VOX POPULI Святослав Антонов 16 февраля, 2015 18:03

Ледовые гладиаторы

Чемпионат мира по спидвею в Алматы
Чемпионат мира по спидвею в Алматы
Фото: Павел Михеев
14 и 15 февраля в Алматы на высокогорном катке "Медеу" проходил 3-й этап Чемпионата мира по зимнему спидвею – мотогонкам на льду. В последний раз этот зрелищный спортивный турнир проходил у нас более двадцати лет назад. В этом году зрелищное состязание собрало на трассе лучших спортсменов со всей планеты и привлекло внимание тысяч алматинцев.

Рев моторов, мощные байки, входящие в повороты скользкого трека на скорости 100 км\ч, запах смазки и ледяная крошка, летящая прямо в зрителей. Этот вид спорта, не уступающий по зрелищности и накалу обычным авто- и мотогонкам, с первых же заездов полюбился алматинским болельщикам.

Возраст не является ограничением для мотогонок на льду. Среди участников немало ветеранов, участвовавших в Чемпионате мира в Алматы, который прошел два десятилетия назад. 56-летний швед Стефан Свенссон, бронзовый призер Чемпионата мира 1992 года – самый возрастной участник этого турнира. Уникальность его выступления заключалась и в том, что Стефан Свенссон соревновался со своим сыном, молодым шведским гонщиком Ниласом Свенссоном. Уже после окончания соревнований Свенссон-старший рассказал об этом:

– Выезжая на лед, я понимал, что это мой сын, но во время гонки он становился для меня соперником, и я искренне хотел его победить. Думаю, Николас испытывал похожие чувства. В этот раз мне удалось опередить его в турнирном зачете. Думаю, в будущем он уже не уступит мне на льду.

Алматинский лед стал местом проведения третьего из пяти финалов личного Чемпионата мира по спидвею. Первые два финала прошли в Красногорске и Тольятти. Каждый день соревнования – отдельный финальный этап, состоящий из 20 отборочных заездов, 2 полуфиналов и финала. В турнире участвуют шестнадцать мотогонщиков, каждый из которых соревнуется друг с другом в пяти заездах. Гонщик, пришедший первым, получает три очка, вторым - два очка, третьим - одно очко. Все баллы суммируются. Так определяются участники полуфиналов. Победитель всего чемпионата определится по сумме всех набранных баллов за пять финалов, которые пройдут в разных городах мира.

Спидвей-мотогонщиков не зря называют ледовыми гладиаторами. Четыре спортсмена ведут борьбу на каждом метре трассы. Зачастую в пылу гонки случаются аварии. Уже во втором заезде алматинского чемпионата произошло серьезное столкновение, и австрийский гонщик Франц Цорн вылетел за пределы трассы. Придя в себя, спортсмен продолжил участие в соревновании и завоевал уважение зрителей.

В ходе соревнования лидирующие позиции почти сразу заняли россияне. Спортсмены из этой страны выиграли восемнадцать из двадцати отборочных заездов. Острое соперничество развернулось между прошлогодним чемпионом мира Даниилом Ивановым и лидером двух предыдущих финалов, спортсменом из Уфы Дмитрием Колтаковым. В спор россиян смог вмешаться лишь австриец Франц Цорн.

Падение или пересечение мотоциклистом линии ограждения автоматически приводит к дисквалификации. Фаворит турнира Даниил Иванов, всю гонку шедший лидером и оставивший позади своих соперников, был дисквалифицирован в полуфинале судьями.

В итоге после финального заезда победителем первого дня соревнований стал Дмитрий Колтаков. Франц Цорн занял второе место, а третьим призером стал еще один россиянин, Дмитрий Хомицевич. День завершился праздничным салютом и ледовым шоу.

На следующий день соревнования начались в 12 часов утра. Ночь выдалась теплая, и лед на "Медеу" не успел достичь нужной толщины. Как впоследствии отметили многие спортсмены, это был серьезный просчет организаторов, связанный с отсутствием необходимого опыта в проведении таких соревнований – просчет, стоивший спортсменам и зрителям нескольких часов ожидания.

Для проведения соревнования по спидвею нужен лед толщиной не менее 20 сантиметров. Это связано с тем, что колеса мотоциклов буквально рвут покрытие трассы. Байк для спидвея существенно отличается от обычных гоночных мотоциклов – легкий, ездит на метиловом спирте вместо бензина или дизеля и не имеет тормозов. Для сцепки со льдом его шины оборудованы шипами длиной до 28 мм. На одном колесе может быть до 170 таких шипов.

Мотоциклы для гонок на льду не выпускаются серийно. Каждый из них собран по индивидуальному заказу конкретного спортсмена из деталей различных производителей. Участие в спидвее на льду – дорогое удовольствие. Цена сборки байка профессионального уровня начинается от 25 тысяч евро.

Трибуны "Медеу" едва смогли вместить большое количество зрителей, желающих понаблюдать за необычными состязаниями.


Во второй день турнира лидерство снова оспаривали два спортсмена из России. Даниил Иванов и Дмитрий Колтаков шли четыре заезда вровень, каждый из их заработал 12 очков. В пятом заезде они соревновались друг с другом. Колтаков немного уступил своему сопернику, став вторым.

