VOX POPULI Святослав Антонов 25 июня, 2015 12:00

«Инватакси» - транспорт для людей с ограниченными возможностями

«Инватакси» - транспорт для людей с ограниченными возможностями
Фото: Мухтар Жиренов
Бесплатное такси для людей с ограниченными возможностями. Еще десять лет назад существование подобной службы в нашей стране сложно было представить. Сейчас «Инватакси» успешно функционирует и осуществляет тысячи перевозок ежемесячно. Мы узнали, как работает эта услуга, и с какими транспортным проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями.

Социальная служба по оказанию бесплатных транспортных услуг людям, имеющим трудности в передвижении появилась в 2009 году после того, как благотворительный фонд «Саби» закупил 14 специально оборудованных автомобилей Volkswagen и передал их Алматинскому городскому обществу инвалидов. Машины были приобретены на средства, полученные после благотворительного аукциона-продажи картин казахстанских художников и от частных спонсоров. Организационные вопросы новой службы взял на себя ветеран Афганистана, инвалид второй группы Махашев Сергей Турумкулович. До 2011 года служба «Инватакси» работала на частные средства, затем она получила государственное финансирование.

В базе данных службы «Инватакси» зарегистрировано 1068 человек. Ее услугами могут пользоваться все инвалиды-колясочники независимо от причины нарушений опорно-двигательного аппарата. Чтобы получить право пользоваться «Инватакси», нужно принести удостоверение, справку об инвалидности, ИПР (индивидуальная программа реабилитации инвалида), справку № 035/у. В данный момент все эти документы предоставило около 400 человек.

Звонки в диспетчерскую «Инватакси» поступают с 9 часов утра. Заявки на выезд принимаются на день вперед. Оператор заносит в базу данных адрес позвонившего, фамилию и имя, время отправления, конечный пункт поездки. Обычно уже к десяти часам лимит заявок заканчивается. Все телефонные разговоры записываются, чтобы контролировать возможные конфликтные ситуации.

После того, как все заявки приняты, начинается составление маршрутов на каждую машину. Сотрудники «Инватакси» стараются составить его наиболее оптимально, с учетом расстояния от одного заказа до другого. На поездки водителям отводится от тридцати минут до одного часа.

Всего в распоряжении службы «Инватакси»  14 машин. Это автомобили Volkswagen Caddy и Volkswagen Transporter, специально переоборудованные на заводе-производителе для перевозки инвалидов-колясочников, и автобус Volkswagen Сrafter. В двух первых автомобилях можно перевозить одного человека на коляске и еще одного на пассажирском сидении. Автобус приспособлен для перевозки трех человек на колясках и еще трех на сидениях.

На первый утренний вызов мы отправились с Шаукетом Усмановым. Он работает в службе «Иватакси» с момента ее основания:

— Я долгое время работал водителем на барахолке. Там перевозил товары на грузовой машине. Один из знакомых — Сергей Махашев, который также, как и я, является ветераном Афгана, предложил стать водителем в «Инватакси», и я согласился. Эта работа мне очень нравится, ведь всегда приятно делать людям добро. Но иногда бывает и очень сложно, особенно с одинокими людьми, ведь у них очень непростой характер. Приходится искать к ним индивидуальный подход, много общаться. В основном отвожу людей на лечение и реабилитацию. Регулярно обслуживаю около сотни человек. Работаю каждый день, а в выходные — по графику.

— Некоторые водители, видя знак на машине, пропускают вперед, а другие напротив не хотят уступать дорогу. Видимо думают, что за рулем сидит инвалид, и он может подождать. Все-таки культура на наших дорогах еще очень слабо развита. Иногда даже подрезают, а мне ведь нельзя резко тормозить.

Машины оснащены гидравлическими подъемными устройствами для быстрого и безопасного спуска-подъема инвалидов-колясочников.

Ремни безопасности надежно фиксируют коляску и пассажира.

Четырнадцатилетняя Неля Байтурова имеет диагноз ДЦП. Вместе со своей мамой Дианой они каждый день ездят в центр «АРДИ», где проходят курс ЛФК (лечебная физическая культура), массажа, трудо- и арт-терапии, посещают занятия логопеда.

Служба хорошая, но есть и свои недостатки. Видимо у них не хватает финансирования и недостаточно транспорта. Мы не всегда можем сделать заказ. 

