VOX POPULI Святослав Антонов 24 августа, 2015 10:00

Городские сообщества: из Интернета в реальность

Городские сообщества: из Интернета в реальность
Фото: Азиз Мамиров
В последние годы в Алматы стали активно формироваться городские сообщества. Это группы людей, объединенных общими интересами и целями и стремящихся к преобразованиям вокруг себя. Почему они возникают, как развиваются и какую пользу приносят для всех нас — читайте в репортаже.

Группа «Защитим Алма-Ату/Алматы»
Группа «Защитим Алма-Ату/Алматы»

«Защитим Алма-Ату»

Одно из наиболее социально активных сообществ нашего города сформировалось в июле этого года, после того, как в соцсетях разлетелась новость о сносе здания 50-х годов, расположенного  по адресу Желтоксан, 115. Сначала возмущение этой ситуацией копилось в соцсетях, активисты составили онлайн-петицию о недопустимости изменения исторического облика города без согласования с горожанами. Когда реакция в интернете не возымела эффекта, возмущенные горожане решили выйти на улицу. 22 июля состоялся первый флешмоб у дома на Желтоксан - Богенбай батыра. На акцию собралось около 30 человек, которые кольцом выстроились вокруг дома, светили фонарями и пели песни. Одновременно в Facebook появилась группа «Защитим Алма-Ату», где активисты начали координироваться и обсуждать свои дальнейшие действия. До 2 августа флешмобы у здания проводились ежедневно. Самая большая акция собрала около ста человек. Архитектор Эмина Кужамуратова участвовала практически во всех начинаниях группы:

— В прошлом году офис, где я работала, находился в соседнем доме. Он принадлежал этой же компании-застройщику, и вскоре нас оттуда выселили, а на месте здания построили новое. Тогда же я спросила у знакомых о судьбе дома на Желтоксан - Богенбай батыра, и выяснилось, что его также собираются снести. Мы проводили встречу с активистами-экологами, защищающими Кок-Жайляу, и на ней вынесли вопрос о сносе дома. Для многих горожан это стало последней каплей после череды реконструкций и сносов различных зданий, приводящих к потери облика нашего города. Вскоре начали проходить флешмобы на улице. Эти акции направлены на привлечение внимания к проблеме. Однако мы не ограничились дежурствами у дома на Желтоксан, 115. Мы написали открытые письма президенту, акиму и главному архитектору. Во время одной из акций к нам подъехал руководитель управления внутренней политики города Санжар Бокаев. Он обещал, что застройщики встретятся с нами и разъяснят ситуацию. Вскоре представители владельца сооружения, компании Bay Shatyr Group, дали пресс-конференцию. Они продемонстрировали свой «проект» — какой-то сырой эскиз здания в отвратительной «неоклассике». Думаю, эту картинку они за день нарисовали или вообще в интернете нашли. После этого вроде затихли, и работы остановились. Была попытка провокации с их стороны, когда дом облили помоями и пытались во всем обвинить нас. Сейчас они никаких работ не ведут. Видимо, выжидают, когда все разойдутся.

Представьте, к примеру, новость о том, что группа американских миллиардеров выкупила участок Йеллоустонского заповедника и собирается срубить 20 тысяч сосен, чтобы построить там зону отдыха. Или власти Лондона решили построить торговый центр на месте вокзала Кингс-Кросс.

Однако участники сообщества не разошлись. Среди них выделились специалисты  в различных областях: архитекторы, пиарщики, градостроители, которые помогли группе вести координированные действия и придать акциям более широкую огласку в СМИ. Профессиональный пиарщик Сулушаш Магзиева стала главным PR-менеджером неформальной группы защитников города:

— Впервые я проявила активность, когда узнала о строительстве на Кок-Жайляу. Потом было много новостей о том, что строят бизнес- и торговые центры на месте исторических зданий. Думаю, у нас в городе хватает этих центров, а дефицит ощущается в другом. Не хватает домов детского творчества, спортивных клубов. Однако у нас предпочитают строить более коммерчески рентабельные сооружения. Я много времени прожила в Лондоне, и сейчас представляю всю ненормальность ситуации. Достаточно просто гипотетически перенести наши реалии в цивилизованные и развитые страны. Представьте, к примеру, новость о том, что группа американских миллиардеров выкупила участок Йеллоустонского заповедника и собирается срубить 20 тысяч сосен, чтобы построить там зону отдыха. Или власти Лондона решили построить торговый центр на месте вокзала Кингс-Кросс. Все это представляется нереальным, а у нас это обыденность, и с ней надо бороться. Именно поэтому я решила подержать группу. Используя свои профессиональные навыки, я стараюсь донести до людей, что мы не просто какая-то группа «городских сумасшедших» или бездельников. Тут все — занятые и работающие люди, просто они решили уделить часть своего времени спасению нашего города.


