VOX POPULI Святослав Антонов 3 декабря, 2015 08:00

Не iPhone единым: как изменился рынок техники в Казахстане?

Не iPhone единым: как изменился рынок техники в Казахстане?
Фото: Мухтар Жиренов
Мы продолжаем анализировать различные рынки казахстанского бизнеса, чтобы узнать, как на них повлиял кризис. В этот раз мы поговорили с представителями крупнейших сетей цифровой и бытовой техники, чтобы узнать, как изменился спрос на их товар, покупают ли люди iPhone, почему растут продажи ноутбуков и что поможет этим компаниям пережить экономический спад.

Коммерческий директор сети «Технодом» Давид Галинек
Коммерческий директор сети «Технодом» Давид Галинек

«Технодом»

Компания появилась на рынке в 2002 году. В данный момент она является одной из лидирующих сетей магазинов электробытовой и компьютерной техники. Во многих сегментах рынка ее доля составляет около 30%. О том, как изменения рынка отразились на таком крупном его игроке, рассказывает операционный директор сети «Технодом» Давид Галинек.

Падение рынка началось еще задолго до августовских событий. С января по июль каждый месяц давал нам около 17% падения рынка. Девальвация только значительно усугубила уже развивавшуюся ситуацию.

VOX: Как изменился рынок продажи техники и электроники в связи с последними экономическими событиями в Казахстане?

— Если взглянуть на статистику, то можно увидеть, что падение рынка началось еще задолго до августовских событий. С января по июль каждый месяц давал нам около 17% падения рынка. Девальвация только значительно усугубила уже развивавшуюся ситуацию.

VOX: Как все это отразилось на спросе и цене товаров?

— Как можно узнать из доступных цифр, за последние месяцы по сравнению с предыдущим годом спрос упал почти на треть. Вся техника, что была приобретена нами до девальвации, уже ушла по старой цене. На новые партии цена выросла, так как наши контракты с поставщиками привязаны к доллару. К сожалению, в Казахстане нет своих производителей техники. Если раньше люди могли себе позволить приобретать «топовые» телевизоры или смартфоны, то сейчас они обращают внимание на более бюджетный сегмент. Мы вынуждены были поднять цены пропорционально падению валюты. Дело в том, что в этом бизнесе маржинальность очень невысока, и нам особо не в чем ужиматься. Вы можете посмотреть данные всех крупных мировых сетей техники. Уверяю вас, что у всех маржа будет невелика.

VOX: Как текущие события отразились на конкуренции и борьбе основных игроков?

— Она и раньше была достаточно жесткой, а сейчас стала еще больше.

VOX: Как компании-продавцы электробытовой и компьютерной техники стараются снизить свои потери?

— Нам приходиться балансировать между доходами и расходами. Когда доходы падают, нужно уменьшать расходы. При этом мы крайне неохотно идем на меры вроде сокращения и увольнения сотрудников. Дело в том, что мы вложили значительные средства в их обучение. Первоклассный сервис — одно из основных наших преимуществ перед другими. В остальном мы стараемся сокращаться, вплоть до экономии бумаги и света. При таких объемах, как у нас, любая мелочь может иметь значение.

VOX: Какие сегменты на рынке техники и бытовой электроники пострадали сильнее всего?

— Есть категории, которые были в минусе еще до кризиса, а сейчас только продолжили падать. Это сегмент фото и видео. Постепенно он становится нишевым. Фотоаппараты и камеры у нас покупают только профессионалы. Обычные люди в основном снимают на свой смартфон. Кроме того, упал спрос на планшеты, так как их очень серьезно потеснили смартфоны с большим экраном. Плееры практически умерли, потому что все слушают музыку в телефоне. Лэптопы также оказались вытеснены трансформерами, наподобие Microsoft Surface.

VOX: А как обстоят дела с «белой техникой»?

— Она тоже находится в минусе, но здесь падение не столь ощутимое. Дело в том, что бытовая техника относится к необходимым предметам. Холодильники и газовые плиты будут всегда нужны в доме.

VOX: Как изменился спрос на флагманские модели смартфонов?

— Это первый год, когда на казахстанском рынке наметилось падение в этом сегменте. До этого он только рос. На самом деле до Казахстана просто дошла мировая тенденция. На рынке произошло перенасыщение смартфонами. Большинство людей просто поняли, что для их нужд необязательно необходим самый новый iPhone. Они стали чаще менять телефоны, покупая более дешевые варианты. При этом в количественном отношении падения нет, но средний чек по смартфонам стал меньше.

