VOX POPULI Святослав Антонов 17 февраля, 2015 08:00

Газ или бензин

На АЗС
На АЗС
Фото: Тимур Батыршин
В последнее время тема перехода машин на газовое топливо все чаще поднимается в прессе и в кабинетах городских чиновников. В сравнении с бензином газ считается более экономичным и экологичным топливом. Почему же до сих пор не происходит массовое переоборудование автомобилей на газ? На эту тему мы и пообщались с экспертами, владельцами компаний, устанавливающих ГБО (газобаллонное оборудование), экологами, а также обычными автомобилистами.

Метан и пропано-бутановая смесь

Установка ГБО и переход на газ в качестве топлива участились в последние два года. Связано это с повышением цен на бензин. Используются два вида газообразного топлива: метан и пропано-бутановая смесь. Первый используется в основном на муниципальном транспорте и в некоторых службах такси. Оборудование для работы с таким топливом стоит почти в два раза дороже, чем пропановые ГБО. Кроме того в Алматы в настоящий момент действуют всего лишь пять заправок, использующих метан. Именно по этим причинам большинство автомобилистов предпочитают установки, работающие на пропано-бутановом топливе.

Марина, менеджер по продажам, работающая в компании "Бейбарс газ", рассказала, почему водители все чаще переходят на газ.

– В сравнении с бензиновыми двигателями у ГБО есть много преимуществ. По словам водителей, главная причина перехода на газ  экономия. В данный момент средняя цена бензина марки АИ-92 составляет в Алматы 99 тенге за литр, газ стоит 60 тенге за литр. Даже с учетом того, что при работе на газе мощность двигателя снижается на 10-15%, а потребление вырастает на 10%, средняя экономия в денежном выражении составляет примерно 40%. Если вы проезжаете в день 50 км, а расход топлива вашей машины составляет 20 литров на 100 км, вы сможете экономить 380 тенге в день или 11400 тенге в месяц. С увеличением объема двигателя или ежедневного километража экономия растет. Именно по этой причине ГБО особо популярно среди водителей внедорожников, грузовых автомобилей, а также среди таксистов. В прошлом году мы продали более 300 установок ГБО, – говорит представитель "Бейбарс газ".

Кроме уменьшения расходов на топливо, у ГБО есть еще ряд преимуществ перед бензиновыми двигателями. В результате сгорания газа образуется меньшее количество вредных выбросов. Благодаря высокому октановому числу топлива (103) увеличивается ресурс работы двигателя. Газовая смесь менее агрессивна в сравнении с бензином, поэтому не смывает масляную пленку со стенок цилиндров двигателя. Увеличивается срок работы свечей и срок службы моторного масла. В то же время существуют заблуждения по поводу ГБО. Одно из самых популярных – автомобили на газовом топливе более взрывоопасны при попадании в аварию. Толщина стенок баллона составляет 3-7 мм, и этого более чем достаточно даже в аварийной ситуации. Марина рассказала, что некоторые из клиентов компании попадали в аварию. Газовое оборудование сохранялось лучше других частей двигателя и было пригодно к повторному использованию.

Цена вопроса

В данный момент стоимость ГБО достаточно высока. Большинство компаний устанавливает оборудование итальянско-польского (Digitronic) и итальянского (Milano, Lovato) производства. Цена на газовое оборудование популярной марки Digitronic зависит от типа двигателя и емкости баллона. В "Бейбарс газ" ГБО на четырехцилиндровый двигатель (объем от 0,8 до 2,8 литров) будет стоить от 150 до 170 тысяч тенге, на шестицилиндровый двигатель (объем 2,8 до 3,5 литров) – от 180 до 220 тысяч, на восьмицилиндровый двигатель (от 4 литров и выше) – от 250 до 270 тысяч тенге. При такой стоимости ГБО обычно окупается за 5-12 месяцев.

При этом для владельцев авто с ГБО возникают и дополнительные расходы. После каждых 15 тысяч километров пробега нужно будет менять фильтры, их цена составляет 4000-4500 тенге вместе с установкой.

