VOX POPULI Екатерина Романова 11 марта, 2015 15:50

Молодой, энергичный, мощный – симфонический оркестр "Астана Опера"

Музыканты симфонического оркестра "Астана Опера"
Музыканты симфонического оркестра "Астана Опера"
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi
Для какого инструмента нужно покупать билет в самолете? Должен ли образованный человек знать состав оркестра? Почему с годами гобой стоит дешевле, а скрипка дороже? Как инструмент влияет на судьбу человека. Может ли левша играть на скрипке? Ответы на эти и многие другие вопросы – в нашем репортаже.

Взмаху палочки Абзала Мухитдинова подчиняются все инструменты. Не произнося ни единого слова, он делает так, чтобы музыканты играли согласованно, дружно; а стоит ему притронуться к пюпитру, как в оркестре воцаряется тишина
Взмаху палочки Абзала Мухитдинова подчиняются все инструменты. Не произнося ни единого слова, он делает так, чтобы музыканты играли согласованно, дружно; а стоит ему притронуться к пюпитру, как в оркестре воцаряется тишина
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Абзал Мухитдинов – дирижер, музыкальный руководитель театра "Астана Опера".

– В зависимости от состава оркестры носят разные наименования: симфонический оркестр (большой и малый), камерный, оркестр народных инструментов, духовой, эстрадный и джазовый. В состав симфонического оркестра "Астана Опера" входит 130 человек. Я думаю, что многим людям будет интересно узнать о маленьком государстве с его структурой и иерархией – об оркестре. Впереди расположены скрипки, альты, виолончели, неподалеку стоят контрабасы. Все эти инструменты относятся к струнно-смычковой группе. За виолончелями расположились деревянные духовые –флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними - барабаны и другие инструменты, относящиеся к семейству ударных. У каждого инструмента есть свои особенности, даже свои загадки.

Струнно-смычковые

Айсулу Байкенова играет на коллекционной скрипке 1690 года, созданной итальянским скрипичным мастером Маттиасом Альбани
Айсулу Байкенова играет на коллекционной скрипке 1690 года, созданной итальянским скрипичным мастером Маттиасом Альбани
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Айсулу Байкенова – первая скрипка.

Скрипки – главные среди струнно-смычковых инструментов. Они – быстрые, живые, великолепные рассказчицы. Этот инструмент по своим возможностям похож на человеческий голос – передает все эмоции, может "плакать", "страдать" и "радоваться". Научиться игре на скрипке очень сложно. Процесс обучения начинается с пяти лет и продолжается всю жизнь. Порой скрипача можно отличить по пятну на шее, появляющемуся от того, что скрипачу приходится подбородком удерживать инструмент. Мы спросили Айсулу, может ли левша играть на скрипке.

– Конечно. Может быть, даже виртуознее, чем правша – левая рука выполняет большую часть работы. Правая рука важна для постановки штрихов (способ исполнения нот). Перебирать пальцами по грифу – как раз задача левой руки. Скрипачей часто сравнивают с нейрохирургами, у нас одинаково развиты оба полушария, так как мы имеем дело с мелкой моторикой.

Прежде чем взять с утра в руки скрипку, ты с ней здороваешься, ласково разговариваешь. Она нуждается в постоянной заботе.

– Прежде чем взять с утра в руки скрипку, ты с ней здороваешься, ласково разговариваешь. Она нуждается в постоянной заботе. Дерево ведь живое, реагирует на погодные условия: в сырую погоду старинные инструменты могут капризничать, звучать не так, как нужно. В Астане достаточно сухой климат, поэтому скрипке нужен дампит (трубка, вставляемая в скрипку для поддержки уровня влажности). В противном случае инструмент может рассохнуться. Для ухода необходимы также специальные чистящие средства, раз в полгода нужно менять струны. Если инструмент сломался, то в Казахстане есть только один мастер, способный починить скрипку, если и ему не под силу исправить поломку, нужно вести ее в Италию или во Францию.

А если инструмент поцарапается? интересуемся мы.

