VOX POPULI Святослав Антонов 6 июня, 2016 10:00

Музыка сердец: Forte Music Fest 2016

Арман Мурзагалиев, скрипка
Арман Мурзагалиев, скрипка
Фото: Роман Дементьев
Международный фестиваль Forte Music Fest, второй год подряд проходящий в Алматы, радует любителей классической музыки и воспитывает вкус горожан. В этом году за три дня его посетило более трех тысяч человек. Организаторам удалось удивить как ценителей классики, так и людей, впервые соприкоснувшихся с подобной музыкой.

Член Совета директоров АО «ForteBank» Тимур Исатаев
Член Совета директоров АО «ForteBank» Тимур Исатаев

Перед началом фестиваля прошла небольшая пресс-конференция с участием его организаторов, спонсоров, а также музыкантов, приехавших в наш город со всех концов мира. Слово взял представитель генерального спонсора фестиваля ForteBank Premier, член Совета директоров АО «ForteBank» Тимур Исатаев:

— На крыльях успеха первого фестиваля мы решили сделать это мероприятие ежегодным. В прошлом году нам стало понятно, что городу недостает музыкального события подобного масштаба. Неподдельный интерес горожан вдохновил нас на проведение Forte Music Fest 2016. Сразу после окончания первого фестиваля мы стали получать заявки от музыкантов, желавших принять участие во втором. Некоторые писали, что если у них не получится приехать в этом год, они готовы записаться на год вперед.


Пресс-конференция
Пресс-конференция

По словам организаторов, география фестиваля расширяется. Год назад в нем приняли участие музыканты из четырех государств. В этот раз помимо казахстанцев в Алматы приехали исполнители из Перу, Швейцарии, Румынии, Франции, России, Хорватии, США и Германии. На участие в фестивале поступило 47 заявок от известных музыкантов со всего мира. Организаторам путем трудного отбора пришлось включить в программу мероприятия только 12 из них.


Арман Мурзагалиев
Арман Мурзагалиев

Артистический директор фестиваля, выдающийся казахстанский скрипач Арман Мурзагалиев рассказал о концепции Forte Music Fest и разнообразии музыки, звучавшей на нем.

— Меня часто спрашивают, о чем этот фестиваль. Когда мы работали над ним, то думали о многих вещах, но прежде всего — о любви. Это любовь к музыке и профессии, к городу, в котором мы живем и где проходит это событие, к стране, предоставившей возможность собраться вместе стольким замечательным музыкантам. В этом году акустика зала филармонии по непонятным мне причинам как будто стала лучше. Кажется, что сами стены помогают провести этот фестиваль.


Дмитрий Берлинский, скрипка
Дмитрий Берлинский, скрипка

В программу трех дней фестиваля были включены более 20 музыкальных произведений композиторов разных эпох. Многие из них никогда не исполнялись в нашей стране.

— При разработке программы фестиваля мы отдавали предпочтение произведениям, которые минуют концертные залы Казахстана. Хотелось бы поменять эту ситуацию. Музыкальный репертуар должен постоянно обновляться и расширяться. Репертуар фестиваля в этом году, как и в прошлый раз, абсолютно отличается от стандартного концертного сезона. В 2015-м мы задали высокую планку, которую нужно было не только не уронить, но и поднять на новый уровень, — описал свое видение фестиваля Арман Мурзагалиев.


Арман Мурзагалиев и Вадим Ландо
Арман Мурзагалиев и Вадим Ландо

Свой отзыв о фестивале оставил один из его участников, известный американский кларнетист Вадим Ландо.

— Я очень рад, что меня второй год подряд приглашают на этот фестиваль. За время репетиций я получил море удовольствия от знакомства и совместной работы с фантастическими музыкантами. Еще в прошлом году я был поражен столь теплым приемом и доброжелательностью публики в вашей стране.


Вадим Ландо, кларнет; Хесус Кастро-Бальби, классическая гитара
Вадим Ландо, кларнет; Хесус Кастро-Бальби, классическая гитара

За три дня до первого концерта в рамках фестиваля в Музее народных музыкальных инструментов им. Ыхыласа прошли бесплатные мастер-классы от его участников. Их посетило множество учеников музыкальных школ, студентов консерватории, профессиональных музыкантов и педагогов. Они имели возможность перенять опыт выдающихся исполнителей и концертмейстеров из разных стран. О важности подобного профессионального обмена знаниями упомянул один из хедлайнеров Forte Music Fest, знаменитый перуанский гитарист-виртуоз Хесус Кастро-Бальби.