При установке ГБО в машину со стандартным бензиновым двигателем нет необходимости в конструктивных изменениях; к существующим деталям добавляется дополнительное оборудование. В настоящее время в Казахстане устанавливают ГБО четвертого поколения. Оно отличается от предыдущих наличием блока управления, специального устройства контролирующего подачу газа на основе сигналов штатного блока управления двигателем. Помимо блока управления в комплект входят форсунки распыляющие газ в цилиндры двигателя, редуктор-испаритель переводящий газ из жидкого состояния в газообразное, фильтры тонкой очистки, газовый клапан открывающий подачу топлива на редуктор, переключатель топлива, который устанавливают в салоне, газовый баллон, внешнее заправочное устройство, а также набор проводов и шлангов связывающий все эти части в одну систему.

Баллоны

При установке ГБО автомобилисту предлагают выбрать из двух видов газовых баллонов. Цилиндрические баллоны устанавливаются в багажнике и занимают около 30% его объема.

Для тех, кто экономит место в багажнике, предусмотрен второй, более дорогой тип баллонов – тороидальной формы. Такие баллоны обычно устанавливают вместо запасного колеса. На внедорожниках тороидальные баллоны ставятся под днищем автомобиля.

Документы

Перед установкой ГБО необходимо выполнить некоторые бюрократические процедуры. Необходимо получить разрешение в дорожной полиции. Затем, уже после установки нового оборудования, автомобиль должен пройти техосомотр в центре сертификации. Стоимость сертификации – 7000 тенге.

– Мы предоставляем клиентам весь необходимый пакет документов. В него входят договор об установке оборудования, акт проделанных работ, государственные стандарты и сертификат компании. После переустановки нужно обязательно получить новый техпаспорт. Владелец машины отправляется с этими бумагами в автомобильный ЦОН, где в техпаспорте вносится запись об установленном ГБО. Госпошлина на замену техпаспорта составляет сейчас около 4500 тенге, – рассказывает Марина.

Процесс установки ГБО занимает два-три дня. Установка газового баллона в багажник и работы под капотом машины проходят одновременно. При установке ГБО двигатель частично разбирают, не извлекая из машины. Много времени занимает настройка и отладка электроники.

Несмотря на широкую популярность газовых установок пропан-бутановго типа, государство и администрация города стимулируют развитие интереса метановым ГБО, считая метан более экономичным топливом. Компания "КазТрансГаз" ведет строительство сети метановых заправок. Акимат города совместно с "НК СПК "Алматы" начал программу по переоборудованию машин на газовое топливо. В рамках этой программы была создана микрокредитная организация "Алматы Көмек", предоставляющая льготы автомобилистам, желающим переоборудовать свой автомобиль под метановое топливо. О преимуществах, недостатках и особенностях перевода машины на метан рассказал директор компании Green Auto Service Рустам Исаев.

– Метановое оборудование хорошо подходит для коммерческого и общественного транспорта. У таких машин большой расход бензина/дизеля и километраж, так что высокие вложения в ГБО на метане окупаются быстрее. Кроме того, грузовые автомобили зачастую работают на дизельном двигателе. Дело в том, что по химическим особенностям пропан-бутан может замещать не более 25-30% дизеля, в то время как замещение дизеля метаном доходит до 80%. Владельцам парка дизельного автотранспорта выгоднее переоборудовать машины на метан. Сейчас цена этого топлива составляет 54 тенге за литр. Большинство метановых заправок расположены в нижней части города, но именно в этих районах и эксплуатируется грузовой транспорт. Если к нам обращаются юридические лица, чьи грузовики ездят в радиусе 100 километров от заправки и оснащены дизельным двигателем, мы советуем им устанавливать ГБО на метане, – говорит директор Green Auto Service.

– Метановые баллоны достаточно дорогие. 80-литровый композитный баллон стоит около 100 тысяч тенге. Стоимость установки метанового ГБО на машину с бензиновым двигателем зависит от количества цилиндров. Переоборудование четырехцилиндрового автомобиля стоит 260-350 тысяч. Шестицилиндрового – 350-420 тысяч. Для дизеля система метанового ГБО сложнее и соответственно дороже – от 550 тысяч, – отмечает Рустам.

