VOX POPULI Святослав Антонов 4 октября, 2016 12:00

Как преобразовать трамвайное депо? Рецепт от московских архитекторов из Megabudka

Как преобразовать трамвайное депо? Рецепт от московских архитекторов из Megabudka
Фото: Святослав Антонов
Что появится на месте закрытого в Алматы трамвайного депо? Ответ на этот вопрос волнует многих активных горожан. В начале августа был объявлен конкурс на создание концепции общественного пространства на территории бывшего депо. Московские архитекторы из бюро Megabudka вместе со своими коллегами из Алматы в ходе мастер-класса попытались представить, каким будет это пространство и какую пользу городу оно может принести.

Тихая зона в Черниговском переулке
Тихая зона в Черниговском переулке
Фото: chistoprudov.livejournal.com

Архитектурное бюро Megabudka помимо проектирования оригинальных интерьеров квартир и офисов в течение нескольких лет занимается разработкой и благоустройством общественных пространств в различных городах России. Среди самых ярких проектов создание «тихой» белой зоны для отдыха и прогулок в Черниговском переулке в Москве, благоустройство неприглядного двора в небольшом городке Выксе, альтернативный проект реконструкции Триумфальной площади, превращение старого здания библиотеки в культурно-образовательное пространство «БуквоДом» в московском парке «Сокольники».


Благоустройство двора в микрорайоне города Выксы
Благоустройство двора в микрорайоне города Выксы

На первой лекции ребята из Megabudka — Артем Укропов, Дарья Листопад и Антон Горовой — рассказали о своих проектах и методах работы над ними.

Во время мастер-класса вместе с его участниками (алматинскими архитекторами, урбанистами, дизайнерами, общественными деятелями и организаторами городских фестивалей) они провели анализ городского пространства Алматы. В ходе анализа выявили основные факторы, формирующие уникальность города (зеленые насаждения, природа, близость к горам, планировка, старый центр), выбрали объекты, которых не хватает в Алматы (парки, места культурного досуга, детские площадки, экологические территории) и определили, каких мест у нас переизбыток (кафе и рестораны, торговые центры, залы торжеств, салоны красоты).

Затем участники мастер-класса разделились на гипотетических представителей различных социальных групп — пенсионеров, семьи с детьми, молодежь, бизнес и т. д. Они высказали свои пожелания к будущему общественному пространству, исходя из своей роли, и оценили все предложенные проекты по трехбалльной шкале. Так были выбраны пять самых актуальных направлений развития будущей общественной площадки, которые могли бы окупать ее существование: детский центр, территория здорового образа жизни, коворкинг, дешевая достопримечательность, ивент-пространство. Пять команд создавали по два проекта в каждом из этих направлений.

Пока команды напряжено корпели над своими идеями, московские архитекторы консультировали их и давали полезные советы.


Артем Укропов (справа) и Антон Горовой (слева)
Артем Укропов (справа) и Антон Горовой (слева)

Я отвлек ненадолго Артема Укропова и Антона Горового, чтобы задать несколько вопросов о развитии трамвайного депо и повышении комфорта жизни в Алматы.

VOX: Знаю, что вы уже были в депо. Какое впечатление на вас произвело это пространство?

Артем Укропов:

— Это хорошее место прямо в центре города. Здесь есть интересные объемы исторической застройки и большая территория. Обычно именно на базе таких промышленных объектов получаются самые клевые общественные пространства.

Антон Горовой:

— У этого места есть история и своя уникальная атмосфера. Реорганизация промышленных зданий — это всегда интересная задача для архитекторов.

Можно придать старым зданиями новые качества за счет архитектурного преобразования пространства. У площадки есть своя история, и стоит ее сохранить. Можно использовать ее в брендинге и продвижении объекта...

VOX: Если бы проект преобразования депо поручили вам, что вы могли бы предложить построить здесь?

Артем:

— Те пять направлений, которые мы выявили вместе с участниками мастер-класса, объективно самые правильные. Думаю, какое-то из них мы бы взяли в работу, набросав идеи и выбрав самую яркую и эффективную. На самом деле некоторые из проектов, предложенных участниками вокршопа, очень крутые и вполне могли бы претендовать на победу.

Антон:

— Идеи чаще всего рождаются в ходе совместного анализа, наподобие того, что мы провели вместе с вашими архитекторами. Важно выявить потребности людей и, исходя из них, составить список направлений работы.

VOX: Стоит ли сохранять внешний облик трамвайного депо?

