VOX POPULI Святослав Антонов 18 февраля, 2016 10:00

«ОҢАЙ»: итоги первого тайма

«ОҢАЙ»: итоги первого тайма
Фото: Мухтар Жиренов
В ноябре прошлого года мы протестировали работу системы «ОҢАЙ». За это время название автоматизированной система оплаты проезда множество раз фигурировало в заголовках СМИ, а конфликты, связанные с ней, вызывали горячие споры в обществе. Мы решили вновь проверить «ОҢАЙ», а заодно узнать мнение о работе системы у пассажиров и водителей общественного транспорта.

С самого начала внедрения электронной системы оплаты проезда «ОҢАЙ» в СМИ неоднократно сообщалось о проблемах, возникающих с ней. С 11 января оплату в общественном транспорте можно осуществлять только с помощью карточки «ОҢАЙ». Однако в этот и последующие дни терминалы, установленные в автобусах частных перевозчиков, просто не работали, а контролеры продолжали взимать оплату наличными. Еще до Нового года многие перевозчики заявляли, что после введения «ОҢАЙ» они начали терпеть убытки. Некоторые из них даже грозились забастовкой, однако ситуация была урегулирована. 14 января представитель ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» официально заявил, что с помощью карт «ОҢАЙ» за проезд платят только 40% пассажиров. Остальные либо ездят «зайцем», либо оплачивают проезд водителям. Главной проблемой тогда был назван недостаточный контроль за оплатой проезда, и представитель холдинга пообещал, что он будет ужесточен, а в штат контрольно-ревизионной службы холдинга будут включены контролеры, работавшие на автобусах частных перевозчиков.

Через несколько дней, в подтверждение слов своего руководителя, контролеры ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» совместно с полицией провели серию рейдов в автобусах. Это вызвало негативную реакцию со стороны работников компаний-перевозчиков, и 15 водителей автобусов ТОО «Тулпар ЦДС» вышли на акцию протеста.

К концу января накал конфликта постепенно начал спадать, терминалы «ОҢАЙ» заработали в большинстве автобусов. Однако тут начались жалобы от пассажиров. Многих не устроила отмена проездных. Другие жаловались, что после оплаты через терминал баланс карты пополняется не сразу. Самую большую волну негодования вызвало неожиданное исчезновение средств с баланса карточек «ОҢАЙ». В «Транспортном холдинге города Алматы» заявили, что при отсутствии средств на карте и до ее отправления в стоп-лист при попытке оплаты с баланса может уходить до 160 тенге в минуту. После пополнения средств минусовой баланс отнимается от внесенной суммы.

Также внедрение новой системы оплаты вызвало недовольство жителей Алматинской области. На пригородных маршрутах электронное билетирование еще не было внедрено, при этом для пересадки на городские автобусы их пассажирам пришлось покупать карту «ОҢАЙ». Недовольные даже устроили забастовку, перекрыв район автовокзала «Саяхат».

В начале февраля частные перевозчики вновь высказали недовольство работой новой системы. Глава Ассоциации перевозчиков Алматы Роберт Кан рассказал СМИ, что пассажиры могут отключать систему с помощью Bluetooth на телефоне, а также размагничивать карты. Руководство таких компаний-перевозчиков, как ТОО «Бату тревел», ТОО «Алматинский городской автобусный парк № 2», ТОО «Мадина», заявили о снижении своих доходов до 40–50% после внедрения «ОҢАЙ» и недостаточном для контроля оплаты проезда количестве сотрудников контрольно-ревизионной службы.

В ответ «Транспортный холдинг города Алматы» опубликовал пресс-релиз, в котором опроверг информацию о возможности пассажиров выводить из строя свои карточки или систему в целом, и указал, что в контрольно-ревизионной службе работают 454 сотрудника, и их число в дальнейшем планируют увеличивать. Кроме того, подтвердилась информация, что оператор «ОҢАЙ» взимает комиссию в размере 10% с суммы оплаты за проезд. При этом с момента внедрения системы дневная сумма оплаты значительно выросла. Если на 14 января она составила 29 700 980 тенге, то 15 февраля с помощью карт «ОҢАЙ» пассажиры заплатили за проезд 39 537 160 тенге. В среднем ежедневная сумма оплаты достигла 39–40 миллионов тенге. При этом, по данным «Транспортного холдинга города Алматы», у 80% перевозчиков после перехода на безналичную форму оплаты наблюдается значительный рост суммы оплаты за проезд.