Жанна Спунер
Жанна Спунер

Другой специалист из числа участников сообщества, архитектор-дизайнер Жанна Спунер, оценивает ситуацию с профессиональной точки зрения:

— У всех, кто поддерживает наше сообщество, просто кончилось терпение. Я долго следила за ситуацией молча, не обращала на нее внимания, но когда добрались до зданий в историческом центре города, который власти обещали сохранить, решила действовать. Это здание действительно достаточно красиво, оно хорошо вписывается в ансамбль квартала. Можно снести некоторые соседние дома, но, с точки зрения дизайна, этот дом лучше не трогать. Застройщики ссылаются на аварийное состояние дома, однако у нас есть документы, подтверждающие, что не все так плохо. Мы имеем копию техпаспорта дома 2007 года, где указано, что износ составляет 40%. В здании стоят бетонные перекрытия, а не деревянные, как утверждают застройщики. Можно было провести внутренний ремонт и изменить назначение дома, не меняя его фасад. В конце концов, в Европе сохраняют дома IV века, а этому зданию всего чуть больше 50 лет.


Активисты группы у здания на Мира - Кирова
Активисты группы у здания на Мира - Кирова

Борьба за дом на Желтоксан, 115 — это лишь прецедент, который нужен нам, чтобы был создан независимый от властей города общественный совет, что-то вроде архитектурного надзора, в который могут войти все горожане.

Возможно, такую сплоченность и упорство борцов за сохранение здания на Мира - Кирова можно отчасти объяснить тем, что среди них достаточно много опытных активистов, принимавших участие в движении «Защитим Кок-Жайляу». Защитники природы окрестностей Алматы решили действовать совместно с людьми, стремящимися сохранить исторический облик города. Они считают, что обе инициативы объединяет защита интересов алматинцев и нежелание властей взаимодействовать с населением при  принятии важных решений.

— Нам удалось кое-чего добиться в деле защиты Кок-Жайляу. Этот объект был исключен из олимпийской заявки, и вообще мы были движущей силой антиолимпийского движения. По идее, там уже все застроить должны были, но из-за широкого внимания общественности дело замедлилось. Надеюсь, что и здесь удастся остановить застройщиков, — рассказывает один из лидеров движения защитников Кок-Жайляу Абай Ерекенов.

Участники сообщества отмечают, что их цель — не защита одного дома на Желтоксан -Богенбай батыра. Они стремятся к тому, чтобы спасти весь исторический центр от массовой застройки безликими стекляшками.

— Сейчас участники нашей группы в Facebook небольшими командами ходят по городу и снимают интересные архитектурные постройки, не включенные в список памятников, однако передающие атмосферу старой Алма-Аты. Мы собираем фактологический материал — те здания, которые в будущем также могут оказаться под угрозой сноса. Борьба за дом на Желтоксан, 115 — это лишь прецедент, который нужен нам, чтобы был создан независимый от властей города общественный совет, что-то вроде архитектурного надзора, в который могут войти все горожане. Именно этот орган, а не проакиматовская комиссия, состоящая из одних конформистов, должен определять, какой объект заслуживает охраны в качестве памятника истории и культуры.



Участники группы «Ресторанная критика Казахстана»
Участники группы «Ресторанная критика Казахстана»

«Ресторанная критика Казахстана»

Мы хотели создать сообщество, объединяющее рестораторов и их клиентов. Хотелось, чтобы люди оставляли у нас независимые отзывы, а владельцы заведений видели мнение публики о своем ресторане и, ориентируясь на него, могли корректировать недочеты и улучшать свою работу.

