VOX POPULI Святослав Антонов 13 октября, 2016 08:00

Наследие предков: Крупнейшая коллекция прикладного искусства казахов

Наследие предков: Крупнейшая коллекция прикладного искусства казахов
Фото: Тимур Батыршин
Сундук Чокана Валиханова, средневековый светильник, найденный в огороде, байские пояса за 5 000 долларов, кувшины, обнаруженные в металлоломе, и другие интересные предметы из крупнейшей частной коллекции казахской старины.

О выставке

30 сентября в Государственном музее искусств им. А. Кастеева открылась выставка декоративно-прикладного творчества и предметов быта казахского народа XII–XIX веков. Уникальные вещи находятся в собрании известного казахстанского коллекционера и антиквара Азата Акимбека. Он является обладателем самой обширной частной коллекции уйгурского и казахского декоративно-прикладного искусства.

На выставке представлены образцы народных ремесел — ткачества, вышивки, обработки кожи и дерева, гончарного дела, ювелирного и кузнечного искусства. Эти вещи дошли до нас из глубины прошлого и дают возможность наглядно представить себе жизнь и культуру наших предков. Уникальность выставки состоит еще и в том, что экспонаты представлены без витрин. Можно практически прикоснуться к предметам старины, изучить их со всех сторон, рассмотрев каждую царапину и потертость.


Казахские ювелирные украшения
Казахские ювелирные украшения

Значительную часть коллекции занимают ювелирные изделия XIX–XX века работы искусных казахских мастеров — зергеров. Серебряные изделия, украшенные драгоценными камнями и самоцветами, привлекают внимание посетителей. В коллекции ювелирного искусства имеются украшения самых разнообразных форм — серьги, нагрудные ожерелья, украшения для кос (шолпы), подвески, браслеты, кольца.

Изящные тканые изделия притягивают взгляд красотой узоров. Ковры и паласы XVIII–XIX веков украшены растительными, зооморфными и геометрическими орнаментами.


Рукописные книги
Рукописные книги

В экспозиции выставки есть и рукописные книги: Кораны и копии средневековых арабских трактатов.

Среди гончарных изделий выделяются средневековые кувшины, изготовленные в древнем городе Отраре.

На стенах представлены образцы казахского вооружения — холодного и огнестрельного оружия. На лезвиях сабель и топоров еще видны зазубрины и отметины от ударов вражеских клинков.

Изучив полный кольчужный доспех XVI века, можно представить, как выглядели батыры периода расцвета Казахского ханства.


Фитильные ружья
Фитильные ружья

С доспехами соседствуют фитильные ружья (малтык), изготовленные кустарным методом в XVII–XVIII веках. Появление этого оружия в казахской степи стало одним из факторов, переломивших ход казахско-джунгарских войн.

Однако наибольший интерес у посетителя может вызвать не оружие и не книги. Самое сильное впечатление производят обычные бытовые вещи. Подойник из верблюжьей кожи, ступка для зерна, сундуки, вешалки для одежды, ларцы для продуктов, деревянная посуда — именно эти предметы позволяют получить представление о жизни народа и его культурной идентичности.

Кухонная утварь приоткрывает дверь в жизнь простых людей, веками кочевавших по просторам Казахстана.

Детали одежды воскрешают перед зрителями образы их далеких предков.

Некоторые экспонаты коллекции помогают раскрыть наше прошлое с неожиданных сторон. Среди предметов одежды можно увидеть редчайшее полное снаряжение беркутчи или специальные сапоги для бесшумного передвижения в горах. Такую обувь надевали для охоты на барсов и архаров.


Средневековый светильник
Средневековый светильник

В коллекции Азата Акимбека есть по-настоящему уникальные артефакты. Некоторые из них представлены на выставке. К примеру, отлично сохранившийся старинный светильник (ширак), изготовленный в XII веке в средневековом Талхизе (ныне Талгар — прим. авт.). Подобных ему нет ни в одном музее мира. Фрагменты аналогичных светильников хранятся в Государственном музее Узбекистана. Изображение похожего предмета, найденного при раскопках Талхиза, присутствует в книге Карла Байпакова «Древние города Казахстана».

— Этот светильник в 80-е годы обнаружил на своем участке житель Талгара. Ко мне приехал его сын и предложил приобрести эту вещь. Я сразу оценил ее историческую ценность.

Среди множества сундуков, представленных на выставке, есть ларец путешественника. Азат считает, что он когда-то принадлежал знаменитому казахстанскому исследователю Чокану Валиханову.

— Сундук привезли в Казахстан челноки из Кашгарии. Я приобрел его в середине 90-х. Не зная имени Валиханова, торговцы говорили, что сундуку около 150 лет, и он принадлежал казахскому разведчику, жившему в Кашгарии. Отвечая на мои вопросы, они рассказали, что в сундуке хранились книги. Я хорошо знаю биографию Валиханова и сразу вспомнил, что он посылал свою жену скупать книги в качестве прикрытия. Учитывая эти факты и регион происхождения предмета, я поверил их рассказу. За сундук пришлось заплатить 10 тысяч долларов, но стоит он дороже, — рассказывает коллекционер.

Кроме прикладного искусства на выставке также есть работы профессиональных казахстанских живописцев XX века. Здесь можно посмотреть картины таких выдающихся мастеров, как Николай Хлудов, Абылхан Кастеев, Нагимбек Нурмухаммедов, Жанатай Шарденов, Салихитдин Айтбаев, Саркис Саносян.



