VOX POPULI Алёна Мирошниченко 5 октября, 2017 08:00

Каким ты стал, мой наклонный город?

Каким ты стал, мой наклонный город?
Фото: Тимур Батыршин
Последнее время все СМИ то и дело пестрят заголовками материалов о глобальной перестройке Алматы. Так молодой и амбициозный аким нашего мегаполиса Бауыржан Байбек решил оставить свой след в его истории, сделав город комфортным для людей. Все его предшественники тоже по-своему старались. Давайте же посмотрим, как им это удалось и каким стал Алматы за годы независимости Казахстана.

Цветники напротив здания Главпочтамта, конец 60-х годов
Цветники напротив здания Главпочтамта, конец 60-х годов

Девственная красота наших гор, мягкий климат, огромное количество достопримечательностей, архитектура, вкуснейшие фрукты и, конечно же, улыбчивые и культурные жители — всё это круглый год привлекало тысячи туристов в гостеприимную столицу советского Казахстана, утопающую в зелени яблоневых садов.

Большое спелое яблоко в обрамлении зелени с середины шестидесятых годов прошлого столетия украшало герб советской Алма-Аты, став его символом.

Вспомните, уважаемые алматинцы, как когда-то предгорья Заилийского Алатау изумляли нас пышным розовым цветением своих садов весной, а осенью привлекали золотыми красками и ароматом яблок!

По вкусу, размеру и красоте алматинскому апорту не было равных среди яблок всего мира.

Туристы увозили с собой огромные ароматные плоды весом под полкило как главный сувенир и частичку нашего солнечного города. А некоторые алматинцы даже умудрялись отправлять родственникам яблоки в посылках в другие города. Апорт мог сохранять свою первоначальную свежесть вплоть до зимы.

А вот так сейчас выглядят яблоневые сады выше проспекта Аль-Фараби. 

В девяностых годах Алма-Ата утратила свой статус города яблок. Сады в предгорьях были хладнокровно пущены под бульдозеры, а обширные земли распроданы под строительство особняков и жилых комплексов. Прилавки магазинов и рынков наполнились яблоками из Польши и Китая.

Сейчас в Казахстане вновь поднимается вопрос о возрождении некогда знаменитого сорта. Но удастся ли его возродить — вопрос спорный. То, что мы видим на рынках, трудно назвать тем самым апортом — и вкус уже не тот, и запах, и размеры. 



Вид с горы Кок-Тобе
Вид с горы Кок-Тобе

Несмотря на переименование и изменение статуса в 1997 году, наш город продолжает нести звание культурной, деловой, финансовой и образовательной столицы независимого Казахстана. За эти годы Алматы вырос как вширь, так и вверх и приобрел новые черты современного мегаполиса.


Отель Rixos, построенный на месте Городского дома пионеров и школьников
Отель Rixos, построенный на месте Городского дома пионеров и школьников

В городе возведены сотни современных высотных зданий, новых жилых комплексов, фешенебельных отелей, спортивных объектов, бизнес-центров, дорогих ресторанов и торгово-развлекательных центров, отвечающих высоким мировым стандартам. Многие из них выросли на месте детских учреждений, исторических памятников, крупных предприятий, парков, скверов и в природоохранных зонах.



Бывший цех АХБК
Бывший цех АХБК

С исчезновением страны под названием СССР канули в лету такие крупные предприятия, как АХБК, машиностроительный завод имени Кирова, фабрика Кызыл-Ту, АДК, ковровая фабрика имени Терешковой, АЗТМ и другие. Эти гиганты лёгкой и тяжёлой промышленности когда-то гремели на весь Союз, а их продукция имела спрос и за рубежом. Но, видимо, суверенный Казахстан не был заинтересован в собственном производстве, ведь рядом Китай. В общем, победил рынок.


В декабре 2011 года наконец-то был запущен алматинский метрополитен, строительство которого началось в далёком 1988 году. В настоящий момент действуют уже девять станций, и, согласно плану, как говорится, медленно, но верно, идёт строительство ещё двух.


Пробка на проспекте Аль-Фараби
Пробка на проспекте Аль-Фараби

С 2001 года в Алматы были построены двадцать восемь развязок на сумму в 300 млрд тенге, из них двадцать — на транспортных кольцах.

В 2011 году была запущена ВОАД (восточная объездная автодорога) протяженностью в 7,8 километра. Но решена ли проблема с заторами?


Свежий асфальт на улице Маметовой
Свежий асфальт на улице Маметовой

Говоря о строительстве дорог, нельзя не упомянуть и их качество. Несмотря на то, что ремонт дорожного полотна на одних и тех же улицах Алматы проводится регулярно — каждое лето, — на проезжей части наших водителей всё же подстерегают вот такие сюрпризы в виде выбоин и провалившегося асфальта.


А теперь самое время пройтись по городу.

Проезжая мимо автовокзала «Саяхат», я всегда задавалась вопросом: что же сейчас там, за высоким китайским металлопрофилем, обтянутым баннерами с изображением эмблемы EXPO и герба Алматы?


«Саяхат» в начале 80-х
«Саяхат» в начале 80-х

Что случилось с «моим» «Саяхатом» из детства, с его газировкой в автоматах, мороженым, семечками, которые продавали бабушки у входа, клумбами, ёлками, единственными в городе башенными часами и четырёхэтажным зданием? Кстати, в этом здании была даже комната матери и ребёнка, а в буфете — вкусный кофе и беляши.

Некоторые алматинцы любили пройтись по автовокзалу просто так, ради развлечения — «Саяхат» был своеобразным прототипом ТРЦ.

Под его часами назначались встречи и свидания, а многие, проезжая мимо, машинально бросали взгляд на свои наручные часы, чтобы сверить время.

В середине двухтысячных «Саяхат» решено было перенести. Под строительство нового автовокзала даже была выделена земля на пересечении проспекта Рыскулова и Кульджинского тракта и сумма из бюджета в 10 млн долларов. По мнению администрации города, это должно было решить несколько проблем: уменьшить транспортный поток в центре и улучшить экологическую обстановку в городе.

Старое добротное здание автовокзала, построенное, как и многие объекты того времени, на века, снести было сложно. Оно долго сопротивлялось бульдозерам, но в 2007 году всё же исчезло с карты города вместе с легендарными часами.

