VOX POPULI Юля Лим 5 июня, 2015 16:20

Мама, я гик

Мама, я гик
Фото: Мухтар Жиренов
Кому-то со стороны может показаться, что они ведут себя как малые дети. Возятся с роботами-трансформерами, коллекционируют символичные вещицы из любимых кинокартин, заполняют пустые полки аккуратными стопками комиксов... Гик-культура в нашей стране начала формироваться всерьез. Мы поговорили с алматинскими гиками об их увлечениях: от сборки миниатюрных автомобилей до самостоятельного издательства комиксов, – а они рассказали нам, с чего все началось, и как к этому относится общество.

КАИРХАН

Коллекционер дизайнерских фигурок. Дизайнер-иллюстратор, арт-директор журнала Étage.

— У меня с детства была тяга к коллекционированию. Сначала собирал вкладыши жевательной резинки Turbo, затем игрушки-киндеры, LEGO, солдатики, машинки... И если я ими играл, то потом обязательно красиво расставлял на полке, — делится Каирхан. — Мои игрушки никогда не валялись в общей куче в какой-нибудь коробке. Мне всегда нравились порядок и аккуратность.

— Поскольку коллекционировать дизайнерские фигурки – удовольствие недешевое, каждую покупку приходится тщательно обдумывать. Мама, глядя на мою коллекцию, спрашивает полушутя-полусерьезно: «Может, хватит?»

— К коллекционированию родные относятся положительно. На самом деле, я в чем-то даже вдохновлялся от семьи. Мама, например, была большой фанаткой Beatles. И дома до сих пор где-то хранится папка с вырезками, которые она собирала в молодости. Папа коллекционировал марки, а старший брат собирал и раскрашивал модели самолетов.

— На данный момент Ворон, Джокер и Хищник – самые дорогие фигурки в моей коллекции. Каждая из них обошлась мне почти в $300.

— У многих людей сложился стереотип, что игрушки предназначены для детей и не могут дорого стоить. Я с этим категорически не согласен. Существуют коллекционные игрушки с авторским дизайном, которые выпускаются ограниченными тиражами и не предназначены для детских игр. В основном такие фигурки создаются только после предварительного заказа. Некоторые из них я ждал около года. Это настоящие арт-объекты, зачастую собранные и покрашенные вручную, и их стоимость вполне обоснована.

— Думаю, общая стоимость моей коллекции равноценна стоимости небольшого автомобиля. Какого-нибудь Daewoo Matiz, например. К слову, водить я не умею и вообще не хочу! (Смеется).

— Красные «Жигули» — настоящая семейная реликвия. Мой дедушка был замом министра автотранспорта, и эту миниатюрную копию автомобиля ему вручили на заводе в Тольятти. В детстве мне не разрешали играть с дедушкиным сувениром. В нашей семье все понимали, что это что-то особенное, неприкосновенное. Видимо, поэтому красные «Жигули» так хорошо сохранились.

Помимо фигурок Каирхан коллекционирует автографы любимых голливудских знаменитостей. В его коллекции уже отметились Сигурни Уивер, Кевин Спейси, Мила Йовович, Майкл Мэдсен и Дэйв Проуз (исполнителя роли Дарта Вейдера в оригинальной трилогии «Звездных войн»).

В свободное от работы время коллекционер увлечен еще одним необычным «гиковским» занятием — масштабным моделированием. Проще говоря: сборкой и покраской деталей, с помощью которых создаются уменьшенные копии автомобилей. Каждому творению, на создание которого уходят десятки часов кропотливой работы, дизайнер придает уникальный пост-апокалиптичный стиль.

– Если бы пришлось уносить фигурки из горящего дома, первым делом я бы спас эти автомобили – в них много души вложено, — признается Каирхан.

— Многие спрашивают: «Зачем ты на эту фигню столько денег тратишь?» Но ведь у всех ведь разные увлечения: кто-то машину тюнингует, кто-то каждый месяц покупает себе новый смартфон, кто-то еще большие деньги может оставить в клубе в пятницу вечером. А мне нравится коллекционировать фигурки. Если это приносит радость, то почему бы и нет?


САБИТ

Коллекционер комиксов. Владелец магазина комиксов Crossover.

— Впервые увлекся комиксами в 2004 году — как раз тогда в местных киосках начали появляться первые русскоязычные тиражи «Человека-паука», «Мстителей», «Фантастической четверки», — вспоминает Сабит. — Потом на время бросил их собирать. Несколько лет назад увлечение возобновилось: я обнаружил в интернете российский магазин комиксов и стал заказывать оттуда. Позже начал выписывать комиксы напрямую со Штатов. Дело в том, что комиксы переводят не всегда оперативно и не всегда хорошо. Проще сразу заказать оригинал.

