VOX POPULI Святослав Антонов 13 июля, 2016 10:00

Мне бы в небо: профессия бортпроводника

Мне бы в небо: профессия бортпроводника
Фото: Ринна Ли
Вчера, 12 июля, отмечался Всемирный день бортпроводника. Мы пообщались со стюардессами и стюардами крупнейших казахстанских авиакомпаний, узнав, с какими трудностями и преимуществами связана их работа.

Асель Динашева

Air Astana

работает бортпроводницей 3 года

Асель мечтала об авиации с юных лет. В детстве, когда над ее домом с шумом проносились воздушные лайнеры, девочке хотелось узнать, как эти огромные махины взмывают в небеса. После окончания школы она поступила в Академию гражданской авиации на специальность «техника и техобслуживание самолетов». Заканчивая обучение там, Асель решила попробовать стать стюардессой.

— Я давно мечтала стать бортпроводником и сразу хотела подать документы в авиакомпанию, но родители были против. В тот год в Казахстане разбилось два самолета, и они очень боялись за меня. В итоге все решил трагичный случай. На пешеходном переходе меня сбила машина, и лежа в больнице, я поняла, что от судьбы не уйдешь ни на земле, ни в воздухе. Родители согласились с моим выбором, и я отправила документы в компанию Air Astana. Меня пригласили на собеседование. При отборе бортпроводников представители авиакомпании давали нам различные задания и проверяли кандидатов на стрессоустойчивость и умение работать в команде. Учитывался также уровень знания английского. В Академии авиации мы изучали на английском специфические авиационные термины, и эта часть тестирования не доставила мне сложностей. При отборе по росту нужно было достать рукой до отметки 2,5 метра без каблуков. Затем мы проходили медкомиссию. В итоге из группы оставили только 10 человек и отправили на тренинги, где мы получали все необходимые для бортпроводника знания. После полуторамесячного обучения меня поставили на рейс в качестве observer (наблюдателя). Ты смотришь за работой бортпроводников со стороны. Затем инструктор вновь задает вопросы по безопасности и обслуживанию. При успешном прохождении экзамена начинаешь летать на самостоятельных рейсах.

Работая здесь, ты не должен сидеть в офисе с девяти до семи. Каждый день меняются люди, страны, пейзажи за окном. Это завораживает.


Асель Динашева
Асель Динашева

Асель хорошо помнит свой первый самостоятельный полет. Самолет летел из Алматы в Астану. Молодая бортпроводница слегка волновалась, и в то же время с большим интересом наблюдала за пассажирами.

— Первые три месяца мы обычно летаем только на внутренних рейсах. Рейс Алматы – Астана — довольно специфичный. В Астану летают особенно требовательные пассажиры. За годы работы я заметила, что в замкнутом пространстве на высоте тысяч метров от земли поведение людей меняется. Наша задача — успокоить пассажиров и дать им ощущение безопасности. Каждый из них приходит на борт со своими проблемами, заботами и переживаниями. Для бортпроводника важно умение понять это, поставить себя на место другого человека. Иногда попадается пассажир, который не слушает тебя, тяжело подается на уговоры и выражает свою неприязнь. В этом случае мы можем заменить бортпроводника, который работает с таким пассажиром. В 95% случаев улыбка и доброжелательность помогают уладить конфликтные ситуации.

Пассажиров, которые ведут себя неадекватно и явно находятся в состоянии алкогольного опьянения, снимают с рейса еще на стойке регистрации. Если те все же оказываются на борту, то нужно особенно внимательно следить, чтобы они не доставили неприятностей другим. Отдельная категория пассажиров — аэрофобы. У меня однажды был случай, когда женщина села в пассажирское кресло, подумала немного и сошла с рейса. Мы стараемся больше общаться с такими пассажирами. Важно отвлечь их от страхов. Я рассказываю, что в нашей компании не было аварийных случаев, и что они находятся в надежных руках.

Асель отмечает, что у каждого рейса — внутреннего и международного — есть свои особенности. Полет в Астану отличается от полета в Атырау.

— У каждого направления есть свои нюансы, к которым мы заранее готовимся. В Астану летят более деловые люди, погруженные в себя во время полета. В Анталию или Стамбул чаще летают туристы. Они требуют к себе повышенного внимания, так как с момента посадки на борт уже ощущают себя на отдыхе. На рейсах в Актау и Атырау попадаются интересные пассажиры. Они разговаривают на казахском и часто заказывают чай с молоком. Манера общения их довольно неформальная и начинающим стюардессам может даже показаться грубой. Однако для пассажиров из этих регионов это считается нормой и важно это учитывать. Я люблю летать в Амстердам и Франкфурт. На этих рейсах бывает много иностранцев, и можно практиковать свой английский. Менталитет иностранных пассажиров немного отличается от нашего. Они кажутся более открытыми и улыбчивыми.

Основные преимущества работы бортпроводником для Асель — свободный график и постоянное общение с людьми.