Нередко система «ОҢАЙ» также становилась причиной или поводом для открытых конфликтов между водителями, пассажирами, незаконными кондукторами и сотрудниками контрольно-ревизионной службы. Первый подобный инцидент произошел всего через три дня после внедрения системы. На контролера «ОҢАЙ» с ножом напал водитель 25-го маршрута. Видео инцидента было опубликовано в сети. Позже представители компании-перевозчика заявили, что у нападавшего в руках был не нож, а кусок железа. 2 февраля в автобусе № 56 контролер подрался с пассажиром из-за отказа последнего оплачивать проезд. Пресс-служба ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» заявила, что среди участников драки не было сотрудников контрольно-ревизионной службы. Всего через несколько дней, 5 февраля уже на маршруте №54 произошла потасовка между контролерами «ОҢАЙ» и кондукторами, отказавшимися впускать их в салон автобуса. Последний случай, хоть и не был напрямую связан с «ОҢАЙ», пожалуй, стал самым трагичным. 8 февраля два пассажира, отказавшись платить за проезд с помощью карточки «ОҢАЙ», зверски избили водителя автобуса № 13. В итоге пострадавший водитель лишился одного глаза и частично потерял зрение на втором.


Чтобы проверить, насколько эти новостные сообщения соответствуют реальности на данный момент, мы решили проехаться на нескольких муниципальных и частных маршрутах, пообщаться с водителями и пассажирами, узнать, возникают ли у них проблемы с системой «ОҢАЙ», и лично протестировать ее работу.

Свой опрос мы начали прямо на остановке. Уже в самом его начале мнения разделились. Одна из ожидающих автобус студенток заявила, что у нее никаких проблем электронная оплата проездов не вызывает, но следующая наша собеседница по имени Адина оказалась не совсем довольна ее работой:

— Был у меня случай, когда исчезли деньги с баланса. Закидывала 500 тенге, проехалась два раза, то есть истратила всего 80 тенге, а баланс уже был пустой.


Мы заходим в автобус № 95. Оплата недавно полученной (мне не повезло оказаться в числе 10 тысяч человек, которым не выдали вовремя льготную карту) студенческой картой «ОҢАЙ» прошла успешно. Большинство пассажиров маршрута в целом были довольны работой системы, но возникли и нарекания.

— Недавно был случай. Я пополнила карту утром на 400 тенге. Проехала всего два раза. За это время карточку проверили контролеры «ОҢАЙ». Внезапно для себя обнаружила, что баланс пуст. Вообще я живу в области и в городе появляюсь редко, поэтому меня очень удивило, что пришлось отдать за проезд такую сумму. Мне было намного удобнее платить наличными, — рассказывает пассажирка Гульмира.

— Я слышал много историй о том, как после проверки карточки контролером у людей исчезали деньги с баланса. Сам я опасаюсь давать карточку на проверку. Недавно оплатил проезд прямо при контролере, но он все равно хотел проверить оплату, — рассказывает сидящий рядом пассажир Малдыбай.



Водитель маршрута № 18
Водитель маршрута № 18

Пересаживаемся в автобус маршрута № 18. Нас удивило, что водитель муниципального автобуса высказывает недовольство работой новой системы.

— Я часто слышу возмущения пассажиров. У многих непонятно куда исчезают деньги — большие суммы по 1 000 и 500 тенге. Вы сядьте сюда в час пик и сами послушайте. Контролеров «ОҢАЙ» пассажиры провожают со свистом. Они штрафуют, даже если аппарат не принимает у пассажира оплату. Он показывает, что на балансе карточки есть деньги, но его все равно штрафуют. До внедрения системы было намного спокойнее, — делится с нами впечатлениями водитель Асет.