Снос здания автовокзала акимат тогда объяснил так: «Мешает строящейся развязке». Но земля, оставшаяся после сноса здания и обнесённая забором, так и не была занята под её строительство. Развязка прошла мимо и получилась непродуманной и неудобной. Даже после того как этим летом там произошли изменения в направлениях движения и выделение полосы для автобусов.

В 2009 году власти заявили, что здание «Саяхата» нужно восстановить на старом месте. Но прошло уже восемь лет, у объекта появился собственник — ТОО Саяхат «Нур-Ансар», — а здания всё нет.

— Владельцы участка в этом году обещают построить торговый центр с паркингом. Если обещание не будет выполняться, то, в соответствии с нашим законодательством, мы начнем процесс по изъятию этих участков за нецелевое использование. Это место уже давно не используется так, как они хотели, когда брали его, — сказал экс-аким Ахметжан Есимов на отчетной встрече с населением в 2015 году.

А оказывается, «Саяхат» все эти годы работал, работает и сейчас.

Антисанитария, дым от шашлычной, сладкий запах варёной кукурузы вперемешку с запахом резиновых сланцев, ржавые контейнеры с разномастными навесами в два ряда. Здешние продавцы активно предлагают свой нехитрый товар: сухофрукты, трусы, бюстгальтеры, носки, разную мелочёвку для сотовых телефонов. Удивительно, как это власти ещё не добрались до этого базара? Хотя всё, что «ниже Ташкентской», редко посещается нашими градоначальниками.


Современный «Саяхат»
Современный «Саяхат»

Водители пригодных маршруток и иногородние таксисты зазывают пассажиров на местах прежних посадочных платформ. Автобусы на дальние расстояния курсируют по расписанию. Уехать отсюда можно даже в Астану и Караганду.

А это — то место за глухим забором, где когда-то стояло здание советской эпохи с вывеской «Саяхат». За десять лет здесь выросли молодые тополя.

Вот такая судьба у первого в Алма-Ате автовокзала!



Бывшая гостиница «Жетысу»
Бывшая гостиница «Жетысу»

«„Жетысу“ — гостиница туристического класса, расположенная в деловом и административном центре Алматы. Одна из старейших гостиниц Казахстана, она является памятником архитектуры местного значения образца советского постмодернизма…» — эта информация с ценами, фото гостиничных номеров и контактами теперь уже бывшей гостиницы до сих пор висит на сайтах бронирования и в городских справочниках.

А вот само здание в мае 2015 года было лишено статуса памятника истории и культуры местного значения, затем, в августе 2016 года, выставлено на торги и продано, а в октябре 2016 года и вовсе сгорело. Нынешние владельцы объекта строительство нового здания пока не начали, но говорят, что здесь будет отель, современный и вписывающийся в обновлённый облик города. 



Аэровокзал, наши дни
Аэровокзал, наши дни

Открытие аэровокзала в Алма-Ате состоялось в 1972 году. Разработкой проекта занимались архитекторы Казгипрогора. Аэровокзал тогда представлял собой многоэтажное строение на проспекте Мира. Верхние этажи здания принадлежали управлению гражданской авиации, а на первых двух этажах как раз и был сам аэровокзал, который выполнял все функции аэропорта. То есть пассажиры могли купить здесь билет, пройти контроль, сдать багаж, а во внутреннем дворе уже ждал комфортабельный автобус, который доставлял их прямо к трапу самолёта.

Такой формат был удобен тем, что пассажирам не приходилось самостоятельно добираться в аэропорт, расположенный в удалённом районе города. Тем более, в то время терминал аэропорта с трудом справлялся с пассажиропотоком.

В 1976 году было построено новое здание на улице Горького. Просторное двухъярусное фойе, ажурные решётки на окнах, удобное расположение всех служб — архитектура и функциональность нового корпуса получили признание не только пассажиров, но и специалистов из авиации. А в 1979 году алма-атинский аэровокзал стал памятником архитектуры местного значения.

После распада Союза маленькая воздушная гавань в центре столицы продолжала жить ещё какое-то время. В конце девяностых здесь действовали авиакассы. А в середине двухтысячных аэровокзал утратил своё первоначальное предназначение, превратившись в торговую площадку.

Всё пространство, в том числе подвальное, заняли многочисленные бутики по продаже сотовых телефонов, аксессуаров и точки их ремонта.

Площади бывшего управления гражданской авиации передали в пользование арендаторам. Теперь это здание занимают офисы различных компаний. 

Здание, построенное в стиле советского модернизма, в 2015 году было выведено из списка памятников архитектуры. А это означает, что собственник может реконструировать его, как заблагорассудится, и устроить в нём всё, что вздумается.



Новая высотка на месте бывшего здания Госплана
Новая высотка на месте бывшего здания Госплана

Облик Алматы постоянно меняется. Сносятся старинные дома, а на их месте возводятся бизнес-высотки. Есть и совсем негативные примеры, когда здания исчезали из охранного списка задним числом.

Так случилось и со зданием Госплана по адресу Желтоксан, 115, угол Богенбай батыра (Кирова – Мира). Как ни отстаивали общественники и жители Алматы его право на существование, строение было снесено.

Один из аргументов инициаторов сноса: здание ветхое и не соответствует требованиям сейсмической безопасности. Но информация о ветхости не соответствует действительности. Более того, когда был поднят вопрос о сносе, специалисты делали пробные разрушения несущих конструкций, но не смогли справиться даже с колоннами внутри, поскольку они были усилены арматурой большого диаметра.


Когда-то ГАТОБ имени Абая, скверы по обеим сторонам от него, жилые дома вокруг, фонтаны, здание бывшего ТЮЗа на месте нынешнего «Столичного центра» — всё это представляло собой единый архитектурный ансамбль. Многие дома исторического центра Алматы до недавнего времени входили в реестр памятников архитектуры. Но когда их начали использовать под коммерцию, наши власти сразу вывели эти объекты из списка.

Этот трёхэтажный дом был построен восемьдесят лет назад. Он и сейчас стоит, украшая одну из красивейших улиц города — Кабанбай батыра (бывшая Калинина), — напротив ГАТОБ. Дом знаменит тем, что среди других новосёлов ключи от квартиры в нём получил писатель, драматург, общественный деятель, ученый, доктор филологических наук, академик АН КазССР Мухтар Ауэзов.