Антон:

— Думаю, это более гуманный подход. Можно придать старым зданиями новые качества за счет архитектурного преобразования пространства. У площадки есть своя история, и стоит ее сохранить. Можно использовать ее в брендинге и продвижении объекта, как это было сделано в случае с «Винзаводом» (центр современного искусства в Москве на территории бывшего пивоваренного завода). Всегда есть возможность встроить новые элементы «инъекциями», не нарушая целостность пространства.

Артем:

— Тут все зависит от концепции самого пространства. К примеру, во время мастер-класса была предложена идея создать музей одной монеты и снести для этого все депо. Если придумать гениальную идею, то можно пожертвовать первоначальным обликом помещений. Все зависит от позиционирования будущего проекта. В некоторых случаях трамвайная тематика может быть уместна, а в других она откровенно притянута за уши. Есть примеры, когда промышленные здания преобразовывали в галереи, а доходные дома — в арт-пространства. Нет однозначного ответа о сохранении исторической формы. Итоговый вариант можно рассматривать с разных позиций, и иногда он опровергает результаты анализа.

VOX: Насколько хорошо развиты коммуникации в этом районе? Будет ли пользоваться спросом общественное пространство на месте депо?

Артем:

— Депо находится в жилом квартале, но в то же время это достаточно близко к центру. Это место с хорошей пешей доступностью. Оно могло бы стать туристическим аттрактором (место притяжения — прим. авт.), которых у вас в городе не так много, и поднять общий уровень туризма. Для этого его функция должна отличаться от банальной — торговых центров, жилья и офисов. При разработке проекта нужно подходить с позиций исторической и функциональной уникальности пространства.

VOX: В ходе мастер-класса вы общались с нашими архитекторами. Как оцениваете их профессиональный и креативный уровень?

Артем:

— Мы были приятно удивлены тому, что здесь собрались такие заряженные и продуктивно мыслящие ребята. Процент умных людей в данном помещении сейчас зашкаливает. Видна вовлеченность и инициативность вашего профессионального сообщества. Конечно, мы можем судить только по тем людям, с кем нам довелось общаться. Среди идей, предложенных ребятами, есть проекты мирового уровня.

Есть много интересной архитектуры и исторических зданий. Их нужно очистить и законсервировать, а если реставрировать, то очень аккуратно. Нужно постепенно улучшать среду, сохраняя ее уникальность. Важно сформулировать список того, что в городе делать нельзя, потому что пока создается ощущение, что все можно.

VOX: За три дня вы, наверное, уже успели посмотреть наш город. Скажите, с профессиональной точки зрения, насколько он комфортен для жизни?

Артем:

— У вас довольно уютная застройка и много озеленения. Еще очень хорошая система орошения и отвода воды в виде арыков. У нас, к сожалению, такой зелени на улицах нет. Потенциал у города большой, но мы видим, что пространство уже начинает портиться. Появляются незаконные пристройки к зданиям, улицы заполняются информационным мусором. У нас был анализ того, каких вещей не хватает в городе, а чего здесь переизбыток. Мне очень понравился ваш Парк 28 панфиловцев и пространство вокруг его центрального монумента. Есть много интересной архитектуры и исторических зданий. Их нужно очистить и законсервировать, а если реставрировать, то очень аккуратно. Нужно постепенно улучшать среду, сохраняя ее уникальность. Важно сформулировать список того, что в городе делать нельзя, потому что пока создается ощущение, что все можно.

Антон:

— Безусловно, главные преимущества города — это вид на горы и интересная планировка. Мне понравился центральный рынок и многие другие здания.

VOX: Какие еще проблемы вы увидели в городе?

Артем:

— Есть проблемы с транспортом. Расстояние между улицами у вас небольшое, поэтому логично было бы сделать их односторонними. На улицах города есть много левых поворотов, которые даже не регулируются левой стрелкой, и из-за этого образуются пробки в одну полосу. Сделав улицы в центре односторонними, с возможностью парковки у одной стороны, вы отчасти решите эти проблемы. Платная парковка также может помочь в решении транспортных трудностей. Тогда можно будет сузить проезжую часть, сделать выделенные полосы для общественного транспорта и оборудованные велодорожки. Это повысит привлекательность альтернативных способов передвижения, сделает их конкурентоспособными. Тогда люди начнут задумываться, как им удобнее добираться до дома или работы. Еще одна проблема, которую мы заметили: большинство улиц, парков и аллей в ночное время не освещены. Это также мотивирует людей пользоваться машинами из-за опасений за свою безопасность.

Антон:

— Машины должны стать дорогим и не очень удобным удовольствием. В этом может помочь платная парковка. По идее, у вас должно быть очень удобно гулять, но в вечернее время недостаток освещения создает трудности. Даже центральная зона в Парке 28 панфиловцев не освещена.