Как отмечают специалисты, у ГБО на метане есть важный недостаток. Метан хранится под давлением, в 15 раз (250 атмосфер) превышающим давление в пропан-бутановом баллоне. Для хранения этого газа необходимы прочные баллоны с толщиной стенок до 1,5 сантиметров. Они массивнее пропан-бутановых и занимают больше места в багажнике. Баллон объемом 80 литров может вместить в себя только 18 кубометров метана (около 18 литров). Кроме того, бензиновые двигатели переведенные на метан теряют в мощности до 10%.

В тоже время, автомобиле на метане имеют ряд существенных преимуществ. Дизельные автотранспортные средства переведенные на метан более экономичнее чем переведенные на пропан-бутан, по причине большего замещения дизельного топлива газом. Мощность двигателей переведенных в газодизельный режим увеличивается на 10-15%. Экологичность газодизельных двигателей на порядок выше чем у дизельных. При проведении замеров токсичности выхлопов новенький грузовик IVECO повысил свой стандарт эмиссии с Евро-3 до Евро-4; выбросы СО2 снижаются на 30%; сажа уменьшается в 2 раза. Кроме того, метан в баллонах не замерзает при любом морозе, так как температура замерзания минус 163'С.

Экология

Необходимость перехода машин на природный газ имеет не только экономическую, но и экологическую подоплеку. Многие экологи возлагают на ГБО надежды на снижение вредных выбросов от автомобилей. Эта проблема особенно актуальна для Алматы, где, по данным "Казгидромета", уровень загрязнения атмосферы достиг высокого показателя – 11,2. При этом, как отмечают эксперты, более 70% вредных веществ выбрасывается именно автомобилями. В Алматы зарегистрировано 500 тысяч автомобилей, которые сжигают приблизительно 772 миллионов литров бензина в год. О том, как переход на альтернативное топливо может повлиять на экологическую ситуацию, рассказал менеджер проекта программы развития ООН "Устойчивый транспорт г. Алматы" Елена Ерзакович.

– В отработавших газах двигателя содержатся более 200 токсичных химических соединений. Из них к учету принимаются следующие наиболее представительные  и вредные  вещества: оксид углерода, оксиды азота, вредные загрязняющие и смогообразующие вещества, оксиды серы, вредные загрязняющие вещества – твердые частицы и сажа, вредные загрязняющие взвешенные частицы, содержащиеся в отработавших газах двигателя; и т.д. Метан СН4, аммиак NH3 и закись азота N2O – парниковые и озоноразрушающие вещества, так же содержащиеся  в отработавших газах двигателя. Это связано с содержанием  в отработавших газах двигателя следующих веществ: диоксид углерода СО2, основной компонент создающий парниковый эффект в атмосфере (парниковый газ). Они являются причинами роста числа респираторных заболеваний и увеличения риска онкологии– говорит Елена.

– В данный момент в структуре автотранспорта города преобладают личные автомобили. По последим данным в Алматы зарегистрирована 471 тысяча легковых автомобилей. Как вы можете видеть даже если перевести весь общественный транспорт на газ, это не может глобально изменить ситуацию с загрязненностью атмосферы, поэтому нужно менять структуру парка, контролировать  выбросы и регулировать передвижения частного автотранспорта.  Если не произойдет никаких изменений за следующие 10 лет уровень загрязненности повыситься на 75%. Уровень выбросов углекислого газа  достигнет 4,99 миллионов тонн в год. Чтобы изменить ситуацию нужно переводить автомобили на газ, одновременно меняя структуру автомобильного парка города в сторону увеличения процента общественного транспорта и сокращения личного. Использования метана в качестве топлива значительно сокращает выбросы. При этом мы не исследовали степень загрязнения от пропан-бутана, так как считаем его недостаточно привлекательным с разных точек зрения, – продолжает она.

– На сегодня число машин работающих на газе составляет только  0,7%  от всего парка, это около 3656 автомобилей. Как видите пока что это капля в море. Требуется рост инфраструктуры газовых заправочных станций , который приведет к росту автомобилей,работающих на газе. В тоже  время стоит отметить, что в некоторых странах уже есть положительный опыт. К примеру, в США была запущена программа “Чистые города”. Благодаря ее реализации к 2013-ому году число газовых заправок достигло 1226 станций, а ежегодный их прирост составляет 38%, – говорит менеджер проекта программы развития ООН "Устойчивый транспорт г. Алматы".



