VOX POPULI Григорий Беденко 9 июня, 2016 13:00

KADEX – 2016: акцент на авиацию

<span>Новейший многоцелевой истребитель Су-30СМ ВВС Казахстана</span>
Новейший многоцелевой истребитель Су-30СМ ВВС Казахстана
Фото: Григорий Беденко
Трагедия в Актобе, к огромному сожалению, затмила главное казахстанское событие минувшей недели — 4-ю Международную выставку вооружений и военно-технического имущества KADEX – 2016. Вообще, страны Центральной Азии достаточно закрытые в военном отношении. Понять, что происходит в армиях суверенных государств региона, сегодня крайне сложно. И на этом фоне казахстанская экспозиция, которая проводится один раз в два года в столице Казахстана, представляет большую ценность. Здесь можно проанализировать специфический оружейный рынок и выявить определенные тенденции в развитии вооруженных сил. Для Казахстана же KADEX не только является площадкой, где можно увидеть новейшие образцы военной техники, но и серьезно способствует перевооружению силовых структур. Своими впечатлениями от выставки делится наш корреспондент Григорий Беденко.

Летчики 604-й гвардейской авиабазы, расположенной в Талдыкоргане, демонстрируют сложный пилотаж на новейшем многоцелевом истребителе Су-30 СМ поколения 4 ++, которые производит российская корпорация «Иркут». Трудно поверить, что еще два года назад, на KADEX – 2014, наше военное руководство только лишь присматривалось к этой уникальной машине, а в небе Астаны крутил фигуры герой России летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов. Затем был подписан межгосударственный контракт. А сегодня самолет стал главным символом перевооружения казахстанской армии, и речь идет уже о комплектации Су-30 двух авиационных баз. Это все KADEX.


Планами по обновлению авиационного парка военно-воздушных сил поделился Главнокомандующий СВО ВС РК генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов.

VOX: Нурлан Секенович, какая техника поступит на вооружение в наши ВВС?

— Казахстанские военно-воздушные силы в ближайшие годы ожидает серьезное перевооружение и пополнение парка авиационной техники. В частности, до конца текущего года на вооружение казахстанских военно-воздушных сил поступит модернизированный боевой ударный вертолет Ми-35. В Казахстан будет осуществлена поставка 4 единиц Ми-35, соответствующий контракт с российской стороной уже подписан. Предполагается, что вертолеты поступят на авиабазу, расположенную в Шымкенте, в ноябре текущего года. Инженерно-технический персонал уже прошел переобучение, подготовлен и летный состав.


Боевой ударный вертолет нового поколения Ми-35
Боевой ударный вертолет нового поколения Ми-35

Ми-35 производит Ростовский вертолетный завод, входящий в холдинг «Вертолеты России». Это следующее поколение боевых ударных машин, основанных на прототипе — Ми-24B. У Ми-35 полностью обновлена авионика, стоят более мощные двигатели, повышена управляемость путем применения новой X-образной схемы рулевого винта. Модернизирована также система управления вооружением. Фактически это новый вертолет.

— Ми-24 мы с вооружения сняли — у них закончился летный ресурс. И взамен приобретаем Ми-35. Они прекрасно показали себя в Сирии, где идут боевые действия. Можно сказать, что они сейчас проходят там войсковые испытания. По крайней мере, те профессионалы, которые сегодня эксплуатируют этот боевой вертолет, очень его хвалят. У него самая современная система управления вооружением, — рассказывает главнокомандующий СВО.

VOX: Есть информация, что Казахстан планирует приобрести также учебные вертолеты.

— Мы сейчас рассматриваем вертолет АНСАТ- У, который будет использоваться для первоначального обучения летчиков армейской авиации, которые потом будут летать на Ми-17 и Ми-171Ш, ну и в дальнейшем — на Ми-35. Мы также уже приобрели 4 вертолета Ми-171Ш, которые относятся к классу транспортно-боевых, то есть АНСАТ — это первоначальное обучение для наших летчиков. Мы также предполагаем его поставку в военный институт СВО для обучения курсантов.