— Из горящего дома я бы первым делом вынес пятикилограммовый комикс «Город грехов», — с гордостью поясняет Сабит. — Это один из самых дорогих экземпляров в моей коллекции — он обошелся мне в $200 вместе с доставкой. А в целом свою коллекцию комиксов я оцениваю в $3000, как минимум. И это не считая фигурок.

— Спустя какое-то время я осознал, что хочу открыть собственный магазин комиксов. В этом мне помог друг по имени Костя. Конечно, все, как нам хотелось, получилось не сразу. Мы даже не знали, будут ли комиксы пользоваться спросом. У нас были очень ограниченные возможности: денег хватало только на аренду и товар, а вот мебель и оформление мы практически за гроши собирали сами.

— Раньше все было намного скуднее: маленький магазин в девять квадратов, небольшой выбор комиксов. А сейчас мы переехали в центр города и у нас площадь в 40 квадратов, которую мы обставили по своему вкусу. В дальнейшем здесь же планируем проводить курсы по рисованию комиксов, устраивать настольные игры, организовывать встречи для любителей вселенной Warhammer. Кстати, курсы рисования будет вести мой друг Мадибек, автор лучшего казахстанского комикса «Ермек батыр».

— К слову, о «Ермеке». Приведу печальный факт: в родном Казахстане этот комикс менее популярен, чем у россиян. У нашего общества сформировался нехороший стереотип: все, что сделано в Казахстане, априори не может быть качественным. К сожалению, пока существует такое мнение, комиксы местных авторов не будут пользоваться активным спросом.

Сам Сабит имеет прямое отношение к издательству комиксов в Казахстане. Недавно он приобрел лицензию на выпуск американского комикса «Большой переполох в маленьком Китае» — графического продолжения культового фильма 80-х:

— На самом деле все не так сложно и страшно, как может показаться. Я связался с американцами, мы обсудили цену, тираж, налоговый платеж и другие нюансы. Было много заковырок, но это действительно интересный и полезный опыт. Для русской адаптации я нанял профессионального переводчика из России. Наш комикс издается в Казахстане, но распространяется по всем странам СНГ.

— К сожалению, далеко не все понимают и принимают гик-культуру. Если человек обладает узким кругозором, он будет считать комиксы детской забавой. Но подумайте сами: если бы они издавались исключительно для детей, вряд ли мы бы увидели такие серьезные и недетские фильмы как, к примеру, «Хранители». Конечно, существуют комиксы, специально заточенные под детскую аудиторию. Но я могу вам с уверенностью сказать: к нам заглядывают и 30-летние клиенты, которые покупают какой-нибудь Adventure Time исключительно для себя.

— Наше место пока что единственное в Алматы, где можно купить настоящие комиксы, подержать их в руках, порисовать, поиграть в приставку — мы никого не гоним, сидите у нас хоть весь день! 


ЕЛДАР

Коллекционер трансформеров. Психолог.

— Трансформерами я, как и большинство пацанов моего возраста, начал увлекаться еще с детства – тогда шли мультики по телевизору. Позже, уже в сознательном возрасте, я начал увлекаться этим всерьез: пересмотрел все фильмы и мультфильмы, стал покупать комиксы и игрушки, — делится Елдар.

— «Трансформеры» – это вселенная, принадлежащая двум компаниям: американской Hasbro и японской Takara. У нас продают, в основном, китайские подделки. Бывает, я захожу в «Детский мир», прогуливаюсь по рядам и обнаруживаю некачественную реплику из Китая. Поэтому обычно я покупаю игрушки во время поездок заграницу. Помню забавный случай, приключившийся со мной в Англии: я посетил Toys“R”Us —крупнейший местный магазин игрушек. Провел там несколько часов, еле сдерживаясь, чтобы не скупить все. Когда я подходил к кассе, чтобы расплатиться, кассирша спросила: «Вы это все для деток берете?» А я говорю: «Вообще-то, это все — мое!»

— Большие трансформеры обошлись мне примерно в $100, маленькие — в $30. Конкретно этот трансформер — коллекционный, и стоит дороже. Это подарок сестры, привезенный из Малайзии. Это оригинальный японский Немезис Прайм – злой клон Оптимуса Прайма. Лимитированное издание, его просто так не достанешь.