А во время эвакуации в Алма-Ату в годы войны творческой интеллигенции в этой же квартире проживал классик русской литературы Константин Паустовский, которому Мухтар Ауэзов уступил одну из комнат.

Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Владимир Луговской, Самуил Маршак, Лев Квитко, Сергей Михалков, Наталья Кончаловская, Алексей Толстой — вот неполный список тех эвакуированных деятелей культуры, кто жил или бывал в доме на улице Калинина. Это ли не свидетельствует об огромной исторической ценности жилого дома?

Из-за выгодного расположения в «золотом квадрате» дом облюбовали местные рестораторы. И сейчас весь его первый этаж занимают кафе и рестораны. Но довольны ли таким соседством жители дома? Спросил кто-нибудь, не смущает ли их в подъездах запах готовящейся еды? Или грохот от прорубания несущих стен при реконструкции очередного заведения?

Нам удалось проникнуть за баннер, отделяющий стройку на первом этаже от тротуара. Работа там идёт полным ходом. Скоро здесь заработает ещё одна точка общепита. Жители дома уже дали ей местное название «Пятая точка».

Зафия Кантемирова, жительница дома:

— Лет пять назад в нашем доме открыли ночной клуб. Соседи, кто сверху жил, не выдержали, стали жаловаться, и заведение закрылось.

Собственник сети ресторанов Del Papa и других заведений бизнесмен Аскар Байтасов открыл здесь ещё и фастфуд «Бродвей бургер».

С торца было кафе «Афиша», где собирался весь алматинский бомонд. Его выкупила Макпал Карибжанова и на весь тротуар сделала летнюю площадку. Людям невозможно было пройти. Представляете, человек идёт в театр, и ему приходится пробираться между людьми, сидящими за столиками! А мамы с колясками? А пожилые люди?

— Со стороны улицы Панфилова собственница выкупила все угловые квартиры на трёх этажах и маленькую угловую территорию у дома, и теперь делает с домом всё, что ей заблагорассудится. Теперь летнюю площадку она закрыла, и этот «летник» ей вдруг захотелось поднять наверх. То есть она продлевает крышу дома, прорубает несущие стены и делает угловой балкон, на котором будет располагаться кафе. И всё это за окнами жилой квартиры.

— Теперь Макпал Карибжанова притесняет пенсионерку, которая одна осталась проживать на третьем этаже, и своими действиями вынуждает её поменять жилплощадь, — рассказывает Зафия. — Со двора она провела вытяжку — вид неэстетичный. Лохмотья стекловаты болтаются... Вытяжка страшно шумит, как старые трактора! У пенсионерки с двух сторон теперь шум: с одной стороны стройка, со двора — вытяжка, а сейчас, если «летник» поднимут, ещё и посторонние люди будут отдыхать за окнами.

Вместе с ней мы входим во двор, наполненный запахами пиццы, жареной картошки и кипящего масла, в котором готовятся котлеты для бургеров. Соблюдены ли здесь все правила пожарной безопасности? Перекрытия-то у дома — деревянные!

В подъезде дверь слева — это дверь в кухню одного из действующих ресторанов, остальные квартиры выкуплены рестораторами под свои нужды, в том числе и под сдачу жилья посуточно. Неплохое вложение денег!

Хозяйка квартиры, вынужденная терпеть все неудобства от соседства с кафе «Афиша», — заслуженный учитель Айганым Даржанова. От шума реконструкции улиц Кабанбай батыра и Панфилова в её уютной квартире не спасают даже стеклопакеты.

— Семь лет назад я переехала в этот дом. И все эти годы не могу добиться справедливости. Соседи все съехали, а я осталась одна на площадке. Я не хочу продавать квартиру и переезжать отсюда. Но разве может понравиться, когда у тебя за окном — не как раньше: театр, сквер и вид на горы, — а посетители кафе, которые едят, пьют и веселятся. Теперь владельцы заведений хотят ещё и прорубить дверь между «Бургером» и «Афишей». А лестничные площадки у нас какие страшные! Если уж ты купила весь подъезд, то наведи здесь чистоту, сделай ремонт!

— Наши жильцы постоянно жалуются, что и Del Papa, и другие пищевые точки им мешают, но то, что творит Макпал Карибжанова — это кощунство! Как у неё рука поднимается разрушать старинный дом 1938 года постройки?! И этот человек — балерина, сама когда-то служившая в ГАТОБ, фотомодель, автор программы здорового образа жизни; она же сама должна нести культуру в массы! Этот дом относится к сталинскому ампиру. Конечно, для кого-то этот стиль устарел, но ведь это история нашего города! — возмущена Айганым-тате.

— Мы писали письма и жалобы в акимат, но там такая коррупционная цепочка, что чего-либо добиться просто невозможно. А из прокуратуры результата вообще не дождались. И когда мы обратились к ним, они ответили: «Мы не смогли вам отправить ответ. У нас марки нет». Представляете, у них нет марки, чтобы наклеить на конверт и отправить его по почте! И они не стыдятся произносить это вслух! — продолжила рассказ пенсионерки соседка Зафия Кантемирова. — Мы не против кафе. Но нужно же соблюдать санитарные нормы, хоть немного любить свой город и бережно относиться к его истории!



Строительство высотки на месте кинотеатра «Октябрь»
Строительство высотки на месте кинотеатра «Октябрь»

«Всё! Кина не будет!» — эта фраза героя фильма «Джентльмены удачи», который собирал в 1971 году полные кинозалы, стала не только крылатой, но и пророческой для наших кинотеатров.

Во времена моего детства кино было действительно важнейшим из искусств. Видеомагнитофонов тогда не было, а по телевизору шли всего два канала. Поэтому кино было одним из самых любимых доступных удовольствий. Детский билет тогда стоил 10 копеек на утренний сеанс и 30 — на дневной и вечерний, а взрослый — 50 копеек.

Однако новые времена сломали империю кинопроката. Многие кинотеатры закрылись. Часть была просто уничтожена. Но в памяти алматинцев они всё же остались.

На углу улиц Фурманова и Маметовой когда-то был кинотеатр «Октябрь» — красивое белое здание с колоннами, 1955 года постройки. В девяносто пятом в нём открыли элитный ночной клуб «Достар». А сейчас здесь строится жилой комплекс. Вернее, уже не строится. Кризис помешал.