VOX: А как вы относитесь к росту популярности зарубежных интернет-магазинов?

— В данный момент это нас не особо беспокоит. Интернет-торговля интересна в тех местах, где нет розничных магазинов, но сейчас интернет-магазины казахстанских сетей вполне покрывают эти потребности. В целом на глобальном рынке цены сейчас выравниваются, и нет особого смысла заказывать технику из-за рубежа, а потом в течение долгого времени ожидать ее.

VOX: Планируете ли вы расширять свою товарную линейку за счет более бюджетных моделей смартфонов и новых производителей?

— В прошлом году наши магазины посетило 14 миллионов человек. Конечно, не все они могут позволить себе приобрести дорогие смартфоны. Но у известных брендов, у того же Samsung, есть широкая линейка продуктов, включая и дешевые телефоны. Мы постоянно изучаем рынок, но пока не находим альтернативы уже представленным у нас известным производителям. Мы не хотим терять свою репутацию, продавая технику малоизвестных брендов. У них зачастую не бывает сервис-центров. Нам совсем не хочется обманывать своих клиентов. На самом деле, в Казахстане любят популярные бренды и готовы немного переплачивать, чтобы покупать их продукцию.


Офис компании «Технодом»
Офис компании «Технодом»

VOX: Стали ли магазины больше вкладываться в маркетинг в условиях усиления конкуренции?

— Мы оптимизируем расходы, в том числе и на рекламу. Главной рекламой для нас является высокое качество сервиса в магазинах сети. Однако мы будем продолжать проводить различные акции и дарить подарки. Все будет зависеть от того, как нам удастся договориться с вендорами.

VOX: Каков ваш прогноз по ситуации на рынке техники?

— Честно говоря, сейчас тяжело сказать что-то определенное. Нет никаких признаков, что спад закончится. Думаю, нет причин для того, чтобы ситуация выровнялась в первом и даже втором квартале следующего года. Конечно, хотелось бы, чтобы все быстрее пришло в норму.



 Генеральный директор Alser Денис Смирнов
Генеральный директор Alser Денис Смирнов

Alser

Компания Alser существует на рынке на протяжении 20 лет. За это время она стала одним из лидеров среди торговых сетей, занимающихся продажей цифровой техники, охватив все регионы, и заняла третье место по покрытию в нашей стране. О своем видении развития рынка техники и электроники нам рассказал генеральный директор Alser Денис Смирнов.

Конкуренция будет только расти. Особенно тяжело придется небольшим компаниям. Крупным сетям также будет несладко. Борьба за покупателя ужесточится.

VOX: Как изменился рынок продажи техники и электроники в связи с последними экономическими событиями в нашей стране?

— Люди стали тратить меньше денег, особенно на товары не первой необходимости, что ожидаемо привело к падению спроса. Покупатели стали отдавать предпочтение среднему и бюджетному сегменту. Потребительские кредиты стали менее доступны для населения. В этом году рынок стабильно падает и, думаю, в следующем он продолжит падать.

VOX: То есть падение вы ощутили еще до последней девальвации?

— Да, мы почувствовали это, когда начался кризис у наших соседей. Его влияние особенно остро ощущалось в северных регионах. Люди ехали за товарами в Россию. Сейчас ситуация с разницей цен в наших странах выровнялась, но появились другие проблемы.

VOX: Изменились ли цены на товары, и насколько сильно?

— На продукцию, произведенную за пределами Казахстана, цены выросли. У нас был определенный запас товаров, приобретенных еще до кризиса, были хорошие предложения, но они распродались за первые два месяца после девальвации. Сейчас новые поставки идут по новым ценам. Нельзя сказать, что во всех торговых сетях цены выросли одинаково. До сих пор в разных магазинах наблюдается сильный разброс ценников.

VOX: Обострится ли конкуренция на рынке между продавцами техники и электроники?

— Безусловно, конкуренция будет только расти. Особенно тяжело придется небольшим компаниям. Крупным сетям также будет несладко. Борьба за покупателя ужесточится. Несистемной рознице будет тяжело конкурировать с большими сетями. 

VOX: Как компании собираются компенсировать свои потерии от падения спроса?

— Довольно эффективным инструментом является оптимизация затрат. На масштабах можно и нужно экономить. Значительным преимуществом для нашей компании и других крупных игроков станет заключение прямых контрактов с производителями. Это позволяет продавать продукцию того или иного бренда по минимальным ценам. Кроме того, стоит уделять большое внимание сервису. В этом году в Alser прошла большая программа обучения и подготовки персонала. Наши сотрудники должны получить не только внешнее, но и глубинное понимание такого явления, как хороший сервис. Думаю, компании, которые сосредоточат свое внимание на обслуживании клиента, успешно переживут кризис.