— Мы пользуемся «Инватакси» примерно два раза в неделю. В остальное время ездим на машинах развозки, которую предоставляет «АРДИ». Услуга очень удобная и хорошая. Эти машины идеально подходят для перевозки людей с особыми потребностями. Мы живем в очень отдаленном от центра районе — РВ-90. Дорога до «АРДИ» занимает 25 минут. В обычную машину специализированная коляска не помещается, а на автобусах передвигаться очень сложно.

— Для детей с ДЦП и их родителей очень важно не замыкаться в себе. Нужно не сидеть дома, а выходить в общество, посещать специализированные курсы и занятия. Раньше Неля не могла разговаривать, а теперь она может самостоятельно отвечать на вопросы. В «АРДИ» она может общаться с такими же детьми, как она сама. Именно поэтому нам так необходим специальный транспорт. Многие подопечные «АРДИ» пользуются услугами «Инватакси», и все ими довольны.

Мы едем в 10-й микрорайон. Здесь нас снова ожидает ребенок с ДЦП, четырехлетний Ержан Аханов.

Баян Мажитова мать троих детей. Она пользуется «Инватакси» в течение нескольких последних лет.

— Мы едем в «АРДИ» на занятия логопеда. Курс ЛФК посещаем в другом месте, у частного специалиста. Службой «Инватакси» стараемся пользоваться каждый раз, когда удастся дозвониться. Конечно, пока Ержан маленький, можно пользоваться автобусами, что мы иногда и делаем, но намного удобнее передвигаться на специально оборудованном транспорте. К сожалению, далеко не всегда удается сделать заказ. В 9:30 машин уже не остается, так что приходится звонить с девяти, сразу с нескольких телефонов. Думаю, у них очень большой поток клиентов.

— При ДЦП очень важно начать курс лечения как можно раньше. До пяти лет есть вероятность восстановления большинства функций организма. Мой сын родился недоношенным, и ему пришлось делать операцию на глаза. После этого и был поставлен диагноз ДЦП. Зачастую его причиной становится непрофессионализм или халатность врачей. Мы начали терапию очень рано и есть положительный прогноз, что сын будет ходить. Мы хотели бы отдать его в обычную общеобразовательную школу. Вообще сейчас у нас созданы очень неплохие условия для детей с ДЦП и других людей с ограниченными возможностями. Работают районные центры реабилитации, появляются службы вроде «Инватакси». За последние годы ситуация начала значительно меняться в лучшую сторону.

Учтивая, что большой поток заказов в «Инватакси» поступает от родителей детей с ДЦП, мы решили пообщаться с работниками «АРДИ» (Ассоциация родителей детей-инвалидов), чтобы узнать их мнение об этой службе. Гульмира Абдулаева соцработник со стажем, и она сама является мамой ребенка с ДЦП:

— Служба хорошая, но есть и свои недостатки. Видимо, у них не хватает финансирования и недостаточно транспорта. Мы не всегда можем сделать заказ. Только наш центр ежедневно посещают сто детей, а они ведь еще должны перевозить множество инвалидов. Бывает, что в службу вообще не удается дозвониться. Видимо, в это время на телефонах висят десятки людей. В остальном все хорошо. Наши родители довольны сервисом. Водители всегда вежливы и помогают родителям при погрузке коляски в машину.

Из центра «АРДИ» мы забираем Уалихана. Активный и жизнерадостный мальчик знакомится с нами и расспрашивает, чем мы занимаемся.

Мама Уалихана, Гульнара Алибаева уже три года пользуется услугой «Инватакси»:

— Мы очень благодарны этой службе. Стараемся заказывать транспорт каждый день, но не всегда получается. Иногда говорят, что заявки уже закончились. Думаю, причина в нехватке машин. В автобусах передвигаться тяжело, так как в них нельзя закрепить коляску.

— Сейчас мы часто ездим в детский кинолагерь «Сталкер». Дети с ДЦП занимаются там бесплатно вместе со здоровыми детьми. В кинолагере они озвучивают мультфильмы, изучают монтаж и основы написания сценариев. Это очень интересная и полезная практика, и сыну очень нравится.

Кайрат Ашимов работает в службе «Инватакси» в течение последнего года:

— Я долгое время был обычным таксистом. Поднялся даже до директора таксопарка. Потом предложили эту работу, и я согласился. Поначалу было немного тяжело морально, но вскоре привык. Через какое-то время я осознал, что мои новые пассажиры намного добрее и благодарнее. Мы хорошо знаем друг друга, они даже звонят на Новый год и поздравляют с праздником. Иногда, конечно, попадаются не совсем адекватные люди. В этом случае нужно быть очень тактичным. Был даже случай, когда два инвалида подрались за место на переднем сидении. Много чего было... Еще мне здесь нравится коллектив — он очень сплоченный. На работу приходишь как в семью.

