VOX POPULI Святослав Антонов 10 сентября, 2016 16:00

Искусство без преград: Все об ARTBAT FEST № 7

Искусство без преград: Все об ARTBAT FEST № 7
Фото: Тимур Батыршин
В течение всего сентября в Алматы проходит фестиваль современного искусства ARTBAT FEST 7. В этом году мероприятие разместилось в двух новых локациях: в здании закрытого трамвайного депо и в Ботаническом саду.

Фестиваль современного искусства ARTBAT FEST проходит седьмой год подряд. Многие горожане и гости Алматы, не особо интересующиеся искусством, даже не догадываются об этом, но почти наверняка натыкаются на творчество участников фестиваля. На центральных улицах и в тихих аллеях каждую осень будто из-под земли вырастают странные объекты. Гуляя по городу, люди с удивлением останавливаются у юрты с пропеллером или фигуры тигра в птичьей клетке. Подъезжая к торговому центру, они сталкиваются со скульптурой батыра, сделанной из шин, которой вчера там и в помине не было. Проезжая в автобусе мимо серого фасада с детства знакомого дома, они приглядываются и с удивлением замечают, что на нем появилось огромное граффити. До боли приевшаяся взгляду и оттого ставшая почти родной дыра в асфальте оказывается украшенной мозаичной плиткой. Такие «артефакты» фестиваля на несколько месяцев (а иногда и на больший срок) становятся частью городского пространства. Зрители не всегда понимают смысл высказывания художника, но новое яркое пятно в привычном пейзаже на мгновение отвлекает их от рутины.

В этом году на выставки, проходящие в рамках фестиваля, стоит обратить внимание даже непосвященному зрителю, обычно равнодушному к таким мероприятиям. Художники взялись за освоение двух очень важных для города, но в то же время практически забытых и заброшенных пространств — трамвайного депо и Ботанического сада. Эти локации оказали большое влияние на смысловой посыл выставленных в них объектов.


Трамвайное депо
Трамвайное депо

Покинутое здание бывшего трамвайного депо преображали молодые художники из «Школы художественного жеста», которая была запущена за два месяца до этого. Многие участники этого проекта никогда ранее не творили в жанре contemporary art (современное искусство — прим. авт.). В течение двух месяцев они посещали лекции и мастер-классы опытных и именитых мастеров из разных стран. В то же время «Школа художественного жеста» — это не обучение в чистом виде, а скорее творческая лаборатория, участники которой в диалоге пытались осмыслить окружающую их действительность и выразить свое отношение к ней оригинальными художественными средствами. Насколько успешно это получилось, могут судить только зрители.

При восприятии этих работ важно понимать, что главное — не их внешняя форма, а социальный контекст, в котором они представлены. Каждая инсталляция — взгляд автора на определенные явления в нашем обществе. Художники затронули самые разные темы. Тут можно встретить работы о социальном неравенстве, проблемах многонациональных государств, о влиянии на нашу жизнь соцсетей и виртуального мира, глобализации и терроризме, крушении традиционных ценностей, культе «понтов», цензуре в обществе, роли традиций в современном мире, городских преобразованиях и исчезновении трамвая.

Само пространство депо также можно считать своеобразным художественным объектом. Некогда мощное городское предприятие, выполнявшее важную транспортную функцию в последние десятилетия, пришло в полный упадок. Сейчас это скорее руины былого величия. В таком окружении социально ориентированные работы смотрелись особенно эффектно.


«Паутина времени»
«Паутина времени»

Зияющие пустоты в сгоревшей крыше депо перекрывает «Паутина времени». Национальные традиции и культура, словно эта сеть из старых корпе, опутывают нашу жизнь, хотим мы того или нет.

Многие инсталляции созданы во взаимодействии с людьми. Так, живописные маски на самом деле являются гипсовыми слепками с лиц.


«Путь»
«Путь»

Немного мрачновато на первый взгляд выглядит дорожка из старой обуви, расставленной по ржавым рельсам. На самом деле эта инсталляция символизирует жизненный путь, который мы проходим, стаптывая обувь — совершая ошибки и извлекая из них опыт.

Осыпающуюся штукатурку стен скрыли граффити, изображающие наблюдения из жизни пассажиров общественного транспорта.