В мае 2014 года в Facebook появилась группа под громким названием «Ресторанная критика Казахстана», в среде участников известная, как РКК. Уже вскоре число участников возросло до 10 тысяч человек, а к настоящему времени оно перевалило за 30 тысяч. Члены группы оставляли свои отзывы о различных заведениях, где они бывали, а также обсуждали ресторанные и кулинарные темы. Со временем сообщество «критиков» вышло из сети в оффлайн, объединив людей, интересующихся или связанных с ресторанным бизнесом. Основатель группы ресторатор Юрий Пааль рассказал историю успеха тематического сообщества:

— По сути, все начиналось очень спонтанно. На одном мероприятии, проходившем в ресторане, мне подали не совсем качественный суп. По моей просьбе его меняли три раза, но результат был одинаков. Я написал у себя на странице пост об этом, оценив ресторан. Эта публикация вызвала небольшую волну обсуждения, и кто-то предложил создать отдельную группу, где можно было бы писать подобные вещи. Назвали как-то вроде «Заметки о ресторанах». Потом было предложено название «Ресторанная критика Казахстана». За одну ночь в группу добавилось около пятисот человек. Пришлось даже заводить новую страницу, чтобы сделать ее открытой. Вскоре группа зажила своей жизнью, а число ее участников начало расти в геометрической прогрессии. Откровенно говоря, мне сложно объяснить причины такой популярности. Вскоре после этого администраторы группы сформировали ее миссию. Мы хотели создать сообщество, объединяющее рестораторов и их клиентов. Хотелось, чтобы люди оставляли у нас независимые отзывы, а владельцы заведений видели мнение публики о своем ресторане и, ориентируясь на него, могли корректировать недочеты и улучшать свою работу.


Юрий Пааль
Юрий Пааль

Группа стала своеобразным путеводителем по заведениям города. Для многих людей мнение активных участников сообщества было весьма авторитетно. Многие пытались использовать это для бесплатного пиара и рекламы. Чтобы защититься от этого, в группе были введены определенные правила и появились администраторы.

— Думаю, благодаря этому сообществу в ресторанном бизнесе у нас появился определенный контакт между потребителем и покупателем. Я знаю, что многие администраторы заведений активно реагировали на каждый негативный отзыв, пытаясь устранить огрехи. Я сам так делал, когда писали посты о моем кафе. Думаю, группа помогла немного повысить ресторанную культуру в нашей стране.


Ольга Головина, активный член группы «Ресторанная критика Казахстана»
Ольга Головина, активный член группы «Ресторанная критика Казахстана»

Ольга Головина, один из первых участников группы:

— Фактически я стала первым членом группы, так как добавилась туда сразу, как только Юрий ее создал. Раньше работала в рестораном бизнесе, и это тема была очень интересна. Думаю, для наших горожан это была наболевшая тема, наверное, в этом и причина того, что группа начала так быстро расти. Вообще, у нас в городе уже сформировалась определенная культура посещения кафе и ресторанов. Есть большой выбор различных заведений, и людям хочется получить качество за свои деньги. Именно поэтому им давно хотелось высказать свои претензии или пожелания по поводу заведений, да так, чтобы их услышали. Достаточно быстро появилась обратная связь от рестораторов. Они поняли, что негативные отзывы серьезно влияют на их репутацию. В определенной степени это повлияло на улучшение качества наших ресторанов. Они стали бояться, что кто-то напишет про них плохо.

Постоянных участников группы стали узнавать в лицо и относиться к ним, как к настоящим профессиональным критикам. Да и вообще сейчас в ресторанах, увидев, что клиент снимает еду на смартфон, ему уделяют особое внимание, думая, что это очередной «критик». Со временем те, кто писали вначале, стали делать это реже, у них пропал интерес, но появилось новые активные члены. Мы поддерживаем и подбадриваем их. Таким образом группа не умирает. Думаю, она еще не исчерпала себя.


Канат Нысамбай
Канат Нысамбай

Одно дело, когда ты пишешь замечание в жалобную книгу или рассказываешь о том, как тебя плохо где-то обслужили, своим друзьям. Совсем другое — вещать свое мнение на большую аудиторию, где найдутся люди, которые тебя подержат.

Канат Нысамбай, активный участник группы:

— Думаю, большую роль в развитии группы сыграла социальная составляющая. Одно дело, когда ты пишешь замечание в жалобную книгу или рассказываешь о том, как тебя плохо где-то обслужили, своим друзьям. Совсем другое — вещать свое мнение на большую аудиторию, где найдутся люди, которые тебя подержат. В группу добавилось довольно много «звезд» казахстанских соцсетей, и они стали делать репосты из нее. Это также способствовало росту популярности РКК. Кроме того, появились рестораторы, которые в отдельных случаях извинялись перед клиентом в ответ на справедливые замечания. Сам хозяин ресторана зачастую не видит никаких проблем, погруженный в свою рутину, но тут у него появился взгляд со стороны. Вначале я писал очень много, «накатал» 20 постов о различных заведениях города. Вскоре группа объединила небольшие сообщества единомышленников, которым хотелось познакомиться и встретиться вживую. Так с конца 2014 года начались оффлайн-встречи участников этого сообщества. Самых активных членов было человек тридцать. Мы организовывали различные мероприятия, где встречались с согруппниками и администраторами РКК. Многие таким образом нашли себе новых друзей и знакомых.