— Работая здесь, ты не должен сидеть в офисе с девяти до семи. Каждый день меняются люди, страны, пейзажи за окном. Это завораживает. Наша работа позволяет посмотреть мир. Я была в очень многих странах, но желание открывать для себя что-то новое не пропало. Обычно после международного рейса у нас есть от одних суток до трех дней на отдых. В это время мы можем погулять по городу и посмотреть достопримечательности. Несмотря на всю усталость, после рейса при посадке в новой стране у меня открывается второе дыхание. Хочется увидеть как можно больше. Я люблю пробовать незнакомую еду, хотя многие девочки, к примеру, без особой охоты летают в Пекин именно из-за специфической кухни. Обычно за границей члены экипажа гуляют вместе. Мы стараемся ходить группами не менее двух человек. На некоторые эстафетные рейсы можно взять с собой родных. В гостинице у нас всегда есть четко установленное время — wake up, — когда мы должны быть готовы к выезду. Чтобы не проспать рейс, мы заводим будильник и просим работников отеля разбудить нас. На моей памяти стюардессы еще не опаздывали на рейс.

Скидка на билеты — еще одно преимущество работы в Air Astana. Для двух ближайших родственников мы можем покупать билеты на любые направления с 90% скидкой. Однажды я воспользовалась этой возможностью и исполнила мечту моей мамы — отвезла ее на отдых в Таиланд. Она была счастлива.


Асель с коллегой Фарухом
Асель с коллегой Фарухом

По мнению бортпроводницы, умение работать в команде — важнейшее качество, необходимое в этой профессии.

— От рейса к рейсу состав бортпроводников в экипажах меняется, и нужно уметь налаживать хорошие отношения со всеми коллегами. Во время длинных перелетов мы становимся настоящей семьей. Часто общаемся даже вне работы. Я замечаю, что сейчас большинство моих друзей и знакомых — это сотрудники Air Astana.

На борту даже во время сильной турбулентности я никогда не чувствовала страха. Я доверяю нашим пилотам и всегда стараюсь оставаться хладнокровной. Это очень важно, ведь пассажиры, начиная волноваться, всегда смотрят на лицо бортпроводника. В любой ситуации мы должны сохранять спокойствие.


Фарух Мушрапилов

Air Astana

работает бортпроводником 3 года

В авиацию Фарух пришел по совету знакомых и друзей. Окончив Алматинский колледж связи при Казахско-Американском университете, он подал документы в авиакомпанию.

— Детство я провел недалеко от аэропорта, и мне всегда нравились самолеты. Не могу сказать, что не хотелось работать по специальности, на которую учился, но обстоятельства складывались так, что работа в авиации оказалась предпочтительнее. В Air Astana постоянно идет набор персонала, и меня пригласили на собеседование. Со мной вместе в отборе участвовало около 50 человек, но до обучения дошли только 10–15 кандидатов. На собеседовании нас спрашивали, почему мы выбрали именно эту профессию. Видимо, я был тогда достаточно мотивирован, и мои ответы понравились сотрудникам компании. Собеседование проходит на нескольких языках. Затем начались тренинги. Сначала мы изучали строение кабины самолета, расположение дверей и работу с аварийно-спасательными средствами. Потом обучались сервису на борту. После каждого модуля был экзамен. На заключительном этапе нас отправили во Франкфурт, где в течении четырех дней мы демонстрировали полученные знания на тренажерах и на борту реального самолета.

Я выполнял первые четыре рейса в сопровождении инструктора, который рассказывал о моих обязанностях и делал замечания по ходу работы. Хорошо помню свой первый самостоятельный рейс. Он был 11 апреля 2013 года, и мы летели в Караганду. Я немного волновался, но попалась очень позитивная бригада, которая во всем поддерживала меня. В течение трех месяцев был испытательный срок, и я летал только на внутренних рейсах. За это время бортпроводники получают международное свидетельство как члены экипажа. Я летаю только на среднемагистральных рейсах, так как проходил обучение работе на самолетах Airbus A320, Airbus A321 и Embraer 190. В основном это рейсы в страны СНГ и ближнее зарубежье.

За год мы проводим в воздухе около 700 часов. У каждого рейса есть своя специфика и свой контингент пассажиров.


Фарух Мушрапилов
Фарух Мушрапилов

Фарух рассказывает, что форму для бортпроводников подбирают по размерам. При желании можно что-нибудь подогнать в ателье. Новый комплект формы выдают раз в полтора–два года, поэтому бортпроводнику необходимо бережно обращаться с ней.

— За год мы проводим в воздухе около 700 часов. У каждого рейса есть своя специфика и свой контингент пассажиров. Нужно быть морально готовым к этому. К примеру, на рейсе в Дели летит много индусов, и они часто просят принести им воды. Кроме того, необходимо проверить, чтобы на борту было достаточно комплектов вегетарианского бортового питания, ведь индуисты не едят говядину. На рейсах в Пекин многие пассажиры не говорят по-английски. Приходится изъясняться с ними с помощью жестов. Ко всем рейсам я отношусь примерно одинаково и не могу выделить любимый. После международных перелетов у нас обычно остается свободное время. Кто-то посвящает его шопингу, другие купаются в бассейне при гостинице, а третьи смотрят достопримечательности. Мне нравится летать в Стамбул, потому что я люблю гулять по этому городу. В каждой стране есть определённые точки, которые ты обязательно должен посетить. В Москве это Красная площадь, в Стамбуле — мечеть Султанахмет. За время работы я четыре раза летал в Пекин, но еще не был на Китайской стене.