«Начальник маршрута». Автор Роман Захаров
«Начальник маршрута». Автор Роман Захаров

На соседней стене над повседневной суетой возвышается трамвайный бог.


«Национальная провинность». Автор Яна Малиновская
«Национальная провинность». Автор Яна Малиновская

Зачастую объекты современного искусства воздействуют сразу на несколько чувств. Работа «Национальная провинность» Яны Малиновской состоит из разных элементов. Первым бросается в глаза вишневый пирог. Затем — видео о его приготовлении и аудиосопровождение. Поначалу кажется странным, что эта инсталляция посвящена депортации немцев. Однако глядя на то, как из вишен достают косточки и на стол брызжет красный сок, начинаешь понимать задумку автора.

Пирог постепенно исчезает со стола, а под ним проявляются документы эпохи, вырезки из газет, где приводится указ о депортации народов, фотографии переселенцев, приговоры депортированным.


Яна Малиновская
Яна Малиновская

Эта «кулинарная» инсталляция — первая работа Яны Малиновской. До этого она принимала участие в выставках современного искусства только в качестве куратора.

— Я не первый год организую выставки, но в этот раз мне предложили увидеть профессию художника изнутри. Опыт был достаточно интересным. Для выставки я испекла два пирога и попросила запечатлеть этот процесс на видео. При создании инсталляции я опиралась на историю своей семьи. Моих предков когда-то депортировали в Казахстан. Они скрывали свою национальную принадлежность, но дома всегда пекли традиционный немецкий пирог «ривель кухен». Он сохранился через поколения, как частичка той культуры. Работникам умственной и творческой сферы из числа депортированных немцев было запрещено заниматься своей профессией. Чтобы выжить, они должны были трудиться в промышленности и сельском хозяйстве. Это и есть «национальная провинность». Те времена давно прошли, но мы до сих пор судим целый народ за поступки отдельных его представителей.

Символом исчезновения трамваев стала осыпавшаяся мозаика. Как бы упорно посетителям ни хотелось собрать недостающие кусочки пазла, они не приклеивались к стене. Автором работы стала молодой живописец Далида Алиева.

— Современным искусством я занимаюсь только последний год. Одна из моих инсталляций уже была представлена на прошлогодней выставке молодых художников. В этот раз, узнав о мероприятии, я решила посвятить свою работу исчезновению трамвая. Мне очень жалко, что это произошло. Постепенно трамвай уходит из нашей памяти, как осыпаются кусочки мозаики. Следующим исчезает депо, а на его стенах постепенно образуются белые пробелы. Моя инсталляция сделана из ПВХ. Я нарисовала эскиз, а затем его нанесли на лист в виде пленки. Пластину порезали на кусочки на специальном станке.


Аида Адильбекова
Аида Адильбекова

Две работы представила на выставке фотограф Аида Адильбекова. Это видео с видом на мечеть и букмекерскую контору, которые органично соседствуют друг с другом на небольшом клочке земли на пересечении Розыбакиева и Жандосова. Рядом разместились фотографии детей в страшных масках и в мрачном окружении.

— По профессии я искусствовед и давно увлекаюсь фотографией. До прихода в «Школу художественного жеста» никогда не занималась современным искусством как художник. Сначала пришла туда просто послушать интересных лекторов, но в итоге решила поучаствовать в выставке. Мои работы в жанре фото- и видеоарт. Первая посвящена тому, как в нашем мире соседствуют друг с другом совершенно разные объекты и люди. В человеческом характере также могут соседствовать две противоположные черты. Рядом я разместила серию фотографий детей-разрушителей. Она посвящена сокрушительной силе нового поколения, которое может разрушить страну, режим и нормы общества, создав на его руинах свой мир. Это страшная сила. Мне не пришлось долго искать моделей для этой съемки, ими стали соседские дети, которые, оставшись без присмотра родителей, рушат все вокруг.


Перфоманс Заринэ Киракосян
Перфоманс Заринэ Киракосян

Помимо инсталляций, на выставке можно было наблюдать перфоманс. 19-летняя Заринэ Киракосян несколько часов стойко простояла на тумбе без движения, обернув свое обнаженное тело лишь кусочком красной ткани. Она посвятила выступление серьезной теме — своевременной профилактике гинекологических болезней, препятствием для которой зачастую становится стыд.