Айсулу отвечает, что это все равно, что царапина на сердце.

– Я даже и представить себе такое не могу! Царапина нарушит целостность лака, которая имеет огромное значение для звучания инструмента.

Конструкция альта почти не отличается от скрипки, за исключением размеров. Время появления альта – XV-XVI века
Конструкция альта почти не отличается от скрипки, за исключением размеров. Время появления альта – XV-XVI века
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Толкын Килибаева – концертмейстер группы альтов.

– Мой инструмент был изготовлен советским мастером Г. Бубом. Когда я приобрела этот альт, мне пришлось разыгрывать его еще два года, так как в течение десяти лет на нем вообще никто не играл. У альтов есть свои размеры, мой – 42, самый большой – 43. В оркестре альты практически не исполняют сольных партий, кроме балета А. Адана "Жизель" и балета Лео Делиба "Коппелия". В основном же они играют в аккомпанементах, квартетах, квинтетах. Тембр альта менее яркий, чем скрипичный, он густой, бархатный в нижних регистрах.

Мы попросили Толкын описать свой инструмент, как если бы это был человек. Альтистка ответила, что ее альт – мужчина с твердым, мощным характером.

Виолончель обладает широкими выразительными возможностями, у нее очень красивый голос, она необычайно проникновенно звучит. Виолончель, как и многие струнно-смычковые инструменты, сделана из клена и ели
Виолончель обладает широкими выразительными возможностями, у нее очень красивый голос, она необычайно проникновенно звучит. Виолончель, как и многие струнно-смычковые инструменты, сделана из клена и ели
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Даулет Шакиров – концертмейстер группы виолончелей.

– В оркестре виолончель – это душа. Когда с красивым соло вступает группа виолончелей, весь оркестр раскрывается. В оркестре у всех прекрасные дружеские отношения, все мы любим наше общее дело – музыку. Моя супруга любит в шутку говорить, что у меня на первом месте инструмент и работа, и лишь потом семья.

Контрабас – самый крупный по размерам инструмент (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию
Контрабас – самый крупный по размерам инструмент (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Сабит Даиров – концертмейстер группы контрабасов.

– Без контрабаса симфонический оркестр – не оркестр, контрабас – фундамент звучания оркестра. Контрабас может играть и сольно, и в дуэте, и в ансамбле. Это очень мощный инструмент. Когда, к примеру, играешь Бетховена, то от звуковых волн волосы шевелятся на голове. К любому инструменту нужно относиться как к живому. Например, контрабасу из-за его размеров нужно покупать отдельное место в самолете. Он требует тщательного ухода.

Духовые деревянные

Флейта умеет подражать щебетанью птичек и вздохам ветерка
Флейта умеет подражать щебетанью птичек и вздохам ветерка
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Алексей Косырев – концертмейстер группы флейт.

– На флейте очень сложно извлекать звук. В отличие от всех других язычковых инструментов, у которых из ста процентов взятого воздуха все уходит в звук, у флейт это всего двадцать процентов. Обучение игре на флейте должно вестись с начальной школы и до самой сцены. Без подготовки можно научиться играть на гобое, на кларнете, но не на флейте, потому что это очень сложный инструмент. А еще это один из самых дорогих инструментов. Бывают флейты из никеля, серебра и золота, но самые дорогие - из платины. Моя флейта сделана из серебра с добавлением платины. Мечтаю сыграть на флейте из золота, такой инструмент обладает мягкими красками и звучит богаче. У флейты самый высокий голос из всех духовых. Кстати, я не могу играть на инструменте, который побывал в ремонте. Даже если внешне такая флейта выглядит идеально, звучание будет уже другим.

У фагота низкий голос. Издревле в народе его называли дульчеан, что в переводе с латинского означает – "нежный". Этот длинный инструмент состоит из нескольких частей
У фагота низкий голос. Издревле в народе его называли дульчеан, что в переводе с латинского означает – "нежный". Этот длинный инструмент состоит из нескольких частей
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Асет Нельдыбаев – концертмейстер группы фаготов.

