VOX POPULI Святослав Антонов 7 августа, 2015 10:00

Как взорвать телебашню: Казахстанская студия компьютерной графики KCG

Технология Motion Capture
Технология Motion Capture
Фото: Тимур Батыршин
Многие из вас, наверное, видели популярный ролик о том, как создавались спецэффекты для нового сезона «Игры престолов». Просматривая его, поражаешься мастерству работы профессионалов своего дела, однако качественную компьютерную графику и анимацию создают и в нашей стране. Казахстанская студия KCG с 2008 года делает 3D-графику для отечественных кинокартин. Недавно ребята освоили производство анимационных фильмов. Мы решили посмотреть, как в KCG с помощью современных технологий создают новую реальность.

Эрнар Курмашаев
Эрнар Курмашаев

От студенческого проекта до успешной компании

Еще будучи студентом КазНТУ имени Сатпаева, Эрнар Курмашаев  мечтал создать успешный бизнес проект. Он поступил на специальность «инженер», но по ходу обучения часто сталкивался с необходимостью работы с 3D-моделированием. Освоив базовые навыки компьютерной графики, Эрнар заинтересовался этой сферой. Когда он вместе с другом узнал о проведении конкурса инновационных проектов под эгидой Национального инновационного фонда, решил принять в нем участие, разработав бизнес-идею компании по производству 3D-анимации.В ходе разработки проекта однокурсники даже составили бизнес-план. Им не удалось победить, но, заняв почетное второе место, они поверили в успех своей задумки. Ребята начали поиск инвестиций. Интерес к разработкам Эрнара и его компаньона проявили представители строительной сферы. Инвестором проекта стала архитектурная компания «Саулет». Первоначальные инвестиции составили 150 тысяч долларов. Большая часть этих средств ушла на закупку необходимого оборудования и лицензионных программ. Так в 2007 году в Казахстане появилась первая профессиональная студия компьютерной графики Kazakhstan Computer Graphics (KCG).

— Вначале мы в буквальном смысле рисовали все сами. Потом штат сотрудников увеличился до десяти человек. Мы создавали анимационные ролики, моделируя, как будет выглядеть тот или иной архитектурный проект после своего воплощения. Вскоре компания смогла выйти на окупаемость, но по нам больно ударил экономический кризис. Многие стройки встали, и  пришлось искать новые сферы для реализации своего потенциала.


Основатель Kazakhstan Computer Graphics Эрнар Курмашаев
Основатель Kazakhstan Computer Graphics Эрнар Курмашаев

Молодой предприниматель вскоре познакомился с режиссером Рустемом Абдрашевым. Тот как раз заканчивал съемки картины, которая принесла ему известность — «Подарок Сталину». Режиссер работал над эффектной сценой ядерного взрыва. Эрнар предложил свои услуги, и Абдрашев с некоторым скептицизмом все-таки согласился. Сцена уже была заказана российской студии. В течение двух месяцев команда KCG работала над своими первым проектом в кинематографе. Компании пришлось вложить собственные средства в эту работу, однако это не остановило их, ведь в первую очередь Эрнар хотел доказать на одном примере, что казахстанская студия способна сделать качественную графику. В итоге сцена вошла в картину, а KCG  заинтересовались киностудии и телеканалы.

— До того, как мы начали работать на этом рынке, большинство заказов на создание компьютерной анимации и визуальных эффектов отдавались российским и украинским студиям. Сейчас ситуация значительно поменялась. Нам удалось успешно поработать в десятке полнометражных картин, доказав, что наши студии не хуже зарубежных. Сейчас в сфере создания 3D-графики для кино и телевидения 70% заказов выполняют отечественные компании.


Первая профессиональная студия компьютерной графики в Алматы
Первая профессиональная студия компьютерной графики в Алматы

Масштабные кинопроекты

Первым действительно масштабным проектом студии стала работа над компьютерной графикой для первого казахстанского фэнтези «Книга легенд: Таинственный лес». Команде хотелось еще раз показать всем, что в Казахстане можно создать качественный продукт в этом жанре. KCG выступили в качестве генерального подрядчика, также привлекая к работе другие отечественные студии. По ходу реализации проекта им пришлось создавать собственное программное обеспечение. Работа над визуальными эффектами для картины заняла около года.

— Мы стараемся взаимодействовать с режиссером фильма на уровне сценария, чтобы объяснить ему, насколько возможно реализовать ту или иную задумку. В некоторых моментах необходимость в компьютерной графике появляется там, где ее изначально не ожидали. На площадке всегда находится наш супервайзер. Он подсказывает, как снять тот или иной эпизод, чтобы его потом было проще дополнить визуальными эффектами. Представитель студии устанавливает зеленые экраны, подсказывает какие-то моменты режиссеру и оператору. Это значительно облегчает работу с итоговым материалом, ведь обычно графика добавляется в фильм на этапе, когда он уже смонтирован.



