VOX POPULI Святослав Антонов 4 августа, 2015 10:00

Необычная экскурсия: в гостях у SCAT

<p>В гостях у SCAT</p>
В гостях у SCAT
Фото: Григорий Беденко
Кто в детстве не мечтал побывать в аэропорту, прогуляться по взлетной полосе рядом с огромными воздушными лайнерами и побывать внутри одного из них? Авиакомпания SCAT осуществила эту мечту для 73 ребят из летнего лагеря в городе Шымкент, пригласив их на борт своего самолета и проведя экскурсию по первому в Казахстане музею гражданской авиации.

Начало экскурсии
Начало экскурсии

В 11 утра дети собираются у входа в аэропорт. Сотрудники компании инструктируют их по правилам поведения на его территории. Затем их разделяют на две группы. Первую, погрузив в автобус, в котором обычно подвозят к трапу пассажиров, доставляют к уже подготовленному к их посещению воздушному судну. Вторая группа вместе с инженером авиационной службы Александром Литошиком отправилась на прогулку в музей авиации. 


Начало экскурсии
Начало экскурсии

Ребята взволнованно понимались по трапу на борт пассажирского лайнера Boeing 737-500. В группе дети от шести до двенадцати лет, и многие из них еще ни разу в жизни не бывали в самолете.

У них была возможность подробно рассмотреть самолет внутри и снаружи — даже подойти к огромному реактивному двигателю.

Boeing 737 является самым популярным в мире узкофюзеляжным реактивным пассажирским самолетом. Модификация 737-500 выпускается с середины 80-х годов. Этот лайнер относится к среднемагистральным и используется компанией в основном на внутриказахстанских рейсах. 


Внутри лайнера
Внутри лайнера

После небольшой заминки все дети расселись в пассажирские кресла. Бортпроводница Сабина Алимкулова рассказала им об устройстве салона самолета и правилах техники безопасности во время полетов.


Сабина Алимкулова
Сабина Алимкулова

Дети с интересом следили за ней и задавали вопросы.


Второй пилот Станислав Карпенко
Второй пилот Станислав Карпенко

Тем временем, небольшими группами по 2-3 человека, гостей приглашали войти в кабину пилота. Каждый хотел сесть за штурвал и попробовать себя в «управлении» воздушным судном. Второй пилот ВС Boeing 737-300/900 Станислав Карпенко терпеливо объяснял, для чего нужны те или иные кнопки и рычаги. Войдя в роль пилотов, из кабины не хотели выходить не только мальчишки, но и многие девочки. Одна из них, едва сев на место пилота, с восторгом воскликнула: «Я уже летала на самолете и мне очень понравилось! Мечтаю когда-нибудь управлять им».


Пилоты Boeing 737-300/900
Пилоты Boeing 737-300/900

— Чтобы стать пилотом, нужно обладать хорошей памятью, умением быстро обрабатывать большое количество информации и принимать решения. Мы регулярно совершенствуем свои навыки, обучаясь на специальных тренажерах. Когда не обученный человек в первый раз заходит в кабину пилота, его поражает огромное количество кнопок и различных приборов. Дело в том, что в целях безопасности каждый элемент управления и прибор ориентирования в самолете дублируется два или даже три раза. В большинстве регулярных рейсов самолет ведет компьютер, а пилоты подключаются при взлетах и посадках. Но, конечно, нельзя полностью доверять электронике, и мы должны быть готовы в любую минуту взять управление на себя. Даже если приборы откажут, нужно уметь доверять своим чувствам, — делится Станислав.


Угощение для гостей
Угощение для гостей

Тем временем пришло время для небольшого обеда. Бортпроводники, выкатив тележку, начали раздавать юным гостям авиалайнера бортовое питание.

Обед по составу аналогичен тому, который подают детям на рейсах Шымкент-Алматы. В него входит сэндвич, фрукты, вафли и напитки на выбор.

Маленькие пассажиры с большим удовольствием принялись уплетать свои наборы.


Подарки для маленьких гостей
Подарки для маленьких гостей

При выходе из самолета каждому ребенку подарили небольшой набор, состоящий из специального детского журнала,  раскраски и карандашей. Такие наборы раздают пассажирам с детьми на борту самолетов компании Sunday Airlines — дочернего предприятия SCAT, совершающего чартерные рейсы по популярным туристическим и курортным направлениям.


Экскурсия продолжается
Экскурсия продолжается

Тем временем группы детей снова поменялись — одни отправилась на борт самолета, другие в музей. Экскурсоводом выступил опытный авиаинженер Александр Александрович Литошик. Ребята прошлись по перрону — части аэродрома, обычно закрытой для посторонних. Здесь самолеты размещаются во время посадки и высадки, погрузки и выгрузки багажа, почты, а также других видов обслуживания.


Машины-заправщики
Машины-заправщики

Сотрудник компании рассказал детям о заправщиках. Эти желтые машины могут перевозить до 22 тонн авиационного топлива, доставляя его от станции до самолета.