McDonald's на месте бывшего кинотеатра
McDonald's на месте бывшего кинотеатра

Оказывается, нашему городу очень не хватало ещё одного заморского бренда, с его бургерами, колой и картошкой фри. Так сейчас выглядит бывший кинотеатр «Алатау». Он имел статус одной из крупнейших киноплощадок города и вмещал около восьмисот зрителей. Чтобы попасть на кинопремьеру, билеты на вечерние сеансы нужно было покупать с утра.

За забором, на котором красуется всё та же реклама EXPO, развернулась стройка. Это территория бывшего кинотеатра «Байконур» в микрорайоне Орбита. В «верхней» части города он был единственным, и его зал на пятьсот шестьдесят мест никогда не пустовал.

В 2011 году здание было выставлено на торги, и теперь его новым собственником является ТОО «АТЦ-Галерея». Среди его учредителей — компания, которая принадлежит бизнесмену Кайрату Боранбаеву, владельцу франшизы сети McDonald's в Казахстане.

Остаётся только догадываться, что построят на месте кинотеатра, название которого с казахского языка переводится, как «богатая долина».


Кинотеатр «Целинный»
Кинотеатр «Целинный»

Последние свои дни доживает здание единственного когда-то широкоэкранного кинотеатра «Целинный». От сноса строение не спасло даже то, что его внешнюю боковую стену и фойе при входе украшают фрески советского художника-графика, заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, народного художника Казахской ССР Евгения Сидоркина.

Больше десяти лет кинотеатр не функционировал, а его площади сдавались в аренду. В 2015 году арендаторам вручили уведомления о расторжении договоров, а новое руководство кинотеатра сообщило им, что там будет McDonald's.

Первый в Алма-Ате двухзальный кинотеатр «Казахстан» перестал быть кинотеатром после реконструкции 2008 года. За эти почти десять лет его стены повидали многое. В декабре 2013 года здесь начал свою работу ночной клуб для джентльменов Men's club «Matrioshka». Очевидно, что теперь важнейшим из искусств для нас является стриптиз.

Кинотеатр «Шугла», что в «нижней» части города, тоже постигла участь собратьев. Уже много лет это неиспользуемый заброшенный объект.


История алматинского трамвая тесно связана с историей города. В далёком 1937 году по дорогам Алма-Аты начали колесить первые трамваи. После войны, в связи с территориальным ростом Алма-Аты, росла и трамвайная сеть. Позднее новые линии стали связывать центр города с новыми микрорайонами «Орбита», «Тастак». Была проложена ветка и на станцию Алма-Ата–1.

В восьмидесятых годах в городе было десять маршрутов. По трамвайным линиям, протяжённость которых составляла около семидесяти километров, передвигались свыше ста вагонов.

В девяностых этот вид транспорта становился всё менее популярным. Некоторые маршруты закрыли, а изношенные старые трамваи рижского производства заменили на жёлтые чешские «Татры», которые до этого колесили по дорогам городов Германии. 

После двух резонансных ДТП в октябре 2015 года решением городского акимата работа трамвайного депо в Алматы была приостановлена до устранения причин. В то время в наличии было только семнадцать вагонов, и обслуживали они всего два маршрута общей протяжённостью в тридцать один километр.

Но никаких причин устранять не стали, так как на это не были выделены денежные средства. Мало того, власти города даже не стали утруждать себя тем, чтобы найти компанию, которая бы провела дефектоскопию и исследование технического состояния трамвайных путей. После визуального осмотра некой комиссией наш аким распорядился убрать трамваи с глаз долой.

И, как общественность ни отстаивала право этого вида транспорта на существование, на улицах Шевченко, Кунаева, Байтурсынова и Утепова в этом году всё же начался демонтаж трамвайных путей.

Не является ли это намеренным шагом для того, чтобы реализовать другой затратный проект — ЛРТ (легкорельсовый транспорт), предложенный иностранцами, который оценивается в 175 млрд тенге (520 млн долларов) и на который под гарантии государства предлагается взять кредит на двадцать лет под проценты, втрое превышающие сумму самого кредита? А в чём преимущество ЛРТ, если линия будет проходить в основном только по улице Толе би?

Специалисты утверждают, что восстановление трамвайных путей, покупка тридцати новых российских вагонов и реконструкция трамвайного депо вместе с оснащением его новым оборудованием может обойтись гораздо дешевле — до 20 млрд тенге.

— Вот уж действительно, раньше делали всё на совесть! Эти рельсы могли прослужить ещё не одну сотню лет при хорошем обслуживании путей. На всех улицах, где рельсы проложены, везде старая брусчатка тридцатых годов. Где-то она закатана асфальтом, а на перекрёстках ещё снаружи осталась, — пояснил нам рабочий по имени Алибек, с трудом метр за метром отрезая газосваркой надежный металл, который словно сопротивлялся демонтажу.

Трамвайное депо было построено на улице Уйгурской (ныне Байтурсынова) сразу после войны силами японских военнопленных. Здесь же, напротив, расположились мастерские.

После закрытия депо горожане долго терялись в догадках: что же построят на его месте — очередной торгово-развлекательный центр или стеклянную офисную многоэтажку?

Ещё в начале сентября, в день съёмки, на наш вопрос охраннику объекта: «Что же тут всё-таки будут строить?» — нам ответили: «Какой-то центр для молодёжи».

— Тут уже всё разваливаться стало. А в июле технику пригнали, работы начались. Кое-где уже стены гипсокартоном отделывать стали. Потом приехали специалисты из сейсмологии, обследование провели. Оказывается, здесь проходит тектонический разлом. Строить что-либо опасно. Сейчас опять уже месяц всё простаивает, — разоткровенничался человек в форме, попросив при этом его не фотографировать.

И вот совсем недавно на этом месте открыли молодежный лофт-центр, задействовав при этом территорию трамвайного депо и бывшее административное здание. Здесь будут располагаться площадки с модными нынче названиями «коворкинг» и «мейнстрим», клубы волонтёров и сельской молодёжи, пространства для художников и различные учебные курсы.


Неподалёку от бывшего трамвайного депо, в районе пересечения улиц Айтеке би и Досмухамедова (бывшие Октябрьская и Мичурина), за высоким забором мы случайно обнаружили территорию, на которой совсем недавно было что-то снесено. Мужчина, представившийся электриком Айболом, рассказал, что здесь были детский сад и школа, построенные в пятидесятых годах прошлого века. Сейчас здесь хозяйничает компания «Элитстрой».