– Ежедневно нам приходится разбирать и собирать инструмент. Он требует ухода – сначала протираем, а потом удаляем всю влагу - при укладке в чехол фагот обязательно должен быть сухим. Перед началом игры его необходимо согреть своим дыханием. Этот инструмент изготавливают в Европе. Одна из важных деталей фагота – трость, изготавливаемая из специального камыша, не растущего в нашей стране. Очень опасно зимой переносить фагот домой. Он сделан из дерева, которое наши морозы могут легко повредить. Мы хорошенько укутываем фагот, затем укладываем в чехол, и только потом выходим с ним на улицу. Вся группа деревянных духовых инструментов ровняется на его голос. Даже если фагот вступил фальшиво, вся группа должна под него подстроиться. В переводе с итальянского фагот означает "вязанка дров", Асет говорит, что для него фагот – это Бог ноты Фа (Fa God).

Кларнет обладает самым большим диапазоном звучания среди духовых инструментов
Кларнет обладает самым большим диапазоном звучания среди духовых инструментов
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Станислав Умаров – концертмейстер группы кларнетов.

– Многие люди не знают, как выглядит кларнет, но все помнят скороговорку: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Это один из инструментов симфонического оркестра, обладающий самым большим диапазоном звучания среди духовых инструментов. До сих пор кларнет развивается и совершенствуется. Пока у нас некоторые трудности, связанные с починкой этого инструмента. Нам нужны дипломированные мастера, пока же есть только мастера-самоучки.

На гобое невозможно заставить играть, в этот инструмент нужно влюбиться
На гобое невозможно заставить играть, в этот инструмент нужно влюбиться
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Дамиля Махпирова – концертмейстер группы гобоев.

– Гобой занесен в книгу рекордов Гиннеса – при игре на этом инструменте действует принцип остаточного дыхания, в отличие от всех других духовых инструментов, у которых идет нехватка дыхания. У гобоя очень узкая трость, музыкант должен уметь правильно дышать. На гобое невозможно заставить играть, в этот инструмент нужно влюбиться. Когда я училась в школе, то практически с ним не расставалась, на ночь я укладывала его под подушку, рассказывает Дамиля.

– Гобой делается из черного эбенового дерева, которое растет в Мозамбике. Мой гобой был сделан во Франции. У него есть серийный номер, по которому можно определить, какой мастер собирал данный инструмент. В Астане гобою приходится тяжело из-за очень сухого климата, 50 процентов влажности – вот оптимальное состояние для гобоя. Трость для гобоя сделана из французского камыша, гобоисты всего мира постоянно ищут эту маленькую, но очень важную часть инструмента. Иногда трость может выдержать всего одну репетицию.

Медно-духовые

Валторны входят в книгу рекордов Гиннеса, как самые сложные из всех духовых инструментов
Валторны входят в книгу рекордов Гиннеса, как самые сложные из всех духовых инструментов
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Марат Конусбаев – концертмейстер группы валторн.

– Над нашими валторнами трудился австрийский мастер Энгельберт Шмидт; эти инструменты отличаются очень легким весом, что удобно для игры стоя. Валторны входят в книгу рекордов Гиннеса, как самые сложные из всех духовых инструментов. Если представить себе, что кто-то взял и распрямил инструмент, длина трубы получится от 9 до 11 метров. Для игры на таком инструменте нужны очень сильные легкие. Валторна передает лирические и драматические оттенки. В музыкальном сопровождении зарубежных боевиков, приключений и фантастики первое место всегда отдается духовым медным инструментам. Стоимость нашего инструмента зависит не от металла, из которого он изготовлен, а от мастера, выверяющего каждую трубочку – если диаметр хоть немного будет отличаться от заданных параметров, звучание будет другим. Лучшие изготовители этих инструментов живут в Англии и Германии. При транспортировке мы используем очень твердый футляр, чтобы не помять валторну. С годами ее звук становится теплым и бархатным.