— Меня не устраивает то, что необходимо постоянно проверять баланс на карточке. Когда я еду с внучкой, а автобус забит, это очень неудобно. Иногда оплата через терминал с первого раза не проходит, и приходится повторно прикладывать карточку, — говорит пассажирка Татьяна.

В этом автобусе мы вновь услышали истории о неожиданной пропаже денег с баланса.

— Я закинула на баланс 2 000 тенге. Проехала на автобусе где-то пять раз, а затем при попытке оплаты произошел отказ. Терминал показал, что баланс у меня пуст. Такое происходило несколько раз. Я звонила по телефону горячей линии, и деньги исчезать перестали, — рассказывает Венера.

— Раньше я всегда покупала проездной. Сейчас трачу иногда по 700–800 тенге в день, а в месяц выходит солидная сумма — 15 тысяч тенге. Это большие расходы. Для людей, которые едут на работу с несколькими пересадками, это неудобно, — говорит сидящая рядом Элеонора.

Мы решили узнать, как работает проверка баланса карточки с терминала в автобусе. Подобный функционал доступен только на терминале, установленном ближе к водителю. Баланс проверить достаточно просто. Необходимо нажать кнопку «Информация о карте», поднести карту к считывающему устройству и дождаться, когда высветится баланс.

У пенсионеров о новой системе также достаточно неоднозначные мнения. Многие вполне довольны ее работой, но других не устраивают возросшие расходы.

— Я каждый день отвожу внука на занятия. Это минимум две пересадки. Кое-где можно было пройти пешком, но сейчас тяжело из-за гололеда. Расходы очень большие, — жалуется нам пенсионерка Татьяна Васильевна.



Водитель маршрута № 31
Водитель маршрута № 31

В следующем автобусе — частном маршруте № 31 — водитель Джумагали также не слишком доволен «ОҢАЙ»:

— Часто люди жалуются, что закидывают деньги, а баланс пуст. Много конфликтов с пассажирами бывает. При этом с контролерами «ОҢАЙ» мы никогда не конфликтуем.

В этом же автобусе нам повстречался бывший кондуктор, который «случайно» оказался у двери. Сейчас кондукторы, работавшие у частных перевозчиков, больше не взимают с пассажиров деньги наличкой, как в первые дни после внедрения «ОҢАЙ». Напротив, они вежливо просят оплатить проезд карточкой, говоря, что на линии осуществляется контроль.

— После появления «ОҢАЙ» много людей осталось без работы. Нам же как-то надо кормить себя и семью. В контрольно-ревизионную службу акиматовские брали только «своих». У нас в автобусном парке 20 человек уволили, — рассказывает бывший кондуктор Бахытжан.

В 31-м автобусе нашлось не так много людей, которых не устраивает работа новой системы оплаты.

— Была у меня пара случаев, когда не мог оплатить проезд через терминал, хотя это же устройство показывало, что на балансе находится 2 400 тенге, — рассказывает Кирилл.

По пути к следующему автобусу нам встретилась контролер «ОҢАЙ». Она рассказала, что количество пассажиров, которые не платят за проезд, все еще велико.


Контролер «ОҢАЙ»
Контролер «ОҢАЙ»

— В день мы ловим до 20 «зайцев». Многие из них ругаются с нами, и даже матерятся. Мы сами не штрафуем их, а передаем в руки сотрудников полиции. Некоторые жалуются, что оплата у них не проходит. На самом деле они просто неправильно прикладывают карточку к устройству. Другие ссылаются на то, что закинули средства на баланс недавно, и деньги еще не пришли. В этом случае мы просим их показать чек об оплате. Деньги обычно поступают на счет в течение 15–20 минут, — рассказывает контролер Жайна.



Водитель маршрута № 32
Водитель маршрута № 32

Мы входим в автобус маршрута № 32. Его водитель не имеет особых претензий к системе оплаты, однако часто слышит жалобы пассажиров.