Художница Зоя Фалькова подвесила над потолком фигуру, созданную из обрезков одежды. По задумке автора она символизирует многонациональное государство и судьбы людей, оказавшихся в его границах в результате различных исторических процессов.

В углах депо тут и там можно натолкнуться на артефакты из его прошлой жизни.

В выставке участвуют художники из соседних стран — России и Кыргызстана. Большой интерес вызвали работы кыргызстанской арт-группы DOXA (Дмитрий Петровский и Сергей Келлер). Они представили несколько забавных граффити, сочетающих реализм, иронию и яркие национальные черты.

Большое внимание также было уделено анимации и видео. Художник Арман Саин создал несколько кротких роликов, транслируемых на планшеты, обрамленные ржавыми деталями, обнаруженными художником на территории депо.

— Ролик «Гогенбай батыр» — фантазия на тему того, что художник Гоген вместо Таити выбрал для своего путешествия Среднюю Азию и зажил здесь кочевой жизнью. Автопортрет Гогена обретает черты, характерные для Богенбай батыра. Анимация «Стрелок» создана по мотивам событий в Алматы, произошедших этим летом. Она демонстрирует, как из небольшой перестрелки с помощью Whatsapp была раздута волна слухов, напугавших весь город. Работа «Красные пощечины» — напоминание об аварии трамвая, когда пострадали две женщины. Трамвай здесь представляет образ здорового желтого мужлана, сошедшего с рельсов. Когда он прет, беззащитные женщины могут только влепить ему пощечину. Это ирония по поводу поднявшейся волну феминизма и того, как любое событие можно представить в виде патриархального насилия.


Художник Арман Саин
Художник Арман Саин

— Я занимаюсь наукой, а искусством увлекся только два года назад. Сейчас основное мое творчество создается в жанре сайнс-арт. Это направление пытается наладить диалог между наукой и искусством. Одна из моих работ, представленных здесь — национальный казахский орнамент, который приобретает контуры человеческого мозга. Это видео о склонности нашего сознания под влиянием идеологических установок найти универсальное объяснение всему. Однако сталкиваясь с реальностью, мы подстраиваем свои убеждения по действительность, и узор искажается.

Красной нитью по всей выставке прошла тема закрытия депо. Многие художники посвятили ей свои работы, в качестве объектов используя сами трамваи. Так, Лейла Турлыбекова предложила зрителям в последний раз прокатиться в желтом вагончике, который скоро исчезнет в дыму.

— Я профессиональный художник, но в первый раз работаю в жанре инсталляции. Мне было интересно попытаться преобразовать такой огромный объект, как трамвай. Мы подключили к нему дым-машину и повесили внутри цветные лампочки. Это хороший антураж, чтобы поностальгировать об ушедшем с городских улиц транспорте.

У посетителей выставки есть отличная возможность поближе познакомиться с ушедшим в историю города транспортом. При желании можно даже заглянуть в кабину водителя.


«Кокон». Автор Александра Калачева
«Кокон». Автор Александра Калачева

Еще одна работа с преобразованием трамвая — «Кокон» Александры Калачевой. Трамвай, обернутый в пленку — символ всего депо, которое, пройдя через запустение, должно переродиться во что-то новое.

— Я узнала о школе через соцсети. До этого я работала в классическом искусстве, в жанрах графики и живописи, но тут решила попробовать что-то новое. Эти три месяца мы знакомились с интересными людьми, которые помогли нам узнать новые приемы творчества. Выставка — как итог этой работы и один большой художественный жест.

Вечером территория депо приобретает особую, почти мистическую притягательность. Силуэты трамваев и различных конструкций наполняют это место призраками.

Многие посетители отметили, что заброшенное депо отлично подходит для постоянной дислокации музея современного искусства. Возможно, эта задумка когда-то воплотится в жизнь.


Другой площадкой фестиваля стал Ботанический сад. Эта важная для города зеленая зона, культурное и общественное пространство уже много лет будто забыто горожанами. Посещают его редко, а финансирования едва хватает, чтобы поддерживать в нем жизнь. Художники на время облагородили сад, превратив его в свою творческую лабораторию. Темой исследования стал симбиоз — сотрудничество и взаимодействие противоположностей — как движущая сила эволюции.