Победитель должен был быть выявлен в полуфиналах и финале, но из-за плохого состояния льда организаторы соревнования приняли решение прекратить гонку и отдать победу тому, кто набрал большее количество баллов по сумме 20-ти заездов. Любимец публики австриец Цорн был слегка раздосадован, ведь он мог принять участие в полуфинале, а в итоге стал только четвертым.

Казахстанцы Владимр Чеблоков, Павел Некрасов и Денис Слепухин при поддержке трибун упорно боролись за очки в каждом заезде. К сожалению, Владимиру Чеблокову удалось заработать только два бала. На пресс-конференции после завершения гонки казахстанский ветеран рассказал:

– Мы практически не тренировались перед соревнованием. Один раз съездили в Уфу. К сожалению, у наших спортсменов очень мало практики участия в турнирах. После успехов в 90-е годы спидвей был на некоторое время забыт в нашей стране. Конечно, нам сложно тягаться со спортсменами, которые регулярно соревнуются друг с другом на чемпионатах мира. Тем не менее, у казахстанского спидвея есть неплохие перспективы развития. Нам нужно больше практики, и мы покажем достойный результат.

По итогам второго дня на первое место пьедестала взошел Даниил Иванов. Второе место завоевал Дмитрий Колтаков, а третьим стал Дмитрий Хомицевич. После церемонии награждения нам удалось взять небольшой комментарий у победителя:

– Я начинал заниматься мотокроссом, но из-за невысокого роста вскоре перешел в спидвей. Это весьма затратный вид спорта. Кроме расходов на байки, много средств уходит на их обслуживание, доставку до места соревнования, есть разные побочные затраты. Часть расходов берет на себя спортивный клуб и организаторы турниров. Кроме того, определенные суммы выделяют спонсоры. Моим партнером выступает компания Red Bull. В целом это не такой раскрученный и коммерциализированный вид спорта, как волейбол, футбол, велоспорт или хоккей. Даже у участников чемпионата по летнему спидвею призовые в четыре раза больше, чем у нас. Российские медиа почти не освещают этот вид спорта.

Первые два финала мне немного не везло, в первый день я был дисквалифицирован по решению судей. Тем не менее, благодаря поддержке родных, тренеров и товарищей по команде удалось собраться и показать неплохой результат. Мне понравился ваш каток, очень живописное место. Единственный минус – плохое состояние льда. По всей видимости, организаторам не хватило опыта, они не учли, что будет теплая погода. Надеюсь, в следующий раз все будет сделано профессиональнее.

Четвертый и пятый финалы чемпионата мира по спидвею пройдут в Германии и Голландии. Алматы будет принимать этапы чемпионатов мира по мотогонкам на льду как минимум до 2017 года. Остается надеяться, что уровень наших спортсменов вырастет, а "Медеу" вновь вернет себе статус одной из лучших мировых арен для ледовых видов спорта.


Мотогонки на льду зародились в Скандинавии в начале 20-х годов прошлого века. Норвежские и финские мотогонщики развлекались, гоняя по глади ледяных озер. Профессиональным спортом спидвей на льду стал уже в 60-е годы. Необычный спорт завоевал широкую популярность в Советском Союзе. В первый раз гонщик на льду появился перед советскими зрителями в 1939 году – Сергей Бучин в перерыве хоккейного мачта проехал по ледяной арене на гоночном мотоцикле, изобретенном инженером Николаем Заревским. В газетах появились восторженные отзывы о бесстрашных гонщиках и талантливом изобретателе. В 1959 году в Москве состоялся первый официальный чемпионат СССР по спидвею на льду. В 1966 в Уфе прошел первый Чемпионат мира. Его триумфатором стал уроженец этого города Габдрахман Кадыров. В будущем этот спортсмен станет настоящей легендой спидвея, став шестикратным чемпионом мира.

Советские, а затем и российские спортсмены на протяжении четырех десятилетий доминировали в этом виде гонок. Из 49 личных Чемпионатов мира они выиграли 42. В 36 командных Чемпионатах советские гонщики 32 раза занимали первое место. В составе советской сборной успешно выступали и казахстанские спортсмены, становясь призерами международных турниров. В 1989 году в Алма-Аты прошел Чемпионат мира по спидвею. Он вошел в историю этого вида спорта, как один из самых ярких. В 1990 году на льду катка "Медеу" прошел командный Чемпионат мира. В 1994 году в Алматы прошел один из этапов Гран-При про спидвею. Середина 90-х годов стала временем расцвета казахстанского мотоспорта. В 1995 и 1996 году казахстанские мотогонщики стали бронзовыми призерами командного Чемпионата мира.

Спустя 21 год Чемпионат мира по спидвею вернулся в Алматы. На соревнование приехали сильнейшие гонщики из России, Германии, Австрии, Чехии, Швеции. От страны-хозяйки чемпионата участвовали три казахстанских спортсмена – один в основном турнирном зачете и два запасных. Казахстан на турнире представлял ветеран мотоспорта – 54-летний Владимир Чеблоков, дважды бронзовый призер командного Чемпионата мира.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000