Азат Акимбек
Азат Акимбек

Как появилась коллекция

Страсть к коллекционированию появилась у Азата Акимбека еще в начале 70-х годов, когда после его возвращения из армии бабушка подарила ему медный кувшин работы кашгарского мастера.

— Увидев эту красоту, я подумал, что, если его изготовил уйгурский мастер, можно найти и другие подобные вещи. Так появилось желание собирать предметы старины.

Экспонаты выставки в музее Кастеева — это лишь часть коллекции антиквариата, которую Акимбек собирал в течение последних 40 лет. Обширное собрание Азата состоит из тысяч предметов, разделенных по тематическим коллекциям: предметы казахского быта и народного творчества, коллекция уйгурского декоративно-прикладного искусства, ювелирные украшения народов Центральной Азии, древние рукописи, старинное оружие, русские иконы и казахская живопись. Как коллекционеру удалось собрать все это? Где он находил уникальные образцы народного творчества? Как удалось сохранить коллекцию в эпоху, когда за продажу антиквариата могли лишить свободы? На эти вопросы ответил сам Азат Акимбек.

— В выходные дни, когда мои сверстники пропадали на танцплощадках в парке Горького и 28 панфиловцев, я садился в автобус и ездил в соседние аулы. Приезжая в село, обходил дома стариков, собирая или покупая у них то, что они считали старым хламом. Глиняные и металлические сосуды, старая посуда, орудия сельскохозяйственного труда, предметы одежды — такие трофеи я вез в город из своих «экспедиций». Население у нас многонациональное, и я мог привезти из одного села казахские седла, русские иконы и уйгурские украшения. Водители и пассажиры автобусов считали меня слегка ненормальным и прозвали «старьевщиком». Я не обращал на это внимания и продолжал собирать коллекцию.


Сокровища в мусоре

Многие ценные предметы коллекционер вытаскивал из забвения и грязи. Он пробирался в сараи для скота, чтобы найти там старинные сельхозорудия. Азат пополнял свою коллекцию в темных подвалах и на чердаках. Однажды ему пришлось копаться в груде металлолома, чтобы найти медный сосуд, который сдали на цветной металл ученики сельской школы.

— Я помню, как в одном узбекском ауле старики рассказали мне, что у них был красивый кувшин. Накануне моего приезда их внук утопил его в уличном туалете. Я сказал, что хочу достать его, но они посмеялись и посоветовали там не рыться. На следующий я встал в четыре утра, пока все спали, нашел в сарае проволоку и сделал из нее крюк. Пришлось повозиться, но через полтора часа я подцепил кувшин и вытянул его из этой выгребной ямы. Сейчас он занимает достойное место в моей коллекции.


Цена прошлого

В советское время многие вещи доставались коллекционеру бесплатно. За предметы, представляющие материальную ценность, вроде украшений и икон, он отдавал по 10–15 рублей. Однажды коллекционер выложил целую зарплату (90 рублей) за байский пояс, украшенный серебряными нашивками. Чтобы собирать антиквариат, Акимбеку были нужны дополнительные источники дохода.

— Работая художником-оформителем на асфальтобетонном заводе, я получал 80–90 рублей. Приходилось выполнять дополнительные заказы в неурочное время. Самой выгодной подработкой было создание плакатов для крупных совхозов и колхозов. Когда я брал отпуск, то на все время уезжал работать в село. В одном из колхозов за оформление центральной аллеи мне заплатили 8 200 рублей. Все заработанные деньги я вкладывал в расширение коллекции.

В наше время коллекционеру больше не нужно ездить по селам в поисках новых приобретений. Теперь люди сами привозят ему вещи на продажу. Покупая такие предметы, достаточно трудно объективно оценить их. В настоящее время в Казахстане не существует учреждения, которое могло бы дать официальное заключение по этому вопросу.

— Я никогда не оцениваю предлагаемый на продажу антиквариат. У нас нет экспертов, способных определить, сколько стоят предметы народного прикладного творчества. Цену всегда озвучивает продавец, а я соглашаюсь или отвергаю ее. В некоторых случаях, когда считаю, что вещь стоит намного дороже, могу заплатить выше названного. В целом предметы казахского антиквариата стоят дорого, и их цена продолжает расти. Фитильные ружья раньше продавали по 2 000 долларов. Сейчас их не купишь меньше чем за 4 000 долларов. Не так давно я приобрел деревянный сундук, украшенный серебром, за 5 500 долларов.

Из года в год растет популярность казахской старины на нашем антикварном рынке. Состоятельные соотечественники стали вкладывать средства в предметы национального искусства. Самый большой интерес у коллекционеров вызывает казахстанская живопись.

— Раньше наши коллекционеры гонялись за Европой, бездумно скупая все попавшиеся предметы. Покупали полотна Айвазовского и Репина, которые в итоге оказывались подделками. Сейчас увеличивается спрос на наших мастеров. Среди местных коллекционеров популярностью пользуются картины Хлудова, Кастеева, Шарденова и других. Это радует. Постепенно просыпается интерес к прикладному искусству. Некоторые богатые люди ставят у себя во дворе юрты и обставляют их оригинальными предметами народного быта. Среди известных коллекционеров выделяется Имангали Тасмагамбетов, владеющий большим собранием казахских ювелирных украшений. Думаю, если бы нашелся богатый меценат, готовый купить мою коллекцию и создать на ее основе музей, я согласился бы на такое предложение.


Выставка коллекции Азата Акимбека в Государственном музее искусств им. А. Кастеева продлится до 24 октября 2016 года. Более подробную информацию можно получить по телефону музея: 8 (727) 394 5715.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000