Основными жанрами на этой выставке стали лэнд-арт, сайт-специфик, экологическое искусство, публичное искусство. Все объекты здесь так или иначе связаны с локацией, где они установлены. В некоторых из них само местоположение становится частью художественного высказывания.

Большинство работ созданы с использованием природных материалов и обыгрывают тему сада.

Все объекты выставки разбросаны на большом участке территории сада. Чтобы найти их, нужно проявить пытливость. Для удобства посетителям на входе выдают специальную карту, но даже с ней поиск искусства в густом и заросшем саду может превратиться в увлекательную игру.


«Симбиоз». Автор Алтынай Сатанова
«Симбиоз». Автор Алтынай Сатанова

У главной аллеи сосредоточены сразу несколько работ. Смысл инсталляции «Симбиоз» Алтынай Сатановой понять нетрудно. Китайская лепнина «под Европу» украшает сейчас каждый второй фасад в городе. Художница довела эту архитектурную моду до абсурда, прикрепив лепнину к постройке из саманных кирпичей.


«Broken shell». Автор Мария Сыртланова
«Broken shell». Автор Мария Сыртланова

Российская художница Мария Сыртланова уже несколько лет занимается моделированием параметрических инсталляций. Ее работы, собранные, словно конструктор, из отдельных деталей, выставлялись во многих городах России. В Алматы она создала самую масштабную свою инсталляцию — сломанную ракушку.

Цементный каркас одновременно напоминает скелет живого существа и руины какого-то строения. Кто-то видит в его форме черты остова разбившегося инопланетного корабля. Автор заложила в эту необычную скульптуру идею связи природы и архитектуры. Помимо этого, Мария делает предположение, что руины могут обладать памятью о том, чем они являлись когда-то. К описанию объекта приложен QR-код, просканировав который, можно услышать «звуки прошлого».


Мария Сыртланова
Мария Сыртланова

— Как идея этот объект появился у меня еще четыре года назад. Я делала эскизы и модели, но не было возможности воплотить его в жизнь. Инсталляция состоит из деревянного каркаса. С работой мне очень помог местный архитектор Эльдар Хасанов, который вырезал детали на фрезерном станке. Затем мы собрали их здесь и в течении пяти дней шпатлевали цементом. Работа была трудной, но результат стоил того. Установленная здесь, моя ракушка стала символом разрушения самого Ботанического сада.


«Art» (Бессмертные)
«Art» (Бессмертные)

На пространстве за аллеями разместилось несколько временных работ. Этот жанр предполагает изменение объекта с течением времени. Одну из них представили супруги Елена и Виктор Воробьевы — живые классики казахстанского современного искусства. Они создают совместные инсталляции с начала 90-х годов. На дне бывшего бассейна художники высадили клумбу из живых и искусственных цветов. Через некоторое время первые увянут, а вторые сформируют слово Art (англ. «искусство»). Художники используют игру слов «искусство» и «искусственный».


Супруги Воробьевы
Супруги Воробьевы

— Эта задумка появилась у нас еще в 2012 году. Мы отталкивались от реальности, наблюдая, как клумбы украшают сочетанием искусственных и настоящих цветов. Это дикий китч. Мы живем в эпоху имитаций, когда искусственное подменяет жизнь. Жизнь всегда находится в процессе и подвержена изменению. Ненатуральное же сохраняется и остается на поверхности. Когда цветы исчезнут, тут появится слово Art. Это словечко стало очень модным. Все подряд сейчас называют так, появились арт-мебель и арт-парикмахерские. Искусство же сложнее, чем просто art. Жизнь ценнее искусственного, так как искусство бессмертно, только пока его могут оценить живые.

Неподалеку находится еще одна временная работа. Шар, куб и пирамида, сделанные из пчелиного воска, должны со временем растаять. Художник таким образом хотел показать, что несмотря на все наши внешние различия, все мы по сути «сделаны» из одного материала.


«Пряничный домик». Автор Александра Калачева
«Пряничный домик». Автор Александра Калачева

Пробираясь по заросшим тропинкам парка, зритель набредает на яркий, расписанный картинками пряников и пирожных домик. Первое впечатление обманчиво. Подходя поближе, понимаешь, что это здание заброшенного общественного туалета. Этот «Пряничный домик» создала Александра Калачева, также участвовавшая в выставке молодых художников в трамвайном депо.

