемый антиблик, который похож на запрещенную тонировку. Дело в том, что в ПДД прописано: «Запрещено устанавливать дополнительные предметы, закрывающие обзор…», — и тогда наши водители решили заказывать машины от производителей, где уже на заводе устанавливают такие стекла. Получается, что владелец авто сам ничего не устанавливал и закон не нарушает. Вывод один: смекалка водителей победила недоработку тех, кто занимается законотворчеством.


Обед сотрудников ДПС
Обед сотрудников ДПС

Пришло время обеда, и мы вместе с инспекторами заехали пообедать в ближайшее кафе на ВОАД. В кафе самообслуживание. Рация всегда с собой. Если сотрудник не выходит на связь более пяти минут, на него пишут рапорт.

Пообедав, мы снова отправились на патрулирование города.

Проезжая по Суюнбая, Марат заметил ДТП перед пешеходным переходом. Мы остановились, припарковали автомобиль, и инспекторы пошли на место аварии. Сначала я не поняла, что происходит и даже подумала, что прослушала, как наш экипаж направили на это ДТП.


ДТП, Алматы
ДТП, Алматы

Но оказалось, что здесь будет работать другой экипаж, и он уже в пути. Однако поскольку мы проезжали мимо, то обязаны остановиться, очертить схему аварии и убрать машины с проезжей части. Любой сотрудник ДПП, ставший свидетелем дорожно-транспортного происшествия, обязан так делать.

А потом мы выписали штраф молодому человеку-пешеходу, который переходил улицу в неположенном месте, недалеко от регулируемого перехода. Парень был крайне удивлен, пытался оправдаться, но в конце ему все-таки пришлось подписать протокол о нарушении и выписанный ему штраф в размере 5 МРП.

Вообще, я заметила, что сотрудникам Административной полиции не очень нравится штрафовать пешеходов. Дело в том, что если вдруг у пешехода не окажется с собой удостоверения личности, то инспекторы обязаны будут отвезти его в РУВД. А это значит, что одним нерадивым пешеходом они будут заниматься как минимум полтора часа. Транспортировка, заполнение кучи бумаг и прочее.

Мы достаточно откровенно беседовали весь день с сотрудниками вверенного нам экипажа. Мне хотелось, чтобы в этот день мы наказали как можно больше пешеходов, а инспекторы призывали меня к милосердию. Но я уверена, что оштрафовав нарушителя-пешехода, мы спасаем ему жизнь, а кому-то свободу. Еще немного поспорив, мы отправились дальше.

Не проехав и тридцати метров, мы встретили еще одного нарушителя, на этот раз уже водителя, который не подчинился требованию знака и повернул налево, тем самым грубо нарушив ПДД.

Также, как и все предыдущие нарушители, он несколько минут пытался объяснить причину нарушения, но увидев, как его фотографируют, молча подписал протокол, согласившись со штрафом, и уехал по своим делам.

Рабочий день близился к завершению. Очень сложно, скажу вам честно, почти 10 часов подряд находиться в машине. В машине с двумя сотрудниками, которым наше присутствие тоже не доставляет особенной радости. Понятно, что день сегодня был более или менее спокойный. По спецулицам и трассам всегда идет бдительный контроль со стороны многих экипажей спецбатальона. На них расположено много камер видеонаблюдения, и здесь мало кто осмеливается нарушать, в отличие от окраин города. Также мы заметили, как безупречно ведут себя все водители, увидев в зеркала заднего вида полицейский патруль.

Вот если бы все улицы и микрорайоны города были под таким же бдительным контролем полицейских и видеокамер!


Патрульная машина инспекторов ДПС, Алматы
Патрульная машина инспекторов ДПС, Алматы

Наша смена с сотрудниками специализированного батальона ДПС города Алматы Маратом и Галымом завершена. Оружие сдается в оружейку, машина ставится в гараж, мы все пересаживаемся в свои автомобили и с наступлением темноты разъезжаемся по домам.

А в ночную смену выходят другие сотрудники. И у них все только начинается. Оружейка, построение, по машинам. Спи спокойно, любимый город, тебя есть кому защитить.

Поделись
Жанна Ахметова
Жанна Ахметова
Главный редактор Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000