VOX POPULI Святослав Антонов 30 декабря, 2016 10:00

Новый год: елка, шампанское, мандарины, подарки

Новый год: елка, шампанское, мандарины, подарки
Фото: Из архивов
Каждый декабрь мы живем с ощущением приближающегося чуда. Вне зависимости от возраста все ждут новогоднюю сказку. Веселая суета, выбор подарков родным и близким, корпоративы, закупка продуктов к столу — всё это вносит в нашу жизнь праздничное настроение. Новый год — особый праздник, который объединяет людей всех возрастов, национальностей и религий.

От указа Петра до «Иронии судьбы»

Многие столетия в Казахстане приход нового года отмечался весной, по астрономическому солнечному календарю. Наурыз — древний праздник обновлений природы, имеющий языческие корни и распространенный у тюркских народов.

Традиция отмечать Новый год в декабре пришла к нам из России. Там этот праздник также по началу был чужим и непонятным, ведь по славянским обычаям наступление нового года отмечали в сентябре. 20 декабря 1699 года царь Петр I, возвратившись из поездки по Европе, издает указ, в котором назначает празднование Нового года на 1 января. Праздник приживался непросто. Многие годы его праздновали только в дворянских семьях. Многочисленные народы, жившие на территории Российской империи, праздновали приход нового года в разное время по национальным календарям. Всеобщее распространение праздник получил уже в советскую эпоху.


Детский утренник 40-х годов
Детский утренник 40-х годов

После революции появилось много идеологических праздников, Новый год попал в опалу, прямых запретов на него не было, но отмечать его официально перестали, так как ошибочно связывали с религией и называли «поповским торжеством». Лишь в 1935 году, после статьи в газете «Правда», Новый год вернулся в качестве детского торжества. В школах и детсадах по всей огромной стране устраивались елки, дети получали поздравления и подарки. Взрослые отмечали Новый год без особого размаха, ведь 1 января оставался рабочим днем. Советские руководители хорошо понимали, что людям, усердно работавшим целый год, необходим хотя бы один праздник, свободный от идеологии и «обязаловки». Новый год прекрасно подходил на эту роль, так как был абсолютно лишен политической и религиозной основы. 

23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января был объявлен праздничным и выходным днем. Советские люди вне зависимости от национальностей встретили возвращение новогодних праздников с большой радостью. Новый год быстро прижился и стал главным семейным праздником. Праздничную эстафету быстро подхватили творческие люди, советские поэты и композиторы написали множество новогодних стихов и песен, а режиссеры сняли немало легких комедийных фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд советского кино. Появились особые новогодние традиции. Их быстрому распространению способствовал кинематограф и появившееся впоследствии телевидение. 


Елка — символ праздника 

Традиция украшать деревья по особым дням или случаям существовала у многих народов с глубокой древности. В Европе считается, что первая рождественская елка была установлена в Германии, в городе Страсбурге в 1539 году. Необычная традиция была с восторгом встречена детьми и быстро распространилась по всем европейским странам.


Рождественская иллюстрация с королевой Викторией и принцем Альбертом
Рождественская иллюстрация с королевой Викторией и принцем Альбертом

Всемирной популярности рождественская елка обязана Великобритании, жители многочисленных колоний которой распространили этот обычай по самым удаленным уголкам мира. В 1848 году в издании Illustrated London News» была опубликована иллюстрация, на которой королева Виктория, принц Альберт и их наследники стояли около наряженной рождественской ели. Это стало прекрасным образцом для подражания для всех подданных империи.


Рождественская елка в дореволюционной России
Рождественская елка в дореволюционной России

В России появление новогодней елки традиционно связывают с именем Петра I. В своем указе от 1699 года он по примеру Европы распорядился не только праздновать Новый год, но и украшать дома и ворота ветками хвойных деревьев. Новая традиция была встречена с неодобрением, ведь у славян эти деревья считались дурным знаком, а ель была одним из символов смерти. Царь добился исполнения своего указа только в Петербурге, в остальной России народ украшать дома елью не желал, да и сам Новый год зимой, как правило, не отмечали. После смерти Петра о многих нововведениях, в том числе о европейских рождественских традициях, благополучно забыли. Интересно, что украшение еловыми ветвями понравилось владельцам различных питейных заведений, хозяева кабаков и трактиров вешали над дверями еловые ветки круглый год.