— Эта работа посвящена тоталитарным сектам. Они обрабатывают людей, заманивают к себе «сладостями» и дружелюбными призывами. Я раскидала по пространству домика 30 надписей, типичных для сектантской агитации. Человек, оказавшийся в трудной ситуации или столкнувшийся с разочарованием в жизни, легко попадается на обещания внимания, любви и заботы. Секта — это тоже симбиоз, отношения, когда группа людей использует других для укрепления своей власти, постепенно выжимая из них все соки. Внутри это здание такое же гнилое и грязное, как деятельность сект.

На роспись здания у художницы ушло три дня. Думаю, оно станет местной достопримечательностью, ярким пятном в пространстве парка.


«Серебряный век». Автор Алексей Шиндин
«Серебряный век». Автор Алексей Шиндин

Неподалеку над живописной полянкой висят люстры в стиле стимпанк. Они придают обычной поляне вид покинутого бального зала. Это инсталляция «Серебряный век» Алексея Шиндина. С точки зрения художника, это воспоминание о XIX веке, когда природа и человек еще находились в гармонии друг с другом.

— В моей работе есть ирония на тему ностальгии о том времени. Оно прошло, и его уже не вернешь. От этой эпохи остались только воспоминания и руины. Человек перешагнул границу баланса с природой. Сами люстры сварены из частей старых автомобилей. Изначально я хотел добавить к ним стеклянные побрякушки и свечи, но работники парка не разрешили из-за пожароопасности.

Чуть дальше разместились тюки скошенной травы. Автор инсталляции Бахыт Бубиканова хотела показать, как под влиянием шаблонов и стереотипов наш мозг обманывает нас. Действительно, при первом взгляде на обычную траву, сложенную таким образом, появляется мысль о наркотиках. Тот факт, что большинство зрителей норовило сфотографироваться с травой в образе наркобаронов, только подтверждает изначальный посыл художника.


«Парахрономия». Автор Дарья Спивакова
«Парахрономия». Автор Дарья Спивакова

Некоторые объекты выставки, вроде «Парахрономии» Дарьи Спиваковой, найти довольно трудно даже при наличии табличек. Автор развесила на ветках заархивированные кусочки природы — ламинированные гербарии из местных растений. Дарья создает работы в жанрах видео- и саунд-арта. Она пишет музыку для театральных постановок. Учитывая это, неудивительно, что ее инсталляция для выставки — мультимедийная. Просканировав QR-код, можно прослушать музыкальное сопровождение, составленное из звуков природы, записанных в саду.

— Я вдохновилась на эту работу под влиянием книги «Параллельная ботаника» Лионни Лео. Это псевдонаучная литература о вымышленных растениях, которые влияют на эволюцию всего живого. Я создала свой сад по принципам, описанным в книге. Это своеобразная мумификация живой природы. Эти растения выхвачены из окружения и сохранены. Таким образом им придается особая эмоциональная значимость.

Каждые несколько дней я буду добавлять в инсталляцию новые элементы и записывать новые треки.

Кроме художников из нашей страны, в выставке в Ботаническом саду приняли участие авторы из России, Украины, Кыргызстана и даже Франции. Художник из Бордо Оливье Лоулоум специально для алматинской выставки создал механизм из барахла, купленного на местном базаре. Его яркая работа расположилась в разрушенном здании теплицы.


Французский художник Оливье Лоулоум
Французский художник Оливье Лоулоум

— Мне хотелось привнести немного жизни в эти руины. Некоторые детали композиции, такие как вышка и олени, навеяли ваша природа и архитектура. В целом же моя композиция посвящена взаимодействию человека и природы. Это кинетическая инсталляция — водяная мельница, которая заставляет двигаться объекты человеческой жизнедеятельности.

Творческая группа «705» из Кыргызстана привезла в Алматы кусок родной земли и перенесла его на небольшой участок в Ботаническом саду. В свою очередь алматинские растения были высажены в Бишкеке. Таким образом художники породнили два города.