Качественное общественное пространство привлекает к себе соответствующую аудиторию, за которой идут качественные арендаторы, которые заинтересованы в продаже своих услуг и товаров этой аудитории. Соответственно, уровень услуг в этом месте также повышается. Среда становится безопасной, как следствие, модной и туристически привлекательной.


Московские архитекторы помогают участникам мастер-класса
Московские архитекторы помогают участникам мастер-класса

VOX: Как общественное пространство может изменить жизнь людей?

Артем:

— Качественное общественное пространство привлекает к себе соответствующую аудиторию, за которой идут качественные арендаторы, которые заинтересованы в продаже своих услуг и товаров этой аудитории. Соответственно, уровень услуг в этом месте также повышается. Среда становится безопасной, как следствие, модной и туристически привлекательной. Такое место будет мотором для того, чтобы город стремился увеличивать свою туристическую и экономическую привлекательность. Это не единожды доказанный факт. Достаточно вспомнить музей современного искусства в Бильбао, который превратил захолустный город с промышленным прошлым в один из туристических центров Европы. У трамвайного депо как площадки есть потенциал стать уникальным местом. Для этого нужно заложить в него уникальную функцию.

Антон:

— Такое пространство тянет за собой все окружение. У нас появилась «Стрелка» (институт медиа, архитектуры и дизайна — прим. авт.), и она изменила всю Москву. После реконструкции Парк Горького стал примером для других зеленых зон. Такие объекты становятся ориентирами для преобразования города. Важно, чтобы они отличались качественным исполнением. Человек, оказавшийся в таком пространстве, должен почувствовать себя по-другому. Этого можно добиться относительно простыми средствами — качественными материалами, вентиляцией, хорошим освещением, озеленением, удобной мебелью.

Когда работаешь над таким уникальным объектом, чтобы ты ни сделал, все жители будут против. На своем опыте нам не раз приходилось сталкиваться с такой реакцией. Потом они постепенно привыкают к преобразованиям и говорят: «Как классно, что здесь появилось такое место».

VOX: Насколько важно взаимодействовать с местными жителями и горожанами в целом при разработке проекта общественных пространств?

Артем:

— Можно наделать глупостей, ориентируясь только на свое мнение. Итог проектирования должен быть продуман и осмыслен со всех сторон, чтобы получить фидбэк и защититься от нападок. Бывают вещи, появляющиеся исключительно по чьим-то желаниям и «хотелкам». Так происходит с коммерцией, которая руководствуется только своими корыстными интересами и не думает об остальных. Безусловно, такие проекты нужно утверждать с местными жителями. В Голландии существует практика, когда любые городские преобразования проходят долгий процесс утверждения с инициативными группами граждан. У нас в стране есть общественные слушания, но они имеют номинальный характер. В своем мастер-классе мы продемонстрировали взаимодействие с населением через ролевую игру с участниками, которые изображали представителей различных социальных групп.

Антон:

— Когда работаешь над таким уникальным объектом, чтобы ты ни сделал, все жители будут против. На своем опыте нам не раз приходилось сталкиваться с такой реакцией. Потом они постепенно привыкают к преобразованиям и говорят: «Как классно, что здесь появилось такое место». Мы постоянно проходим через это. Чтобы получить отклик от людей, важно объяснять, что ты хочешь делать, информировать их на различных этапах работы. Ты как бы проектируешь вместе с жителями. Тогда есть шанс, что они хорошо примут готовый проект.

VOX: Как лучше определять проект-победитель конкурса — открытым голосованием или решением профессионального жюри?

Артем:

— Общественное голосование тут не вариант. Мнение общества должно учитываться при формировании идеи. При открытом голосовании никак нельзя проконтролировать качество контингента голосующих. Мы же не можем заставить проголосовать всех, да так, чтобы каждый из жителей вник в суть проектов. Голосующими, скорее всего, будут люди, уже имеющие свое субъективное мнение по этому вопросу. В этом отношении профессиональное жюри лучше, но в нем могут присутствовать представители общественности в виде наиболее активных ее членов. Кроме того, важно, чтобы жюри состояло из специалистов разных профессий. Странно, если на обсуждении диагноза больного будут сидеть одни кардиологи. Так же и с проектом, который должны оценивать не одни архитекторы, а максимально широкий круг специалистов. При этом голосование должно быть равнозначным.

VOX: Насколько важно участие в этом выборе городских властей? Какое влияние на конкурс они могут оказывать?