— Мне понравились спонтанность, человечность и доброта в организации этого фестиваля. Я уже однажды приезжал в Казахстан на мастер-класс и успел оценить любовь казахского народа к гитарной музыке. Тогда я увидел энтузиазм и желание учиться со стороны ваших молодых музыкантов и рад, что внес свой небольшой вклад в развитие музыки в вашей стране.


Зрители
Зрители

За тридцать минут до начала первого концерта перед зданием Казахской государственной филармонии имени Жамбыла собралась большая толпа. Вход на все концерты фестиваля был свободным, но число мест ограничено количеством кресел в филармонии. Для удобства зрителей на входе раздавали цветные ленточки с указанием ряда и места. Кроме того, многие люди пришли по пригласительным.


Стилизованный буфет от ресторана «Жалын»
Стилизованный буфет от ресторана «Жалын»

В фойе филармонии специально для зрителей открылся настоящий советский буфет. Гости фестиваля имели возможность попробовать знаменитую советскую газировку, как в старых автоматах, самостоятельно выбрав вид и количество сиропа.


Бауыржан Байбек
Бауыржан Байбек

Среди почетных гостей на фестивале присутствовал аким города Бауыржан Байбек.


Квинтет Шуберта «Форель»
Квинтет Шуберта «Форель»

Вечер открыла премьера «Сюиты на казахские народные темы». Это произведение в 1936 году написал известный казахстанский композитор и музыковед Борис Ерзакович. Свою жизнь он посвятил изучению и сохранению казахской народной музыки. Он перекладывал на ноты песни и кюи, которые слышал в живом исполнении. Ерзакович внес большой вклад в систематизацию казахской музыки.

— Мы решили открыть концерт именно этим произведением по нескольким причинам. У сюиты есть второе название — «Казахский квартет». Она посвящена и написана для первого профессионального квартета, состоящего из музыкантов-казахов. Его участниками были скрипач Газиз Дугашев, альтист Рахим Иманбаев, виолончелист Куддус Фазлиев и лидер квартета, талантливый скрипач Раупбек Шанин. Произведение не исполнялось на сцене 80 лет. Была проделана большая работа, чтобы восстановить его партитуру. В рамках фестиваля восстановленная сюита прозвучит впервые, — рассказал о произведении Арман Мурзагалиев.


«Казахский квартет» Б. Ерзаковича
«Казахский квартет» Б. Ерзаковича

Как и 80 лет назад, сюиту исполнили четыре замечательных музыканта: Аскар Дуйсенбаев (скрипка), Динара Базарбаева (2 скрипка), Владимир Косьяненко (альт) и Таир Каратаев (виолончель). Музыка «Казахского квартета» основана на четырех казахских народных темах: «Майра», «Айнам Коз», «Каргалы» и «Жаскын».


Эрик Чалабаев, гобой
Эрик Чалабаев, гобой

Сразу за «Казахской сюитой» прозвучало произведение британского композитора XX века Бенджамина Бриттена. Самобытный звук гобоя в этой композиции придавал ей оттенок восточного колорита. Казахстанский гобоист Эрик Чалабаев услаждал слух зрителей мастерством игры на этом инструменте.


Нина Корти и Арман Мурзагалиев
Нина Корти и Арман Мурзагалиев

Изюминкой первого дня фестиваля стало сольное выступление великолепного гитариста родом из Перу Хесуса Кастро-Бальби. Он сыграл «Венесуэльские вальсы» и «Венесуэльскую сюиту» известного латиноамериканского композитора Антонио Лауро, неизвестного для казахстанского слушателя. Проникновенные и чувственные мелодии южноамериканского континента, великолепно сыгранные на классической гитаре, не оставили слушателей равнодушными.


Роберт Зиганшин, классическая гитара
Роберт Зиганшин, классическая гитара

Часть произведений Хесус исполнил вместе со своим учеником, уроженцем Алматы Робертом Зиганшиным. Молодой музыкант исполнил несколько вальсов, в то время как его учитель импровизировал.


Хесус Кастро-Бальби, классическая гитара
Хесус Кастро-Бальби, классическая гитара

Самым мелодичным и завораживающим произведением в исполнении Хесуса Кастро-Бальби стала мелодия «Девы Солнца», основанная на народной музыке инков. Исполнитель посвятил ее своему другу, ушедшему из жизни в этом году, казахстанскому музыканту Булату Сыздыкову.


