VOX POPULI Святослав Антонов 31 августа, 2015 10:00

Экстремалы: паркур

Экстремалы: паркур
Фото: Тимур Батыршин
Те, чье детство и молодость пришлись на 2000-е годы, наверняка знают, что такое паркур. В то время молодежь фанатела от таких фильмов, как «Ямакаси» и «13-й район». Некоторые из этих ребят решили посвятить все свободное время своему увлечению, ежедневно отрабатывая элементы и повышая мастерство. Мы решили узнать, как паркур-движение зарождалось в нашей стране, чем сейчас занимаются казахстанские трейсеры и каковы перспективы развития этой дисциплины.

Фото из архива первой казахстанской команды трейсеров
Фото из архива первой казахстанской команды трейсеров

В паркуре существует постоянная мотивация совершенствоваться. Хочется сделать элемент еще красивее, еще чище и еще зрелищнее, чем раньше. Это желание помогает не расслабляться, двигаясь вперед.

Паркур, или искусство перемещения в городском пространстве и преодоления препятствий, зародился как стиль в конце 90-х годов во Франции. Его основателями стали Давид Бэлль, Себастьян Фукан и их первые сподвижники. Вскоре, благодаря возможности тренироваться без специальных залов прямо на улицах и популяризации через видеоролики и кинематограф, паркур-движение стало распространяться по миру. В нашу страну оно пришло на стыке 2004–2005 годов. Одной из первых паркур-команд Казахстана стала команда FtF — Feel the Freedom.


Занятия в школе паркура, Алматы
Занятия в школе паркура, Алматы

В 2006 году один из участников FtF — Сергей Головенко — основал первую в Средней Азии школу паркура. Сначала тренировки трейсеров проходили на улице, на запасном поле Центрального стадиона. Ребята сооружали свой первый спот (место для тренировок — прим. авт.) из подручных средств и автомобильных шин. Школу посещали одновременно до 50 человек.


Фото из архива. Сборка паркур-площадки для школы паркура, Алматы
Фото из архива. Сборка паркур-площадки для школы паркура, Алматы

Со временем для тренировок начали арендовать школьные спортзалы, а затем и более профессиональный и оборудованный гимнастический зал. Популярность паркура росла, и вскоре число трейсеров достигло ста человек, а людей, так или иначе вовлеченных в местное паркур-движение, было намного больше.



SNICKERS URBANиЯ 2010
SNICKERS URBANиЯ 2010

Владимир Бессонов

Участник одной из первых профессиональных команд Kz3runners

— Золотой эрой нашего паркура были 2008-2010 годы. Именно тогда значительно выросло число профессиональных трейсеров, достигших определенного уровня мастерства. В то же время насчитывалось около 1000 любителей паркура по всей стране. В этот же период стали активно проводиться соревнования. Помимо небольших мероприятий, в Алматы ежегодно проходил масштабный фестиваль SNICKERS URBANиЯ, а в Астане чуть менее масштабный — «Волна экстрима».


Во время соревнования SNICKERS URBANиЯ
Во время соревнования SNICKERS URBANиЯ

— Первоначально соревновательный элемент в паркуре не играл столь значительной роли, но у людей возникал азарт помериться силами. Также и у нас после нескольких первых соревнований интерес к ним резко возрос. Отбор стал очень жестким. Люди начали делать какие-то умопомрачительные трюки, зачастую даже не думая о безопасности. Некоторым от этого сносило крышу.

— Через несколько лет соревнования стали проходить реже, специальной открытой площадки для паркура так и не появилось, и интерес к этой дисциплине пошел на спад. Однако некоторые ребята, которые занимались паркуром в те годы, продолжают это делать и сейчас.



Алексей Харитонов
Алексей Харитонов

Алексей Харитонов

паркуром занимается шесть лет

— Фактически я увлекся этой уличной  дисциплиной в 2009 году. В то время жил в Караганде. Мы это не называли паркуром, сначала для нас это была уличная гимнастика. Затем увидели в сети крутые ролики с ребятами, делающими невероятные трюки. Там же в видеороликах подсмотрели какие-то базовые элементы, которые самостоятельно повторяли. Затем появилась возможность посещать гимнастический зал. Я занимался  со спортсменами, а после тренировок была возможность использовать помещение в своих целях — для отработки прыжков, сальто и кувырков. Именно такая физподготовка позволила освоить это непростое дело.

Добившись определенного уровня мастерства, Алексей начал принимать участие в соревнованиях. Он занял первое место на фестивале SNICKERS URBANиЯ, а позже выиграл еще одно первенство трейсеров — в Москве. Все это время он не прекращал ежедневные тренировки.