Артем:

— Важно, чтобы власти были заинтересованы в реализации выбранного проекта. Им должно быть искренне интересно мнение специалистов из числа жюри. В условиях конкурса необходимо четко прописать техническое задание. Хорошо, когда участники знают бюджет и все пожелания заказчиков. Чем полнее ТЗ, тем тщательнее будут выполнены условия конкурса, а жюри сможет адекватно оценить работы участников. Если задание не полное, получается не очень честная игра, когда кто-то может знать подводные камни, о которых неизвестно остальным. Если все открыто и прозрачно, то администрация может полагаться на мнение профессионалов из жюри, высказывая свои пожелания к тому, что нужно для города. Иначе получается игра в «угадайку». Недавно мы участвовали в конкурсе на проектирование улицы. По заданию в проекте нужно было учесть транспортные потоки и множество факторов, а по факту заказчик просто хотел, чтобы на улице красиво разложили плитку. Таким образом, проектировщиков ввели в заблуждение.

Не раскрыта причина закрытия депо, не назван бюджет, который планируют потратить на реализацию проекта. Вообще непонятно, будет ли этот проект реализован. Чтобы у профессионалов была мотивация участвовать, они должны понимать, что будет дальше.


Работа над проектами
Работа над проектами

VOX: Как вы оцениваете задание конкурса на преобразование трамвайного депо?

Артем:

— Оно показалась нам достаточно поверхностным. Не раскрыта причина закрытия депо, не назван бюджет, который планируют потратить на реализацию проекта. Вообще непонятно, будет ли этот проект реализован. Чтобы у профессионалов была мотивация участвовать, они должны понимать, что будет дальше. Станут ли они проектировщиками объекта? Оставят его в таком же виде, или будут внесены изменения? Были недостатки в плане мотивации участников. В ходе мастер-класса мы как бы доработали задание, определив, какие функции могут быть действительно полезными. При этом все проекты должны иметь коммерческую составляющую, чтобы хотя бы окупать свое существование.

Антон:

— Если смотреть на условия конкурса, кажется, что заказчик не до конца понимает, как использовать это пространство. Важно, чтобы у заказчиков было понимание того, что они хотят в итоге получить.

VOX: Можно ли создать хорошее общественное пространство в условиях ограниченного бюджета?

Артем:

— В последнее время так и происходит. К нам приходят заказчики и говорят, что нужно сделать что-то офигенное, но денег на это нет. Хорошо, когда заказчик честно говорит, какой у него бюджет. Ты понимаешь, что можешь сделать с имеющимися средствами, или стараешься придумать, как привлечь в это пространство внешних спонсоров, заинтересованных в его развитии. Допустим, свободные экономические зоны. Там нет ничего, кроме земли и коммуникаций, но люди вкладывают в них из-за налоговых льгот. При желании можно даже сделать что-то бесплатно и классно, с перспективой дальнейшего развития. Архитектурными средствами можно создать минимальное благоустройство, привлечь людей, а за ними придут инвесторы.

Антон:

— Архитектор обладает определенными инструментами, но все-таки в большей степени это задача заказчика. Если он действительно хочет преобразовать пространство, не имея средств, в этом может помочь PR и вовлечение общества.

Если строится что-то новое, должен быть объявлен открытый конкурс на проектирование, чтобы все профессионалы могли выразить свое мнение о предложенных проектах. Если все пойдет так, то роль общественности в этом процессе также будет увеличиваться. Люди увидят, что можно на что-то влиять и предлагать свои идеи. Перед началом разработки проекта можно устраивать опросы горожан.

VOX: Какова роль властей, общества и профессиональной среды в преобразовании города?

Артем:

— Власти прежде всего должны прислушиваться к экспертам. Это очень важно. Это касается и конкурсной политики. Если строится что-то новое, должен быть объявлен открытый конкурс на проектирование, чтобы все профессионалы могли выразить свое мнение о предложенных проектах. Если все пойдет так, то роль общественности в этом процессе также будет увеличиваться. Люди увидят, что можно на что-то влиять и предлагать свои идеи. Перед началом разработки проекта можно устраивать опросы горожан. За счет удачных примеров публика понимает, как можно сделать по-другому, растет уровень ее запросов, и она все больше вовлекается в процесс городских преобразований. Чем больше людей проявляют гражданскую позицию, тем больше внимания на это обращают власти.

Антон:

— Власти должны понимать, что происходит в городе и куда он движется. Когда нет заинтересованности властей, инициативы общества не находят продвижения. Если есть интерес властей и повышается запрос населения, бизнес подстраивается под это, понимая, что лучшее качество может принести больше денег.

В течение нескольких часов команды участников мастер-класса работали над своими проектами.

