VOX POPULI Владимир Крикун 27 ноября, 2015 14:00

Национальный чемпион: от дизельных двигателей до внедорожников

Национальный чемпион: от дизельных двигателей до внедорожников
Фото: Владимир Крикун
Участник программы «Национальные чемпионы» костанайский автомобильный завод ТОО «СарыаркаАвтоПром», входящий в AllurGroup («Группу компаний «Аллюр»), на днях выпускает тысячный автомобиль Toyota.

Костанайский автомобильный завод ТОО «СарыаркаАвтоПром»
Костанайский автомобильный завод ТОО «СарыаркаАвтоПром»

Ещё несколько лет назад на планы костанайского автозавода стать крупнейшим в Казахстане многие смотрели скептически. И неудивительно: начиналось предприятие практически «с нуля». Помещения, оставшиеся от бывшего костанайского дизельного завода, были непригодны для работы. Подвалы были забиты льдом, образовавшимся после того, как брошенное здание однажды затопили дожди. Зимой вода замёрзла, да так и не оттаяла. О прежних временах сегодня напоминает разве что внешний вид завода, построенного в стандартном советском стиле, и лишь слегка облагороженного.

Когда-то здесь собирали дизельные двигатели. Впрочем, собрать их до перестройки и закрытия завода успели всего несколько сотен.

В 2015 году предприятие стало участником государственной программы «Лидеры конкурентоспособности — Национальные чемпионы». Её целью является создание в Казахстане конкурентоспособных, экспортоориентированных производств несырьевого сектора путем формирования компаний регионального и мирового масштабов. Участие в программе позволило AllurGroup провести процедуру реструктуризации, основной целью которой стало снижение долговой нагрузки на компанию и выравнивание финансовых потоков. Именно в рамках реструктуризации была создана холдинговая компания АО «Группа компаний «Аллюр», куда вошло предприятие ТОО «Сарыарка Автопром». Сегодня здесь собирают 44 модели автомобилей семи мировых брендов. Ssang Yong, Peugeot,Toyota, Iveco, Hyundai, Jac, Geely — многие казахстанцы ездят на произведенных в Костанае автомобилях.

Участие в забеге «Национальных чемпионов» позволило предприятию найти новых партнёров в области автомобилестроения. Сотрудничество с такими крупными китайскими компаниями, как Jac и Geely позволяет не просто расширить перечень производимых автомобилей, а решить сразу несколько задач. Ведь с запуском проекта появятся новые рабочие места, будет приобретено новое оборудование, персонал получит новые знания и навыки, потребитель — качественные и доступные автомобили, а бюджет, само собой, — дополнительные налоги.

Сегодня завод производит 8 автомобилей в сутки. Над сборкой трудится 660 человек. Недавно с конвейера сошёл 20-тысячный автомобиль, собранный методом крупноузловой сборки (DKD).


Мелкоузловая сборка автомобиля
Мелкоузловая сборка автомобиля

Сейчас наряду с крупноузловой сборкой открыто мелкоузловое производство (CKD). Это уже по-настоящему казахстанские автомобили. Ведь производство включает в себя сварку и окраску кузовов, внутреннюю отделку салона, а в производстве одного автомобиля участвует уже 300 человек!

В цехах работает очень много молодых людей, которые пришли на завод после обучения в рамках дуального образования. Только в этом году более 200 учащихся колледжей прошли стажировку на предприятии. Многие после стажировки и окончания учебного заведения сразу же идут работать на автомобильное производство.


Покрасочный бокс
Покрасочный бокс

Самый «казахстанский» из производимых в Костанае автомобилей на сегодня — первый казахстанский внедорожник Ssang Yong Nomad. Nomad и Toyota Fortuner пока единственные авто, производимые по методу полного цикла в Казахстане. Со следующего года в рамках финансовой поддержки программы «Национальные чемпионы» в приоритетных целях предприятия запустить мелкоузловое производство таких проектов, как Peugeot и Jac. Уже выбраны модели этих авто, которые будут производиться методом CKD. Это Peugeot 301, Jac S3. В настоящий момент осуществляется подготовка к реализации проектов.

Сегодня костанайский завод выпускает около 250 автомобилей различных марок в месяц. Ближайшие планы предприятия — выход на проектную мощность в три тысячи машин в год! Автомобили Toyota традиционно пользуются высоким спросом у населения. К тому же, они подпадают под условия льготного автокредитования.


Toyota Fortuner казахстанской сборки
Toyota Fortuner казахстанской сборки

На предприятии считают, что значение проекта «Toyota» и роль всех сопричастных к его реализации сложно не оценить. Поскольку мелкоузловое производство прописавшегося в Казахстане «японца» — это трансферт технологий, новые рабочие места, бесценный опыт и философия «бережливого производства», ранее незнакомая казахстанцам. Благодаря проекту завод ТОО «СарыаркаАвтоПром» становится первой производственной площадкой Toyota на территории Центральной Азии, и второй в странах СНГ.

Стоит отметить, что в целом к реализации проекта по мелкоузловой сборке автомобилей Toyota приступили посредством открытия кредитных линий на закуп оборудования в рамках финансовой поддержки программы «Национальные чемпионы» через дочерние финансовые институты холдинга «Байтерек».

Уже сегодня производственная мощность автозавода в Костанае составляет 25 тысяч отличных автомобилей в год. Впору задуматься об экспорте — ведь Казахстан находится в самом центре огромного рынка, который насчитывает до 300 миллионов потенциальных покупателей.


Автор фото: Константин Вишниченко
Автор фото: Константин Вишниченко

Председатель совета директоров AllurGroup Андрей Лаврентьев отмечает преимущества участия в программе «Национальные чемпионы»:

— Рекомендации холдинга «Байтерек» и консультантов McKinsey по развитию бизнеса и определению перспективных направлений развития на сегодня показывают свою эффективность. В статусе участника программы завод получил дополнительный стимул и мотивацию для дальнейшего планомерного развития. В частности, AllurGroup уже запустил такие проекты, как производство легковой и коммерческой техники JAC на производственных площадках AllurGroup в Костанае, подписал рамочное соглашение о сотрудничестве между ТОО «СарыаркаАвтопром», входящим в состав AllurGroup, и PSA Peugeot Citroën о развитии автомобильной промышленности и переходе на мелкоузловое (CKD) производство автомобилей Peugeot 301 и начал работу над производством больших городских автобусов Iveco Urbanway, оборудованных дизельными двигателями с экологическим стандартом Euro VI, запуск которого запланирован на четвертый квартал 2016 года.

Поделись
Владимир Крикун
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000