— Паркур — это альтернатива физкультуре и спортзалу, способ поддерживать себя в хорошей форме. Благодаря этому увлечению я нашел свою работу. У нас проводились съемки какого-то фильма, где были нужны люди, умеющие прыгать. Меня пригласили туда. Во время съемок обратил внимание на работу специалистов по освещению. Позже заинтересовался этой сферой, и сейчас сам стал осветителем. Помимо прочего, силы и ловкость, полученные в результате многолетних занятий паркуром, также пригодились, ведь в моей профессии нужно работать с весьма тяжелыми приборами и оборудованием.

После того, как  Алексей нашел постоянную работу, он не смог уделять паркуру достаточно внимания. Тем не менее, он продолжает тренировки, раз в месяц выходя на улицы города, чтобы «попрыгать» с друзьями. Он постоянно ищет новые интересные локации для тренировок и периодически снимет их на видео.

— В паркуре существует постоянная мотивация совершенствоваться. Хочется сделать элемент еще красивее, еще чище и еще зрелищнее, чем раньше. Это желание помогает не расслабляться, двигаясь вперед.

Занимаясь паркуром в различных регионах страны, Алексей заметил, что сторонние наблюдатели проявляют большой интерес к его тренировкам. Многие просили обучить их этому. Трейсер не отказывал новичкам. В настоящее время он мечтает открыть собственный зал для паркура, чтобы там можно было тренировать желающих.

— У нас очень не хватает специальных помещений, оборудованных для паркура. В лучшем случае вы можете тренироваться в гимнастическом зале. Возможно, мне удастся накопить денег и совместно с другими энтузиастами организовать специализированный зал.



Дмитрий Гринько
Дмитрий Гринько

Дмитрий Гринько

тренируется четыре года

В нашей стране в настоящее время по разным оценкам паркуром занимается уже третье или четвертое поколение трейсеров. Один из представителей молодой «поросли» Дмитрий увлекся этим делом вместе с друзьями.

— Мы с ребятами и одноклассниками просто прыгали по гаражам, преодолевали различные препятствия. Позже нам рассказали, что такое пакур. С того момента это хобби стало частью моей жизни. Благодаря паркуру я чувствую себя свободным. Обучались мы самостоятельно, что-то показывали ребята на улице. Мы вдохновлялись видеороликами зарубежных трейсеров, пытались повторять за ними. Как правило, один из нашей компании обучался какому-то трюку, а затем все повторяли за ним. Для начала отрабатывали базовые движения, заднее, переднее и боковое сальто. Тренировались целыми днями у 117-й и 132-й школы, потому что там были подходящие площадки.


Дмитрий во время выполнения паркур-элемента
Дмитрий во время выполнения паркур-элемента

На пути совершенствования в паркуре Дмитрий столкнулся с серьезными трудностями. При недостаточной осторожности на начальных этапах это увлечение может быть довольно травмоопасным. Трейсер дважды ломал пальцы, но снова возвращался к любимому делу, продолжая тренировки.

— Паркур — это движение. Здесь есть не только физическая составляющая, но и своя философия. Ты учишься преодолевать любые препятствия, не видеть для себя преград. В любом городе можно найти своих единомышленников. Достаточно выйти на подходящую площадку, и трейсеры сами подтянутся. Среди нас существует своеобразное братство, нам легко знакомиться с новыми людьми.



После нескольких лет тренировок Дмитрий начал снимать себя и других трейсеров на камеру. Поначалу это был способ посмотреть на свои ошибки и недоработки, но со временем, изучив основы монтажа, он решил создавать качественный видеоконтент с местными трейсерами.

— Раньше снимал на старый фотоаппарат, сейчас приобрел камеру с Full HD. Сам снимаюсь редко, больше снимаю других. Некоторые ролики даются с одного дубля, на другие уходит несколько недель. Нужно разработать в голове сценарий, сделать раскадровку. Важно хорошо понимать физиологию движений в паркуре и особенности стилей конкретного трейсера, чтобы сделать хороший ролик. Сейчас интернет заполонило много «шлака», каждый второй делает свои паркур-ролики, а чтобы привлечь в это дело новых людей, важно качество и зрелищность картинки.



Николай Сенченко
Николай Сенченко

Николай Сенченко

занимается паркуром восемь лет

Николай в 13 лет, как и многие его сверстники, увлекся просмотром фильмов и видео со зрелищными сценами элементов паркура. Позже он нашел себе партнеров по тренировкам и начал усиленно развиваться в этом направлении.

— Всю базу мы оттачивали на улице. Были падения и ушибы, но упорство все пересиливало. Затем начали заниматься в зале при ДЮШОР. Там было легче отрабатывать трюки. За один день осваивал сальто, а потом три недели боялся его повторять на улице. Со временем пришла уверенность. Главное — соблюдать определенную систему. Нужно поэтапно увеличивать сложность трюков, осваивая сальто и кувырки.

Не стоит пытаться сразу делать головокружительные и опасные вещи, не освоив базу. Нужно много раз отработать элемент, прежде чем попытаться воплотить его в экстремальных условиях. Важно соизмерять свои силы и всегда думать головой.