Балбалы из шин
Балбалы из шин

Удивительно, но на выставке современного искусства нашлось место скульптуре, возраст которой насчитывает более тысячи лет. Это балбал, который был обнаружен на территории сада в ходе археологических раскопок. Долгое время работники не могли найти для него места, так как посетители все время сбрасывали истукана на землю. Организаторы выставки решили использовать это изваяние, поместив его в окружение современных собратьев — балбалов из шин, созданных в 2011 году одним из основателей современного казахстанского искусства Молдакулом Нарымбетовым. Таким образом они подчеркнули условность старого и нового, мифа и реальности в современном обществе.


«Место силы». Автор Анвар Мусрепов
«Место силы». Автор Анвар Мусрепов

В дальней части сада можно найти огромный символ McDonald's, обвязанный лоскутами ткани. Такую пародию на современную культуру почитания брендов создал художник Анвар Мусрепов.

— Инсталляция называется «Место силы». Она отсылает к событиям, когда во время открытия McDonald's в Алматы перед рестораном выстроилась огромная очередь, и один ребенок даже упал в обморок. В нашем обществе все еще сохранилось архаичное сознание, и люди поклоняются западным трендам. Для них съесть гамбургер в McDonald's или выпить кофе в Starbucks стало чем-то вроде священного ритуала. Чтобы выразить это, я решил украсить логотип известного бренда лоскутами ткани — распространенным во многих культурах языческим символом. Такие лоскуты всегда вешают на деревья в знак уважения к местным духам. На создание этой работы у меня ушло несколько дней. Трудно было найти столько ткани, но мне помогли с этим художники, участвующие в выставке.


Анвар Мусрепов
Анвар Мусрепов

— По профессии я журналист, и искусством начал заниматься только в последние три года. В какой-то момент просто понял, что из-за цензуры средствами журналистики не могу выразить то, что хотелось бы. Некоторое время назад я выиграл грант и сейчас изучаю искусство в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Я создаю работы на социально-критические темы. Когда закончу обучение, хотел бы вернуться на родину и создавать актуальные работы о нашей действительности.


Перфоманс «Метаморфозы»
Перфоманс «Метаморфозы»

В рамках выставки прошло несколько перфомансов. Один из них — «Метаморфозы» художника Гании Чагатаевой — особенно хорошо гармонировал с садовым окружением. Молодая девушка изобразила бабочку, рождающуюся из кокона и начинающую ловлю чего-то невидимого глазу.


Художник Гания Чагатаева
Художник Гания Чагатаева

— Это метафора человека, раскрывающего свою душу. Он перерождается во что-то новое, но затем начинает гоняться за иллюзиями. Современный человек, поглощая объекты потребления, постепенно теряет себя и возвращается в первоначальное состояние.

По словам куратора выставки «Симбиоз» Яны Малиновской, работа над мероприятием началась еще зимой. Много времени ушло на разработку концепции и поиск художников. При выборе авторов куратор опиралась на их способность освоить природное пространство и близость творчества к теме выставки.

— Главной концепцией всех работ стал симбиоз как разновидность взаимоотношений. Художники превратили выделенное нам пространство в исследовательскую лабораторию, где мы вернулись в точку появления теории эволюции. По Дарвину виды борются за существование, конкурируя друг с другом. Однако многие исследователи отмечают, что, помимо конкуренции, в природе существуют сотрудничество и уважительное взаимодействие, и они могут играть более важную роль в развитии. Своей выставкой мы также хотим доказать, что диалог и взаимодействие между различными противоположностями может рождать что-то новое. Сама наша выставка рождает симбиоз между зрителем, художником, объектом искусства и пространством, где происходит это взаимодействие. Таким образом мы содействуем совместной эволюции.

Фестиваль ARTBAT FEST будет длиться в течение всего месяца. Выставка в трамвайном депо будет проходить до 19 сентября. Депо открыто для посещения с 18:00 до 21:00. На его территории будут проходить встречи с художниками, кинопоказы и театральные постановки. Выставка «Симбиоз» в Ботаническом саду продолжится до 30 сентября. В это время периодически будут проводиться прогулки-экскурсии с куратором выставки. Информацию об обеих выставках и обо всех мероприятиях, проходящих в рамках фестиваля, можно получить на странице ARTBAT FEST в Facebook.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000