VOX POPULI Святослав Антонов 22 декабря, 2015 10:00

Как это работает: Центр управления полиции и операторская служба «102»

Как это работает: Центр управления полиции и операторская служба «102»
Фото: Мухтар Жиренов
Что происходит, когда вы набираете номер 102, чтобы вызвать полицию? Как сотрудники правоохранительных органов следят за городом, чтобы обеспечить нашу безопасность? Кто координирует работу патрульных? Мы решили узнать это и отправились в Центр оперативного управления ДВД города Алматы.

Система видеонаблюдения ЦОУ ДВД Алматы
Система видеонаблюдения ЦОУ ДВД Алматы

Центр оперативного управления ДВД Алматы (коротко ЦОУ) — очень важное подразделение полиции, оснащенное современной техникой. Основная его задача — контроль оперативной обстановки города и управление нарядами, осуществляющими охрану правопорядка на улицах.

Новая смена сотрудников ЦОУ заступает на дежурство в 9 утра. Всего в различных сменах в центре управления работает 81 человек, включая 57 офицеров полиции и 24 человека сержантского состава. 


Инструктаж от начальника ЦОУ полковника полиции Андрея Квашнина
Инструктаж от начальника ЦОУ полковника полиции Андрея Квашнина

Рабочий день для полицейских начинается с развода. Начальник ЦОУ полковник полиции Андрей Квашнин ставит задачи личному составу центра. Он рассказывает об оперативной обстановке в городе, массовых мероприятиях, запланированных в этот день, основных событиях, произошедших за прошлые сутки, проводит «разбор полётов», делая акцент на замечаниях к работе предыдущей смены.

Начальник ЦОУ на разводе особое внимание уделяет предстоящим событиям, связанным с массовыми скоплениями людей. Он поясняет, за какими точками города нужно установить особенно тщательное наблюдение. Мы пришли в ЦОУ накануне празднования Дня независимости, и основной темой обсуждения на разводе стали наблюдение за городскими площадями и усиление антитеррористического контроля.

ЦОУ относится к закрытым объектам. Попасть на его территорию могут только сотрудники центра, имеющие специальные карты.

Проходя в трехуровневый зал ЦОУ, словно попадаешь в центр управления полетами космического корабля. Вся передняя стена помещения увешана плазменными мониторами, на которые в круглосуточном режиме транслируется картинка с камер, установленных в различных частях города.

На столе у сотрудников центра несколько мониторов и рации для связи с районными управлениями внутренних дел и патрулями полиции, курсирующими по городу.

Центр разделен на несколько блоков. Одним из ключевых является система видеонаблюдения. Она состоит из 156 камер, установленных в различных точках города и местах массового скопления людей для контроля оперативной обстановки и фиксации правонарушений. Также в нее входят 104 поста видеоконтроля, включающих 650 камер, которые осуществляют работу автоматизированной системы «Безопасность дорожного движения», фиксирующей нарушения ПДД. При необходимости к системе можно подключить до 2,5 тысяч камер.


 Айгуль Мамаева — офицер, отвечающий за видеонаблюдение
Айгуль Мамаева — офицер, отвечающий за видеонаблюдение

Капитан полиции Айгуль Мамаева с 2011 года работает в ЦОУ и отвечает за видеонаблюдение:

— Я работаю в органах с 2006 года. До этого служила в тыловом обеспечении. Эта работа, пожалуй, мне нравится больше. Из центра можно наблюдать практически за всем городом. Иногда мы можем увидеть совершение преступления еще до звонка потерпевшего в полицию, таким образом пресекая его на раннем этапе. К примеру, камеры установлены на основных рынках города, и мы можем заметить подозрительных людей, карманников, точки незаконной торговли. Когда мы замечаем что-то подобное, сразу передаем информацию группе управления нарядами полиции.

По словам сотрудников системы видеонаблюдения, приближение камер позволяет разглядеть объект размером со спичечный коробок. Это и не удивительно, ведь их оптика рассчитана на 35-кратный зум.

Айгуль прямо на наших глазах показывает, как от общего вида улицы можно увеличить изображение до того, чтобы разглядеть надписи на куртке прохожего. При таком увеличении лица и номера машин также отлично распознаются. При этом часть камер может обеспечить полный круговой обзор достаточно обширного участка улицы.

Сотрудники управляют камерами с помощью специального джойстика. На их мониторах всплывают карточки с данными о преступлении, и если в районе его совершения установлена камера, они могут оценить обстановку и даже отследить преступника. Это позволяет раскрыть многие преступления по горячим следам еще до прибытия на место патрульного наряда. Все записи с камер хранятся в архиве в промежутке времени от 15 суток до одного месяца. При необходимости Айгуль может просмотреть запись с любой из камер в течение этого времени. Позже эти записи могут быть приложены к материалам уголовного дела.