Среди клиентов «Инватакси» в особую группу выделяют тех, кто учится или работает. Они могут не заказывать такси ежедневно, а отдавать свой график поездок на месяц и пользоваться услугой по нему. Один из них — 23-летний парень Жасулан Умитказинов, заканчивающий третий курс колледжа «Туран».

— Я родился здоровым, но врачи уронили меня на пол и повредили позвоночник. Сейчас учусь по специальности «юриспруденция». Через год закончу колледж. Услугой пользуюсь каждый будний день. В выходные уже вне графика заказываю такси, чтобы выехать на прогулку в парк. О службе узнал через районный собес.

— Во время учебы меня направили на практику в Ауэзовский ЦОН. Когда практика закончилась, мне сказали, что у них есть вакансия и взяли на работу. Сейчас я работаю инспектором. В мои обязанности входит помощь людям в оформлении адресной справки и других документов. Основная часть клиентов — люди преклонного возраста. Мне очень нравится помогать им.

Среди работников и водителей службы «Инватакси» есть немало инвалидов. Они рассказывают по-настоящему удивительные истории. Один из сотрудников пришел работать в службу с неизлечимым диагнозом, который означает практически неминуемую смерть через 10-20 лет — системная красная волчанка. После нескольких лет работы в службе, врачи заключили, что диагноз изменился. Сложно сказать, повлияла ли как-то на это работа, но для коллектива «Инватакси» этот случай стал примером настоящего чуда и того, как влияет на человека его деятельность.

Светлана Керимбекова работает в «Инватакси» оператором с 2010 года. Она инвалид второй группы с проблемами опорно-двигательного аппарата:

— Долгое время я работала на фабрике в Первомайке. Потом, когда наступил кризис, и производство закрыли, сидела дома с ребенком. Общество инвалидов Медеуского района направило меня сюда. Мне подходит только сидячая работа. Здесь мне сразу все понравилось. Очень дружный коллектив, и много общения с людьми. Разговаривая с людьми, подающими заявку, нужно быть всегда очень вежливым. Мы так часто общаемся с ними, что многих узнаем по голосам с первых минут разговора.

Татьяна Швачунова, заместитель директора «Ивантакси»:

— Я начинала работать диспетчером. Вместе с Сергеем Турумкуловичем мы занимались разработкой системы приема заказов и разбивкой маршрутов. В итоге он поставил меня своим замом. Когда я только начинала работать здесь, то была достаточно циничным человеком. Постоянно общаясь с людьми с ограниченными возможностями, и помогая им, мое отношение к жизни изменилось.

— Нас часто упрекают в недостаточном количестве машин. На самом деле проблема заключается не в этом. Более того, могу сказать, что ежедневно у нас ездят десять машин из четырнадцати. Причина такой математики проста. По тендеру государство выделяет нам средства на сто часов работы в день. Это по десять поездок на каждую машину. Если мы будем ездить больше, то у нас просто не хватит средств. Чаще всего так и происходит, и средства все равно заканчиваются раньше времени.

Каждый месяц мы подаем отчет в департамент труда и социальной защиты по городу Алматы. Они передают его на республиканский уровень. Мы просим увеличить финансирование, но ответ пока отрицательный. Нам говорят, что государство выделяет много средств на другие проекты, в том числе касающиеся поддержки инвалидов.

Так, есть служба скорой помощи для больных ХПН (хроническая почечная недостаточность). Они также иногда доставляют инвалидов в больницы. Есть служба, занимающаяся перевозкой инвалидов по зрению. Всем им нужно финансирование. Сейчас мы действительно можем удовлетворить потребность только 10% инвалидов-колясочников. Как только деньги будут, мы запустим больше машин.

Кроме того, по закону у нас есть приоритет для тех инвалидов, которые работают и учатся. Мы доставляем их по индивидуальному графику, а заявки принимаем только в оставшиеся свободные часы. Лично я считаю, что все должны пользоваться услугой на общих основаниях. Иногда мне звонят чиновники из акимата и говорят, чтобы их родственников записали в график. На это я неизменно отвечаю, что для нас все равны, а если они действительно хотят помочь родным, то могут поспособствовать тому, чтобы нам выделили большее финансирование.