В своей работе Фарух придерживается принципа «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня». Он любит свою профессию по нескольким причинам.

— Мне нравится наличие свободного времени. К примеру, ты можешь вылететь из Алматы в 6 утра, а к 12 часам прилететь назад и освободиться до следующего дня. Иногда бывают подряд два дня без рейсов. Нам выдают расписание рейсов на месяц вперед, и можно планировать время для личной жизни и увлечений. Я люблю машины и уделяю свободное время автомобильному спорту. Пока только в качестве зрителя, но в будущем, возможно, буду сам участвовать в гонках. Еще один приятный бонус — скидки на авиабилеты. Я часто летаю по делам в Москву. Перед свадьбой брал с собой жену на рейс в Стамбул. За границей нередко покупаю что-нибудь полезное. Коллектив у нас в основном женский, и выходя с коллегами погулять, поневоле втягиваешься в шопинг. В дьюти-фри покупаю сладости и парфюмерию со скидками.

— Никогда не приходилось сталкиваться с предубеждениями по поводу того, что бортпроводник — это женская профессия. Моим друзьям и знакомым нравится моя работа. Конечно, иногда они волнуются за меня, особенно когда где-то в мире происходят авиакатастрофы. Сам я не испытываю подобных страхов.

Пожалуй, самая трудная часть работы — общение с пассажирами. Важно уметь слушать и слышать человека. Нужно быть коммуникабельным и всегда сохранять выдержку. В случаях личной неприязни пассажира к определенному бортпроводнику мы практикуем «замену персонажа», когда стюардессу или стюарда подменяет коллега.


Андрей Горшков

SCAT Airlines

в авиации 4 года

Андрей устроился бортпроводником сразу после окончания школы. Его тетя работала в компании SCAT и посоветовала ему пройти отбор.

— В кастинге участвовало около ста человек, а выбрали из моей группы всего 12. Проверяли знание иностранного языка, а также смотрели на внешние данные. Важным было отсутствие дефектов речи, а также рост (для мужчин не менее 175 сантиметров). Мы проходили обучение в течение трех месяцев. Нас учили основам аэродинамики, строению кабины, навыкам обслуживания и общения с пассажирами. Затем в течение недели мы учились в Московском авиационном учебном центре, где работали на точных копиях самолетов Boeing 757. Мы изучали расположение аварийно-спасательного оборудования и технику работы в аварийных ситуациях. Затем было 30 часов стажировки. По сути это та же работа, только под наблюдением инструктора. Сначала я летал на Ан-24, но затем наша компания перешла на западную технику. Первые три месяца работал на рейсах в Шымкент и Актау. Сейчас часто ставят на международные рейсы в Китай, Турцию, Таиланд и Россию.

Обязанности каждого бортпроводника на борту строго распределены. Кто-то отвечает за коммерческую загрузку, кто-то — за питание. Перед вылетом на брифинге мы распределяем между собой эти задачи. На том типе самолета, на котором я сейчас летаю, работает по шесть бортпроводников.

Помимо прочих обязанностей, после каждого рейса мы проводим security check. Если находим забытые пассажирами вещи, то сразу передаем их представителям компании.


Андрей Горшков
Андрей Горшков

Между рейсами бортпроводники отдыхают минимум 12 часов. Летая за рубеж, Андрей и его коллеги часто выполняют эстафетные рейсы или отправляются в командировки.

— Моя работа мне нравится за возможность посмотреть мир. Выполняя эстафетный рейс, мы остаемся отдыхать в городе прилета, а самолет для обратного рейса принимают наши коллеги, уже пожившие там. Также есть командировки. К примеру, мы вылетаем в Анталию и затем в течение 10–12 дней совершаем полеты туда-обратно по различным направлениям. Во время подобных рейсов можно посмотреть страну, искупаться или позагорать на пляже. За все это я очень люблю рейсы в Таиланд.

Работая в авиакомпании, я постоянно совершенствую свои навыки в коммуникациях. Кроме того, мне очень нравятся небесные красоты. Еще одно преимущество работы в авиации — сервисные билеты. Подав заявку, мы можем заказать бесплатный или практически бесплатный билет для близких членов своей семьи.

— Помимо прочих обязанностей, после каждого рейса мы проводим security check. Если находим забытые пассажирами вещи, то сразу передаем их представителям компании. Чаще всего люди забывают телефоны, очки и шляпы. Если мы находим подозрительный предмет, то обращаемся в службу авиационной безопасности аэропорта.

Андрей замечает, что общение играет ключевую роль в его профессии. В компании имеется своя система CRM, предписывающая действия для улаживания потенциально конфликтных ситуаций.