– В рамках программы устойчивого развития транспорта мы работаем над  обучением специалистов по обслуживанию машин с ГБО. В казахстанских профильных учебных заведениях не существует специальности автомеханик, работающий с ГБО, а ведь там есть своя специфика. Пока в пилотном режиме данную специальность внедряют в Алматинском колледже новых технологий. Городу нужна комплексная программа по улучшению состояния воздушного бассейна, включающая весь объем мероприятий по сокращению потребления органического топлива, использованию более чистого автотранспорта, контроль за качеством топлива и четкая система регулирование трафика в пределах границ города. Мы не можем решить все проблемы сразу, поэтому сейчас, основное же направление нашей деятельности улучшение инфраструктуры общественного транспорта. Мы разработали проекты по внедрению БРТ  скоростного автобусного транспорта с выделением специальных полос для него и надеемся на его скорейшее внедрение. Кроме того, мы занимаемся развитием и пропагандой не-моторизованных способов передвижения, в частности улучшения условий для использования велосипедов. Только комплекс всех этих мер, наряду с альтернативными видами топлива, может помочь улучшить ситуацию, – замечает Елена.

Академик технических наук Токтамыс Мендебаев тоже подтверждает позитивное влияние увеличения доли газового транспорта на экологическую обстановку.

– Климатические условия нашего города способствуют оседанию вредных веществ. На высоте 150-200 метров толщина слоя смога составляет 20 метров. Утром ветер дует с северной стороны, унося пары углекислого газа в сторону гор. Это приводит к повышению интенсивности таяния ледников, а они являются источником питьевой воды для города. По исследованиям ученых, суммарный выброс вредных веществ у машин на газе на 20-25% меньше, чем у автомобилей с бензиновыми двигателями. При этом нужно учитывать, что сравнение проводилось с современными марками топлива – Евро-4 и Евро-5. У нас на заправках продают бензин только марки Евро-3, при этом он даже до этого стандарта дотягивает с большой натяжкой. Так что в сравнении с нашим бензином газ экологичнее в два-три раза, – говорит ученый.

Заправки

В настоящее время в Алматы работает более трех десятков пропан-бутановых газовых заправок. Газовое толпиво продают на заправках Royal Petrol, Sinooil, "Бейбарс газ".

Газозаправочная станция значительно отличается от бензиновой и представляет из себя моноблок. Он состоит из одной или двух емкостей средним объемом 5 м³. Электронной колонки, которая может отпускать газ в литрах и килограммах, насоса производительностью 50 и 100 л/мин.



В процессе заправки газ проходит через фильтры очищаясь от загрязнений. По словам заправщика газ пока не пользуется особой популярностью, он обслуживает в среднем 20-30 машина в день.

Мы поговорили о газовых установках с автомобилистами – как с теми, кто уже перевел свой автомобиль на газ, так и с теми, кто еще только думает над этим шагом.

Что говорят водители

Константин Игнатченко, перевел машину на газ полтора года назад.

– Поставил ГБО в первую очередь из-за экономии. У меня Land Cruiser 105 с объемом двигателя 4,5 литров. По работе приходиться много ездить, а на выходные часто выезжаю за город. В среднем проезжаю около 100 километров в день. Окупил установку ГБО за пять месяцев, а сейчас экономия составляет около 40%. Кроме того, появился еще один важный плюс – дополнительный бак. Емкость бензобака – 160 литров, газовый баллон рассчитан на 95 литров. Могу от Алматы до Астаны проехать без дозаправки. Разговоры о снижении ходовых качеств машины при работе пропан-бутановом топливе не подтвердились на практике. На газе машина ездит даже лучше, чем на бензине. Многие друзья, понаблюдав за мной, также приняли решение перейти на газ, – говорит Константин.

Кадырбек Аширбеков, перевел машину на газ три месяца назад.

– Установил ГБО третьего поколения за 95 тысяч тенге. Причиной стало подорожание цен на бензин, он тогда стоил 129 тенге за литр. Особых минусов у ГБО не заметил. Часто езжу между Алматы и Таразом. Если раньше на топливо тратил 7000 тенге, то теперь 3700 тенге. Экономия существенная, – делится Кадырбек.

Юрий Герасимов, перевел машину на газ месяц назад.