Легкий многоцелевой вертолет АНСАТ
Легкий многоцелевой вертолет АНСАТ

АНСАТ производит ПАО «Казанский вертолетный завод». Белые точки в кадре — это тополиный пух. 


Учебно-боевой самолет ЯК-130
Учебно-боевой самолет ЯК-130

В ближайшие годы, по словам генерала Орманбетова, будут приобретены и новейшие самолеты российского производства для обучения курсантов Военного института Сил воздушной обороны, расположенного в Актобе. В частности, речь идет об учебно-боевом реактивном самолете нового поколения Як-130 и турбовинтовом учебном самолете Як-152. Предполагается, что Як-130 полностью заменит стоящий в настоящее время на вооружении в Казахстане учебно-тренировочный самолет L-39 советского производства, у которого заканчиваются сроки эксплуатации.

— До 2020 года нам необходимо провести перевооружение на этот тип самолета. Применяться Як-130 будет для обучения на боевое применение, на групповую слетанность, применение навигационных средств. Обучаться будут летчики-курсанты истребительной авиации, вообще — фронтовой авиации. Самолет очень современный, поэтому нашим молодым летчикам будет очень просто осваивать и его, и более сложную машину — Су-30СМ. На сегодняшний день у нас 4 самолета Су-30СМ. В этом году, если все будет нормально, приобретаем еще два. Ну а Як-130 — это первоначальная подготовка для перехода потом на Су-30СМ. Это современный новый самолет. С абсолютно новой авионикой, системой вооружения. Ну и также он адаптирован по системе управления. Там стоит новейшее программное обеспечение, есть система дистанционного управления — все это идентично по углам атаки, по скоростям, базовым системам Су-30СМ, — навигационная система, многофункциональные индикаторы. Принципиальной разницы нет. То есть летчик, обучившийся технике пилотирования на Як-130М, без особого труда пересядет на Су-30СМ, — сообщил командующий СВО.



Выступление пилотажной группы «Барсы Жетысу» на многоцелевых истребителях Су-27 БМ2 и Cу-27 УБМ2
Выступление пилотажной группы «Барсы Жетысу» на многоцелевых истребителях Су-27 БМ2 и Cу-27 УБМ2

Авиационная часть военной экспозиции получилась очень зрелищной. Фактически на нее и был сделан акцент в проведении КАDEX – 2016.

Выставка проходила на территории недавно открытого военного авиационного логистического центра, расположенного недалеко от международного аэропорта Астаны.

Свою продукцию демонстрировали более десятка стран, но наиболее развернуто была представлена Россия. Для нее отвели отдельный павильон. В Астану приехало большое количество российских специалистов.

Военно-транспортный Ан-74, недавно приобретенный для пограничной службы КНБ. Самолет, который в войсках получил прозвище «чебурашка» за своеобразное расположение двигателей, сконструирован для взлета и посадок с очень коротких полос.

Демонстрационные полеты проходили два раза в день все 4 дня экспозиции.

Летчики-испытатели холдинга «Вертолеты России» Сергей Никулин (слева) и Валерий Калашников. Они показывали возможности Ми-35.

Охрану выставки обеспечивало подразделение военной полиции.

К полетам россияне относились очень аккуратно. Ми-35 взлетал с позиции, которая находилась в отдалении от стоянок самолетов и вертолетов. Два раза в день его буксировали на эту позицию, затем — обратно.

KADEX – 2016 вызвала огромный интерес у иностранных военных изданий. Однако здесь были не только профессионалы, но и просто любители авиации.

Впрочем, вплотную к авиатехнике их не пускали. Так что потрогать рукой новейшую продукцию российского авиапрома удалось далеко не всем.

«Казавиаспас» также представил свои вертолеты — самый крупный из серийно производимых в мире Ми-26Т и Ми-171E.

Cимволика выставки.

Что более всего понравилось на KADEX – 2016, это то, что экспозицию мог бесплатно посетить любой желающий.

Любопытно, что все летающие экспонаты постоянно перемещались по экспозиционной площадке. В некоторых случаях их буксировали вручную.