В конце они представили идеи по пяти направлениям. Одна из команд предложила создать коворкинг, не нарушая духа и архитектуры трамвайного депо. В их проекте сохранены все здания на этой территории, но они преобразованы под новые функции. В полуразрушенном помещении ремонтной мастерской по проекту должна разместиться аллея или зимний сад для прогулок. Офисы расположились в прозрачных кубах, поднятых на несколько метров над землей. В вагонах трамваев авторы проекта предложили сделать кафе и образовательные центры.

Альтернативным проектом команды стал подземный коворкинг, построенный под площадкой депо. Саму площадку предложили преобразовать в парк.


Проект скалодрома
Проект скалодрома

Были представлены два проекта спортивных пространств. Первый — огромный скалодром с дистанциями разных уровней сложности. В качестве мотивации прохождения маршрута авторы предложили разместить на вершине фреш-бар. В одном из зданий депо, по их задумке, должна появиться эко-ферма, производящая натуральные продукты. Другая концепция подразумевает создание здорового коворкинга, где сотрудники, не отходя от рабочего места, смогут крутить педали и вырабатывать электроэнергию для работы техники. Рельсы также предложили переоборудовать в беговые дорожки с выработкой электричества.


Башня из трамваев Tram Eye
Башня из трамваев Tram Eye

Команда, работавшая над разработкой городской достопримечательности, подготовила две оригинальные идеи. Одна из них — Tram Eye. Это башня, построенная из трамваев по принципу настольной игры «дженга». Наверху этой необычной конструкции предлагается разместить смотровую площадку. Вокруг должны расположиться зеленые зоны, площадки для концертов и кинопоказов.

Еще более необычная концепция от этой же команды — «Музей одной монеты». Проект предполагает полный снос трамвайного депо и строительство на его месте огромного стеклянного куба, в центр которого будет помещена монета, доказывающая 1000-летний возраст Алматы. Вокруг предлагают открыть мастерские прикладного искусства и кафе аутентичной кухни кочевников.


Проект ивент-площадки «Голова в облаках»
Проект ивент-площадки «Голова в облаках»

Другая команда презентовала два варианта ивент-пространств. Первый — многофункциональная площадка для проведения музыкальных и спортивных мероприятий, кинопоказов, выставок искусства, фестивалей еды и прочего. Основная «фишка» идеи — интерактивно-образовательная зона «Голова в облаках» с возможностью проекции видео в неком объекте, по форме напоминающем облако.

Вторая идея представляет собой арт-депо — место для проведения выставок и различных мероприятий, куда можно будет попасть, только въехав внутрь в трамвае. Сами трамваи станут транспортом для проведения исторических и архитектурных экскурсий по центру города.

Пятая команда предложила создать детский центр, включающий карусели, игровые площадки, веревочный парк, картинг, зону для научных экспериментов и мастер-классов. Все эти объекты должен соединить воедино лабиринт из живой изгороди.

Одна из архитекторов предложила создать детское трамвайное депо. Маленькие посетители смогут проехать по территории в небольших вагончиках, движущихся по рельсам, выступая в роли пассажиров и кондукторов. Центральное здание превратится в музей трамваев. Сев в один из вагонов, ребенок сможет совершить интерактивную экскурсию по городу. В остальных помещениях разместятся образовательные центры, мастерские и кафе.

Кураторы мастер-класса, Артем Укропов и Антон Горевой из бюро Megabudka, прокомментировали каждый проект и дали рекомендации участникам. Они оценили оригинальность идей, но в то же время отметили, что многие команды излишне усложнили их в процессе работы. Они посоветовали доработать их, отказавшись от всего лишнего и упростив для понимания жюри основную задумку. Кураторам особенно понравились проекты башни из трамваев, коворкинга с прозрачными кубами, музея монеты и арт-пространства с въезжающим в него трамваем.

До окончания конкурса концепции общественного пространства на территории трамвайного депо осталось совсем немного времени. Возможно, ни один из десяти проектов, разработанных в ходе мастер-класса, не будет представлен на нем, но молодые алматинские архитекторы, общественные деятели и социологи получили ценный опыт, который пригодится им в подобных конкурсах в будущем.

Остается надеяться, что организаторы конкурса также вынесли для себя много нового и используют эти знания при отборе наилучшего для горожан варианта преобразования депо. За ходом проведения конкурса можно следить на сайте «Центра развития Алматы».


Организатором мастер-класса выступил «Центр развития города Алматы» совместно с дискуссионной площадкой Urban Talks, работающей при поддержке «Фонда Сорос-Казахстан» и «Каспийского Университета».

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000