— Детский сад последние три года пустовал. А сейчас будут строить новое здание суда Алмалинского района. Вы бы неделю назад пришли, ещё бы застали садик. Строение очень крепкое было. Целую неделю ломали его. Деревья тут были большие, их спилили, а пни еле выкорчевали. Сейчас вот и до этих оставшихся ёлок очередь дойдёт. Странное у нас правительство! Детских садов не хватает, а они их сносят. Можно же было отремонтировать его!

Напротив будущего здания суда, между двух девятиэтажек, в том месте, где когда-то был проход между домами, втиснуто вот это непонятное строение. Что это? Очередной бизнес-центр?

Как выяснилось, это новый жилой дом. Вряд ли перед тем как возводить его, власти собрали местных жителей и представили проект, поинтересовавшись, так ли необходимо им по соседству это здание. Это ещё раз доказывает, что без коррупции тут не обошлось.


Подверглись большой переделке и городские фонтаны. Когда-то знаменитые «Одуванчики» были излюбленным местом прогулок алматинцев и гостей города. В летний зной в гармоничном сочетании с зелёными ивами и гладью бассейна они создавали вокруг себя прохладу и были украшением проспекта Достык.

Теперь на месте «Одуванчиков» работает строительная техника, а площадка со всех сторон обнесена высоким забором. Собственник объекта — компания «Казахмыс» — строит здесь новый бизнес-центр с подземным паркингом. А как же фонтаны?

Фонтаны будут, но уже не те. На месте «Одуванчиков» возведут сухой фонтан, точно такой же, как возле ТЦ «Достык Плаза». Всё для людей!

Фонтан «Семиречье» был сооружен в 1971 году ниже проспекта Абая на улице Тулебаева, которая раньше называлась Фонтанной. Он представлял собой каскад из трёх водных бассейнов с наклонными и вертикальными струями, которые били на высоту в пять метров. Главным элементом композиции была стела из розового и черного гранита с семью родниками, олицетворяющими семь рек Семиречья (Жетысу).

— Фонтан на ремонте. Тут сперва всё перекопали, а достроить — деньги пока не выделяют. Месяц уже всё стоит. Зачем было закрывать фонтан? Да ещё и в самую жару! — поделился охранник, любезно впустивший нас на огороженную территорию.


До реконструкции Дворец Республики, его площадь, соседствующая с ней гостиница Казахстан и сеть красивейших фонтанов составляли единый архитектурный ансамбль на фоне заснеженных вершин и телевышки Кок-Тюбе.

Множество туристов, влюблённые пары на лавочках, фотографы, зазывающие сделать фото на память, пенсионеры, медленно прогуливающиеся вокруг дворца, мамы с колясками — это место всегда было многолюдным и всеми любимым. И что мы видим сейчас?

С 2011 года, с момента окончания реконструкции Дворца Республики, бассейны фонтанов перед гостиницей не заполняются водой. Снесены старые фонтаны на площади перед дворцом, а новые не работают, потому что заливают подземный паркинг. Кому-то помешали клумбы, и всю территорию заложили плиткой. Практически не осталось лиственных деревьев. Скамейки, установленные прямо под палящим солнцем, в летнюю жару всегда пустуют. Можно ли сейчас назвать Дворец Республики достопримечательностью нашего города?


В комплексе с окружающими зданиями парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев — один из живописнейших градостроительных ансамблей города. Парк является памятником истории, архитектуры и садово-паркового искусства (постановлением Совета Министров Республики Казахстан № 1182 от 25 ноября 1993 года включен в состав Алматинского государственного историко-архитектурного и мемориального заповедника) и визитной карточкой Алматы.

Но этим летом парк напоминал партизанский лес, вдоль и поперёк перекопанный траншеями. И если такие изменения уже привычны алматинцам, то появление новых ресторанов и увеселительных ночных заведений вызывает массу возмущений.


Ресторан на территории парка
Ресторан на территории парка

Участки мемориального парка начали распродавать под строительство ресторанов, кафе, баров и ночных клубов в 2006 году. В настоящее время в парке, кроме ресторана «Жулдыз», действуют бар «Чукотка», ночной клуб «Казакша дискотэка», рестораны Vizir со стороны улицы Гоголя и AmurЕ на месте небольшого декоративного бассейна.


Кафе на территории парка
Кафе на территории парка

А совсем недавно на месте общественного туалета здесь открылось ещё одно кафе.

Владельцы заведений постарались сделать всё, чтобы их посетителям было удобно: избавились от деревьев и газонов, разместив автопарковки прямо на территории парка, убрали неугодные им чугунные заборы, заасфальтировали арыки.

Так парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев превратился в очередной парк развлечений, с велодорожками, массой детских аттракционов и питейными заведениями. И всё это законно, с разрешениями всех инстанций.


Если раньше Алма-Ата по праву называлась «городом-садом» и была одним из самых зелёных городов союза, а её гости восторгались развесистыми дубами, клёнами и вязами, стройными тополями, дающими не только кислород городу, но и прохладу летом, то сейчас в жару в городе негде укрыться от палящего солнца.

Летом 2011 в городе началась повальная вырубка взрослых здоровых деревьев под предлогом новых лесопосадок, на которые были выделены 87 миллионов тенге.

Спил деревьев чаще всего происходит ночью. Причем власти обещали, что на месте каждого спиленного дерева выкорчуют все корни и посадят новое дерево, но пока такой замены горожане не наблюдают.

Из-за массовой вырубки деревьев и ничем не обоснованной санитарной обрезки город лишился половины зелёных насаждений, утратил свою былую привлекательность и звание самого зеленого города. А на месте бывших аллей и цветников сейчас тротуарная плитка и асфальт.



Абай Ерекенов
Абай Ерекенов

Абай Ерекенов, эколог:

— Акимат говорит, что сохранит зелёные насаждения, а сам вырубает всё, до чего дотягивается. Спиленные деревья никто не учитывает. Мы предлагали акимату произвести инвентаризацию, то есть каждое дерево должен обследовать независимый специалист-дендролог, и только он должен вынести вердикт — спиливать дерево или нет. А потом на каждое дерево прикрепить бирку с несъёмной пломбой. Но акимат к нам не прислушался.

