VOX POPULI Алёна Мирошниченко 10 сентября, 2015 08:00

Небо зовёт

Небо зовёт
Фото: Азиз Мамиров
А ты хотел бы прыгнуть с парашютом? С этим вопросом автор репортажа обратилась к своим знакомым. Десять человек из двадцати ответили не задумываясь: «Да, очень хочу». Для охотников за адреналином это поступок. Это победа над своими страхами и сомнениями. А для остальных прыжок с парашютом — это боязнь высоты, безрассудство и неоправданный риск. Мы расскажем вам, что нам теперь известно о страхе первого прыжка, о способах его преодоления, о тех ощущениях и впечатлениях, которые когда-то впервые пришлось пережить даже бывалым парашютистам. Журналист Vox Populi Алёна Мирошниченко познакомилась с небом и испытала новые эмоции от полёта не во сне, а наяву.

Парашютист при приземлении
Парашютист при приземлении

Как же решиться на первый прыжок с парашютом? Кому-то легко преодолеть себя, но некоторые так и не рискуют приехать на аэродром. Потому как, хорошо взвесив радость кратковременной эйфории полета и непредсказуемую экстремальность и опасность приземления, немногие на это могут отважиться.


Аэродром «Байсерке»
Аэродром «Байсерке»

Действительно, многие не слишком хорошо представляют себе, как происходит предпрыжковая подготовка и сами прыжки. Аэродром «Байсерке» открыт для всех желающих. Может быть, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?


Спортсменка при укладке парашюта
Спортсменка при укладке парашюта

Для того чтобы преодолеть страх или разобраться, нужен ли он вам, этот прыжок с парашютом, вы можете приехать сюда на экскурсию, чтобы окунуться в аэродромную жизнь, увидеть все этапы подготовки, посмотреть на новичков и опытных парашютистов, совершающих прыжки, и узнать, как это бывает.


Самолет Ан-2
Самолет Ан-2

Итак, вы всё же решились на первый прыжок. Теперь пришло время рассказать о том, как организован процесс подготовки на аэродроме.

Парашютный сезон длится с середины апреля — с момента высыхания лётного поля после таяния снега, до ноября — пока не выпадет первый снег. Прыжки выполняются только в субботу и воскресенье. 


Спортсмены-парашютисты после прыжка
Спортсмены-парашютисты после прыжка

Совершить свой первый прыжок можно с восемнадцати лет. Но если вам уже исполнилось шестнадцать, и прыгнуть очень уж хочется, тогда есть возможность сделать это в  присутствии родителей и с их письменного разрешения.


Спортсменка-парашютистка после прыжка
Спортсменка-парашютистка после прыжка

Итак, вы просыпаетесь и смотрите в окно. Если нет дождя, если за окном солнце или хотя бы облачная погода, и нет туч и ветра — выезжаете на аэродром. На место необходимо прибыть в 09:30 с документом, удостоверяющим вашу личность и в полной «боевой готовности»: удобная спортивная одежда, которая будет закрывать руки и ноги, никаких шорт, маек, футболок, топиков. Кроссовки должны быть со шнуровкой, на толстой жесткой подошве. Кеды, мокасины, тапочки, сандалии, женские балетки и туфли на каблуках запрещены, в них вы просто не будете допущены до прыжка.

В первую очередь вам необходимо будет заполнить заявление, на языке парашютистов этот документ называется «Отказ от жизни». Прежде чем поставить свою подпись, внимательно всё прочтите. За прыжок вы оплачиваете 18 000 тенге.

Дорого, скажете вы. Может поначалу и дорого, но потом вы поймёте, что это того стоит.  


Заявление парашютиста
Заявление парашютиста

Хочется сразу предупредить: в парашютном спорте существуют ограничения по весу — он не должен быть ниже 55 килограмм и выше 90. Это не прихоть инструкторов и не дискриминация по весу. Это обусловлено характеристиками парашютов.

И если вдруг вы накануне решили «отметить» такое грандиозное событие, как свой первый прыжок с парашютом, заметим: употреблять крепкие напитки категорически запрещено. Во избежание несчастных случаев на вопросы о заболеваниях нужно ответить предельно честно. Совершите свой первый прыжок в хорошей физической форме, в здоровом состоянии тела и духа.


Прохождение медкомиссии
Прохождение медкомиссии

После заполнения анкеты вам следует пройти медкомиссию. На этом этапе при наличии заболеваний, указанных в анкете любители экстрима  могут быть не допущены до прыжка.

Доктор измерит давление, спросит, не употребляли ли вы что-нибудь для храбрости, а вот заболевания, о которых знаете только вы, он не может диагностировать. Так что отнеситесь к своему здоровью серьезнее. Кстати, девушкам во время критических дней лучше воздержаться от прыжка и приехать на аэродром в следующий раз.