— В работе привыкаешь ко всему. Со временем полностью пропадает страх полетов, хотя у каждого бортпроводника есть свои приметы на удачу. К примеру, перед вылетом не стоит желать удачного полета, а даже если тебе его пожелали, не надо говорить «Спасибо!». Всего за год у нас складывается около 800 часов налета. Каждый раз экипажи меняются, но мы все равно успеваем подружиться во время рейса. Существует стереотип о том, что профессия бортпроводника — женская, но я ни разу с ним не сталкивался.


Айгерим Курбанова

SCAT Airlines

8 лет в авиации

Айгерим одна из самых опытных сотрудниц авиакомпании. Два раза она уходила в декрет, но всегда возвращалась на любимую работу. Как и многие ее подруги, Айгерим со школы думала о карьере бортпроводника, и ее мечта в итоге исполнилась.

— Многие мои ровесницы и подруги работали в различных авиакомпаниях. Я окончила университет по специальности «учитель английского» и сразу подала резюме в компанию SCAT. Кандидаты проходили строгий отбор. Из 200 человек до обучения дошли только 20. Я прошла собеседование на русском, английском и казахском языках. Затем измерили мой рост. По стандартам бортпроводницы нашей компании должны быть не ниже 165 сантиметров. Два месяца мы осваивали навыки нашей профессии, а затем начали самостоятельные полеты. Когда я только пришла, флот компании состоял из советских самолетов Ан-24. Их вместимость — всего 50 мест. Мы летали на ближние направления. Затем, в 2008 году, компания закупила современные западные борта. Я переучивалась работе на Boeing в учебном центре в Москве. Сразу после этого начала работу на международных рейсах.

Мне нравится, что в начале недели ты можешь быть в Москве, а через два дня уже лететь в Стамбул. Обычно мы узнаем о расписании рейсов за два дня до вылета.


Айгерим Курбанова
Айгерим Курбанова

Айгерим любит свою работу за возможность увидеть другие города и страны. Особенно ее привлекает контраст в работе — зимой можно вылететь из холодной Астаны или Павлодара и приземлиться в теплом тропическом Таиланде или Индии.

— Мне нравится, что в начале недели ты можешь быть в Москве, а через два дня уже лететь в Стамбул. Обычно мы узнаем о расписании рейсов за два дня до вылета. В стране, куда выполняются эстафетные рейсы, обычно есть время, чтобы отдохнуть и посмотреть достопримечательности. Из внутренних рейсов мне больше всего нравится летать в Астану, а из международных — в Стамбул. Из заграницы всегда можно привезти какой-нибудь подарок для своих близких. Кроме того, я иногда езжу с семьей на отдых в Турцию по бесплатным сервисным билетам.

Бортпроводница говорит, что проблем в общении с пассажирами у нее никогда не возникало. Даже если пассажир испытывает стресс, его всегда можно расположить к себе через доброжелательное отношение. Летать Айгерим также никогда не боялась. Первое время за нее очень волновались родственники, но через несколько лет они привыкли.

— В нашей работе очень важно хорошее взаимодействие с коллегами. На внутренних рейсах мы прибываем на борт за час до вылета. Нужно успеть проверить аварийно-спасательное оборудование, его срок годности и работоспособность, принять багаж и бортовое питание, устранить все имеющиеся недочеты.


Ксения Саркисова

Sunday Airlines

5 лет в авиации

В детстве, как и многие подруги, Ксения мечтала стать бортпроводницей. В университет она поступила на экономический факультет, однако на четвертом курсе приблизилась к исполнению мечты.

— Я жила в Шымкенте, поэтому свой выбор сразу остановила на компании SCAT, хотя в компании работают девушки и из других городов страны. Когда я подавала документы, набор бортпроводников в компанию не проходил уже три года, и у них скопилось около 500 резюме. В итоге по ним отобрали 40 кандидатов, а до последнего этапа отбора дошло всего 15 человек. При отборе особое значение имела коммуникабельность, владение несколькими языками и внешние данные. Я очень волновалась, что не пройду отбор, но в итоге все закончилось благополучно. Два месяца мы обучались навыкам работы в теории и на практике. Я начала работу на советских самолетах, но уже через два с половиной месяца меня отправили на переобучение в Москву, чтобы работать на западной технике. Примерно через два года я начала полеты на международных рейсах. Летала в Эмираты, Таиланд и Китай.

Очень яркий контраст возникает, когда вылетаешь из Астаны, где зимой бывает –40, и садишься в Эмиратах, где +30.


Ксения Саркисова
Ксения Саркисова

Сейчас Ксения работает как на внутриказахстанских, так и на чартерных рейсах, которые авиакомпания SCAT выполняет под брендом Sunday Airlines.

— От полета на чартерном рейсе всегда остаются яркие впечатления. Люди на таких рейсах, как правило, расслаблены и относятся к экипажу доброжелательно. Летом мы летаем в Турцию, а зимой — в Таиланд, Индию, Китай. Очень яркий контраст возникает, когда вылетаешь из Астаны, где зимой бывает –40, и садишься в Эмиратах, где +30. В перерывах между такими рейсами мы с членами экипажа можем отдохнуть и покататься по стране. Так, например, в Эмиратах большинство городов расположены недалеко друг от друга.