VOX: В каких сегментах заметно наибольшее падение спроса?

— Падение по различным сегментам техники более менее равномерное. Есть некоторая разница между цифровой и бытовой техникой. В сегменте цифровой техники спрос на ноутбуки упал больше, чем на мобильные устройства. В сегменте же персональных компьютеров есть свои тренды, на которые особо не влияет экономическая ситуация в стране. Продажа десктопов падает уже несколько лет. Их постепенно вытеснили с рынка ноутбуки и различные устройства-трансформеры. Еще недавно казалось, что планшеты начали «съедать» спрос на ноутбуки, но сейчас он снова растет.


Денис демонстрирует ноутбук-трансформер Lenovo Yoga
Денис демонстрирует ноутбук-трансформер Lenovo Yoga

VOX: Снизился ли спрос на флагманские модели cмартфонов?

— Продажа топовых моделей смартфонов снизилась, но не столь критично. В среднем и бюджетном ценовом сегментах изменения более значительные. Дело в том, что у флагманских моделей была своя категория покупателей, чьи доходы и раньше были высоки. Она осталась верна своим предпочтениям. Кто хочет купить последнюю модель iPhone или Samsung, тот не купит ничего другого. В то же время наблюдается перетекание спроса в более низкий ценовой сегмент.

VOX: Как на магазины техники влияет рост популярности зарубежных интернет-магазинов, таких как AliExpress?

— Влияние не столь велико. Интернет у нас развивается быстро, и доля продаж через интернет-магазины растет, но не так интенсивно, как в России и Украине. При этом процент покупок через зарубежные сервисы еще ниже. Разница в цене на аналогичные товары в них по сравнению с нашими торговыми сетями не столь велика, чтобы покупатели решались рисковать. Покупая технику, они хотят получить соответствующий уровень гарантийной поддержки.

VOX: Вы считаете, что в перспективе продажи техники через интернет значительно возрастут? Уделяете ли вы этому направлению достаточно внимания?

— В данный момент около 10% наших продаж проходит через интернет-магазин. Это самый высокий показатель среди наших конкурентов. В кризисные периоды люди станут обращать на интернет еще больше внимания. Они стремятся найти там более привлекательные цены, и отчасти такие надежды оправданы. Сейчас интернет-продажи растут не только в Алматы и Астане, но и во многих регионах страны. Это очень удобный способ приобретения товара. Клиент в среднем совершает у нас покупку через интернет-магазин всего за три минуты. Товар он может забрать в любой удобной для него точке города, где есть наш магазин.

VOX: Планирует ли компания обратить свое внимание на более бюджетные смартфоны и планшеты, например, технику китайских производителей?

— Такой тренд наблюдается, но нельзя связывать его только с последними экономическими событиями. В целом мир техники развивается в сторону снижения стоимости. Еще недавно планшет был очень дорогим товаром и стоил не меньше тысячи долларов. Сейчас можно приобрети достаточно неплохое устройство примерно за 70 долларов. Флагманские модели известных брендов всегда будут отличаться фантастической производительностью и качеством, но если покупатель при приобретении техники исходит из стремления получить только необходимый ему в обычной жизни функционал, то уже сейчас на рынке есть весьма неплохие бюджетные предложения.

Мы следим за последними тенденциями на рынке производителей электроники, и сейчас, помимо европейских и корейских компаний, весьма неплохой продукт предлагает Китай. Мы уже два года успешно сотрудничаем с китайскими компаниями, продавая смартфоны, планшеты и ноутбуки одного из крупнейших китайских производителей — Lenovo. Присматриваемся к Meizu и Xiaomi, но их модели пока не столь привлекательны для нас по цене.

VOX: А изменится ли в ближайшее время ассортимент магазинов техники?

— Думаю, значительных изменений ассортимента не будет. Линейки товаров останутся без значительных изменений. Сильные игроки, которые давно зашли на наш рынок, с годами научились адаптироваться под потребности покупателей. Если на рынке выйдут новые товары, которые могут заинтересовать нашего потребителя, вскоре они появятся и на полках магазинов. В условиях снижающегося спроса повышение разнообразия ассортимента вряд ли возможно. В то же время нам нужно учитывать желания покупателей. То есть продавцам нужно балансировать между двумя этими факторами.