Жасулан Искаков
Жасулан Искаков

Пока у нас есть свободная минутка, мы решили познакомиться с теми, кто собирается совершить первый в своей жизни прыжок.

Жасулан Искаков — продавец обувного магазина. С детства мечтал прыгнуть с парашютом, и вот наконец решился и приехал с другом на аэродром.

— Мне очень нравится испытывать острые ощущения. Думаю, что человеку обязательно нужна какая-то эмоциональная разрядка. Раньше я прыгал один раз с тарзанки, но парашют — это что-то другое. Пока я не испытываю никаких чувств, но в самолёте, когда меня поставят перед фактом, может быть, и будет страшно.


Мейржан Сламханов
Мейржан Сламханов

Мейржан Сламханов  юрист из Талдыкоргана. Приехал в южную столицу ради того, чтобы прыгнуть с парашютом.

— Я давно мечтал об этом. И вот наконец решился — подарил себе прыжок на день рождения. Сперва я не волновался, но когда увидел, что люди здесь волнуются, стало немного страшно — какое-то волнение внутри присутствует.


Роман Супиев
Роман Супиев

Роман Супиев — сотрудник 31 телеканала. Приехал на аэродром за своим вторым прыжком — одного оказалось недостаточно.

— Я давно мечтал прыгнуть. Мой первый прыжок мне подарили на день рождения. Мне хочется прыгнуть еще раз. Ощущения от первого прыжка ни с чем не сравнимые. Когда находишься в небе, преодолеваешь самого себя. Я прыгал с тарзанки, но именно чувства от прыжка с парашютом хочется испытывать вновь. Поэтому, если вы прыгаете первый раз, будьте готовы к тому, что вам захочется прыгать неоднократно.  


Прохождение инструктажа
Прохождение инструктажа

После прохождения медкомиссии вам предстоит пройти трёхчасовой курс наземной подготовки. Опытный инструктор ознакомит с правилами и требованиями, которые нужно неукоснительно соблюдать в небе. Расскажет, как происходит процесс раскрытия парашюта, а так же об особых случаях, которые могут возникнуть при выполнении прыжка, и научит как себя вести при этом и что делать. Этот процесс кому-то может показаться нудным и скучным, но чтобы избежать ошибок, слушайте всё внимательно. Ведь от вас самих зависит ваша жизнь. А небо ошибок не прощает.


Практические занятия на тренажёре
Практические занятия на тренажёре

Затем все действия отрабатываются на тренажере. Там вас научат управлять парашютом, объяснят, за что тянуть, чтобы повернуть в нужном направлении, и покажут, как это всё работает. Правила прыжка на каждом этапе прописаны до мельчайших подробностей, они закреплены и наработаны опытом многих тысяч людей, а самодеятельность может привести к несчастному случаю, или даже к трагедии.


Парашют Д-1-5у
Парашют Д-1-5у

Выполнить прыжок вам предстоит с парашютом Д-1-5у с принудительным открытием. Эта система предназначена для учебно-тренировочных прыжков начинающих парашютистов, и здесь ничего дёргать не надо. Парашют откроется сам при помощи вытяжной верёвки с карабином, которая крепится к тросу в самолёте. При отделении от самолёта верёвка стянет чехол с парашюта и приведёт его в действие. Купол парашюта большой и круглый, он управляемый, а его площадь — 82,5 метра. Общий вес всей этой системы с запасным парашютом — больше двадцати килограммов.

Д-1-5у был разработан после Великой Отечественной войны. Он зарекомендовал себя, как самый тяжёлый по весу, но и самый надёжный парашют. Простота его управления по достоинству оценена на всём постсоветском пространстве.

                        

Это — модель обреза двери самолёта Ан-2. После знакомства с парашютом необходимо «отрепетировать выход». Для того чтобы правильно отделяться от самолёта, новичкам нужно проделать это упражнение несколько раз. Казалось бы, что может быть проще — собрать руки на груди, хорошенько оттолкнуться правой ногой и прыгнуть, поджав ноги? Но там, в небе, обычно эти правила просто «сдувает ветром».

Вас не допустят до прыжка с парашютом, пока инструктор не убедится, что вам правильно удаётся прыгать на земле. Парашютный спорт связан с большим риском, и все несчастные случаи происходят при приземлении, а оно может быть очень жёстким. Чтобы понять, насколько жёстко будет приземляться, советуют прыгнуть вниз с высоты два метра.


Отработка прыжков
Отработка прыжков

Вы спросите, что тут сложного? Скажем сразу: это непросто. Если попрыгать на асфальте по силам каждому, то прыжок со ступеней и правильное приземление не всем даётся сразу. На этом этапе может произойти «отсеивание» новичков.