Яркая форма компании Sunday Airlines
Яркая форма компании Sunday Airlines

При обучении бортпроводники проходят курс по психологии и улаживанию конфликтных ситуаций. У Ксении еще не было серьезных конфликтов на борту, но она всегда готова к работе в стрессовой обстановке.

— Конечно, у каждого пассажира свое настроение, и кто-то может быть не в духе. Бортпроводнику нужно всегда сохранять терпение и с пониманием относиться к проблемам пассажиров. Существует представление о том, что с детьми в самолете лететь тяжело, однако я по своему опыту скажу, что это не так. Дети проще подаются на уговоры и, как правило, послушно выполняют все указания бортпроводников. Страха полетов никогда не было, но родные первое время боялись за меня и даже были немного шокированы, когда узнали, какую профессию я выбрала. Сейчас они относятся к этому спокойней и иногда даже летают со мной на отдых. Крайний раз мы отдыхали в Москве.

Ксении нравится как форма компании SCAT, так и яркий наряд бортпроводников Sunday Airlines. Она считает, что форма их компании выглядит не хуже, чем у более известных мировых авиационных брендов.

— В аэропортах мы часто пересекаемся с нашими коллегами — бортпроводниками из различных стран мира. Между людьми нашей профессии есть определённая солидарность. К примеру, если ты приземлился в новом для себя аэропорту, то коллеги всегда подскажут куда нужно пройти. Я поддерживаю дружеские отношения со многими бортпроводниками SCAT. Мы встречаемся и отдыхаем вместе даже вне работы. Правда на борту самолета независимо от личных отношений всегда соблюдается определённая субординация. К примеру, у бортпроводников так же, как и у пилотов, есть свой командир бригады. Мы обязаны с уважением относиться к нему и выполнять указания. От рейса к рейсу старший меняется, так что сегодня это могу быть я, а завтра — моя подруга.


Дмитрий Безгодкин

Sunday Airlines

3 года в авиации

Дмитрий пришел в авиакомпанию по объявлению, которое он услышал по радио. Он решил попытать счастье и пройти отбор на бортпроводника.

— Меня всегда привлекала сфера туризма и я учился на втором курсе по специальности «менеджмент». В итоге решил попробовать свои силы в авиакомпании. Кандидатов отбирали по знанию казахского и английского языка. Затем мы проходили строгую медкомиссию ВЛЭК. Важно, чтобы у бортпроводника не было никаких проблем со здоровьем. Проверяют параметры, на которые может повлиять изменение давления или турбулентность. К примеру, если на теле есть шрамы, то в полете они могут неожиданно открыться. После отбора мы проходили дополнительные курсы английского и обучались работе на борту. Затем было 30 часов стажировки под наблюдением инструктора. Только после получения от него допуска компания заключает договор с бортпроводником. Первое время я работал на внутренних рейсах на Ан-24 и одновременно заканчивал обучение заочно. Затем после прохождения дополнительной стажировки мы перешли на Boeing 767.

Наша работа строится по ненормированному графику, но мне так даже удобнее. У нас бывает до четырех взлетов и четырех посадок в день. Между рейсами обязательно даётся 12 часов отдыха.

На чартерах работы у бортпроводников больше, так как идет полная загрузка самолета. Однако на таких рейсах работать интереснее, ведь ты даришь людям позитив еще до начала отдыха.


Дмитрий Безгодкин
Дмитрий Безгодкин

Сразу после переобучения работе на зарубежных бортах Дмитрий начал летать на чартерных рейсах.

— Я закончил обучение летом, так что летал в основном в Анталию. Как раз тогда появился бренд Sunday Airlines. Мне всегда нравилось, как наши люди в аэропортах Алматы и Астаны смотрели на яркую форму нашей компании. На чартерах работы у бортпроводников больше, так как идет полная загрузка самолета. Однако на таких рейсах работать интереснее, ведь ты даришь людям позитив еще до начала отдыха. Из зарубежных рейсов я больше всего люблю летать в Таиланд. Там есть пляж, достопримечательности и хорошие возможности для покупок. Когда курс доллара у нас был пониже, я часто покупал за рубежом одежду, технику, детали для автомобилей и необычные сувениры вроде ароматизированного мыла. В некоторых аэропортах в дьюти-фри действуют 5–10% скидки для экипажа самолетов. Я иногда покупаю там парфюмерию.

Дмитрий уверен, что в компанию не берут конфликтных людей, так что причиной конфликта на борту может стать только неадекватное поведение пассажиров. Бортпроводнику необходимо находить подход даже к самым сложным пассажирам.

— Работа у нас довольно непростая, но она мне нравится. Никогда не сталкивался с предубеждениями по поводу мужчин-бортпроводников. Напротив, иногда, видя мужчину на борту, пассажиры чувствуют себя спокойнее. Многие мои друзья завидуют мне и тоже хотели бы работать в этой сфере. Я же пока коплю деньги. В будущем, возможно, открою свою сеть мини футбольных полей.


Виктория Скосарева

Bek Air

в авиации 5 лет

Виктория углублено изучала английский язык в США и училась в университете восточной Флориды на маркетолога. Вернувшись на родину, она не захотела офисной работы и подала свое резюме в авиакомпанию.