У офицеров Сил воздушной обороны Казахстана повышенный интерес вызвал Як-130.

Устройство самолета для них демонстрировал Владимир Севастьянов, летчик-испытатель ОKБ им. Яковлева.

Владимир также показывал на этом уникальном самолете сложный пилотаж.

Интересный факт: Як-130 — это самолет, который полностью спроектирован и построен в России уже после развала СССР.

Возможности боевого применения довольно широкие. Его можно использовать как легкий штурмовик во время вооруженных конфликтов. Но основная функция машины — тренировка молодых летчиков.

Выглядит Як-130 весьма эффектно. Это по-настоящему очень красивая и современная машина.

Инженерно-технический персонал коротает время между вылетами.

Все самые ценные экспонаты были огорожены на стоянке металлическими барьерами.

Вблизи Ми-26 просто поражает воображение своими размерами.

Сотрудники «Казавиаспаса» находились рядом и с удовольствием рассказывали гостям о своих машинах.

Краска на Ан-74 еще совсем свежая.

Специально оборудованный Нawker 900XP для перевозки тяжело больных людей компании KazMedAir. Это совместное казахстанско-турецкое предприятие работает в сфере санитарной авиации.

Очень красивый и дорогой бизнес-джет Cessna 680 Citation Sovereign.

Самолет может взять на борт 12 человек и перелететь с континента на континент.

VIP-посетители выставки смотрелись на фоне «Соверена» достаточно органично. Самолет словно притягивал их.

Российский Ми-17V5 в модификации для охраны государственной границы.

Автопортрет с Beechcraft King Air 350 ER.

Очень красивый турбовинтовой самолет с достаточно смелым дизайном.

В конструкции использованы дорогие материалы.

Заместитель министра внутренних дел Юрий Ильин. Курирует чрезвычайные службы.

По итогам выставки «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» и АО «Казавиаспас» заключили меморандумы о намерениях по техническому обслуживанию существующих бортов ЕС 145, а также дополнительному приобретению смешанного флота вертолетов.

Некоторые моменты KADEX – 2016 на фоне персональной эйфории действовали отрезвляюще — столица все-таки…

В соответствии с подписанным меморандумом, KazMedAir должен получить от «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» 18 вертолетов EC 130 в санитарной комплектации.

Увидел этих пацанов, и усталость как рукой сняло!

Чиновники передвигались по территории выставки на сигвеях.

Но все же внимание привлекал красавец Як-130, который был самым ярким экспонатом!


Гвоздем программы, конечно же, стал Су-30СМ.

На KADEX – 2016 летчики пригнали из Талдыкоргана все четыре борта.

Борт № 4 отбуксировали на экспозиционную стоянку, остальные летали.

Наши Су-30СМ привлекли особое внимание иностранных споттеров.

По всей видимости, в России поснимать самолеты этого типа, стоящие на вооружении боевых частей воздушно-космических сил, сегодня практически невозможно.

Наши асы показали в небе сложнейшие фигуры, которые доступны только для сверхманевренных самолетов с управляемым вектором тяги.

Это такие фигуры, как управляемый плоский штопор, «колокол» и «стянутая петля».

Как подобное выглядит в динамике, показывает видео ниже:



В авиашоу также активно применялись EC 145.

Еще ни разу жители Астаны не наблюдали эти боевые машины так близко.

Сами же летчики, которые большую часть жизни проводят в частях, с огромным удовольствием показывали свое мастерство публике.

Красавец Ми-35.

Як-130 в небе выглядел просто великолепно!

Специальный химический состав, который вбрасывался в камеры сгорания двигателей, окрашивал след от самолета.

Были моменты, когда Як-130 напоминал взлетающую в небо ракету.

Снимать его довольно сложно — самолет очень маневренный и проходил на больших скоростях.

Очень хотел сделать такой кадр.

Великолепное зрелище! 

А вот так все выглядит в динамике:




Учебно-тренировочный самолет ZLIN. На нем курсанты Военного института СВО, расположенного в Актобе, учатся азам пилотажа.