Услышав от инструктора: «Всё ужасно плохо! До прыжка не допускается!» — я была вынуждена тренироваться ещё более часа. Страх прыжка с двухметровой ступени преодолеть было очень сложно. Ноги не слушались и предательски приземлялись то на носки, то на пятки. Но через слёзы, боль в пояснице и ногах, высота в два метра всё-таки покорилась. Заветный допуск был получен.    


Подготовка к прыжку
Подготовка к прыжку

Итак, «курс молодого бойца» пройден, большой и надёжный Д-1-5у за спиной, запасной парашют спереди. И только одна мысль в голове: «Всё будет хорошо! Мой парашют откроется, и мне не придётся воспользоваться «запаской».


Стартовый осмотр
Стартовый осмотр

Команда новичков к прыжку готова. Именно в этот волнительный момент почти у каждого «перворазника» возьмёт, да и промелькнёт мысль: «А оно мне надо?»

«Страшно?» — спросите вы. Да, есть немного! Поначалу страшно всем, даже бывалым парашютистам. Но желание испытать весь восторг от свободного падения, пережить абсолютно новые ощущения и преодолеть врождённый страх высоты намного сильнее самого страха.    

Прослушав ещё раз инструктаж наставника, мы идём на посадку. Через несколько минут «кукурузник» взмоет ввысь, и с земли будет казаться маленькой чёрной птицей. А купола парашютов, словно белые пушинки одуванчика, понесут к земле бесшабашных любителей экстрима. Для кого-то из новичков этот прыжок будет первым и «крайним», а кто-то уже не сможет жить без неба.


Взлёт самолёта
Взлёт самолёта

Пока железная птица набирала высоту, начинающие парашютисты с интересом и волнением разглядывали в иллюминатор отдаляющуюся землю. С высоты птичьего полёта дома и дороги становились всё меньше, а «чертежи» полей и посёлков — всё отчётливее. И вот уже всё, что внизу, напоминает карту, а сердце бьётся всё сильнее.  

Высота 980 метров. Два хриплых сигнала сирены — команда «Приготовились». Именно в этот момент ноги становятся ватными и подкашиваются — то ли от страха, то ли от того, что самолёт раскачивается. Выпускающий помогает удержаться на ногах и что-то говорит. И вот ты уже у двери. Ветер бьёт в лицо, назад пути нет, а дальше — шаг в небо.


Парашюты в небе
Парашюты в небе

Первые три секунды описать очень трудно — просто не понимаешь, что происходит. Ты выпал не только из самолёта, но и из реальности. Вслух отсчитываешь «пятьсот один, пятьсот два, пятьсот три», как учил инструктор, а потом — резкий толчок. Что-то сильное тебя подбрасывает вверх, и ты понимаешь, что над тобой наконец-то огромный купол парашюта.

В этот момент кажется, что всё замерло, что парашют остановился и не хочет возвращаться на землю. Осмотреть купол мне мешает слабо застёгнутый шлем, который болтается на голове и упирается в ранец, и перекрученные стропы. Но поболтав телом в воздухе, стропы удается раскрутить, и я понимаю, что всё в порядке. Вокруг только небо и я. Эйфория, чувство свободы и нереального счастья — хочется, чтобы эти три минуты длились вечно.  


Приземление парашюта Д-1-5у
Приземление парашюта Д-1-5у

От стресса и эмоций я вдруг забыла, где находятся стропы управления. Так вот же они, сверху, на подвесной системе! Наш ориентир внизу — белый крестик и оранжевая стрелка. С высоты они кажутся такими маленькими, а на самом деле крест выложен из двух десятиметровых полотнищ. Когда до земли останется 150 метров, мы должны, управляя стропами, повернуть против ветра, то есть по направлению стрелки, для того чтобы приземление было мягким.

Но вот ты ощущаешь, что сила притяжения с большей скоростью неумолимо тащит тебя вниз, на родную матушку-землю. Это и есть та высота, о которой нам несколько раз говорили — 150 метров. В голове мигом всплывают все указания инструктора, касающиеся грамотного приземления. И вот, сгруппировавшись, почему-то всем своим существом я готовлюсь к сильному удару.

Но его не последовало, более того — спустя несколько секунд я ступаю с неба на землю мягко, на обе ноги, как нас учили. Слёзы радости, неописуемый восторг… Я сделала это! И, оказывается, с высоты двух метров прыгать куда страшнее. И теперь я точно уверена, что этот прыжок не «крайний» для меня. Но высоты в 1000 метров, боюсь, мне будет уже маловато.

А теперь мы познакомим вас с теми, кто помогает преодолеть страх высоты, даёт уверенность в себе и «путёвку» в небо. Для этих людей парашютный спорт стал не только любимым увлечением, но и смыслом жизни и частью их самих. Они называют себя адреналинозависимыми, которые лезут в самолёт с «кучей тряпок за спиной». Мы решили спросить их о том, что осталось за пределами инструктажа.


