VOX POPULI Святослав Антонов 15 сентября, 2015 14:00

Городской квест Apple Quest: Алматы как игровая площадка

Команда Vox Populi на Apple Quest
Команда Vox Populi на Apple Quest
Фото: Ринна Ли
13 сентября с самого утра несколько сотен алматинцев собралось на небольшой площадке. Все они стали участниками первого общегородского квеста Apple Quest, проходившего в рамках Дня города. Это масштабное событие стало настоящим приключением, связанным с изучением городского пространства и поиском ответов на множество загадок по истории и культуре Алматы. Команда Vox Populi также решила поучаствовать в нем.

Общественное культурное пространство ARTPOINT, Алматы
Общественное культурное пространство ARTPOINT, Алматы

Игра началась в уже знакомом многим алматинцам культурном пространстве Artpoint, на углу улиц Шевченко и Байсеитовой. За несколько месяцев это место стало культовым среди молодежи города. Почти ежедневно здесь проходили различные тематические мероприятия: от концертов и лекций, до обучающих мастер-классов и бесплатных кинопоказов.

На площадку подтягивались участники команд. В ожидании начала они могли насладиться художественными объектами и инсталляциями, созданными современными казахстанскими художниками. 


Регистрация команд
Регистрация команд

Каждая команда прошла регистрацию, получив в дорогу небольшой набор, состоящий из симпатичной белой сумки и бутылки воды. Из 66 команд, прошедших отборочный этап игры на сайте, участие в квесте приняли 49.


Капитаны команд
Капитаны команд

За несколько минут до объявления старта ведущие собрали на сцене капитанов команд, чтобы они представили свои коллективы. Без шуток по поводу оригинальных названий не обошлось.

Максимальное число участников в команде — пять человек, а минимальное — два. Большинство из них было укомплектовано полностью.

Возраст участников оказался различным. Тут можно было встретить как детей 10–12 лет, так и весьма солидных людей среднего возраста, но большинство команд все же состояло из участников не старше 25 лет. Именно для ознакомления молодежи с историей и культурой Алматы и был организован Apple Quest.

Формат квестов, и городских квестов в частности, для многих жителей нашего мегаполиса не в новинку. Некоторые хоть раз участвовали в «Ночном дозоре» и прочих подобных играх. Однако у нас впервые было проведено столь масштабное событие подобного формата. Это стало возможным благодаря тому, что инициатором проведения квеста стал Акимат города Алматы. Организатором мероприятия выступила компания ADC Agency.

Ровно в 11 часов игра была запущена. По правилам игры участникам нужно было отвечать на вопросы, появляющиеся на сайте мероприятия в личном кабинете капитана. Ответы на них были спрятаны в определенных точках города. Следующий вопрос открывался только после правильного ответа. Конечно, некоторые загадки можно было решить, не доходя до пункта назначения, но лучше было все равно прийти к нему, чтобы сориентироваться, куда двигаться дальше. Так, от точки до точки, участники шли к финишу. Перемещаться можно было только пешком или на метро.

Первый вопрос привел нашу команду к легендарному кафе «Льдинка». Конечно, это уже не то заведение, что было известно всем горожанам 60-80-х годов. Однако новое кафе максимально воссоздает внешний облик старой «Льдинки».


Ответ на первую загадку
Ответ на первую загадку

Здесь мы нашли скульптуру девушки в национальном костюме с яблоком в руках. Именно этот предмет стал ответом на первый вопрос.

В процессе прохождения квеста участники открывали для себя малоизвестные факты из истории нашего города и страны, а также узнавали биографии выдающихся личностей, чьи имена были увековечены в табличках на домах. Так, до игры я был в полной уверенности, что первым председателем казахского филиала Академии наук СССР являлся Сатпаев, пока, подойдя к одной из табличек, не узнал, что на самом деле им был видный политический деятель и ученый Габдулла Бузурбаев.


Ответ на вторую загадку
Ответ на вторую загадку

От таблички, посвященной Бузурбаеву, следуя указаниям в вопросе, через арку мы прошли в неприметный двор. Здесь нашу команду ждал сюрприз в виде двух раритетных авто. Номер одного из них и был ответом на следующий вопрос.

Большинство загадок квеста были составлены таким образом, что ответы на них нельзя было найти с помощью Google. В помощь участникам были только знания о городе, логика и внимательность. Последнее играло особенно значимую  роль, ведь иногда ответом на вопрос была неприметная на первый взгляд картинка на одном из домов или табличка с замысловатой историей.