Вертолетчики экспериментальной пилотажной группы «Найза» на двух EC 145 показывают композицию под названием «Воздушный вальс».

В состав пилотажной группы входят командир авиационной базы полковник Талгат Сыздыков и заместитель командующего ВВС полковник Еркен Джумагалиев.

Вот так это выглядит в динамике:



А вот так с борта EC 145:




Затем полковник Талгат Сыздыков показал индивидуальный пилотаж:






Ребята отработали на отлично!


Даурен Касанов, командующий ВВС СВО РК, генерал-майор.

VOX: Даурен Жуматаевич, как проходила подготовка к KADEX – 2016?

— Подготовка началась за месяц до выставки KADEX. К сожалению, чуть-чуть времени не хватило, чтобы показать все возможности наших пилотажных групп. Мы сегодня можем выполнять все фигуры, которые показывает российская пилотажная группа «Русские Витязи». А в дальнейшем, я думаю, мы сможем продемонстрировать все возможности в полном объеме.

VOX: Наши летчики уже довольно свободно обращаются с новой техникой.

— На сегодняшний день наши летчики получили все допуски к инструкторской подготовке и высшему пилотажу. Вся эскадрилья Су-30СМ полностью боеготова. Продолжаем переучивание летного состава. Молодые лейтенанты у нас сейчас летают на Су-30. Если в 2014 году (предыдущий KADEX) высший пилотаж на этом самолете выполнял летчик-испытатель корпорации «Иркут» Вячеслав Юрьевич Аверьянов, то сегодня его выполняли уже наши летчики — командир эскадрильи майор Кулбасов и замкомандира эскадрильи майор Ткач. Они выполняли полностью тот комплекс, который выполнял испытатель.

VOX: Каковы планы?

— В конце года ожидаем поступление еще пары Су-30 в Талдыкорганскую часть. Мы планируем довести количество этих самолетов до двух авиационных баз. И, также, будем продолжать летать на самолетах Су-27. Наш личный состав полностью самостоятельно обслуживает Су-30 — и наземные средства обеспечения есть, и наземный технический состав полностью готов.


Зарубежным споттерам разрешили снять самолеты на стоянке.


Еркен Джумагалиев, заместитель командующего ВВС СВО РК, полковник.

VOX: Еркен Максимович, как возникла идея создать вертолетную пилотажную группу?

— Пилотажные группы у нас в ВВС есть, но все они связаны с самолетами. Вертолетных групп не было. Нам было немного обидно, поэтому решили поэкспериментировать. Придумали название «Найза». Вообще, полноценная пилотажная группа — это минимум звено: 4 машины. У нас пока пара. Для первого выступления придумали программу под названием «Воздушный вальс». Упор был сделан не на сложные фигуры, а на синхронность. Подобный пилотаж требует хороших погодных условий. Сегодня был сильный ветер, нас сносило и т. д.

VOX: Расширять группу планируете?

— Главное, мы начали эту работу. Дальше будем, по возможности, совершенствоваться, придумывать новые элементы. Я думаю, что на EC 145 это возможно, он достаточно маневренный.

VOX: Какие пилотажные фигуры можно выполнять на EC 145?

— Поворот на «горке», пикирование, боевой разворот. Мы стараемся показать этими выступлениями, что наши летчики успешно осваивают современную технику. Причем используют все ее возможности. Если, к примеру, Су-30 СМ — сверманевренный, с управляемым вектором тяги, то сегодня мы показали, что наши казахстанские летчики эту сверхманевренность освоили. И в достаточно короткие сроки — за год. То же и с Eurocopter.

VOX: Парк EC 145 будет расширяться?

— Сейчас в казахстанских ВВС восемь таких вертолетов. Планируется расширение парка. Хочу сказать, что итогом каждого KADEXа становится приобретение новой техники и ее освоение. К примеру, на прошлой выставке был подписан контракт на приобретение современных вертолетов Ми-171Ш, производства Казанского вертолетного завода, для нашей армейской авиации. Сегодня на них уже активно летаем.

Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000