— Мы не возим людей с ограниченными возможностями без сопровождающего. На это есть свои причины. К примеру, если заказ от несовершеннолетнего с ДЦП, то зачастую когда водитель едет не по привычному маршруту, у ребенка начинается истерика. Он думает, что его пытаются украсть. У нас был такой случай, когда мы не могли успокоить пассажира, пока не приехала его мама.

В то же время мы должны понимать, что наша служба не сможет обеспечить нужды всех инвалидов-колясочников. Нужно более систематическое решение этой проблемы. 

Отдельный вопрос — спуск коляски с верхних этажей. Водитель не всегда знает, как правильно это нужно делать. А там есть специальная техника, к примеру, коляску по лестнице всегда спускают сзади, чтобы инвалид не выпал. Вообще намного удобнее, когда это делают два человека, и один может страховать с другой стороны. Или, к примеру, человеку станет плохо в машине. Именно поэтому мы требуем присутствия сопровождающего.

Наша служба не может брать на себя всю ответственность за их здоровье. Обычно в роли сопровождающего выступает родственник или, в крайнем случае, соцработник, который должен быть закреплен за каждым человеком с ограниченными возможностями.

Проблемы оказания транспортных услуг людям с особыми потребностями и развитие службы «Инватакси» мы решили обсудить с одним из инициаторов этого проекта, председателем Союза организаций инвалидов Казахстана Аманбаевым Али Абильдаевичем.

— Впервые я столкнулся с подобной службой еще в 90-е годы в США. Появилась идея сделать что-то подобное у нас. Долго искали модель для организации и в итоге взяли финский опыт, так как эта страна наиболее передовая в плане социального обеспечения населения.

К примеру, в Москве услуга «Инватакси» оказывается на платной основе, а мы решили сделать ее бесплатной. Конечно, есть и определенные проблемы. Из-за недостатка финансирования мы не можем в полной мере использовать потенциал даже имеющегося у нас транспорта. Четыре машины простаивают, а недавно фонд «Саби» предлагал закупить еще пять для службы в Алматы, но что мне с ними делать?

Нужно понимать, что сейчас в нашей стране кризис, но государство все равно старается много выделять на социальную сферу. Мы можем перевозить только около 120 человек в день, а хотелось бы больше. 20 февраля Казахстан принял «Конвенцию о правах инвалидов», разработанную ООН. Мы взяли на себя обязательства обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности для жизнедеятельности. Возможно, после подписания этого документа ситуация изменится.

Мы постоянно обращаемся в государственные органы, и в следующем году финансирование может быть увеличено. В то же время ведется поиск частных инвесторов. Нельзя сказать, что ничего не делается. Служба «Инватакси» появилась в 20-ти городах страны. Это все районные центры. В Павлодаре, Актобе, Кокшетау, Темиртау, Усть-Каменогорске, Уральске, Кызылорде, Экибастузе, Талдыкоргане, Жезказгане, Туркестане, Караганде, Семее и Петропавловске есть по два автомобиля. В Атырау и Костанае их три, в Шымкенте — четыре, в Астане — шесть. Недавно было закуплено еще 19 автомобилей для Алматинской области, которые поступят в разные районы. Сейчас эта служба охватила тысячи людей.

— В то же время мы должны понимать, что наша служба не сможет обеспечить нужды всех инвалидов-колясочников. Нужно более систематическое решение этой проблемы. У нас в Алматы сейчас есть 600 автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов. В то же время проблема в персонале автобусных парков. Водители зачастую не подъезжают к бордюрам и стоят на остановках всего пару минут.

Нужно обучать их и ввести правило, чтобы они выходили из автобуса, выдвигали специальную аппарель, которой оснащена большая часть транспорта и помогали инвалиду зайти в автобус. Мы предлагали оснастить остановки специальной кнопкой, чтобы загорался сигнал и водитель понимал, что на остановке его ждет инвалид. Только так можно полностью удовлетворить потребность в перевозках людей с ограниченными возможностями.

Служба «Инватакси» успешно выполняет свою работу. Для многих сотен детей с ДЦП, взрослых людей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, людей с ампутированными конечностями, пожилых людей на коляске эта служба стала хорошим средством выхода из замкнутого пространства, в котором они оказались. В то же время проблему нельзя полностью решить, если не изменить городскую среду в целом, максимально приспособив ее для комфортного передвижения всех, особенно для людей с особыми потребностями.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000