— Мы уже обратились к депутатам маслихатов, но они изменили под себя правила защиты зелёных насаждений. Покупаются большие саженцы со слабой корневой системой, и поэтому они сразу погибают. Ну, погибли — и ладно! На следующий год новые купят. А потом, когда обращаешься к ним с просьбой показать новые деревья, чиновники сразу разбегаются. И цифры у них постоянно разные. Это значит, что учёта никакого нет.

— Сейчас у нас нет Министерства экологии. Все его полномочия отдали Министерству энергетики. По данным ВОЗ, мы живём в зоне экологического бедствия. А наши чиновники утверждают, что, согласно пункту такому-то, мы ПДК (предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе) не превышаем. То есть они специально завысили цифру ПДК в три раза.

— У нас был проект управления городским трафиком, где мы предлагали акимату, как на 50% улучшить ситуацию с трафиком в Алматы. Но проект так и не был изучен. Приезжали американцы, целый год вели исследования нашей ситуации на дорогах специальными приборами. Другие специалисты исследовали влияние различных видов топлива на окружающую среду. Работа была проделана колоссальная.

— Властями выделяются огромные средства и гранты на различные исследования зарубежных специалистов, но потом результаты этих исследований пылятся в архивах. То есть в акимате уже собрано огромное множество проектов и предложений по спасению города, но, видать, чиновники просто не заинтересованы в осуществлении этих проектов.

Хотелось бы напомнить акиму, что он обещал купить триста автобусов на газе. Потом выяснилось, что у инвестора нет таких денег, и были куплены двести шестьдесят восемь автобусов на бензине.

— Нам нужна вменяемая транспортная система. Мы предлагали закупить электробусы, которые могут работать и как троллейбусы, и как автобусы, и для БРТ их запросто можно было применить, и стоят они гораздо дешевле автобусов, оборудованных под Евро-5. Но, опять же, акимату это не нужно.

Для того чтобы решить экологическую проблему за счёт сокращения в городе личного транспорта, нужно в первую очередь навести порядок с общественным транспортом. Продлите метро до Калкамана, и как минимум двести тысяч автомобилей этого направления останутся дожидаться своих хозяев за городом. Оказывается, акимат не выделил даже средства на проектно-сметную документацию, чтобы достроить первую линию, но зато нашел средства на то, чтобы модернизировать центр города. Так что важнее? — прокомментировал Абай Ерекенов.


Если арыки в центре Алматы подвергаются хоть какой-то реконструкции, то всего в нескольких кварталах от центра все они выглядят вот так. Эта арычная система на углу улиц Карасай батыра (бывшая Виноградова) и Джумалиева давно утратила своё предназначение и возле контейнерной площадки заканчивается. Надо полагать, что в сезон дождей всё содержимое этой свалки будет размыто потоками воды по проезжей части и дворам.

Многие из арыков, как и деревья, замуровываются бетоном. Что это? Намеренное вредительство нашему городу? Или безответственное выполнение своей работы и безнаказанность?

А ведь когда-то арыки не только создавали микроклимат в городе, но и были его визитной карточкой. Они орошали деревья и радовали жителей и гостей города прохладой. Вода в них журчала на каждой улице. Детвора пускала в арыках свой маленький самодельный флот или вылавливала спелый урюк, который чистая вода приносила с гор.



Река Ким-Асар
Река Ким-Асар

Величественные горные пики Заилийского Алатау — одно из самых красивых мест вблизи Алматы. Неприступные ледники, кристально чистые горные реки, живописные долины, поросшие стройными тяньшаньскими елями, альпийские луга, летом пестрящие разноцветьем — всё это привлекает не только алматинцев, но и гостей города.

Но, очевидно, наш градоначальник решил и горные речки «запаковать» в бетон, нарушив первозданную красоту гор.

Это пост пользовательницы Facebook Екатерины Зориной, опубликованный после посещения ущелья Ким-Асар (орфография и пунктуация автора сохранены): «Хотели отдохнуть от стройки... Может быть я чего не догоняю, но речка разворочена и брошена. Нескольких любимых деревьев не досчиталась. Байбек-ага, верни мне мои любимые горы, это из-за них я столько раз стоя перед выбором не покидала Алмату. Люди и горы — лучшее в нашем городе. И если город нуждается в модификации на современный лад, то горы надо просто НЕ ТРОГАТЬ».


Урочище Кок-Жайляу
Урочище Кок-Жайляу

В начале 2013 года общественность Алматы взбудоражило известие о том, что городские власти и бизнесмены планируют превратить урочище Кок-Жайляу, расположенное на территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка, в горнолыжный курорт: построить лыжные трассы, канатную дорогу, отели, рестораны, развлекательные центры и шале. Причём все это предполагается возводить за счёт бюджетных средств. В обществе не раз звучало мнение, что всё это затевается лишь для того, чтобы ряд влиятельных людей смог построить себе коттеджи в заповедной зоне, как это произошло с ущельем Бутаковка и Чимбулаком. Группы активистов призывают правительство и акимат города Алматы отказаться от планов строительства курорта и не выделять средства из бюджета на его реализацию. Пока судьба Кок-Жайляу не решена, но не исключено, что всё это может закончиться тем, что заповедная земля будет использоваться узким кругом людей в своих частных интересах.


Проезжая по проспекту Аль-Фараби, вы наверняка видели комплекс из четырёх одиннадцати- и четырнадцатиэтажных зданий. Но вряд ли, уважаемые читатели, вы задумывались, что же в нём находится. Потому что обычно так выглядят элитные жилые комплексы или бизнес-центры.

А вот и нет! Строения эти уже восемь лет, как пустуют. То есть ни в одном из зданий, ни на одном этаже нет ни одной живой души. Лишь мрачный скучающий секьюрити в будке со шлагбаумом на въезде на задний двор.

И нет ему дела до того, что голубые стеклопакеты разбиваются вандалами, облицовочная плитка отваливается, а на балконах и крышах поселились трава и молодые карагачи и тополя.

Мы обошли пустынную территорию вокруг комплекса и большую автостоянку с припаркованной на ней несколько лет назад и забытой «Газелью».

— Вот это здания! Вот это площади! Это сколько же всего полезного можно разместить на этих площадях! И кому же принадлежит всё это добро?! И почему это всё стоит заброшенным и бесхозным?! Ещё и в таком районе! — удивлённо восклицали мы.