Работница службы «102»
Работница службы «102»

Помимо системы видеонаблюдения, ЦОУ включает в себя колл-центр полиции, куда поступают все звонки по номеру 102. Так как же происходит обработка наших звонков в полицию? Все начинается с операторов службы «102». Эти «бойцы невидимого фронта» — как правило, девушки — круглосуточно принимают звонки о происшествиях, собирают информацию и передают ее дежурным инспекторам.


Младший сержант Ксения Суббота
Младший сержант Ксения Суббота

Младший сержант Ксения Суббота работает оператором «102» уже на протяжении года.

— Я закончила юридический факультет и сразу решила пойти в полицию. У нас династия, в органах работали мой отец и дед. Сначала прошла трехмесячную стажировку, а потом приступила к постоянной работе. Девушек сюда отбирают достаточно тщательно. Сначала мы сдаем экзамен, а потом должны пройти собеседование с психологом. Стрессоустойчивость особенно важна в нашей работе. Как правило, звонящие к нам люди находятся в стрессовом состоянии. Многие кричат в трубку, не могут перестать паниковать. Бывают и люди с психическими отклонениями. Мы должны выслушать каждого и постараться собрать как можно больше информации о происшествии.

Операторы «102» должны обладать не только психической устойчивостью, но и сами иметь навыки психолога. Зачастую им приходится успокаивать позвонившего, приводить его в чувство, чтобы собрать необходимую информацию.

Во время звонка система автоматически определяет номер звонившего. Оператор в процессе разговора с ним определяет категорию происшествия и начинает заполнение электронной карты, в которой указывается адрес происшествия и его характер. В это же время ведется аудиозапись разговора

— На заполнение карточки по стандартам у нас должно уходить от двух до пяти минут. Если разговор затруднен, и звонивший не сразу рассказывает необходимую информацию, звонок может продолжаться дольше. Бывает и так, что на другом конце слышны только крики о помощи. Если трубку бросают, то мы перезваниваем, чтобы уточнить подробности.


Электронная карта города
Электронная карта города

При указании адреса места происшествия операторы работают с электронной картой города. Если звонок произведен с городского номера, то адрес определяется автоматически. Иногда у потерпевших или очевидцев бывают трудности с указанием точного адреса. Тогда операторы с помощью карты стараются выяснить хотя бы примерный угол улиц, где находится позвонивший.

По словам сотрудников ЦОУ, бывало и такое, что потерпевший звонил прямо в момент совершения преступления. Вспоминают случаи, когда звонящий в «102» шептал в трубку, прячась от преступников в ванной, на балконе, или забаррикадировавшись в одной из комнат дома. При таких обстоятельствах для операторов главное — узнать адрес и как можно быстрее передать информацию инспектору, отвечающему за координацию действий патрульных нарядов.

Почему порой удается дозвониться в 102 сразу, а иногда приходится ожидать довольно длительное время? На этот вопрос, которым, наверное, задавался каждый, кому приходилось звонить в полицию, ответил заместитель начальника ЦОУ полковник полиции Мухтар Альмухамбетович Ашеев.

— У нас работает десять операторов «102». Каждый обрабатывает до 500 звонков в сутки. Конечно, это очень большой объем, но звонков к нам поступает еще больше. Когда все линии заняты, каждый позвонивший «встает в очередь», и как только оператор освободится, он примет вызов. Важно набраться терпения и не бросать трубку, иначе, перезванивая, вы снова становитесь в конец очереди.

— Мне очень нравится эта работа. Я здесь уже пять месяцев. До этого работала в СИЗО. Тут больше общения с людьми. Мы должны оказать им моральную поддержку и при этом как можно скорее обработать звонок, — рассказывает старшина Зоя Чумаченко.

После заполнения электронной карты происшествия информация по локальной сети поступает к группе управления силами и средствами (ГУСС). Офицеры ГУСС обрабатывают ее и направляют на место преступления наряды полиции.


Полицейские патрули на электронной карте
Полицейские патрули на электронной карте

Каждый офицер ГУСС отвечает за два–три района города. Для каждого из них есть отдельный микрофон и позывные. Получив информацию о происшествии, инспектор смотрит на карту и связывается с ближайшими к месту преступления свободными патрульными нарядами, а также следственно-оперативными группами РОВД.

Майор полиции Назгуль Асылханова продолжительное время работает инспектором ЦОУ:

— В центре управления я уже десять лет. До того как начала работу в ГУСС, сидела на видеонаблюдении. В работе меня больше всего привлекает необходимость мыслить стратегически, направляя силы и средства полиции на раскрытие или предотвращение преступлений. От нашей работы часто зависит жизнь и безопасность граждан.