На многие годы традиция украшения елки была забыта, даже в литературных произведениях XVIII и начала XIX веков, где описываются балы и маскарады в честь празднования Нового года, о елке нет ни слова. Второе появление в России новогодней елки приходится на середину XIX века. Мода на иностранные традиции всегда присутствовала в зажиточных и знатных российских семьях. Рождественская елка была заимствована из Европы, где этот обычай давно уже стал всенародным. Первое упоминание о праздничной елке появилось в газете «Северная пчела» накануне нового 1840 года, популярное издание сообщало о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» елках. С середины XIX века нарядная елка стала привычным явлением для жителей Москвы и Петербурга, а позднее традиция распространилась по всей территории России.

В советское время елке пришлось пережить полное забвение. Ленин очень любил новогодние праздники, поэтому при его жизни традицию никто не менял. После его смерти в 1924 году всё изменилось, праздновать Новый год перестали, а ставить дома и украшать ель считалось религиозным предрассудком и вызывало как минимум всеобщее неодобрение.

Возвращение новогодних праздников связано с именем Павла Постышева. В 1935 году он написал в газете «Правда» небольшую статью, где предложил вернуть Новый год и традиционную елку, сделав ее не рождественской, а новогодней. С этого дня традиция активно поддерживалась. Перед празднованием Нового года по всей стране стали открываться елочные базары. На площадях наряжались главные районные и городские елки. Естественно, самая большая и красивая новогодняя красавица устанавливалась в центре Москвы и гордо называлась главной елкой страны. 

Практически в каждом регионе открылись специальные питомники, выращивающие молодые деревья для продажи к празднику. Живая елка стоила в СССР очень дешево, но достать ее порой было непросто, советские люди старались купить елку заранее, порой выстаивая огромные очереди в декабрьские морозы.



Производство шампанского
Производство шампанского

Как появилось советское шампанское?

Многие встретят приход Нового года открыванием бутылки игристого вина. Бокал шампанского ровно в 12 часов стал традицией. Несмотря на огромный выбор, в некоторых семьях до сих пор предпочитают отмечать новогоднюю ночь только «Советским шампанским».

«Советское шампанское» появилось благодаря усилиям известного винодела Антона Михайловича Фролова-Багреева. Он был учеником самого князя Голицына — владельца и основателя винодельческого производства Абрау-Дюрсо. Фролов-Багреев начал работы по организации производства шампанского еще в 1924 году, неоднократно выезжая в командировки во Францию и Германию. Он любыми путями старался узнать секреты европейских виноделов. Основной проблемой было наладить массовое производство. Путем многочисленных опытов Фролов-Багреев создает уникальный аппарат для производства игристого вина, который и сегодня известен под названием «акратофор системы Фролова-Багреева». По методу, предложенному советским виноделом, весь процесс созревания вина значительно сокращался и длился приблизительно около месяца. Это открытие существенно снизило затраты и позволило сделать шампанское относительно дешевым и массовым напитком. 28 июля 1936 года на заседании Политбюро при личном участии Сталина было принято постановление Совнаркома СССР «О производстве „Советского шампанского“, десертных и столовых вин». В постановлении предусматривалось строительство заводов по производству шампанских вин на территории крупнейших городов СССР.

В 1937 году с конвейера донского завода шампанских вин сошла первая бутылка «Советского шампанского». Существует легенда, согласно которой первым его дегустатором был Сталин. Вначале ему вино вождю не понравилось, он счел его слишком кислым. После этого немного изменили рецептуру и купаж, добившись того самого сладковатого вкуса «Советского шампанского». Всё шампанское изготовлялось в СССР по единому ГОСТу, оно имело одинаковый и всеми узнаваемый вкус. Работы над совершенствованием производства игристых вин в СССР были продолжены. В 1953 году профессором Г. Г. Агабальянцем был предложен способ шампанизации вина в непрерывном потоке. Это повысило качество напитка — он стал более пенистым и игристым, также увеличилась его стойкость к помутнению. 