— Одна из подруг, работавших в компании Air Astana, сказала, что я могу попробовать стать стюардессой. Сдав тестирование на трех языках, я улетела на учебу во Франкфурт. Мне повезло попасть на флот B — самолеты, выполняющие дальние рейсы. Я хорошо помню свой первый самостоятельный рейс — это было 16 декабря, в День независимости. У меня на груди красовался праздничный значок, и я очень волновалась. Все тогда прошло хорошо.

В полете приходится по 8–12 часов стоять на высоких каблуках, практически не присаживаясь для отдыха. Сейчас я работаю в Bek Air, и большинство рейсов у нас загружены по полной.


Виктория Скосарева
Виктория Скосарева

По мнению Виктории, профессия бортпроводника не так проста, как кажется со стороны. Образ красивых девушек с небольшой сумочкой или чемоданом, летающих в различные концы планеты — это лишь внешние составляющие работы. В реальности после долгих рейсов стюардессы испытывают сильную моральную и физическую усталость.

— В полете приходится по 8–12 часов стоять на высоких каблуках, практически не присаживаясь для отдыха. Сейчас я работаю в Bek Air, и большинство рейсов у нас загружены по полной. На протяжении всего рейса приходится без передышки обслуживать пассажиров. Выполняя по четыре рейса за день, испытываешь на себе воздействие гипоксии. Кроме того, ненормированный график также тяжело сказывается на организме. Со временем многие не выдерживают этого и уходят из профессии.

Помимо физической нагрузки нельзя не упомянуть о трудностях общения с людьми. Бортпроводник должен находить общий язык со всеми пассажирами. Иногда наладить контакт с человеком бывает очень тяжело. В работе очень помогают коммуникабельность, сдержанность и доброжелательное отношение к пассажирам. Благодаря этим качествам можно усмирить даже агрессивного человека.

После долгого периода работы в компании Air Astana Виктория была вынуждена временно оставить профессию, чтобы ухаживать за ребенком. Вернувшись к работе, она решила попробовать свои силы в новой компании.

— Одна из подруг предложила мне попробовать устроиться в Bek Air. Сейчас я не жалею о своем решении. У нас очень дружный коллектив. Это добрые и отзывчивые люди, с которыми мы общаемся не только по работе. Какая бы беда у тебя ни случилась, члены нашей команды всегда готовы оказать поддержку. Я хорошо помню тот день, когда рейс Дмитрия Родина (командир экипажа, удостоенный звания Халық Қаһарманы) совершил аварийную посадку в аэропорту Астаны. Был выходной, и меня разбудил звонок от коллеги. Она рассказала, что наш самолет сел без стойки шасси. Мы все очень волновались за экипаж и созванивались друг с другом. Огромное облегчение испытали, когда узнали о том, что все закончилось благополучно. Экипаж самолета — и пилоты, и бортпроводники — сработали очень профессионально. У себя в офисе мы чествовали их как героев и устроили большой праздник.

Виктория уже привыкла к тому, что больше не летает на международных рейсах. Раньше ей очень нравилось бывать в Лондоне, Стамбуле и Амстердаме. Она часто ездила на экскурсии, чтобы побольше узнать о стране. Теперь любимые направления бортпроводницы — Павлодар и Усть-Каменогорск. Виктория замечает, что на этих рейсах летают самые неконфликтные пассажиры. 

— Я могу встать в четыре утра, приехать в аэропорт в семь и вернуться домой только к вечеру, побывав в пяти различных городах. Родные и близкие уже привыкли к такому графику. Мой сын знает, что как бы долго мама ни летала, она всегда постарается уделить ему как можно больше свободного времени. Мне очень нравится эта работа и я даже посвятила ей стихи. Это трудно объяснить, но людей, работающих в авиации постоянно, тянет в небо. Если я долго не летаю, то испытываю своеобразную ломку.


Бекмурат Тулендиев

Bek Air

около 1 года в авиации

Бекмурат по профессии журналист, и некоторое время молодой человек работал администратором и помощником редактора на телеканале «Казахстан». Через год ему захотелось перемен в жизни, и он решил отправить свое резюме в авиакомпанию.

— Мне нравится путешествовать, и я долго не могу усидеть на одном месте. В какой-то момент принял решение, что при таком наборе качеств хорошо подходит профессия бортпроводника. Мое резюме приняли в компании Bek Air. Только после двух этапов собеседования меня отправили на обучение в Кыргызстан, в аэропорт Манас. Там мы осваивали работу бортпроводников сначала на Boeing, а затем уже в Алматы переучивались на Fokker 100. После двух недель стажировки мы приступили к работе. С тех самых пор моя жизнь изменилась. Мне очень нравится моя профессия. Трудно передать, какое приятное чувство испытываешь каждый раз, когда самолет набирает высоту.

Я считаю, что в жизни не стоит бояться перемен. Благодаря работе я смог побывать во множестве городов Казахстана.