Майор полиции Назгуль Асылханова
Майор полиции Назгуль Асылханова

На карте Назгуль видит все автопатрули (позывной «Буран») и пешие наряды патрульных. Она связывается по рации с патрульными, направляет их на место, а те докладывают ей информацию о том, подтвердилось ли происшествие. Если факт преступления подтвердился, на место направляют следственно-оперативные группы из РОВД или ДВД. Далее офицер принимает решение, направить ли туда дополнительные силы.

— Я отвечаю за Алмалинский, Жетысуский и Турксибский районы. Они считаются довольно криминогенными, так что работы у меня много. Только в одном Жетысуйском районе постоянно дежурит 11 экипажей. Если они все заняты, я могу направить на место наряды из других подответственных мне районов города. Обычно самый пик звонков у нас приходится на промежуток с 5 вечера до 2 ночи. В это время я иногда работаю по 30 происшествиям одновременно.

— Мы распределяем силы патрульных в зависимости от обстановки. К примеру, чтобы раскрыть преступление по горячим следам, отправляю на происшествие несколько нарядов. Один прибывает на место преступления, другие прочесывают соседние районы, чтобы задержать преступника. Мы находимся на постоянной связи с дежурными частями РОВД.

По словам Назгуль, несмотря на напряженную работу, ее такая служба вполне устраивает. График работы сутки через двое позволяет офицеру больше времени проводить с семьей.


Майор полиции Серик Саржанов
Майор полиции Серик Саржанов

Старший дежурный инспектор ГУСС, майор полиции Серик Саржанов также вполне удовлетворен своей работой.

— Я отвечаю за два района — Алмалинский и Медеуский. Работаю здесь уже девять лет. С детства мечтал пойти в милицию. Работая в ЦОУ, мы находимся в самом центре всех событий.

Майор Саржанов говорит, что они стараются направлять патрульных на место преступления так, чтобы те прибывали туда в течение 5–7 минут. Конечно, все зависит от загруженности сотрудников полиции, но в целом, благодаря системе, разбивающей районы города на небольшие участки между патрулями, они приезжают достаточно быстро.

На протяжении всей смены сотрудники Центра оперативного управления практически не покидают свои рабочие места. Никакого обеденного времени тут просто не существует. Все обедают по очереди. Сотрудник не может самовольно оставить свой пост. Выход на обед возможен только с разрешения старшего смены. В период отсутствия инспектора его подменяют коллеги.

В ЦОУ предусмотрена столовая для сотрудников. Как правило, они берут обед из дома. Здесь есть чайник и микроволновка, чтобы подогреть пищу. Также на территории центра управления есть две комнаты отдыха — для мужчин и для женщин.


Сотрудники ЦОУ, отвечающие за «навигацию»
Сотрудники ЦОУ, отвечающие за «навигацию»

Мы подходим к сотрудникам ЦОУ, которых здесь называют навигаторами. На этих молодых ребят возложена важная задача контроля за патрульными нарядами. В каждой машине установлен GPS маячок, по которому можно отследить маршрут перемещения патруля.

— У патрульных нарядов есть определенный маршрут курсирования по их участку. Мы следим за тем, чтобы они не отклонялись от него и не стояли на месте. Кроме того, когда поступает вызов, мы отслеживаем, в правильном ли направлении двигается патруль. Если он по какой-то причине отклоняется от маршрута, мы можем связаться с ним и выяснить причину, попросить вернуться на путь следования, — рассказывает сотрудник ЦОУ Асет Ерикулы.

Рядом находится экран с камерами, установленными в изоляторе ДВД. Здесь же можно получить изображение с камер, находящихся в дежурных частях каждого РОВД города. Таким образом сотрудники ЦОУ могут следить за работой своих коллег в различных районах Алматы.

Замначальника ЦОУ Мухтар Ашеев рассказывает о нововведении, которое скоро может появиться в центре и повысить уровень безопасности общественных учреждений.

— Сейчас мы работаем над проектом «тревожной кнопки». Это система видеосвязи, которая будет устанавливаться в торговых центрах, банках, обменных пунктах и других общественных местах. Это будет небольшой бронированный экранчик, встроенный в стену. В случае опасности кто-нибудь из сотрудников учреждения сможет оперативно связаться с нами по этой системе. Мы будем видеть, что происходит на месте, и, оценив обстановку, сможем принять правильное решение.


Майор полиции Гульнара Бошекова
Майор полиции Гульнара Бошекова

За совместную работу системы видеонаблюдения, операторов «102» и офицеров ГУСС отвечает старший смены. Сегодня на дежурстве майор полиции Гульнара Бошекова.

— Я работаю в ЦОУ с самого его основания, уже 15 лет. Вначале была дежурным инспектором и отвечала за два района города. Теперь стала старшим смены. Каждый вызов для нас — повод для переживаний. Мы понимаем, что человек на линии остро нуждается в нашей помощи. Как правило, в центре управления работают сотрудники, которые сами в свое время были участковыми и патрульными, и знают эту работу изнутри. Я сама пять лет проработала в уголовном розыске, прежде чем пришла сюда. Часто нам приходится давать гражданам юридические консультации.