Дмитрий Ламеко
Дмитрий Ламеко

Командир авиационного звена парашютно-десантной подготовки Дмиртий Ламеко небом «заразился» в 14 лет, но до первого прыжка его допустили только в 16. Сейчас в его парашютной книжке около 4 000 прыжков.

VOX: Дмитрий, что же вас всех так тянет в небо?

— Как правило, на первый прыжок люди идут ради самоутверждения: испытать себя или доказать окружающим, что можешь прыгнуть. Моя жизнь в основном вся тут и прошла. И вот уже мне 50 лет, но я, кроме как здесь, себя уже нигде не представляю. Было много травм. Без них тут никак. Парашютный спорт — это не аттракцион, это экстремальное увлечение. После травм сразу хочется в небо. Небо — это голубое болото, из которого выбраться практически невозможно. Если бы мне удалось прожить мою жизнь ещё раз, всё снова было бы в парашютном спорте. Что нас всех тянет в небо? Это любовь к небу, свобода, адреналин; чтобы понять это, нужно выполнить не один прыжок. Мы уже не можем жить без неба. Особенно тяжко зимой.


Елена Чупикова
Елена Чупикова

Инструктор Елена Чупикова совершила свой первый прыжок в 18 лет. Потом вышла замуж, и из-за мужа, который был далёк от парашютного спорта, о небе пришлось забыть на долгие 28 лет. Елена, военный по профессии, выйдя на пенсию, скучать дома отказалась. Да и муж к этому времени остался в «прошлой жизни». Снова парашют на спину, снова в небо.

VOX: Лена, а что интересного происходит на аэродроме?

— Бывают у нас курьёзные случаи. Люди приземляются на крыши домов, на деревья, на провода высоковольтные. Это в основном происходит с «перворазниками», которые невнимательно слушают инструктаж. Но было дело, наша спортсменка — маленькая хрупкая девушка — разрушила стену каркасно-камышитового дома. А одна девушка приземлилась на крышу дома, и мы пошли её вызволять. Хозяин сперва орал, а потом смотрит — девушка-то хорошая, предложил обменять её на барана и жениться на ней. Ещё у нас группа «перворазников» была, так когда они отделились от самолёта, ветер усилился, ну они и улетели дружно в коровник и в навозе все испачкались. У нас тут в поле коров много, и как-то раз группе индусов «повезло», тоже все в навоз попрыгали. А у них корова — священное животное. Так такие они все счастливые уехали, даже мыться не стали: «Небо нас благословило!» Парень один к одной и той же бабуле три раза в огород прилетал. Не любят нас тут, в посёлке, надоели мы им.   


Сергей Черезов
Сергей Черезов

Инструктор Сергей Черезов в небе не так давно, но за шесть сезонов совершил 615 прыжков. Каждую неделю с пятницы по воскресенье он живёт на аэродроме. По-другому своих выходных он себе не представляет.

VOX: Сергей, а правду говорят, что, если человек боится, его всё равно выкинут из самолёта? 

— Насильно мы никого не выталкиваем. Как правило, человек идёт на это осознанно. Бывают, конечно, случаи, когда отказываются от прыжка в самый последний момент, но это случается крайне редко. Думаю, что в этом нет ничего особенного. Страх есть страх. Вот недавно парень был, сертификат на прыжок ему подарили. На земле тренировался вместе со всеми, инструктаж прошёл. А в самолёте, когда услышал команду «Пошёл», паника началась, ноги подкосились от страха: «Нет, нет, это не для меня!» Так и вернулся на землю в самолёте. Девушка его прыгнула, а он — нет. По правилам и инструктор должен вернуться с ним, но наши ребята все любят прыгать. Так что надо думать, прежде чем кому-то такой подарок делать.        


Дорогие читатели! Если вы, прочитав наш репортаж, всё же решились на свой первый прыжок, не отказывайте себе в удовольствии увидеть землю с высоты птичьего полёта. Ощутите ни с чем несравнимое чувство свободы, неописуемого восторга и счастья. Пока стоят тёплые дни, приезжайте на аэродром «Байсерке». Вся гостеприимная парашютная семья радушно примет вас в свои «крылья».

Всю контактную информацию вы найдёте на сайте.

Команда Vox Populi благодарит директора аэроклуба Юрия Ельцова, а так же инструкторов Елену Чупикову, Дмитрия Ламеко и Сергея Черезова за содействие в подготовке фоторепортажа. 

К сожалению, у нас не было возможности сделать фото на борту самолёта во время прыжка, но есть небольшой видеосюжет, снятый на телефон.



Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000