Труба использовалась с древнейших времен в качестве сигнального инструмента, при объявлении войны, сбора войска на бой, а также при объявлении о начале торжественного мероприятия
Труба использовалась с древнейших времен в качестве сигнального инструмента, при объявлении войны, сбора войска на бой, а также при объявлении о начале торжественного мероприятия
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Александр Усик – концертмейстер группы труб.

– Раньше труба ассоциировалась с военными, а также с чем-то грузным и тяжелым, на самом же деле труба – это еще и сольный инструмент, которому под силу передать все эмоции. Я начал играть на трубе с 9 лет. Мой инструмент – это моя жизнь, работа, моя музыка, продолжение меня. Когда мне бывает грустно или весело, я могу сыграть определенную мелодию. Духовикам не рекомендуется играть в маленьких помещениях. Это плохо влияет на слух, губной аппарат и на выдержку (количество времени, которое может играть музыкант). Желательно заниматься в репетиционных залах.

Тромбон известен с XV века. Сейчас принято считать, что он принадлежит джазу
Тромбон известен с XV века. Сейчас принято считать, что он принадлежит джазу
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Фархад Булатов – концертмейстер группы тромбонов.

– Тромбон известен с XV века. Сейчас принято считать, что он принадлежит джазу, но это не так; его звуки можно услышать в современной классической, эстрадной и даже в духовной музыке. Есть определенный ряд требований, которые предъявляются к начинающим тромбонистам. Одно из таких – прямые зубы, так как неровные зубы могут стать непреодолимым препятствием при исполнении некоторых композиций. Очень важно обладать хорошим здоровьем. Многие тромбонисты занимаются йогой – при этом тренируется дыхание. Я использую инструмент как рупор – выражаю свои мысли, настроения, идеи. Мое физическое и психологическое состояние зависит от игры на инструменте. Если я не позанимаюсь один-два дня, я себя очень плохо чувствую.

Туба обладает суровым, массивным тембром в нижнем регистре, это самый низкий инструмент в оркестре. Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых
Туба обладает суровым, массивным тембром в нижнем регистре, это самый низкий инструмент в оркестре. Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Александр Малиновский – тубист.

Когда люди решают учиться играть на тубе, они должны понимать, что их работа будет связана с тяжелыми физическими нагрузками, играть на этом инструменте действительно очень сложно.

– Когда люди решают учиться играть на тубе, они должны понимать, что их работа будет связана с тяжелыми физическими нагрузками, играть на этом инструменте действительно очень сложно. Этот инструмент велик по размеру, его вес составляет от 8 и до 25 килограммов. Незнайку во всех мультипликационных фильмах изображали играющим на тубе – наверное, потому, что сама конструкция, сам вид инструмента наводят на веселые мысли.Туба самый молодой инструмент в оркестре, ее изобрели немецкие мастера в середине XIX века. Существует много разновидностей туб, чаще всего используются 6 видов. Прежде всего, они отличаются по строю (высота звучания основного регистра инструмента). Мою тубу привезли из Германии.

Клавишно-духовые

Орган – клавишно-духовой музыкальный инструмент, который с IV века использовался при католическом богослужении
Орган – клавишно-духовой музыкальный инструмент, который с IV века использовался при католическом богослужении
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Жанара Сейтханова – органистка.

В орган подается воздух, а далее он распределяется по определенным трубам. Для каждого звука есть своя труба – например, для очень низких звуков используются длинные трубы большого диаметра. Орган издает и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо. Раньше, когда играл органист, рядом с ним стоял помощник, который, нажимая на педали, накачивал воздух. Сейчас, в век современных технологий, появились органы, в которых воздух подается автоматически, но звучание при этом не меняется.

Для органов существует специальный зал, который так и называется – органный. Этот огромный инструмент встраивают внутрь здания и его уже нельзя куда-либо подвинуть.