Вадим Ландо, кларнет
Вадим Ландо, кларнет

Непривычным по своей форме было новаторское произведение «импрессиониста от классической музыки» Клода Дебюсси — «Рапсодия для кларнета и фортепиано». Необычная комбинация этих двух инструментов рождала довольно колоритный звук.


Секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции»
Секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции»

Вечер завершился исполнением секстета Чайковского «Воспоминание о Флоренции», написанного им под впечатлением от поездки по Италии. Легкое и мелодичное произведение сыграл струнный секстет, в составе которого были музыканты из России, США, Казахстана и Хорватии.


Струнный секстет
Струнный секстет

Музыканты сорвали бурные овации зрителей, их выступление стало настоящей кульминацией открытия фестиваля.


Казахской Государственной филармонии им.Жамбыла
Казахской Государственной филармонии им.Жамбыла

Первый день фестиваля завершился с успехом. Весь вечер случайных прихожих привлекали красивые мелодии, доносившиеся из зала филармонии, и зрелищная подсветка здания.



Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан
Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан

Второй день фестиваля был симфоническим. Все произведения исполнялись в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра, что придавало им особую мощь и энергетику.


Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан

Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан

Программу вечера открыл, наверное, самый главный сюрприз, идея которого принадлежит артистическому директору FMF Арману Мурзагалиеву. Этот блестящий музыкант решился на смелый эксперимент, совместив румынские народные мелодии, симфонический оркестр и народные инструменты казахов. Музыканты исполнили «Шесть румынских народных танцев» — произведение венгерского композитора Бела Бартока, основанное на темах музыки Трансильвании. На домбре и кыл-кобызе в оркестре солировали Нуркен Аширов и Ардак Итикеева. Казахские инструменты заменяли более традиционные для Румынии свирель и скрипку. Таким неожиданным сочетанием инструментов музыканты стремились подчеркнуть общность между музыкой различных народов.


Максим Ландо, фортепиано
Максим Ландо, фортепиано

Следующей в программе стояла «Рапсодия в стиле блюз» знаменитого американского композитора 20-х годов Джорджа Гершвина. У зрителей появилась возможность услышать идеальное смешение джаза и академической музыки. Солировал в оркестре 13-летний пианист из США Максим Ландо. В своем юном возрасте этот музыкант уже стал победителем множества международных конкурсов. Максим играл произведение с такой скоростью и азартом, что казалось, будто его пальцы слились с клавишами. Бешеная энергетика молодого пианиста передалась залу.


Канат Омаров, дирижер; Арман Мурзагалиев, скрипка
Канат Омаров, дирижер; Арман Мурзагалиев, скрипка

После рапсодии Гершвина зазвучала сложная для неподготовленного слушателя соната для скрипки № 1 — «Камерная соната», написанная одним из величайших композиторов XX века Альфредом Шнитке. Зал затих, пораженный витиеватым рисунком музыки. За пульт встал молодой казахстанский дирижер Канат Омаров.


Весна Подруг, клавесин

Весна Подруг, клавесин

Пронзительно солировал скрипач Арман Мурзагалиев. Партию клавесина исполняла замечательная хорватская пианистка Весна Подруг.


Арман Мурзагалиев
Арман Мурзагалиев

Неожиданным и прекрасным сюрпризом для публики и музыкантов стало исполнение музыки французского композитора Клода Болина. Солировали музыканты из Казахстана и США. Оркестром при этом дирижировал артистический директор фестиваля Арман Мурзагалиев.


Габриэль Бебеселеа, дирижер
Габриэль Бебеселеа, дирижер

Завершили второй день фестиваля звуки самобытной «Рапсодии № 1» румынского композитора Джордже Энеску. Музыка Рапсодии, основанная на народных мелодиях, впервые прозвучала в Казахстане. За дирижерским пультом стоял соотечественник автора произведения Габриэль Бебеселеа.


Зрители
Зрители

В преддверии последнего концерта фестиваля на улице собралась огромная толпа. Очередь из желающих попасть на концерт выстроилась вплоть до тротуара и уходила за поворот. Отрадно было наблюдать такую тягу наших горожан к культуре.