Администраторы РКК и сами организовывали различные мероприятия для членов группы. Было проведено несколько сборов участников РКК в различных ресторанах города. Периодически в группе проводились конкурсы. Желающие могли участвовать в акциях «Незваный гость», когда «десант» ресторанной критики неожиданно высаживался в одном из заведений города, чтобы оценить его. Появилась традиция награждать походом в ресторан участников, вступивших в группу 10-, 20- и 30-тысячными. В целом «Ресторанная критика», как сообщество, объединяющее рестораторов и их клиентов, продолжает развиваться.

— Сейчас мы стараемся придумывать различные интересные фишки для членов группы. К примеру, скоро появится клубная карта, с помощью которой любой участник группы сможет получить скидки в различных ресторанах города. Мы планируем делать для членов РКК экскурсии на производство в различные заведения, чтобы они могли увидеть их кухню изнутри. Сейчас занимаемся съемками небольшого цикла кулинарных передач, где шеф-повара ресторанов города будут давать мастер-классы по приготовлению всевозможных блюд.



Участники группы «Дорога по понятиям»
Участники группы «Дорога по понятиям»

«Дорога по понятиям»

Нельзя забывать, что в большинстве дорожных происшествий все же виноваты водители. Именно поэтому девиз нашей группы — «Вернем уважение на наши дороги!» Главной целью сообщества стало повышение у наших граждан культуры вождения.

Традиционно одной из самых активных групп населения являются автомобилисты. Неудивительно, что с приходом в нашу жизнь соцсетей появилось большое количество автомобильных сообществ. Деятельность некоторых из них вышла за пределы простого общения в сети. Одно из таких сообществ — группа «Дорога по понятиям» — отличается от других фокусом на повышение уровня культуры и грамотности среди самих водителей.

Жанна Ахметова, администратор группы:

— Группа появилась чуть меньше года назад, в октябре 2014-го. До этого я записывала одноименный видеоблог у себя в Facebook, где освещала проблемы автомобилистов. Многие люди стали писать мне в «личку» с просьбой помочь им разобраться в той или иной трудной ситуации. Именно тогда я решила создать группу, чтобы эти проблемы можно было обсуждать там. У нас сейчас существует много подобных автомобильных сообществ. Одно из самых известных — «ОСА». Я не очень одобряю их деятельность, ведь они превратились в ярых борцов с сотрудниками дорожной полиции. Нельзя забывать, что в большинстве дорожных происшествий все же виноваты водители. Именно поэтому девиз нашей группы — «Вернем уважение на наши дороги!» Главной целью сообщества стало повышение у наших граждан культуры вождения.

На первом этапе большую часть контента группы составляли фото и видео нарушителей ПДД, снятые неравнодушными водителями. Несколько из этих случаев были оформлены в качестве заявления в административную полицию и виновные понесли наказание. В группе постоянно сидит несколько представителей органов наблюдая за ситуацией. В то же время администратор отмечает, что зачастую потенциального нарушителя может остановить сама боязнь огласки в интернете. Найдя в сети видео со своим участием, он в дальнейшем подумает прежде чем повторять свой проступок.


Алмат Мухмеджанов
Алмат Мухмеджанов

Алмат Мухмеджанов, участник группы:

— Я присоединился к этому сообществу с самого начала. По работе постоянно мотаюсь туда-сюда, и есть желание писать о проблемах, которые замечаешь. Несколько раз хотел написать посты, но заходя в группу видел, что эта тема уже обсуждается. Сейчас в сети часто можно найти ролики с нарушителями, снятые на видеорегистраторы. Зачастую эти записи дают результат, и виновный в нарушение ПДД получает наказание. Однако некоторые боятся выкладывать такие ролики, не желая становится «стукачами». У нас в обществе произошла подмена понятий. Это не стукачество, а борьба за безопасность и комфорт на наших общих дорогах. Человек, который ничего не натворил, не должен бояться камеры. Группа помогает сломать эти общественные устои. Помимо этого, мы часто обсуждаем различные темы, связанные с проблемами на дорогах, новыми законами и поправками в законодательстве.