Студия имела большой опыт работы с исторической фактурой. KCG полностью взяла на себя создание компьютерных спецэффектов в киноэпопее «Путь лидера», начиная с картины «Небо моего детства». Здесь они воссоздавали исторические пейзажи и архитектуру, а также «дорисовывали» такие элементы, как самолеты и машины. Пришлось поработать и над динамичными моментами вроде взрывов. На всем протяжении реализации проектов представители студии взаимодействовали с историческими консультантами, работавшими над фильмами. 

Сразу выйти на таких крупных заказчиков, как студия «Казахфильм», каналы «Хабар» и «Казахстан» или партия «Нур Отан», невозможно. Нужно в каждом проекте показывать, что они не зря доверили тебе эту работу, демонстрировать продукт, не уступающий качеством работам зарубежных специалистов. Картинка должна быть не хуже, чем в Голливуде.



Еще одним интересным опытом стала работа над фантастическим боевиком «Заговор Оберона». Значительная часть картины была сделана с помощью 3D-графики. KCG пришлось на компьютере воссоздавать пространства секретных лабораторий, фантастический элемент оберон. В фильме имеется большое число экшн-сцен, снятых с использованием компьютерных спецэффектов. Представители студии постоянно контактировали с режиссером, прорабатывая различные варианты того, как будет выглядеть тот или иной эпизод фильма. Одной из самых эффектных работ KCG стал взрыв телебашни Кок-Тобе. Чтобы «уничтожить» один из символов Алматы, аниматорам пришлось детально воссоздать его, а затем проработать физику самого взрыва.

— Сразу выйти на таких крупных заказчиков, как студия «Казахфильм», каналы «Хабар» и «Казахстан» или партия «Нур Отан», невозможно. Нужно в каждом проекте показывать, что они не зря доверили тебе эту работу, демонстрировать продукт, не уступающий качеством работам зарубежных специалистов. Картинка должна быть не хуже, чем в Голливуде. Только так можно зарекомендовать себя перед такими клиентами. Есть несколько факторов успешного развития компании на этом рынке. В первую очередь нужно не бояться трудностей и верить в свое дело.


 Школа компьютерной графики KCG School, Алматы
Школа компьютерной графики KCG School, Алматы

Поиск специалистов

После начала работы с большими проектами студии срочно потребовалось увеличить штат. Эрнар сразу столкнулся с проблемой острой нехватки квалифицированных кадров. На рынке труда практически отсутствовали специалисты по работе с 3D-анимацией и сложной компьютерной графикой. Пришлось задействовать профессионалов из-за рубежа, нанимая также местных самоучек и выпускников вузов технической и IT направленности, которые перенимали опыт у экспатов. Со временем команда студии практически полностью укомплектовалась местными специалистами, наработавшими определенный опыт. В настоящее время в штате KCG работают 35 человек.

Однако кадровый голод в сфере создания трехмерной анимации и визуальных эффектов все еще сохранялся. Чтобы удовлетворить растущий спрос на специалистов этого профиля, студия создала KCG School — школу компьютерной графики. Преподаватели из числа наиболее опытных сотрудников компании ведут курсы по моделированию объектов в трехмерной графике, созданию концепт-артов и разработке дизайна персонажей, а также 3D-анимации. Студенты, прошедшие обучение на курсе, получают возможность попрактиковаться в студии. В случае, если они прошли стажировку успешно и удовлетворяют требованиям KCG, их принимают на работу.



Мечты о казахстанском Pixar

— Работая с графикой и изучая опыт зарубежных студий, мы заметили острую нехватку современного отечественного анимационного контента. У нас практически никто не работал с 3D-анимацией. Мы решили попробовать себя в этой отрасли, сразу взяв ориентир на продукты таких компаний с мировым именем, как Pixar, — рассказывает директор студии Эрнар Курмашаев.

Первым анимационным проектом студии стал цикл мультфильмов «Батырлар». Изначально KCG хотели создать анимационный сериал в жанре фэнтези, о мальчике-батыре, но когда проект был предложен телеканалу «Казахстан», его концепция изменилась. Было решено создать цикл небольших картин, рассказывающих о реально существовавших батырах. Канал выделил на проект шесть миллионов тенге, однако эти средства покрывали лишь одну треть предполагаемых расходов. Еще 2,5 миллиона было выделено спонсорами, и 6,5 миллионов в мультфильм вложила сама студия. Для KCG  это был больше имиджевый, а не коммерческий проект, попытка создать первый анимационный сериал такого качества в Казахстане. Бюджет каждой отдельной серии побил все рекорды отечественного телевидения и составил 5-6 миллионов тенге.