В ведении майора Гушеповой находятся все патрули, оперативные группы, а также РОВД города. В случае необходимости она даже может давать указания начальникам РОВД. Старший смены должен объективно оценивать оперативную обстановку, чтобы грамотно распределять силы полиции.

— Бывает, что мне приходится координировать совместную работу сотрудников, отвечающих за видеонаблюдение, и офицеров, отвечающих за управление силами и средствами. К примеру, если идет погоня за подозреваемым или угонщиком, мы по видео отслеживаем места, где он проезжает, определяем направление движения и высылаем ему наперерез патрули, чтобы задержать преступника.


Дежурный инспектор Акан Ахметжанов
Дежурный инспектор Акан Ахметжанов

За вызовы, касающиеся безопасности на дорогах и ДТП, отвечают отдельные сотрудники ЦОУ. Вся информация о ситуации на дорогах Алматы стекается к старшему дежурному инспектору, подполковнику Акану Кенжехановичу Ахметжанову.

— Все электронные карточки, касающиеся дорожных происшествий, приходят ко мне. Если в районе ДТП находится камера, то я могу получить с нее изображение и оценить, как произошла авария. Затем я передаю информацию специальным экипажам, выделенным для оформления ДТП. Если они все заняты, просто направляю туда свободные автопатрули. Часто их работа бывает связана со спорными ситуациями, когда водители начинают разбираться, кто является виновником аварии. Именно поэтому мне важно передать выехавшим на место сотрудникам полиции максимально полную информацию о происшествии.


Система считывания номерных знаков
Система считывания номерных знаков

Помимо координации действий сотрудников полиции, ответственных за безопасность на дорогах, и отслеживания по камерам произошедших ДТП подполковник Ахметжанов отвечает за такое важное направление, как система считывания номерных знаков «Автоинспектор».

— Существует определенный список автомобильных номеров, на которые установлено ограничение. Это машины, проходящие по уголовным делам, или угнанные автомобили. Когда камеры, установленные на перекрестках, фиксируют такой номер, информация приходит на мой компьютер. Я передаю ее патрульным, направляя их на задержание

Экскурсию по центру управления для нас проводил замначальника ЦОУ полковник Мухтар Альмухамедович Ашеев. Он сам пришел сюда относительно недавно, но в органах служит с 80-х годов.

— Я пришел работать в милицию в 1983 году. Прошел путь от младшего сержанта до полковника. Поработал и участковым, и патрульным, и начальником управления личным составом в Алматы и области. Здесь работаю второй месяц. Каждый день узнаю для себя что-нибудь новое. Опыт работы в центре управления очень интересен. Это одновременно и центр коммуникации с населением, и «глаза» правоохранительных органов нашего города.

Операторам «102» поступает новый вызов. Совершено тяжкое преступление. В этом случае, помимо патрульных нарядов, на место направляют дежурную следственно-оперативную группу ДВД Алматы. Инспекторы ЦОУ передают информацию оперативнику в дежурную часть ДВД Алматы.

— В отсутствие руководителей ДВД все районные подразделения полиции переходят ко мне в управление. Это очень ответственная работа, — рассказывает подполковник Талгал Ашимов.


Состав следственно-оперативной группы
Состав следственно-оперативной группы

Следственно-оперативная группа состоит из оперативника, следователя, криминалиста и кинолога. Они выезжают на место преступления, чтобы начать следственную работу, собрать улики, а возможно — и задержать преступника.

Пока группа отрабатывает вызов, она постоянно поддерживает связь с Центром оперативного управления.

Начальник ЦОУ полковник полиции Андрей Квашнин говорит, что Центр постоянно модернизируется, чтобы повысить эффективность работы всей полиции города.

— Центр оперативного управления ДВД Алматы был основан в декабре 2000 года, в соответствии с постановлением правительства РК. За эти 15 лет у нас многое изменилось. Было увеличено число сотрудников, значительно модернизировалась техническая база. Вместо устаревших телевизоров появились современные мониторы. Благодаря работе центра не только повысилась раскрываемость преступлений. Система видеонаблюдения оказывает профилактический эффект. Преступники теперь знают о неотвратимости наказания. Мы иногда предотвращаем преступление в тот момент, когда правонарушитель еще только задумал его.

Горожанам остается только надеяться на то, что работники ЦОУ будут и дальше ответственно подходить к своим обязанностям. Надеюсь, что система продолжит совершенствоваться, и, возможно, настанет время, когда все преступления, словно в голливудском фантастическом фильме «Особое мнение», будут пресекаться еще до их совершения. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000