Не обошлось и без забавных случаев. Как мы выяснили по ходу игры, важно было не просто найти ответ на вопрос, но и ввести его в определенной форме. К примеру, иногда было достаточно указать только фамилию выдающегося человека, а в других случаях ответ засчитывали только после ввода полных ФИО. Так, наша команда около тридцати минут бегала вокруг дома с табличкой, посвященной известному общественному деятелю и железнодорожнику Тынышпаеву, прежде чем мы догадались ввести в поле ответа его имя.

В процессе прохождения игры участникам пришлось побегать, чтобы компенсировать время, потерянное на особенно сложных вопросах. Мы галопом пронеслись по улице Толе би и, посчитав количество звезд на колоннах здания КБТУ, отыскали цитату Ремарка в арыке напротив Казахконцерта.


Памятник Сакену Сейфуллину
Памятник Сакену Сейфуллину

Наверное, каждому алматинцу иногда кажется, что он узнает каждый уголок родного города, по крайне мере — его центральной части. Apple Quest помог доказать, что это далеко не так. К примеру, думаю, не все обращали внимание на Аллею славы за зданием КБТУ и бюсты выдающихся личностей, которые увековечены на ней. Между тем, именно один из этих бюстов, памятник Сейфуллину, стал ответом на очередной вопрос.

В правилах участия в квесте много пунктов отводилось технике безопасности, а именно соблюдению правил дорожного движения. Понять, зачем столько внимания было уделено, казалось бы, очевидным вещам, можно было, только погрузившись в игру и начав движение от локации к локации в поисках решения загадок. Этот процесс настолько увлекает, что полностью забываешь о разумных предосторожностях при переходе дороги.

Вид соперников, легко вычисляемых из толпы по узнаваемым белым сумкам, лишь подстегивал азарт игроков. Казалось, что они идут за тобой по пятам. На самом деле все команды были разделены по различным маршрутам. Часть загадок у всех совпадала, но последовательность их прохождения была разной.


Магазин «Академкнига»
Магазин «Академкнига»

Подбегая к улице Гоголя, участники команды долго гадали, пытаясь вспомнить год основания легендарного магазина «Академкнига». Выяснилось, что самому старому книжному магазину Алматы в этом году исполнилось уже 65 лет.


Стена памяти Батырхана Шукенова
Стена памяти Батырхана Шукенова

Членам команд-участников Apple Quest выпала возможность узнать историю города, совершить экскурсию по достопримечательностям и познакомиться с его видными жителями. Помимо этого, часть вопросов касалась объектов, созданных руками современных художников Алматы. Так, именно благодаря этой игре я впервые побывал у стены памяти Батырхана Шукенова. Саксофон — предмет, неразрывно связанный с личностью этого артиста и изображенный на его портрете, сделанном алматинскими граффитистами, — был ответом на одну из загадок игры. Только в этом месте можно по настоящему понять, как казахстанцы любили своего кумира, четыре месяца назад преждевременно покинувшего наш мир. Возможно, со временем это место станет столь же культовым, как знаменитая стена Цоя в Москве.

Около стены Батыра нужно было найти табличку с загадкой. Поискав ее продолжительное время, мы оставили это дело и пропустили вопрос. Пробегая по Арбату, дошли до фонтана с детьми, чтобы выяснить, у кого из них на руке повязана лента.


Музей казахских народных музыкальных инструментов
Музей казахских народных музыкальных инструментов

От Арбата, поднявшись до Гоголя, мы направились в сторону парка. По пути, даже не останавливаясь, ответили на очевидный вопрос о памятнике, стоящем у входа в Парк 28 панфиловцев со стороны Гоголя. Следующий ответ тоже на первый взгляд казался очевидным. Нужно было указать название здания с зеленой крышей, стоящего на пересечении Гоголя и Зенкова. Еще не доходя до этого перекрестка, мы догадались, что речь идет о Музее казахских народных музыкальных инструментов. Вбив этот ответ, к своему удивлению мы не получили подтверждения о правильном ответе. Перепробовав все возможные сочетания слов в названии музея, сдались и перешли к следующему вопросу. Как позже выяснилось, ответ был правильным, но система дала сбой и не хотела его засчитывать.

К сожалению, с этого момента и начались наши проблемы. Каждый наш ответ не засчитывался системой. Зато мы узнали, в какой из школ города находился штаб легендарной Панфиловской дивизии.