По словам охранника, который всё же решил от скуки пообщаться с нами, хозяин у огромного комплекса есть. Только находится он в местах не столь отдалённых.

А пока четыре пустующие многоэтажки, словно часть ушедшей эпохи благополучных «нулевых», гармонично вписываются в панораму микрорайонов Самал и проспекта Аль-Фараби.



Реконструкция площади Астана, август 2017 года
Реконструкция площади Астана, август 2017 года

Имя Яна Гейла — датского архитектора и консультанта по городскому дизайну — теперь на слуху у всех алматинцев. Этим жарким летом Южная столица превратилась в большую стройплощадку в рамках его проекта «Алматы — город для людей». Основная идея проекта — оборудовать как можно больше пешеходных зон и велодорожек, убрать из центра частные авто, пересадив всех автолюбителей на велосипеды и общественный транспорт, а многочисленные парковки превратить в зоны отдыха для горожан.

Мнения жителей мегаполиса разделились: одни считают такой подход властей полным безумием и отмыванием денежных средств, а другие, наоборот, рады преобразованиям.


Алматинский Арбат в августе 2017 года
Алматинский Арбат в августе 2017 года

Проспект Жибек Жолы, или алматинский Арбат, этим летом подвергся серьёзной переделке. По проекту европейского специалиста эта улица должна полностью соответствовать своему названию. Он уверен, что алматинцы и гости города с восторгом воспримут новые фонтаны и фонари, детские площадки, места для отдыха, а люди искусства — арт-площадки и амфитеатры.

И, конечно же, ключевой скульптурной группой на Шёлковом пути станет караван верблюдов. 


Алматинский Арбат в августе 2017 года
Алматинский Арбат в августе 2017 года

На страницах презентации Яна Гейла всё это, конечно, выглядит привлекательно, но красивые картинки и итог переделки — разные вещи. Многие горожане обеспокоены тем, что с перестройкой исторического центра мы теряем главное — его неповторимый облик, и при этом гибнут зелёные насаждения.


Лидия-Юлия Семёнова, участница движения «Защитим Алматы»
Лидия-Юлия Семёнова, участница движения «Защитим Алматы»

— Мы живём прямо над алматинским Арбатом, на улице Фурманова, и я каждый день смотрю на это безобразие. Работу выполняют неквалифицированные люди. Среди них много гостей из Таджикистана и Узбекистана, для которых Алматы — это пустой звук.

— Они прокладывают новые арыки под самыми основаниями стволов деревьев, и при этом совершенно безжалостно обрубают корни. Это варварство! Некоторые деревья и вовсе спилили, сломали кусты сирени вдоль школы № 54 — одной из самых старых живых свидетельниц этой улицы. Кому-то помешали могучие дубы, карагачи, вязы и ясени, укрывавшие своими кронами всё пространство по улице Панфилова.

— Часть арыков засыпали или залили бетоном. То есть оросительная система грубо нарушена. На строительных площадках сложно увидеть какое-то ответственное лицо, которое смогло бы прокомментировать эти действия. 

— Наш аким за два года своего правления не дал ни одного развёрнутого интервью. Не ответил на вопросы, куда увозят чугунные заборы и рельсы, почему меняют гранит и мрамор на бетон, почему уничтожают деревья, — негодует неравнодушная к судьбе города алматинка Лидия-Юлия Семёнова.



Алматинский Арбат в день его открытия
Алматинский Арбат в день его открытия

А может, опасения горожан были напрасны? Может быть, всё не так уж плохо?

Это фото было сделано в день открытия обновлённого алматинского Арбата. Что появилось нового? Вместо скамеек — длинные сплошные сиденья, фонтаны, новая тротуарная плитка, чем-то напоминающая игру «Тетрис», детские площадки.

Конечно, каравана верблюдов и арт-площадок здесь пока не наблюдается. Но зато деревья в большинстве своём на месте, правда, их ветви до высоты трёх этажей спилены «по-янгейловски». И фонтан с купающимися детьми возле Центрального переговорного пункта не тронули, а, наоборот, отделали белым мрамором….

А вот сухие фонтаны работали на Арбате в день открытия и в день его посещения президентом страны. Сейчас фонтаны опять на реконструкции. Эти фото сделаны 26 сентября.

Ещё месяц назад проспект Жибек Жолы выглядел так. По замыслу всё той же команды архитекторов, на проезжей части здесь проложили бордюры для создания зелёной полосы, сняли верхний слой асфальта. 



Ержан Жилкибаев, аким Медеуского района
Ержан Жилкибаев, аким Медеуского района

Среди куч щебня и кусков развороченного бульдозерами асфальта нам удалось побеседовать с акимом Медеуского района Ержаном Жилкибаевым. Конечно, по поводу деревьев на Арбате и замурованных бетоном арыков он затруднился нам ответить, прокомментировав, что это территория Алмалинского района, а вот об изменениях на «своём» участке пояснил:

— На Жибек Жолы будет зелёная зона. Здесь будут тротуар для пешеходов, велодорожка, зелёная полоса с деревьями, кустарниками и газонной травой. Скамейки поставим тут… Парковка будет вдоль проезжей части. Проезжая часть — в один ряд. Деревья вдоль тротуара мы не будем спиливать, всё оформим красиво. Мы высадим здесь деревья, которые приживутся. Наши специалисты уже всё тут смотрели.

— На Валиханова мы тоже наведём порядок. Уберём СТО, киоски, всё будет для людей, для пешеходов. Сейчас, когда в городе реконструкция, выявили много незаконных торговых и пищевых точек. Вот их-то мы и сносим. Ещё тут спортивные зоны поставим для людей. Всё будет для людей! Затея «Город — для пешеходов» мне нравится. А в целом реконструкция проспекта Жибек Жолы закончится в октябре.


А вот так сейчас выглядит недавно высаженная зелёная полоса на Жибек Жолы, от улицы Кунаева до улицы Пушкина. Кустарниковые растения не смогли укорениться в тонком слое почвы с газонной травой, уложенном прямо на асфальт, и сразу засохли на корню.


При модернизации города было снесено множество кафе, киосков, в том числе — по продаже периодической печати и цветов. Эти действия господин Байбек объяснил тем, что торговцы цветами и периодикой уклоняются от уплаты налогов, не выдают фискальных чеков, а их киоски не вписываются в новую концепцию города, ведь у нас в торговых центрах пустуют 20 000 квадратных метров.