Алматинский водитель-активист Майя Толеген
Алматинский водитель-активист Майя Толеген

Майя Толеген, активный участник группы:

— С Жанной мы в друзьях давно. Следила за ее видеоблогом, и сразу вступила в сообщество, когда оно появилось. Могу сказать, что с помощью группы лично решила одну автомобильную проблему. На перекрестке Момышулы - Акан Серы прямо по середине дороги долго был открыт люк. Он мешал водителям и создавал большие проблемы. Мы рассказали об этом в Управлении транспорта, и дело решилось в течение нескольких дней. Также мы решали проблему неправильного поворота на перекрестках нескольких маршрутов автобусов. В целом, группа помогает в таких случаях.


Болат Кажиакбар
Болат Кажиакбар

Болат Кажиакбар:

— Благодаря группе нам удается мониторить дорожную ситуацию в режиме реального времени. Если кто-то сталкивается с проблемами вроде упавшего на дороге дерева, он делится этой информацией с другими участниками. Вообще, общественная огласка в интернете очень помогает в решении различных проблем. К примеру, у меня около дома есть опасный перекресток, где не установлены камеры, и водители несутся под 160-180 километров в час. Когда я один говорю о том, что там нужно поставить камеру, это не имеет эффекта. Если эту тему будут активно обсуждать в сети, то, вполне возможно, соответствующие органы обратят на нее внимание.

В группе состоит много специалистов, юристов, работников государственных и правоохранительных органов, которые консультируют водителей об изменениях в ПДД и новых законах, а также различных спорных ситуациях. Кроме того, для участников выкладываются телефоны и другие каналы связи с различными органами, имеющими отношение к городским дорогам, чтобы люди могли самостоятельно решить возникшие проблемы. Таким образом, ведется работа по повышению грамотности среди наших автомобилистов.

— В сентябре мы планируем провести встречу участников сообщества и обсудить дальнейшие планы развития. Думаю, нужно уделять больше внимания работе по выявлению нарушителей правил дорожного движения. Отдел розыска административной полиции готов с нами сотрудничать. Достаточно будет только собрать доказательства в виде фото и видео, и мы сможем способствовать задержанию дорожных преступников. Кроме того, хотим написать несколько петиций по спорным законам, касающимся автомобилистов и проблем дорожной инфраструктуры города, — добавляет Жанна.



Участники группы «Вело-Алматы»
Участники группы «Вело-Алматы»

«Вело-Алматы»

Мы активно занялись проблемой отсутствия велопарковок. Участники группы на свои средства приобретали их и устанавливали в оживленных местах города. Вскоре различные частные и государственные организации начали самостоятельно ставить такие парковки перед своими зданиями.

Одним из первых сообществ горожан стала группа «Вело-Алматы». Она появилась еще до эпохи соцсетей, и ее участники впервые познакомились в ходе осуждения проблем велосипедистов в одной из тем некогда популярного форума «Центр Тяжести».

— Когда мы впервые начали обсуждать необходимость создания инфраструктуры для велосипедистов, велосообщества как такового в нашем городе еще не было. Очень малое количество людей предпочитало машинам двухколесный транспорт. Именно тогда, в 2007 году, мы решили впервые проявить инициативу, собрав подписи под письмом акиму, где просили построить велодорожку. Мы ходили с этим письмом по всем друзьям и на спортивные мероприятия, «отлавливая» немногочисленных велосипедистов. В итоге письмо было отправлено, но реакции на него не последовало. В Управлении архитектуры прямо сказали, что нас, велосипедистов, слишком мало, чтобы что-то специально строить. Тем не менее, именно с этого времени мы берем отсчет начала деятельности группы. После были подготовлены письма почти во все министерства. Откликнулись только в Министерстве транспорта. Они предложили встретиться, а один из членов нашей группы как раз ехал по работе в Астану. Мы подготовили для него презентацию нашего проекта. Так мы начали работать с властями. Думаю, отчасти результатом этой работы стало появление в 2010 году первой в Алматы велосипедной дорожки на проспекте Абая. К сожалению, при ее строительстве не были проведены консультации с велосипедистами. Она, конечно, во многом несовершенна, но это был первый важный шаг. Мы познакомились с представителями Управления транспорта, и буквально завалили их мешком писем с различными предложениями по развитию схемы велосипедной инфраструктуры города. Часть из них были приняты, — рассказывает один из активистов группы, эколог Светлана Спатарь.