Фирменные цвета Bek Air
Фирменные цвета Bek Air

— Первый самостоятельный рейс был довольно затяжным: Алматы – Астана – Уральск – Астана – Алматы. Мне было очень интересно осваивать новое дело. Я считаю, что в жизни не стоит бояться перемен. Благодаря работе я смог побывать во множестве городов Казахстана. Пассажирам это может быть незаметно, но каждый из наших аэропортов имеет свои уникальные черты. К примеру, аэропорт Актау находится на голой местности, практически в пустыне. Международный аэропорт Астаны очень красив. Я люблю летать в Астану. Во время эстафетных рейсов мы живем в этом городе несколько дней, вылетаем оттуда в различные города страны.

Мне доводилось выполнять и международные рейсы. Хорошо помню аэропорт города Кабул. При заходе на посадку ты словно пролетаешь сквозь горы. В самом аэропорту встретились довольно колоритные личности. К сожалению, меня пока еще не очень часто ставят на чартерные рейсы.


Бекмурат Тлендиев
Бекмурат Тлендиев

За время работы в авиакомпании Бекмурат еще не попадал в конфликты. Однако перед каждым рейсом он готовит себя к тому, что могут попасться трудные пассажиры.

— Я считаю, что всегда можно найти подход к пассажиру. Иногда достаточно просто вежливо спросить, в чем его проблема. Людей, боящихся полетов, можно успокоить, заведя разговор на отвлеченную тему. Работая с пьяным пассажирами, стараешься быть тактичнее.

— У нас в компании очень дружный коллектив, и мы поддерживаем друг друга, как одна большая семья. Все очень волновались и переживали, когда наш борт совершил аварийную посадку в Астане. Некоторые люди после работы не хотят видеть своих коллег, но бортпроводники довольно часто общаются между собой вне рейса. Я хотел бы продолжить работу в авиакомпании, но в будущем, возможно, попробую выучиться на пилота.


Лаура Абыдинова

QAZAQ AIR

стаж работы бортпроводницей — 10 лет

С самого детства Лаура интересовалась культурой, традициями и обычаями других народов. Особую любовь она испытывала к Корее и Китаю — может быть, поэтому отправилась учиться на переводчика корейского языка. Вслед за полученными знаниями молодая студентка захотела побывать в стране «Азиатского тигра», а когда выпал шанс попробовать себя в качестве стюардессы, она его не упустила.

— Мне было 19, и параллельно с учебой я работала в газете «Бизнес-Курьер» менеджером по рекламе. После публикации газеты мне приходилось вычитывать рекламные материалы и тогда-то я случайно наткнулась на объявление о наборе бортпроводников в авиакомпанию Air Astana. Отправив резюме по указанному адресу, я получила приглашение на собеседование лишь спустя два месяца, когда вовсе забыла об отклике на вакансию.

Прохождение интервью для меня было несложным, и я вела себя естественно, показав отличный результат владения языками. Помимо этого, мы сдавали психологические тесты, во время проверки в которых работники компании смотрели, как мы справляемся с нестандартными задачами и как себя ведем в различных ситуациях. В итоге из 60 человек отобрали группу из 8–10 кандидатов, которые и отправились на обучение в Амстердам. Пройдя трехмесячный испытательный срок, я получила допуск на выполнение рейсов на таких самолетах, как Boeing 767, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, а также на Fokker 100. Хорошо помню свой первый самостоятельный рейс. Мы летели в Шымкент, было очень волнительно. После рейса спала почти сутки, но потом привыкла к новому графику.

Опытные бортпроводники по одному внешнему виду пассажира, количеству его багажа и тому, как он садится в кресло, уже вычисляют цель его полета.


Лаура Абыдинова
Лаура Абыдинова

Лаура отмечает, что у каждого рейса в зависимости от пункта прилета есть свои особенности.

— Если рейс запланирован в южные города, несомненно, пассажиры закажут чай. Во время полета в Астану, как правило, несколько раз просят принести воду. Иностранцы, например, чаще всего встречаются на рейсах в Астану и Атырау. Мы знаем об этих нюансах и сами не хуже профессиональных психологов на шаг вперед можем предугадать действия тех или иных пассажиров. Все пассажиры разные, и каждый садится на борт с определенным настроением. Одни летят по делам, другие на свадьбу, а третьи — на похороны. Опытные бортпроводники по одному внешнему виду пассажира, количеству его багажа и тому, как он садится в кресло, уже вычисляют цель его полета. В соответствии с этим мы вырабатываем определенную манеру общения с каждым из пассажиров.

Аэрофобия — часто встречающаяся проблема. Боязнь летать у всех проявляется по-разному. Некоторые ведут себя вызывающе и агрессивно, повышают голос и общаются с бортпроводниками в приказном тоне. Другие, напротив, замыкаются в себе и сидят очень тихо. Когда мы сталкиваемся с такими пассажирами, то обязательно стараемся помочь им преодолеть страх. Иногда достаточно просто проявить заботу. Порой нужно взять пассажира за руку или посидеть рядом с ним, пока он не придет в норму. Также есть категория людей, провоцирующих конфликты. Они игнорируют требования безопасности — к примеру, отказываются пристегнуть ремень. Наша компания регулярно проводит тренинги для бортпроводников по решению подобных конфликтных ситуаций. Легче всего работается сдержанным людям, потому как эмоции — это камень преткновения в вопросе человеческих отношений.