Компания привлекла к работе более 70 человек из различных студий. Сюжет сериала в KCG  писали самостоятельно. При разработке проекта были привлечены консультанты по истории, чтобы правдоподобно воссоздать амуницию батыров. «Батырлар» вышел на экраны в 2014 году и имел большой успех у детской аудитории канала. Позже KCG создали еще один анимационный проект — трехсерийный мультфильм «Выставка чудес», в доступной форме рассказывающий детям об EXPO-2017.



Motion Capture и другие технологии

Специализированное оборудование и программы составляют значительную часть расходов компании. KCG работает с американскими поставщиками и их дилерами, приобретая лучшую технику на рынке по доступной цене. В 2011 году компания выиграла грант Национального агентства по технологическому развитию. Добавив к этой сумме собственные средства, студия приобрела необходимое оборудование для работы с технологией Motion Capture (захват движения), передающей движения актера анимированному персонажу или объекту. В комплект оборудования входили специальные костюмы с датчиками, а также высокотехнологичные камеры. Цена установки вместе с костюмами составила 350 тысяч долларов.


Технология Motion Capture в Алматы
Технология Motion Capture в Алматы

— Мы закупаем графические станции и другую технику у лучших производителей — таких компаний, как Dell и Apple. Цена одной графической станции может значительно отличаться в зависимости от ее назначения. В среднем вместе с ПО они стоят от 5 до 10 тысяч долларов. Деньги большие, однако без покупки самой новой и актуальной на сегодняшний день техники работать в этой сфере просто нельзя.

Рынок велик, но конкуренции у нас почти нет. Мы не считаем другие студии своими конкурентами — скорее партнерами. Что-то получается лучше у нас, что-то — у них.


3D анимация и компьютерная графика в Алматы
3D анимация и компьютерная графика в Алматы

Как создается 3D-анимация и компьютерная графика

Мы входим в рабочее помещение, где трудятся аниматоры. Каждый из них работает над определенным этапом разработки 3D-графики. Специалист по 3D-моделированию Филипп Авдеев рассказал, как создаются виртуальные объекты и персонажи. Все начинается с моделинга. На этом этапе в специальной программе из простых форм вроде шара или куба по эскизам художника создается объемная скульптура предмета. Помимо внешнего вида персонажа аниматору необходимо учесть, как он будет перемещаться в пространстве.


Работа специалиста по 3D моделированию, Алматы
Работа специалиста по 3D моделированию, Алматы

Следующий этап — текстуринг. Объекту задается цвет, рельеф и прозрачность. Специалист также прорабатывает физические свойства предмета, такие как блики, отражения и тени.


3D аниматор в Алматы
3D аниматор в Алматы

— Мне нужно задать определенную текстуру, чтобы было понятно, из чего сделан объект. К примеру, если это танк, то нужно имитировать свойства металла. Благодаря специальным плагинам я добавляю элементы вроде заклепок, создаю царапины, ржавчину или потертости, — добавляет Филипп.

За текстурингом следует сетап. Этот этап позволяет подготовить до этого безжизненного персонажа или предмет к движению. Создается что-то вроде скелета, с помощью которого можно будет управлять каждой отдельной частью объекта. Иногда подобный скелет бывает очень детальным и подробным, к примеру в случаях, когда нужно создать лицо с правдоподобной мимикой, выражающей различные эмоции. Кроме того, необходимо привязать движения объекта к динамике одежды и других связанных с ним элементов.


Покадровая анимация
Покадровая анимация

После сетапа начинается непосредственно анимация. В каждой сцене аниматор покадрово меняет позу и положение объекта.


Роман Гар-Невский
Роман Гар-Невский

Специалист по сетапу и симуляции Роман Гар-Невский рассказывает, как из нескольких персонажей в кино создаются массовые сцены:

— Для этой военной картины мы сняли нескольких актеров с применением технологии Motion Capture. Они имитировали для нас базовые движения. Персонажи, анимированные таким образом, присутствуют на переднем плане кадра. Затем я создаю сотни «клонов» этих солдат. Каждому заданы те же базовые движения, но они рассинхронизированы и проходят с различной для каждой фигуры периодичностью.


Компьютерная графика в Алматы
Компьютерная графика в Алматы

— В сцену также добавляются различные элементы, вроде пуль и взрывов. Я задаю алгоритм, как фигурки должны реагировать при взаимодействии с ними. К примеру, если солдат подорвется на мине, он падает. Таким образом из нескольких героев мы формируем целую толпу, движущуюся, как кажется зрителю, хаотично.