Буклеты, выпущенные группой «Вело-Алматы»
Буклеты, выпущенные группой «Вело-Алматы»

В 2009 - 2011 годах, при поддержке Госдепартамента США, группа выступила и самостоятельно раздала водителям автомобилей листовки, в которых рассказывалось о безопасном взаимодействии с велосипедистами на дороге. Чуть позже была выпущена и «Памятка велосипедиста» с правилами ПДД, рекомендациями по поведению в случае аварии, техникой безопасности на дорогах. Члены группы своими силами организовали курсы безопасного движения для велосипедистов, где проводили бесплатные практические и теоретические занятия.

— Мы активно занялись проблемой отсутствия велопарковок. Участники группы на свои средства приобретали их и устанавливали в оживленных местах города. Вскоре различные частные и государственные организации начали самостоятельно ставить такие парковки перед своими зданиями. Сейчас их по городу уже достаточно много, — добавляет Светлана.

Первый веломарш в Алматы:



Несмотря на наличие большой аудитории, в своих группах в соцсетях актив сообщества «Вело-Алматы» не превышал 15-16 человек. Однако даже такому небольшому числу людей совместными усилиями удалось сделать многое. Для популяризации велосипеда, как средства передвижения, были проведены такие акции, как «День без автомобиля», «Час велодвижения», «День движения планеты». Именно группа «Вело-Алматы» занялась организацией первых веломаршей.


Детское велосоревнование, фото из архива группы
Детское велосоревнование, фото из архива группы

Позже инициативу в проведении этих событий взял на себя акимат. Кроме того, участники группы впервые начали организовывать детские велосоревновнания.


Аскар Тулеев
Аскар Тулеев

Среди участников велосипедной группы можно найти людей различных профессий. Есть архитекторы, экологи, юристы, програмисты, инженеры. Каждый из них по мере сил и своих профессиональных навыков помогал в реализации инициатив сообщества.

Аскар Тулеев, IT-специалист:

— Я вступил в группу не так давно, совершенно случайно узнав о ее существовании. Им уже удалось добиться много. Я помогаю готовить и отправлять письма в госорганы, потому что имею в этом деле определенный опыт. Вообще, очень хорошо, когда есть такое количество разных людей. Мы можем проводить мозговой штурм и совместно эффективно решать различные задачи.


Дмитрий Жуков
Дмитрий Жуков

Уже нет смысла просто пропагандировать велосипед, так как сейчас появилось много тематических велогрупп. За проведение веломаршей и других мероприятий взялись большие компании. Мы же хотим развивать устойчивый транспорт, и это не только велосипеды, но и правильная организация автомобильного и пешеходного трафика. В городе все взаимосвязано, и здоровая среда формируется разными факторами.

Дмитрий Жуков, банкир:

— Я в группе почти с самого начала, со времени, когда она еще размещалась на форуме. Когда мы отправляли первые письма в акимат, то были немного наивны, и считали, что достаточно один раз написать, чтобы решить проблему. Как выяснилось, нужна долгая и систематическая работа. По мере сил каждый из нас вносит свой вклад в общее дело.

Сейчас группа активно взаимодействует с программой «Устойчивый транспорт Алматы», по реализации пилотного проекта строительства велодорожки по улице Тимирязева. Кроме того, активисты пишут письма и петиции, обращая внимания на несовершенство законодательств и ПДД в отношении организации движения велосипедов по городу. Члены сообщества регулярно собираются и обсуждают новые проблемы.

— Сейчас мы уделяем больше внимания общим вопросам развития транспортной системы. Уже нет смысла просто пропагандировать велосипед, так как сейчас появилось много тематических велогрупп. За проведение веломаршей и других мероприятий взялись большие компании. Мы же хотим развивать устойчивый транспорт, и это не только велосипеды, но и правильная организация автомобильного и пешеходного трафика. В городе все взаимосвязано, и здоровая среда формируется разными факторами, — добавляет Дмитрий.


Таким образом, можно сказать, что тренд объединения людей в сообщества по определенным интересам только набирает обороты. Возможно, именно такие группы явятся зачатками социальной активности и гражданского общества в нашей стране. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000