VOX: Говорят, что последнее, на чем экономят современные компании, — это реклама. Может ли рост конкуренции привести к увеличению вложений торговых сетей в маркетинг?

— Старое выражение «Реклама — двигатель торговли» актуально и сегодня. Вложения в рекламу не уменьшились, но подход к ней изменился. Если два–три года назад компании были готовы тратить свои средства направо и налево, вкладываясь в телевидение, билборды и другие средства продвижения, то сейчас бюджеты распределяются более целенаправленно, и расходы на малоэффективные и трудноизмеримые с точки зрения продаж средства маркетинга урезаются.

VOX: В условиях ухудшения экономической ситуации долго ли компании смогут выживать?

— Думаю, между большой тройкой торговых сетей, занимающихся продажей техники, расстановка сил не поменяется. Каков бы ни был кризис, люди не перестанут пользоваться смартфонами. Сейчас проще выйти из дома без штанов, чем забыть смартфон. Дети с самого раннего возраста осваивают гаджеты, предпочитая их чтению и даже просмотру мультиков. Общение между людьми все больше перемещается в сеть. Люди не станут покупать меньше техники. Они просто будут обращать больше внимания на цену товара и свои потребности. На рынке выживут сильные и гибкие игроки.



Региональный директор компании «Белый Ветер» Ризван Иналов
Региональный директор компании «Белый Ветер» Ризван Иналов

«Белый ветер»

Компания «Белый Ветер» была основана в 2000 году. В настоящий момент эта сеть включает в себя 30 розничных магазинов в Карагандинской, Акмолинской, Костанайской, Алматинской и Павлодарской областях. Несмотря на относительно небольшую зону охвата, компания входит в тройку лидеров среди компьютерных сетей Казахстана. О том, как выжить в период кризиса, рассказывает региональный директор компании «Белый Ветер» Ризван Иналов.

Рост рынка техники китайских производителей — это тренд, характерный для всего мира. В нынешних условиях для нас китайская техника может быть наиболее приемлемой в соотношении цена–качество.

VOX: Как изменился рынок продаж техники и электроники в связи с последними экономическими событиями в Казахстане?

— Конечно, изменения произошли не в лучшую сторону, а учитывая, что кроме экономических потрясений, в IT-бизнесе сместились акценты в продуктах, все это явно не способствует росту торговли. В первую очередь мы видим резкий спад клиентопотока. Электроника — явно не товар первой необходимости. Прекрасно видно, как после очередной девальвации переполнены супермаркеты — люди закупают продукты. Послекризисное время для ритейла техники можно условно разделить на два периода. Вначале клиенты рвутся в магазин, чтобы скупить товары по старой цене. Если у них был отложенный спрос на продукцию, то они реализуют его. Мы наблюдаем небольшой скачок продаж, а затем наступает затишье.

Торговать в это время очень сложно, учитывая, что ни один товар из нашего ассортимента не производится в Казахстане, а значит, он однозначно поднялся в цене, и поднялся пропорционально проседанию тенге. В такое время никто не задумывается о прибыли. Все стараются поддержать оборот, так как надо постоянно думать об обязательствах перед поставщиками. Контракты на закупку техники мы заключаем в долларах, и нужно их исполнять, чтобы не растерять поставщиков.

VOX: В каких сегментах техники заметен наибольший спад?

— За последние годы мы видим трансформацию спроса на компьютерную технику. Изначально на рынке доминировали компьютеры, потом ноутбуки, далее планшеты, и на данный момент — смартфоны. Это тоже очень сильно сказалось на снижении оборота и среднего чека. Если раньше стоимость среднего компьютера была 600–800 долларов (специально называю в долларах, так как цены в тенге за прошлые годы покажутся несерьезными, и невозможно проследить тенденцию), ноутбуки можно было приобрести в районе 300–500, то планшеты и смартфоны упали до 100–200. То есть если раньше клиент тратил в среднем 600–800 долларов на компьютер, то сейчас его практически заменил смартфон за 200 долларов.

VOX: Обострится ли сейчас конкуренция на рынке? Как различные компании будут переживать падение спроса?

— Конкуренция обострится, и в первую очередь свое место на рынке начнут упускать компании, которые уже и до кризиса имели проблемы. На текущий момент прогнозируется не только уход мелких, но и сокращение весьма крупных ритейлеров. Это хорошо заметно по компаниям-поставщикам. Сейчас не очень подходящее время, чтобы содержать убыточный магазин. Думаю, что очень сложно сейчас крупным бытовым сетям с их огромными торговыми площадями. Особенно, если речь идет о регионах, где зарплата 50–60 тысяч тенге, а это фактически во всех промышленных и аграрных областях. Сложности для крупных сетей мы прогнозировали и без кризиса. Они обращают слишком мало внимания на развитие интернет-продаж.