— Думаю, если бы ввели проездной, все было бы проще. Сейчас для многих пассажиров, которые едут с пересадками, проезд получается достаточно дорогим.

— Еще меня не устраивает ненадежность этого оборудования. У нас, водителей, есть свой терминал, по которому мы можем видеть, когда пассажиры производят оплату. В этом автобусе он проработал всего два месяца и сломался. Сейчас отвезли на ремонт, — говорит водитель, показывая на пустую стойку у своего кресла.

Оплата у нас снова проходит успешно, однако у подошедшего к терминалу чуть позже молодого парня загорается красный крестик, сигнализирующий о том, что оплата не прошла.

— Такое происходит периодически. Я с утра проверял баланс и видел, что у меня осталось 240 тенге. Я учусь на юриста, и недавно читал, что требовать оплату только через электронную систему, не принимая наличных, не совсем верно с точки зрения существующих законов, — рассказывает студент Рахат.

Чуть позже он попытался произвести оплату в другом терминале, но снова безуспешно. В автобус зашел контролер, и мы уже думали, что парня оштрафуют. Однако проверка показала наличие оплаты. Видимо, иногда деньги с карточки снимаются даже несмотря на сигнал о том, что оплата не прошла.

Следующая наша собеседница, пенсионерка Лариса Петровна, живет в пригороде и считает новую систему не совсем удобной.

— Раньше, чтобы доехать на областном маршруте от вокзала до рынка «Алтын Орда», люди платили по 50 тенге. Сейчас они должны заплатить 80 тенге, — говорит женщина.

— У меня пару раз с карточки пропадали деньги. Небольшие суммы по 100–200 тенге, но все равно обидно, — рассказывает студент Николай.

Услышав наш разговор, сидящие на соседних креслах женщины захотели высказаться.

— Наш ребенок больше месяца не мог получить школьную карточку. Мы подали документы в сентябре, но, как нам сказали, у них было что-то не так с базой данных. В итоге пришлось покупать ему единую карту за 400 тенге, и в течение месяца он платил за проезд полную сумму. Две недели назад снова пришли в школу и переписали свое заявление. Сейчас только пришла льготная карта, — рассказывают бабушка не получившего вовремя карточку школьника Мира Имашевна и его мама Лейла.

К разговору присоединились и жители других городов.

— Я приехала из Караганды всего на пару дней и уже потратила 600 тенге. За 400 купила карточку и совершила три поездки. Завтра мне уезжать домой. Слышала, что карточку можно вернуть где-то, но всего в одном месте. Считаю, что для иногородних такая система довольно неудобна, — рассказывает Динара.


Мы вновь садимся в автобус 18-го маршрута. Здесь также обнаруживаются несколько недовольных «ОҢАЙ» пассажиров.

— С первого марта, говорят, проездные вернут. Мне намного удобнее с проездным будет ездить, — рассказывает Надежда Михайловна.

Другая пенсионерка, Любовь Антоновна, вполне довольна системой.

— Все хорошо работает, и деньги с карточки никуда не пропадают. Так говорят только жадные пенсионеры, которые не хотят платить.

Пассажирка Гульжан лично не сталкивалась с проблемами электронной системы оплаты, однако видела, как она дает сбои у других пассажиров.

— Я помню, как одна женщина несколько раз прикладывала карточку, но оплата не проходила. При этом она проверила баланс, и там деньги были. Зашли контролеры и со скандалом вывели ее из автобуса. Вообще эти контролеры ведут себя достаточно нагло. Они хамят людям и не хотят слушать, что им говорят пассажиры.

Студент Мади поделился с нами своим опытом использования карточки «ОҢАЙ».

— Пару раз у меня были случаи, когда несмотря на то, что деньги на балансе были, оплата не проходила. Один раз контролеры даже вывели меня и выписали штраф. Недавно вообще потерял свою студенческую карту. Написал заявление, и мне сказали, что скоро ее восстановят. Сейчас оплачиваю проезд наличными.