– Однажды на гастролях в Польше мне пришлось играть на огромном старинном органе. До этого я работала только с электрическими. Нас привезли в зал за несколько часов до начала концерта, помощника мне не дали. Мне пришлось одновременно прокачивать воздух, нажимать на клавиатуру, переворачивать страницы с нотами. Но самое страшное было то, что при всем при этом мне еще нужно было следить за работой дирижера, смотря в зеркало, приклеенное на органе, так как я сидела спиной к дирижеру.

Ударные

Группа ударных многочисленна: кастаньеты, трещотки, маракасы, фруста (бич), тамтам, большой и малый барабаны, литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон
Группа ударных многочисленна: кастаньеты, трещотки, маракасы, фруста (бич), тамтам, большой и малый барабаны, литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Ерболат Ташкенбаев – концертмейстер группы ударных инструментов.

Первые инструменты этой большой группы появились в незапамятные времена, когда первобытный человек только начинал производить всевозможные орудия труда.

– Если на сцене герой бьет бичом по полу, то мы используем фрусту, издающую резкий звук. Если в опере или балете нужно создать тревожную атмосферу, передать страх, мы используем тарелки, а в самый ответственный момент ударяем по тамтаму. В нашем деле большую роль играют палочки. От их материала во многом зависит производимый эффект. Палочки могут быть матерчатыми и железными. Значение имеет и сила, с которой производится удар по инструменту. В древние времена для верхней части барабанов использовалась кожа, ей на смену пришел пластик. Если требуется вполне определенное звучание, производители инструментов возвращаются к применению кожи. Когда мы отправляемся на гастроли, то не можем увезти с собой такое большое количество громоздких инструментов. Ксилофон, большой барабан, литавры – это "невыездные" инструменты. Не только потому, что они велики по размеру, но и потому что их нельзя передвигать с места на место. Любое передвижение влияет на строй и качество звучания.

Когда нужно сыграть сложную партию, Ерболат обращается к своему инструменту так: "Как тебя ударить, чтобы не обидеть?" Ерболат слышит ритмы повсюду – городской суете, в транспорте и даже на кухне.

– Когда я иду по улице, слышу позади себя звук женских каблуков, а через какое-то время чувствую, что он поменялся и стал неровным – я уверен, что девушка что-то делает на ходу. Поворачиваюсь – действительно, пишет СМС. Я слышу ритмы везде. Ведь барабанщик это метроном, сердце оркестра.

Добавочная группа


Арфа в оркестре занимает особое положение. Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное, она создает в театре волшебство. Голос у арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает
Арфа в оркестре занимает особое положение. Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное, она создает в театре волшебство. Голос у арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает
Фото: "Астана Опера" специально для Vox Populi

Любовь Ткаченко – арфистка.

– Я играю на арфе уже 16 лет. Каждый мой день связан с инструментом, только одну неделю в году я делаю перерыв и обхожусь без игры. Арфа диктует мне, как одеваться, как следить за руками – я обхожусь без маникюра, так как он отвлекает и мешает игре. Арфистки не всегда могут позволить себе носить обувь на высоких каблуках, так как ноги тоже участвуют в игре. У этого инструмента 7 педалей, он считается самым сложным после органа. От того, как чувствует себя арфа, зависит и мое настроение, если с ней что-то не в порядке, то я всегда переживаю.

Арфа – очень нежный инструмент, сильно зависящий от перепада температур, и трижды в день требует настройки. В арфе 47 струн; все нужно настраивать перед каждой репетицией и каждым спектаклем. В Астане нет человека, который мог бы починить арфу. Это может сделать только мастер из Италии. В инструменте две тысячи деталей, и весит арфа около 35 килограммов.

Рассказывая о своей арфе, Любовь использует прилагательные превосходной степени: самая дорогая, самая красивая, самая современная из всех существующих арф.

"Молодой, энергичный, мощный симфонический оркестр "Астана Опера", – такую оценку дал коллективу выдающийся дирижер современности Валерий Гергиев. Действительно, оркестр изумляет своим слаженным, мягким и четким звучанием. Видно, что перед нами – талантливые люди, увлеченные своим делом и объединенные общей страстью к музыке.

Поделись
Екатерина Романова
Екатерина Романова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000