В музее авиации
В музее авиации

Чуть в стороне от перрона разместился музей авиации. Руководитель отдела по связям с общественностью SCAT Виктория Ульянова рассказала историю его появления:

— По сути это первый в Казахстане музей авиации. Мы начали создавать его в прошлом году. Наша компания базируется в Шымкентском аэропорту, и здесь по перрону было разбросано много старых, отслуживших свой век лайнеров. Было больно смотреть, как они постепенно ржавеют и приходят в удручающий вид. Мы решили собрать их в одном месте, отреставрировать и поддерживать в достойном состоянии. Часть экспозиции составили старые борта нашей компании, которые уже не летают. Постепенно мы будем достраивать площадку музея, перемещать сюда оставшиеся самолеты из аэропорта, а может даже закупать интересные экземпляры в других городах Казахстана, если, конечно, удастся перевезти их сюда. Со временем думаем сделать так, чтобы можно было зайти в кабину старого самолета и понять, как пассажиры летали тридцать, сорок и даже шестьдесят лет назад.


Ан-24
Ан-24

Наиболее широко в музее представлены самолеты Ан-24. Александр Александрович подробно рассказал о них детям. Эти надежные турбовинтовые машины, приспособленные для полета и посадки в сложных условиях, выпускаются с 62-го года. Они рассчитаны всего на 48 посадочных мест. В начале истории авиакомпании большая часть ее флота состояла именно из таких самолетов. Они до сих пор эксплуатируются на санзаданиях и рейсах в города и поселки с неприспособленной для больших лайнеров взлетной полосой, таких как село Урджар в Восточно-Казахстанской области.


винтовой биплан Ан-2
винтовой биплан Ан-2

Ребят особенно поразил вид старенького винтового биплана Ан-2. Эти самолеты начали выпускать почти семьдесят лет назад. Они до сих пор производятся в КНР. Чаще всего Ан-2 используют на санзаданиях, как летающую «скорую помощь», когда нужно эвакуировать человека из дальнего и труднодоступного района. Также их применяют в сельхозработах.


Як-42Д
Як-42Д

Некоторые самолеты еще не вышли на пенсию, и здесь они стоят только на ремонте. Среди прочих выделяется заостренный к носу фюзеляж самолета Як-42Д. Такие борты относятся к среднемагистральным и рассчитаны на перевозку до 120 пассажиров.


Ан-12 в грузопассажирской комплектации
Ан-12 в грузопассажирской комплектации

Среди экспонатов встречаются весьма редкие экземпляры, такие как Ан-12 в грузопассажирской комплектации. Большинство подобных самолетов использовалось в качестве военных транспортников, но этот подходил для гражданского применения. Александр Александрович, подведя детей к этому самолету, сказал: «Такой самолет может поднять в небо танк и даже слона. Его максимальная грузоподъемность достигает 20 тонн».


Boeing 727
Boeing 727

Однако больше всего молодых любителей авиации впечатлил Boeing 727. Пассажировместимость  лайнера составляла около 180 человек.  Этот самолет был разработан еще в 60-е годы, но эксплуатируется некоторыми компаниями и до сих пор, выполняя грузовые рейсы. Изящный бело-серебристый фюзеляж, ярко отсвечивая на солнце, привлекал к себе внимание.


Boeing 727
Boeing 727

Дети подошли поближе и потрогали металлическую обшивку корпуса самолета. 


Boeing 727
Boeing 727

Азизбек:

— Мне больше всего понравилось в кабине пилота. У них сложная, но очень интересная работа.


Boeing 727
Boeing 727

Илья:

 — В будущем хотел бы стать пилотом. Во время экскурсии узнал кучу интересных вещей, например, как называется самый большой в мире самолет.


Boeing 727
Boeing 727

— Идея организовать развлекательно-познавательную программу для детей с экскурсией  по музею авиации и возможностью побывать на борту самолета и в кабине пилота зародилась у нас, когда мы проводили подобное мероприятие для маленьких детей сотрудников нашей компании. Так как сейчас лето, для пробной экскурсии решили пригласить одну из смен городского лагеря. На согласование мероприятия с администрацией аэропорта ушло около двух недель, ведь нужно было получить разрешение для входа на режимную территорию. Сейчас мы уже отработали эту схему и хотим пригласить еще ребятишек. Думаю, это будут воспитанники одного из детских домов Шымкента, — рассказывает представитель SCAT Виктория Ульянова.


Аэропорт
Аэропорт

— Вы можете спросить, зачем нам нужно проводить эти мероприятия? Ответ прост: сейчас в отрасли гражданской авиации в нашей стране наблюдается острейший кадровый голод. Особенно не хватает летного состава и технических специалистов. Мы подумали, что интерес к авиации надо прививать с детства. Только так можно надеяться, что молодежь будет поступать в соответствующие учебные заведения, и у нас появится новое поколение молодых пилотов и механиков, — заключает Виктория. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000