Ризван со смартфоном Meizu
Ризван со смартфоном Meizu

VOX: А вы уделяете большое внимание интернет продажам?

— Около 15–20% наших продаж проходит через интернет-магазин. Мы одними из первых начали развивать онлайн-торговлю техникой. У продаж через интернет есть несколько несомненных плюсов: минимальные издержки, минимальная цена, возможность представить широкий ассортимент. К примеру, в наших розничных точках нет места, чтобы продавать бытовую технику. Однако мы все же продаем ее через интернет-магазин.

VOX: Какие меры принимают компании, продающие электронику, чтобы снизить свои потери и удержаться в конкурентной борьбе?

— В наше кризисное время рецепты выживания у всех одни и те же. Компании стремятся предложить ряд товаров по минимально возможной «первой» цене, и тем самым обратить внимание клиентов на себя. Сложность заключается в том, что подобного товара немного, и он быстро заканчивается, и если твои конкуренты еще не распродали подобный товар, то новый товар, который ты уже закупил по новой цене, будет просто простаивать на полках.

Помимо этого, всегда можно предлагать уникальный товар, расширяя свой ассортимент. К примеру, в последние годы резко сократился сегмент продажи компьютеров. Мы же продолжаем их продавать. Сейчас мы фактически единственная компания, которая может предложить клиенту широчайший ассортимент комплектующих к компьютерам.

VOX: Как изменился спрос на флагманские модели смартфонов?

— Спрос, конечно, снизился. Как на продукцию Apple, так и на флагманы Samsung.

VOX: В связи с этим не обратили ли вы внимание на более бюджетные бренды и модели, к примеру, на китайских производителей?

 В нашем портфеле уже есть ряд смартфонов и планшетов B-брендов, у которых китайские корни — Prestigio, teXet, Keneksi. Предложений по китайским брендам очень много, главное — выбрать среди них производителей с приемлемым качеством и сервисом. Сейчас мы продаем несколько моделей смартфонов Meizu (Ми-зу). Хотя история успеха этой компании началась с флагманов, и только в 2015 она начала выпускать бюджетные смартфоны. Надеемся, что в декабре у нас появятся смартфоны Xiaomi (Ксяоми). Эта компания-производитель смартфонов — третья в мире, чей годовой оборот превышает 12 млрд долларов. Мы уже продаем ряд товаров этой компании, и качество их продукции находится на высоком уровне. Рост рынка техники китайских производителей — это тренд, характерный для всего мира. В нынешних условиях для нас китайская техника может быть наиболее приемлемой в соотношении цена–качество.

VOX: Влияет ли как-то на вас конкуренция с зарубежными интернет-магазинами, чья популярность в Казахстане продолжает расти?

— Затрудняюсь ответить, так как у нас нет никаких данных по данному вопросу. В отношении наших клиентов, мы не видим, чтобы покупатель, заходя в магазин, воскликнул бы: «А я лучше пойду и закажу на ebay или AliExpress». Наверное, есть клиенты, которые покупают электронику на зарубежных сайтах, но думаю, что здесь минусов больше, чем плюсов. Цена, возможно, и лучше, но что делать, когда возникает проблема? Тогда радость от сэкономленных денег забывается, и клиент остается один на один с проблемой. Мое личное мнение — что любой товар, который включается в розетку, без гарантии приобретать не имеет смысла.

VOX: Стали ли магазины больше вкладываться в маркетинг и различные акции?

— Здесь нет однозначного ответа. Кто-то активно продолжает вкладывать деньги в маркетинг, кто-то наоборот сокращает затраты в этом направлении. Мы в такие периоды увеличиваем рекламные бюджеты.

VOX: Как вы считаете, каким компаниям удастся пережить все потрясения и остаться на плаву?

— Думаю, выживут те, кто умеет быстро адаптироваться к условиям быстро меняющегося рынка. Большое значение будут иметь отношения с поставщиками, умение наладить коммуникацию с клиентом и качественный сервис.