«Голубой огонек»
«Голубой огонек»

Образ шампанского как главного новогоднего напитка сформировался в 60-е годы. Есть версия, что популяризация вина началась неслучайно. Новогодние застолья с употреблением крепких спиртных напитков стали часто заканчиваться трагически. Проанализировав статистику, соответствующие министерства решили принять меры и бороться с новогодними пьянками. Шампанское как легкий и благородный напиток пришлось кстати. Программа по его рекламе была запущена по всей стране. На экранах телевизоров шел новогодний «Голубой огонек», где многочисленные приглашенные артисты, космонавты, поэты, певцы весело отмечали Новый год с бокалом шампанского. В кинотеатрах шла «Карнавальная ночь», герои которой также пили исключительно шампанское. В праздничные новогодние продуктовые наборы, выдаваемые гражданам по месту работы, обязательно включалась бутылка «Советского шампанского». Традиция быстро закрепилась, и уже через несколько лет празднование Нового года без шампанского никто себе просто не представлял. Достаточно сказать, что в обычное время в СССР этот напиток пили довольно редко, в основном на свадьбах. Именно в предновогодние дни реализовывалось 45% от всего объема шампанского за год.


Новый год пахнет мандаринами

Мандарины — еще один символ Нового года. Традиция дарить мандарины на этот праздник появилась в древнем Китае. Любой гость, приходящий в канун новогодних праздников, должен был преподнести хозяевам пару мандаринов, таким образом он желал дому богатства и процветания. В СССР был острый дефицит экзотических фруктов. Апельсины продавались только в крупных городах и очень редко, бананы можно было купить только в Москве, отстояв огромную очередь. Мандарины были единственным сладким цитрусовым фруктом, который произрастал на территории СССР. Росли они на территории Абхазии, куда были завезены в начале XX века из Турции.

Теплый абхазский климат пришелся по вкусу капризным фруктам, мандариновые сады быстро покрыли всю Абхазию и стали главным сельскохозяйственным продуктом данного региона. Период созревания мандаринов в Абхазии приходился на конец ноября и декабрь. На рынки и в магазины огромной страны они поступали как раз к Новому году. Можно сказать, что этот новогодний символ был подарен самой природой. Мандарины — обязательный атрибут детских новогодних подарков, заботливые мамы из родительских комитетов перед самым праздником, не жалея сил, бегали по рынкам и закупали лучшие фрукты, чтобы заботливо уложить их в мешочки с конфетами, которые раздавал Дед Мороз.



Подарки на Кремлевской елке
Подарки на Кремлевской елке

Дары волхвов

Обычай дарить друг другу подарки в канун Нового года уходит корнями в глубокую древность. Он существовал в Древнем Вавилоне, Китае, Египте. В Европе появление новогодних подарков принято связывать с Древним Римом. Первоначально римляне отмечали Новый год в марте. Император Юлий Цезарь ввел юлианский календарь. Таким образом празднование Нового года переместилось на 1 января. Сам месяц был переименован в честь двуликого бога Януса, один из ликов которого обращен к прошедшему, другой — к будущему году. Практически сразу появилась традиция обмениваться в этот день монетками с изображением Януса, желая друг другу счастья в новом году. Помимо монеток, римляне дарили гроздья винограда или лавровые венки.

С приходом христианства эту традицию пытались искоренить, но она так нравилась людям, что церковь была вынуждена смириться. Для обоснования подарков был взят библейский эпизод, когда волхвы явились к младенцу Иисусу с дарами. Опираясь на этот сюжет, церковь все же разрешила дарить и получать подарки на Рождество. Рождественские подарки стали неотъемлемой частью западной культуры. По подсчетам экономистов, средняя европейская семья тратит на рождественские подарки до 4% годового семейного бюджета.

В СССР официально Рождество не отмечали, подарки из рождественских были переименованы в новогодние. Изначально подарки в Новый год получали только дети. Традиционно это были наборы конфет, в которые обязательно вкладывали несколько грецких орехов и пару мандаринов. Взрослые стали обмениваться подарками значительно позже, в начале 70-х годов, когда Новый год стал по-настоящему семейным праздником.

О новогодних традициях можно рассказывать очень долго. Все они имеют интересную историю. Люди веками придумывали для себя праздник, который помогает им вернуться в детство и на несколько дней поверить в настоящие чудеса.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000