Но вот это строение, несмотря на то, что возведено со всеми нарушениями пожарной и сейсмобезопасности, почему-то неприкосновенно.

Городские власти, не отреагировав на возмущение жителей дома, расположенного на пересечении Кунаева – Жибек Жолы, тем, что при пожаре, произошедшем в «Пассаже» год назад, пострадали их балконы и оконный пластик, приняли решение вписать торговый центр в общий проект реконструкции проспекта Жибек Жолы. И в ближайшее время он будет приведён в надлежащий вид, в соответствии с замыслами Яна Гейла.

Представители городского акимата прокомментировали, что выкупить у собственника это здание для последующего сноса акимат не может, так как на это нет средств. Но для того чтобы оно не портило вид с Арбата и не мозолило глаза, перед ним планируется высадить полосу взрослых саженцев деревьев, купленных в Голландии.


Если газетные и цветочные киоски не вписываются в новую концепцию и портят вид города, почему власти позволяют существовать так называемым «пятакам» по сдаче жилья в аренду? Или, может, толпы надоедливых посредников, под видом квартирных бюро предлагающих свои услуги с вопросами «Чё хотели?», «Чё ищем?» на углу улиц Макатаева и Кунаева, вносят свою лепту в налоговый бюджет страны? А может, просто пополняют бюджет отдельно взятых лиц?


Ещё при застройке Верного была принята строгая прямоугольная система планировки сетки улиц. Направление улиц «север–юг» и «запад–восток» было продиктовано условиями рельефа. Такая разбивка кварталов создавала условия для наилучшего проветривания города, способствовала беспрепятственному стоку вод. И что мы видим сейчас? Проектировщики уплотняют центр города зданиями выше пятнадцати этажей, пытаясь втиснуть высотку в любое свободное пространство.

Но именно такая планировка города, по мнению архитектора Яна Гейла, является самой удачной. Специалист отметил, что огромные пространства, большие кварталы, редкая застройка создают некий дискомфорт. А более уютной в данном случае кажется застройка с небольшими кварталами и расположенными близко друг к другу зданиями.

А ведь такая застройка опасна потому, что наш любимый город находится в зоне повышенной сейсмической активности, и в случае мощного землетрясения многие объекты будут разрушены, а люди в них погибнут, ведь чем выше здание, тем больше у него зона завала.

Но, как ни странно, все эти новые объекты прошли государственный сейсмический контроль и получили разрешение на эксплуатацию.


«Заборы — это стремление отгородиться, это анахронизм мышления», — заявил Бауыржан Байбек, начав в марте 2017 года реализацию программы «Город без заборов», нацеленной на формирование открытой городской среды по проекту Яна Гейла.

В рамках программы на сегодня демонтированы ограждения общей протяженностью в 81 115 метров. Среди них и металлические, и деревянные, и бетонные.

Чиновники утверждают, что заборы якобы портят внешний вид Алматы и мешают пешеходам ходить по городу. Их демонтируют вдоль дорог, в парках, возле учебных заведений и вокруг многоэтажек.

Но почему-то «анахронизмы мышления» продолжают отделять от городской среды здания РУВД, частных медицинских центров и ресторанов, частных элитных школ, бизнес-центров, элитных жилых комплексов, Парк Первого Президента.

Вот такой демонтаж заборов может обернуться для алматинцев травмами и увечьями. Так что будьте осторожны, уважаемые читатели, на тротуарах и обочинах!


Когда-то перед этим домом на улице Навои в микрорайоне Орбита-2 был красивый ухоженный палисадник. Жители дома по собственной инициативе, на собственные средства закупали и высаживали в нём цветы и кустарниковые растения, которые радовали глаз с весны и до поздней осени.

Маленький придомовой оазис защищала от нежелательных посетителей лёгкая металлическая изгородь, которая также была установлена самими жильцами.

Но по приказу акимата эта изгородь была снесена, зелёные насаждения безжалостно, варварски выкорчеваны, уничтожены, потому что помешали демонтажу, и как мусор вывезены на свалку. Жители дома не смогли спасти любимый палисадник.


Имя акима Южной столицы Бауыржана Байбека теперь не у одного поколения алмаатинцев будет ассоциироваться со стремлением пересадить всех горожан на велосипеды. Что ж, идея замечательная, ведь езда на велосипеде полезна и для здоровья, и для экологии города. Но почему же сам аким передвигается по городу в служебном авто в сопровождении кортежа, а не на велосипеде?

Подходит ли эта альтернатива автомобиля нашему наклонному городу? Сможет ли прижиться велосипедное движение в мегаполисе, где летом жара +40, зимой после обильных снегопадов улицы и дороги не чистят от снега, а во время ливней город превращается в Венецию? Представить себе алматинца, добирающегося до работы на велосипеде в этот период, просто невозможно.

К тому же Алматы давно и прочно застрял в двадцатке крупных городов мира с наиболее загазованным воздухом. И большинство врачей едины во мнении, что велопоездки по оживлённым автомобильным магистралям, окутанным автомобильным смогом, не только не полезны, но даже вредны для здоровья.


Удастся ли превратить наш любимый Алматы в Копенгаген по проекту датского архитектора и сделать его «городом для людей»? Получится ли вытеснить автомобили с улиц Алматы? Подходит ли нам опыт европейских городов? И так ли необходимо нашим чиновникам воплощать все идеи и замыслы Яна Гейла? Будут ли потомки вспоминать Бауыржана Байбека как опытного управленца, оставившего светлый след в истории города?

Что ж, время покажет, а пока эти вопросы остаются риторическими. А шестой градоначальник Южной столицы за два года своего правления стал для большинства горожан героем мемов и саркастических хэштегов, которому вменяют в вину и неспособность муниципальных служб обуздать последствия ливней и обильных снегопадов, и безнадзорную перестройку города, и разрушение старинных зданий, и гибель алматинского трамвая.

Конечно, все изменения, которые произошли в нашем городе за годы независимости страны, сложно вместить в один репортаж. А закончить этот материал мне бы хотелось песней алматинца Александра Цоя, которая актуальна по сей день.




Редакция Vox Populi выражает благодарность пользователям Facebook, чьи фотоматериалы были использованы в репортаже.

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000