Директор алматинского филиала сети «Мечта» Кирилл Шайхудинов
Директор алматинского филиала сети «Мечта» Кирилл Шайхудинов

«Мечта»

Сеть магазинов «Мечта» зародилась в небольшом магазинчике под названием «Электроника», открывшемся в 1992 году. На сегодняшний день в сеть входит 23 магазина по всему Казахстану, особенно в центральных и северных регионах. О том, как в компании «Мечта» оценивают нынешнюю ситуацию на рынке, нам рассказал директор алматинского филиала сети Кирилл Шайхудинов.

За весь рынок говорить не буду, но продажи бытовой техники поначалу упали. Люди не могли определиться с приоритетами затрат. Затем неожиданно продажи выровнялись.

VOX: Как изменился рынок продаж техники и электроники в связи с последними экономическими событиями у нас в стране?

— За весь рынок говорить не буду, но продажи бытовой техники поначалу упали. Люди не могли определиться с приоритетами затрат. Затем неожиданно продажи выровнялись. Мы ожидали намного худшего. Рынок электроники не так стабилен, но это связано не только с кризисом. К примеру, еще недавно трендом были планшеты, а теперь люди поняли, что большой смартфон удобнее, и неожиданно снова начали расти продажи ноутбуков. 

VOX: А как изменения отразились на спросе и ценах на товары?

— Не могу сказать, что произошло сильное падение спроса. Конечно, кое-какое снижение есть, но отчасти его компенсирует увеличившееся число кредитов. Люди чаще стали покупать технику в кредит. Цены выросли только на ту технику, которую мы покупаем за доллары. Там, где наши договоры с поставщиками заключались в тенге, изменений не произошло. Кроме того, в первые месяцы мы не поднимали цены на товар, купленный до кризиса. За счет этого нам отчасти удалось выйти в этот период без потерь. Сейчас цены растут, но не так значительно, как упала валюта. Частично разницу в ценах покрывают вендоры, а частично — мы.

VOX: Упали ли продажи топовых смартфонов?

— Падение было заметно. Люди стали переключать свое внимание на средний сегмент. При покупке смартфона они стали исходить из критериев цена–качество. Раньше брали все подряд, лишь бы покрасивее и подороже. Сейчас больше смотрят на функционал и на то, покрывает ли данная модель их нужды.

VOX: А какие изменения произошли в продаже «белой техники»?

— На удивление, этот сегмент рынка показал определенный рост. Сейчас идет период завершения ремонтов, и люди чаще покупают бытовую технику.

VOX: На вашу компанию как-нибудь влияет рост популярности зарубежных интернет-магазинов?

— В отношении техники, думаю, влияние минимальное. Заказ техники из-за границы у нас пока редкий случай. Мы также развиваем свою интернет-торговлю.


В магазине «Мечта»
В магазине «Мечта»

VOX: При сотрудничестве с поставщиками собираетесь ли вы больше внимания уделять бюджетному сегменту, к примеру, китайским смартфонам?

— Для нас нет смысла налаживать сотрудничество с различными китайскими компаниями. Они дают недостаточное качество продукции при отсутствии местного сервиса. Всегда приятно, когда есть возможность легко и бесплатно устранить поломку. Мы стремимся работать только с лицензированными поставщиками.

VOX: Есть ли в вашей компании какой-то план по компенсации потенциальных потерь?

— Какого-то конкретного плана на случай экономических катаклизмов у нас нет. Мы хотим продолжать расширение сети, открыв магазин в Алматы. Стратегия нашей компании заключается в том, что мы не стремимся сразу открыть большое количество магазинов. Больше внимания хотим уделять качеству. Лучше открыть один большой магазин, чем несколько маленьких.

VOX: Как вы собираетесь развивать маркетинг?

— Мы не сторонники агрессивного маркетинга. Стараемся просто тактично напоминать покупателям о своем существовании.

VOX: Как в целом вы видите развитие этого рынка?

— Сложно сказать. В целом пока особого падения не наблюдалось. В феврале наступает традиционный период затишья. Посмотрим, что будет после него. Пока резких скачков по ценам не было, и я надеюсь, что их не будет. Удорожание техники вроде нигде не обсуждается.


P.S. К сожалению, сославшись на отдельные и не всегда убедительные причины, от интервью отказались представители компаний LogyCom, «Планета Электроники», Sulpak.

Таким образом, если суммировать слова представителей различных компаний, работающих на этом рынке, то можно смело утверждать, что спрос на технику и электронику значительно упал. Люди стали более продуманно подходить к покупкам. В то же время от затяжного кризиса сети магазинов по продаже техники могут спасти только оптимизация расходов, достаточное разнообразие ассортимента и высокий уровень сервиса. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000