— Часть фигурок я держу в коробках для коллекционной ценности, потому что в будущем они будут стоить еще дороже. На самом деле для коллекционера это целая дилемма: с одной стороны, с ними хочется поиграть, трансформировать в машину или, наоборот, в робота, с другой — не хочется, чтобы они ломались. Чем чаще их собираешь и разбираешь, тем выше вероятность поломки. По правде говоря, мне немного стыдно называть себя коллекционером: есть ребята, у которых эти фигурки исчисляются сотнями. В данный момент из материальных соображений я просто не могу позволить себе собирать их в таком количестве.

— Книги – еще один мой наркотик. С детства у меня их буквально отбирали: я запоем читал все, что попадало мне в руки — лежа, сидя, в темноте. Постепенно подсел на фантастику. Одним из поворотных моментов в моей жизни стала «Дюна» Фрэнка Герберта. Я открыл ее лет в 14. Наверное, все играли в игры по этому циклу. Однако мало кто знает о книгах. Я каждую из них перечитывал по 15 раз, и каждый раз находил что-то новое. Также прочел весь цикл в оригинале. В нем изложены глубочайшие мысли, затронуты философские, религиозные, политические аспекты. Это моя настольная библия. Впоследствии я стал одним из основателей фан-клуба «Дюны» в странах СНГ.

Также Елдар является обладателем небольшой коллекции комиксов:

— Существует стереотип, что комиксы – это детское несерьезное чтиво. Я не из тех, кто считает, что они хуже литературы. Это просто совершенно иной жанр искусства. Да, это коммерция. И комиксы, и фильмы, и мультики создаются с одной целью – продавать. Но это не значит, что они не могут нести в себе нечто большее.

— Герои комиксов эволюционировали. Они были созданы американским обществом. Американская нация – это народ без глубинной истории. Вспомните: у каждой культуры есть свои мифы и легенды. Герои, батыры, богатыри. У американцев их не было, и они создали своих «батыров» – Супермена, Бэтмена, Человека-паука и других. Супергерои или те же трансформеры – это архетипичные образы. Люди всегда хотели верить, что есть кто-то «свыше», есть какие-то идеалы, к которым можно стремиться. Любая культура нуждается в этом.

— В Советском Союзе были Мальчиш-кибальчиш, Тимур и его команда, а также другие персонажи, на которых росли и воспитывались наши родители. Но сейчас это уже неактуально. Просто потому, что не несет те ценности, в которых общество нуждается прямо сейчас. И в этом нет ничего плохого. Свои герои обязательно появятся. Вся суть героев в том, что они приходят, когда в них нуждаются. И уходят, когда становятся не нужны.

— Я совершенно не согласен, что фильмы, мультфильмы, игры и комиксы о супергероях провоцируют насилие. Однажды сын моих знакомых пришел на новогоднюю елку в костюме Человека-Паука, и ему не разрешили в нем ходить, потому что это якобы агрессивный персонаж. При этом некоторые дети пришли в костюме волка! В детстве я фанател от Человека-Паука, потому что он ботаник. Тихий пацан, которого обижали в школе. Он получил суперсилы и использовал их только во благо. Дети вдохновляются историей Питера Паркера — разве это плохо?

— Гики – это люди, которые отдаются увлечению всей душой. Те же трансформеры – я знаю каждого из них поименно, знаю их биографию, знаю, чем отличается один от другого. Порой я слышу: «Вооот, надо заниматься карьерой!» А зачем? Ты будешь зарабатывать, будешь успешным, а дальше что? У меня есть приятель, который однажды сказал, что уже много лет не ходил в кино, просто потому что у него не хватает на это времени. Я был в шоке: «А зачем тогда ты живешь? Зачем ты живешь, если у тебя нет времени, чтобы просто почитать что-нибудь? Все, что ты читаешь – это деловая переписка в e-mail, какие-то финансовые отчеты… Что в твоей жизни приносит радость?» Он тогда еще признался, что завидует мне.

— Я трачу большие деньги на свои увлечения и мог бы потратить еще больше. Иногда меня спрашивают: «Что за детский сад, зачем тебе эти игрушки?» А я отвечаю: «Если это детство, тогда я не хочу быть взрослым. Если быть взрослым — это всегда приходить уставшим после шести, смотреть что-нибудь тупое по телевизору, а потом ложиться спать, а затем снова идти на работу – то я не хочу быть взрослым! Ребенок может подобрать палочку на улице и несколько часов подряд бегать с ней, придумывая какую-то историю. Взрослея, люди теряют эту способность – почему? Я считаю: если ты не получаешь удовольствие от своей работы и от того, что ты делаешь, значит, что-то в твоей жизни не так, и надо что-то менять. Нужно уметь радоваться простым, в чем-то даже примитивным вещам.

Поделись
Юля Лим
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000