Зрители
Зрители

Перед выходом на сцену музыканты повторяли свои партии. В гримерках ощущалось легкое волнение, ведь закрытие фестиваля необходимо провести без сучка и задоринки.


Елизавета Блюмина, фортепиано
Елизавета Блюмина, фортепиано

Концерт открыла лауреат престижнейшей немецкой музыкальной награды Echo Klassik, пианистка из Германии Елизавета Блюмина. Елизавета сыграла два вальса, посвященные ей современным украинским композитором Валентином Сильвестровым, а также «Черную землю» турецкого композитора Фазыла Сая. Елизавета сразу завоевала внимание публики своим мастерством и экспрессивностью.


Арман Мурзагалиев, скрипка; Хесус Кастро-Бальби, классическая гитара
Арман Мурзагалиев, скрипка; Хесус Кастро-Бальби, классическая гитара

Открывая новые горизонты музыки, на фестивале сыграли малоизвестное произведение легендарного итальянского скрипача Никколо Паганини, написанное им для гитары и скрипки. Великий мастер на досуге любил баловаться «пощипыванием струн гитары», которая была одним из его любимых инструментов. Великолепный дуэт гитары и скрипки подарили зрителям два музыканта-виртуоза — скрипач Арман Мурзагалиев и гитарист Хесус Кастро-Бальби.


«Квинтет для струнного квартета и гитары № 4 („Fandango“)» Луиджи Боккерини
«Квинтет для струнного квартета и гитары № 4 („Fandango“)» Луиджи Боккерини

Довольно яркой стала «испанская» часть концерта. Хесус Кастро-Бальби вместе с музыкантами из Хорватии, Казахстана и России исполнили произведение итальянского композитора XVIII века Луиджи Боккерини «Квинтет для струнного квартета и гитары № 4 („Fandango“)». Звуки улиц Мадрида заполнили зал, не оставив зрителей равнодушными.


Танец Нины Корти
Танец Нины Корти
Фото: Роман Дементьев

Под музыку итальянского композитора на сцену филармонии вышла легенда испанского фламенко, великолепная Нина Корти. Невероятно страстный и чувственный танец с красивой пластикой рук заворожил аудиторию.


Нина Корти
Нина Корти

Танец Нины стал одним из самых ярких моментов завершающего вечера фестиваля. В грациозных движениях тела танцовщица отразила глубокую суть исполняемой квартетом музыки. С помощью кастаньет и ударов каблуками о паркет Нина задала бешеный ритм, от которого хотелось вскочить с кресла.


Вадим Ландо, кларнет; Динара Базарбаева, скрипка; Пиппа Бориси, фортепьяно
Вадим Ландо, кларнет; Динара Базарбаева, скрипка; Пиппа Бориси, фортепьяно

Разительным контрастом стало исполнение «Истории солдата» Игоря Стравинского. Авангардное произведение начала XX века, рассказывающее историю о солдате, продавшем душу дьяволу, представляет из себя целый спектакль, который нужно играть, читать и танцевать. На фестивале исполнили упрощенную и сокращенную версию произведения в виде сюиты для кларнета (Вадим Ландо), скрипки (Динара Базарбаева) и фортепьяно (Пиппа Бориси). В исполнении участников этой музыкальной мистерии зрители услышали слияние классики и популярных танцев — танго, вальса и рэгтайма. Создавалось впечатление, будто в некоторых частях произведения можно буквально расслышать дьявольский смех.


Нина Корти, «Фанданго» Амадео Вивеса

Нина Корти, «Фанданго» Амадео Вивеса

Под занавес первого отделения третьего концерта Forte Music Fest зрителей ожидала серия импровизаций. Бурными овациями публика приветствовала возвращение на сцену исполнительницы фламенко Нины Корти. В феерическом сопровождении скрипача Армана Мурзагалиева и музыкантов из Казахстана и Франции она исполнила «Фанданго» Амадео Вивеса.


Нина Корти
Нина Корти

Яркое зрелище подарила публике исполнительница, играя в воздухе подолом традиционного длинного платья для фламенко. Считается, что этот вариант костюма произошел от наряда андалузских цыганок. Море испанской страсти захлестнуло зрителей во время второго выступления Нины.


Участники Forte Music Fest 2016
Участники Forte Music Fest 2016

Фестиваль завершился бурными овациями зала. В следующем году на Forte Music Fest слушателей ждут новые имена и замечательная музыка.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000