Андрей, специалист по визуализации
Андрей, специалист по визуализации

Из различных нарисованных элементов аниматоры собирают готовую сцену, добавляя в нее декорации, фон и различные спецэффекты. На этапе композитинга все это компонуется в кадре. Специалист по визуальным эффектам Александр Трусов рассказал, как создаются красивые динамичные элементы вроде взрывов, огня и брызг воды:

— Человеку, работающему со спецэффектами, нужно прежде всего иметь знания о физике и  природе различных явлений. Допустим, когда мы создаем взрыв, ко мне поступает готовая модель и план места действия. Нужно задать геометрию разрушения взрывающегося объекта в зависимости от условий среды, в которой он находится по фильму. Это сложная задача, требующая детальных просчетов. Иногда я работаю с готовым инструментарием, облегчающим создание эффекта. В некоторых случаях за основу берутся реальные визуальные материалы, отснятые с участием пиротехников на площадке или в студийных условиях. В других случаях взрыв приходиться собирать самому из отдельных готовых блоков, затем шлифуя его и доводя до совершенства.


Работа в студии компьютерной графики KCG
Работа в студии компьютерной графики KCG

На завершающем этапе аниматоры просматривают и шлифуют готовый материал.


Художник студии KCG, Алматы
Художник студии KCG, Алматы

Еще до создания анимационных моделей сам образ персонажей и предметов, декорации и пейзажи сцен создаются в художественном отделе. Художники начинают с работы над концепт-артом. Он делается под руководством режиссера. Стремясь передать суть произведения и понять характер героя, художники рисуют эскизы, по которым будут работать аниматоры. Они также обрисовывают сторибук — визуальное отображение сценария, покадрово расписывающее различные сцены картины.


Создание 2D рисунка
Создание 2D рисунка

В своей работе художник использует всем известные программы, такие как Photoshop. Для облегчения задачи он применяет графический планшет. По сути, процесс создания 2D-рисунка в компьютерных программах не сильно отличается от рисования на бумаге.


Работа художника в студии компьютерной графики
Работа художника в студии компьютерной графики

Отдельный интерес представляет создание различных пейзажей и декораций. Если идет работа над исторической картиной, художник консультируется со специалистами, получая от них материал, на основе которого создаются элементы исторической архитектуры. При разработке вымышленных пейзажей художник ориентируется только на свою фантазию.


Анимационный сериал «Когда легенды оживают»
Анимационный сериал «Когда легенды оживают»

Государство сейчас разработало программу развития анимации. Этому направлению будет уделено повышенное внимание. Мы должны создавать достойный отечественный продукт, который станет популярным среди казахстанских зрителей. Тогда каналам не придется  в таком количестве закупать зарубежный контент.

Конкуренция и планы

— Рынок велик, но конкуренции у нас почти нет. Мы не считаем другие студии своими конкурентами — скорее партнерами. Что-то получается лучше у нас, что-то — у них. KCG периодически привлекает к своим проектам различные казахстанские студии, — рассказывает директор компании.

В данный момент KCG работает над несколькими проектами одновременно. Среди них новая картина Ахана Сатаева «Дорога к матери». Этот эпичный фильм, рассказывающий о судьбе казахской семьи от революции 1917 года и Великой Отечественной войны до нашего времени, должен выйти на экраны 16 декабря.

Помимо этого в разработке студии масштабный анимационный сериал в жанре фэнтези «Когда легенды оживают». Сюжет повествует о современных детях, попавших в мир казахских эпосов и легенд. 20-серийный анимационный проект должен быть завершен в конце 2016 года.

Студия пробует свои силы и в жанре документалистики, являясь соавторами фильма-антологии «Казахстанцы – Герои Советского Союза», созданного к 70-летию Победы по заказу партии «Нур Отан». 17 серий биографического сериала уже были презентованы на экранах к 9 мая. В общей сложности запланировано снять 70 серий. Помимо архивных кадров они сопровождаются историческими реконструкциями эпизодов из жизни героев, которые созданы отчасти с применением компьютерной графики. Работа над сериалом будет завершена в конце этого года.


Студия KCG, Алматы
Студия KCG, Алматы

— Мы постоянно изучаем опыт развития успешных зарубежных студий, занимающихся компьютерной графикой. Сейчас эта сфера — одна из самых быстрорастущих и прибыльных в кинопроизводстве. У нас, к сожалению, она еще не достигла таких масштабов. Государство сейчас разработало программу развития анимации. Этому направлению будет уделено повышенное внимание. Мы должны создавать достойный отечественный продукт, который станет популярным среди казахстанских зрителей. Тогда каналам не придется в таком количестве закупать зарубежный контент. Мы хотим сотрудничать с китайскими и российскими студиями и поднять уровень своих картин до самых высоких мировых стандартов. Тогда, возможно, они будут востребованы не только в нашей стране. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000