Последний вопрос касался очень родной и близкой для нас темы — интернета. В нем говорилось об Аллее победителей премии Award.kz, высаженной в честь 20-летия домена KZ. К сожалению, этот ответ, как и предыдущие четыре, не был нам засчитан.


Команда Vox Populi
Команда Vox Populi

В парке наша дружная команда Vox Populi наконец завершила свой маршрут. Уставшие, но счастливые, мы в целом остались довольны игрой.

После завершения квеста организаторам пришлось выслушать многочисленные претензии от капитанов команд. Не только у нас случился сбой и не принимались ответы. Кроме того, спорными моментами стали формулировки тех или иных ответов. Электронная система в этом случае оказалась не столь эффективной. Судьи решили пойти навстречу участникам и исключить несколько вопросов из итоговых результатов.


Команда Angry Birds
Команда Angry Birds

Одной из самых ярких и оригинальных в плане костюмов участников стала команда Angry Birds. Капитан Асель Сабиева рассказала, как им пришла идея столь интересных нарядов:

— Мы — команда друзей, давно общаемся друг с другом. Когда узнали о квесте, решили попробовать сыграть, чтобы узнать что-то новое о городе и проверить свои силы. Экспромтом родилась идея о названии. Уже под него выбирали костюмы. Крылья покупали самостоятельно, а также брали у знакомых. Игра нам очень понравилась. Теперь, проходитя мимо зданий, памятников и парков, мы будем вспоминать сегодняшний день и те факты о городе, которые узнали в ходе квеста.


Команда «Коллеги»
Команда «Коллеги»

Капитан команды «Коллеги» Дарья Ладзина:

— Как и следует из названия нашей команды, мы работаем вместе. Увидела объявление о квесте на сайте «Типичная Алма-Ата», и не смогла пройти мимо. Предложила своим коллегам поучаствовать, и они согласились. Мы хорошо провели время. Было интересно искать ответы и обращать внимание на то, что обычно пропускаешь, проходя мимо.


Команда М&М
Команда М&М

Единственной семейной командой стал коллектив М&М с капитаном Ириной Мазепиной:

— Я узнавала о мероприятиях в рамках празднования Дня города, и увидела информацию об этом квесте. Предложила участвовать своим родным, и они подержали затею. В итоге вытянула на игру папу, маму и младшую сестру. Мы — спортивная семья, и поэтому маршрут дался нам легко. Получили от квеста массу положительных эмоций.


Команда Prado
Команда Prado

У пресс-стены мероприятия организаторы объявили победителей. Ими стала команда Prado, состоящая всего из двух человек. Ребята умудрились пройти квест всего за час из отведенных трех часов, правильно ответив на все вопросы игры. Им достался приз в размере 200 тысяч тенге.


Команда «Йети»
Команда «Йети»

Второе место заняла команда «Йети» (150 тысяч тенге), а третье — «Твикс» (100 тысяч тенге).

Кроме того, были разыграны призы в номинациях «Самая модная команда» ‪(Angry Birds), «Самая дружная семья» (команда М&М), «Самое оригинальное название» («Тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые»).


Команда Forever young
Команда Forever young

Участникам команд пришлось побороться за приз в номинации «Лучший девиз». Каждый из них придумал стих или оригинальную кричалку, но всех «порвала» команда Forever young, в качестве девиза сочинившая и исполнившая целую песню. Капитан команды Мереке Даниярова рассказала, зачем они решили взять с собой на игру гитару:

— Мы вместе снимаем квартиру, учимся в разных вузах Алматы и работаем в одной организации. Однажды, во время полета в другой город, я листала газету и там наткнулась на объявление о квесте. В тот же день позвонила подругам и попросила зарегистрироваться. Правда, в итоге регистрацию мы прошли только за 30 минут до ее окончания. Тогда родилось наше название — из песенки, которую я в тот момент напевала. Чтобы отличаться от других команд, сразу решили придумать оригинальный девиз и исполнить его в виде песни. Для этого пришлось таскать с собой гитару через весь город.


В целом участники мероприятия получили позитивные эмоции. Огрехи в организации и сбои системы можно списать на то, что мероприятие проводилось впервые. Остается надеяться, что в следующий раз таких казусов не возникнет. Хотелось бы верить, что подобные городские игры станут хорошей традицией и будут проводится чаще, чем раз в год. Желаем всем удачи в будущих квестах!

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000