После многих лет работы в Air Astana Лаура решила попробовать начать карьеру в новой авиакомпании — QAZAQ AIR.

— Когда я узнала о наборе персонала в новую авиакомпанию, то сразу подала свое резюме. Имея за спиной багаж опыта и знаний, я получила эту работу. Сюда я пришла с задором, который не растеряла по сей день. Пройдя обучение в Аir Baltic в Риге и переучившись работать на новом для себя судне Bombardier Q400 NextGen, я с большим удовольствием начала трудиться во благо авиации нашей страны. Особенно запомнились первые рейсы на абсолютно новом самолете, получали ни с чем несравнимое удовольствие от запаха нового судна. Конечно же, везде бывают трудности, но они всегда преодолимы, если есть большая любовь к людям, к работе.

— Летать по миру в молодости было очень интересно. Я уже не вспомню, сколько стран посетила за эти 10 лет. Побывав почти во всей Европе и Азии, была уверена, что уже ничему не удивлюсь. Оказалось, что ошибалась. За год перелетов внутри страны открыла для себя много интересных мест, ничем не уступающих «забугорным» достопримечательностям. У нас большая и красивая земля, которой каждый из нас должен гордиться и оберегать ее.

Наша компания — самая молодая на рынке гражданской авиации. И я счастлива быть частью команды профессионалов, стоять у истоков и быть полезной казахстанцам. Название нашей компании говорит само за себя. Всегда приятно слышать отзывы благодарных пассажиров, которые радуются существованию QAZAQ AIR, которая осуществляет уникальные маршрутные рейсы, соединяя города, не имевшие ранее авиасообщения между собой.


Ярослав Радионов

QAZAQ AIR

работает бортпроводником 5 лет

В школе Ярослав учился в классе с углубленным изучением английского языка. В годы учебы на факультете востоковедения он подрабатывал официантом и барменом. Однажды после длительного перелета в США эти разные увлечения объединились и помогли ему определиться с выбором будущей профессии.

— В 2009 году я улетел в США по программе Work&travel. В течение долгого перелета из Алматы в Нью-Йорк со стыковкой в Амстердаме я с интересом наблюдал за работой бортпроводников голландской авиакомпании. Мне нравилось все, начиная от формы, заканчивая возможностью общения с разными людьми со всего света. Тогда-то впервые я задумался о карьере стюарда. По возвращению домой услышал, что идет набор бортпроводников в компанию Air Astana, но не стал торопиться, решив, что успею. Когда созрел, оказалось, что набор уже закончился. К моему счастью, меня не отправили обратно, а приняли мое резюме и сказали, что позвонят, когда вновь будут отбирать сотрудников. Через полгода мне все-таки позвонили. Сначала нужно было пройти собеседование и сдать тесты на знание английского и казахского языков. Важно было пройти медкомиссию ВЛЭК. В итоге мне повезло попасть в число тех, кого приняли на работу.

Помню, тогда меня очень удивило то, что в случае необходимости мы могли брать на себя обязанности парамедика и проводить реабилитацию пассажира в тяжелом состоянии до самой посадки.


Ярослав Радионов
Ярослав Радионов

— В течение двух месяцев нас обучали сервисному обслуживанию, авиационной безопасности, предоставлению первой медицинской помощи и правилам поведения при аварийной ситуации. Помню, тогда меня очень удивило то, что в случае необходимости мы могли брать на себя обязанности парамедика и проводить реабилитацию пассажира в тяжелом состоянии до самой посадки. Занятия проходили с 9:00 до 18:00 пять дней в неделю. После каждой темы было тестирование, а потом нас отправили на подтверждение квалификации во Франкфурт. Как оказалось, я был счастливчиком, так как проходил обучение на борту самолета, выполняющего дальние перелеты. Благодаря этому меня быстрее остальных поставили на международные рейсы.

— Я всегда хотел путешествовать по миру, и эта работа дала мне такую возможность. Может быть, потому, что я очень общительный, летать было мне в радость, и я познакомился со многими интересными людьми. Ну а бонусом к любимому делу была заработная плата. Есть такое понятие, как эстафетные рейсы. Это когда экипаж на один и более дней остается в городе прилета. Такие рейсы были особенно интересны тем, что порой и одного дня достаточно, чтобы познакомиться и влюбиться в город и, конечно же, захотеть вернуться туда снова. 

Я проколесил по миру 3,5 года и обрадовался, когда услышал об открытии новой региональной авиакомпании. Наверное, в душе я авантюрист, потому как мне всегда интересно все новое. Перспектива роста и возможность чаще бывать дома окончательно повлияла на мое решение работать в QAZAQ AIR.


Ярослав с коллегами
Ярослав с коллегами

— С большинством коллег я знаком с предыдущего места работы. Это команда профессионалов, где один за всех и все за одного. У нас общая цель, неземная любовь к самолетам и конечно же, вера в то, что все еще впереди. Я уверен, что останусь в авиации надолго, и хочется верить, что вместе с нами QAZAQ AIR будет расти. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000