– Переводя машину на ГБО, многие думают только об экономии, но ведь нельзя забывать об экологичности этого топлива. Я работаю на своей машине в службе доставки. Раньше тратил на топливо около 85 тысяч тенге в месяц. Теперь около 40 тысяч. Для грузового транспорта газ – отличное решение. Недостатки? Мало заправок, – считает Юрий.

Марат Байсенов, перевел машину на газ полтора месяца назад.

– Газ выходит намного экономичнее бензина. Около месяца раздумывал над тем, переводить ли свою машину на этот вид топлива или нет. Все посчитал и решился. Потратил около 156 тысяч тенге. Взял в банке кредит на установку ГБО, выплачиваю 26 тысяч тенге в месяц, а экономлю при этом 30 тысяч тенге. Все говорят, что при использовании газа расход выше, но у меня почему то обратная тенденция. На бензине был расход 15 литров в день, а на газе стало 12 литров, – отмечает Марат.

Нурбол Гафуров, приобрел машину с газовым двигателем три года назад.

– Когда встал выбор, какую машину заказывать – на бензине или на газе, выбрал газ. По цене выходило одинаково. Мне привезли Daewoo Magnus из Кореи. Машина хорошая. Посчитал, что при использовании газового топлива экономлю около 1000 тенге в день. Дважды в год приходится менять фильтры, а так никаких проблем нет, – рассказывает Нурбол.

Ермек Намазаков.

– Думал о переводе машины на газ. По моим подсчетам получается хорошая экономия. Правда, цены на установки пока высоковаты. Для старой машины газовую установку вообще не имеет смысла покупать, выйдет полцены машины. Кроме того, у нас местность горная. Снижение мощности мотора может негативно сказаться на проходимости. Окончательного решения я еще не принял, – говорит Ермек.

Семен Фокин.

– У моей машины большой объем двигателя, три литра. В день потребляет много бензина, так что переход на газ позволил бы неплохо сэкономить. Правда, я купил машину всего три недели назад, так что пока никакие конструктивные изменения вносить не хочу. Кроме того, это не так уж и быстро, нужно разрешение в дорожной полиции получать, – считает Семен.

Ренат Исмаилов.

– Газовое топливо мне не подходит. Много езжу за городом, так что важно наличие запаски. Да и багажник у меня небольшой, а баллон занял бы почти все место. Посчитал и понял, что не сильно сэкономлю. А установка ГБО – большие траты, лишние головные боли. Газовые заправки в степи тоже не просто будет найти, – отмечает Ренат.

Бауржан Сарсенали.

– Думаю, что переведу машину на газ, но не сейчас. Не хочу вкладываться в старую машину. А вообще перевод на газ – экономически выгодное вложение, – считает Бауржан.

Турсынжан Мансуров.

– Недавно смотрел передачу на российском канале, где обсуждали эту тему. Там сказали, что это сложная процедура и особой выгоды при этом нет. Не знаю, может передача была нефтяниками пролоббирована. В любом случае, если власти хотят мотивировать переход на газовые установки, то нужна более активная пропаганда, различные виды стимулирования. Если бы об этом регулярно рассказывали по телевизору, проводили акции, объясняли водителям выгоду от использования ГБО, тогда удалось бы ситуацию переломить. А сейчас… как мы ездили на бензине, так по привычке будем и дальше ездить, – подытоживает Турсынжан.


Так что же мешает массовому переходу на газ? Эксперты, владельцы компаний по установке ГБО, а также водители отчасти ответили на этот вопрос. Людей смущает высокая цена оборудования, минимальный срок окупаемости которого – 5 месяцев. Многие водители думают только об экономической выгоде, не обращая внимания на экологическую важность проблемы. Владельцы новых автомобилей боятся вносить изменения в конструкцию своего "железного коня", не предусмотренные производителем. Некоторые верят в стереотипы о повышенной аварийной опасности машин на газе. Большинство же просто продолжают ездить на бензине. Специалисты отмечают, что эту ситуацию могут изменить только государственные программы в виде налоговых льгот или других инструментов, стимулирующих водителей переходить на ГБО. Такая практика успешно себя показала в Европе и многих странах Азии. Остается только надеться, что со временем мы все перейдем на газ и другие виды экологического топлива, такие как электричество, и этим спасем наши мегаполисы от перспективы "утонуть" в облаке смога.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000