Терминал «ОҢАЙ» на станции метро
Терминал «ОҢАЙ» на станции метро

Мы проверили работу системы «ОҢАЙ» и в метрополитене. Как оказалось, на большинстве станций пока есть только один проход, оснащенный аппаратом считывающим карты. Оплата прошла успешно. В метро также действует льготный проезд, и при наличии соответствующей карты вы оплачиваете всего 40 тенге.

В целом за время наших поездок и оплаты проезда с помощью единой транспортной карты и транспортной карты студента система ни разу не дала сбоя. Проверив баланс на картах, я обнаружил, что остаток средств полностью соответствует количеству поездок.

Опрос пассажиров и водителей автобусов показал, что с проблемами при оплате проезда сталкивалось меньше половины опрошенных: из 35 пассажиров только 12 человек сказали нам, что они не совсем довольны работой «ОҢАЙ». В качестве основных проблем, связанных с внедрением автоматизированной системы оплаты проезда, были отмечены якобы имевшие место случаи пропажи средств с баланса транспортных карт, отсутствие проездных, сбои при оплате, отсутствие терминалов оплаты на пригородных маршрутах.


Мы попросили прокомментировать основные вопросы, связанные с общественным транспортом, представителей ТОО «Транспортный холдинг города Алматы». В первую очередь нас интересовала информация о восстановлении проездных билетов для льготников и введении бесплатного проезда для инвалидов 1-й и 2-й групп с 1 марта, появившаяся недавно в СМИ.

— На сегодняшний день действует решение маслихата города Алматы № 367, от 15 сентября 2015 года, согласно которому бесплатный проезд на городском общественном транспорте (кроме такси) предоставлен таким категориям граждан города Алматы, как участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица старше 75 лет. Льготный проезд в 50% от стоимости тарифа на городском общественном транспорте (кроме такси) предоставлен учащимся общеобразовательных школ старше 15 лет, учащимся заведений технического и профессионального образования, студентам вузов очной формы обучения, пенсионерам по возрасту. Соответственно, данным категориям граждан города Алматы холдинг предоставляет льготные транспортные карты «ОҢАЙ». Выдача льготных карт «ОҢАЙ» для дополнительных категорий граждан будет происходить после введения в действие нового решения маслихата города Алматы, — рассказала пресс-секретарь ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» Эльмира Киргеева.

В отношении исчезновения средств с карточек «ОҢАЙ» представитель транспортного холдинга заявил, что ни один из подобных фактов не подтвердился. По ее словам, исчезновение средств с карт невозможно, так как система работает на основе онлайн-технологий, которые максимально защищены от виртуального воровства. Любой желающий, позвонив по номеру +7 (727) 397 01 91, может узнать подробную детализацию поездок с указанием маршрутов, времени и даты регистрации поездок, а также получить детализацию по пополнению баланса карты и остатку на балансе.

— Для того чтобы зарегистрировать поездку в общественном транспорте после пополнения баланса карты, необходимо подождать 15 минут. Для того чтобы произвести регистрацию оплаты проезда, необходимо один раз поднести карту к устройству и, правильно приложив ее к нижней части терминала, обозначенного специальным рисунком, подождать, когда загорится зеленая галочка и прозвучит звуковой сигнал. При этом не имеет значения, какой стороной вы прикладываете карту, — добавляет представитель холдинга.

По данным ТОО «Транспортный холдинг города Алматы», с 11 января по 15 февраля 2016 года по картам «ОҢАЙ» осуществлено 19 592 847 транзакций на сумму 1 243 757 900 тенге. На 15 февраля 2016 года выдано и реализовано 969 054 карт «ОҢАЙ», из них выдано 407 245 льготных транспортных карт, реализовано 561 809 единых транспортных карт.


Отношение в обществе к системе «ОҢАЙ» пока остается неоднозначным. Однако главная миссия ее внедрения — выведение транспортной отрасли Алматы из «серой» зоны и сбор данных о пассажиропотоке и загруженности маршрутов для их оптимизации и разработки удобной для населения маршрутной сети — может оправдать многое. Осталось только дождаться, когда это скажется на реальном улучшении работы общественного транспорта Алматы. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000