— Поначалу я был достаточно безбашенным и делал очень опасные вещи, не достигнув достаточного уровня мастерства. В итоге заработал себе повреждение мениска и стал все делать «с головой». Хотелось бы предостеречь начинающих трейсеров от таких шагов. Не стоит пытаться сразу делать головокружительные и опасные вещи, не освоив базу. Нужно много раз отработать элемент, прежде чем попытаться воплотить его в экстремальных условиях. Важно соизмерять свои силы и всегда думать головой.

По словам Николая, существуют два основных направления в паркуре — акробатика и  элементы для преодоления препятствий.

— Раньше мы просто прыгали через перила, забирались на стены. Сейчас этого мало. Многие добавляют красивые сальто и другие элементы для повышения зрелищности и привлечения внимания. Вообще, могу сказать, что для занятия паркуром нужно хорошее воображение. Важно хорошо представить, что ты хочешь сделать, перед тем как воплотить задуманное.



Николай прежде всего ценит паркур, как один из самых экономичных способов физического развития. Трейсеру для любимого дела нужны только удобные широкие штаны и прочная обувь. Локацией для тренировок — спотом — может стать любая площадка, где имеются стены и конструкции, подходящие для прыжков.

— На мой взгляд, даже если ты занимаешься этим для себя и не ставишь каких-то сверхзадач, это в любом случае лучше, чем пиво во дворе пить. Паркур отлично подходит желающим органично развивать свой организм и поддерживать здоровый образ жизни. Конечно, несколько смущает отсутствие официального признания и специализированных спотов для тренировок. Для того чтобы они появились, паркур у нас должен коммерциализироваться. Возможно, открылись бы платные паркур-парки. Мне не очень бы этого хотелось, ведь тогда он будет не таким доступным для желающих.



Михаил Занин
Михаил Занин

Михаил Занин

занимается паркуром с 2009 года

— Я пришел к паркуру в 15 лет. Тогда это было больше баловство. Мы бегали по городу и преодолевали различные препятствия. Позже более опытные ребята объяснили суть и основную идею этой дисциплины. Я познакомился со многими ребятами из первого поколения трейсеров нашего города. До сих пор нахожусь со многими из них в дружеских отношениях. Они немного обучали нас, давали советы. Позже я начал записывать свои занятия на видео и просматривать, улавливая ошибки. Пробовал делать комбинации из различных элементов. Некоторые из самых удачных роликов разошлись в среде казахстанских трейсеров. Вообще, думаю, мне очень помогла спортивная база. До этого занимался айкидо. Я заметил, что многие трейсеры приходят в паркур из восточных единоборств.

Вопреки многочисленным заблуждениям, паркур вовсе не является экстремальным спортом. Здесь ты идешь на риск осознанно. Важно рассчитывать свой уровень и силы, не прыгая выше головы. Конечно, в процессе обучения неизбежны ушибы и мелкие травмы. Главное — стараться избегать действительно опасных ситуаций.


Михаил выполняет прыжок
Михаил выполняет прыжок

— Вопреки многочисленным заблуждениям, паркур вовсе не является экстремальным спортом. Здесь ты идешь на риск осознанно. Важно рассчитывать свой уровень и силы, не прыгая выше головы. Конечно, в процессе обучения неизбежны ушибы и мелкие травмы. Главное — стараться избегать действительно опасных ситуаций.

Михаил считает, что пик активного развития паркура у нас пришелся на 2010-2012 годы. Именно в это время в Алматы и других городах было наибольшее число атлетов, а уровень мастерства трейсеров достиг определенных высот. В тот период периодически проводившиеся масштабные соревнования всколыхнули интерес к паркуру.

— Я всегда достаточно спокойно относился к соревнованиям, не стремясь побеждать. Судейство на них, как правило очень субъективно, ведь оценивают такие показатели, как красота выполненного элемента. Зато всегда был шанс пообщаться со своими коллегами по увлечению, обсудить общие темы и потренироваться вместе. Позже эта активность начала потихоньку сходить на нет, компании больше не желали организовывать масштабные мероприятия ради относительно небольшого круга людей. Субкультура паркура ушла в некий андеграунд. Сейчас все тренируются сами потихоньку.

По мере того, как основная работа и семья начали отнимать у трейсера все больше времени, он сокращал периодичность тренировок. Сейчас Михаил продолжает заниматься паркуром, но только чтобы держать себя в форме. Перодически он записывает ролики для сети и поддерживает активность в группе казахстанских трейсеров в соцсети ВКонтакте.



— Надеюсь, что у нашего паркура есть будущее и перспективы. Важно желание трудиться и работать, чтобы заявить о себе. Пару раз у нас это получалось, когда мы выкладывали ролики казахстанских трейсеров в сеть. Нет никаких препятствий для развития этой дисциплины, главное — стремление добиться хорошего результата. Нужно производить побольше качественого видеоконтента, чтобы привлечь к этому молодежь.



Команда Street Flow (на переднем плане Владислав Коротков)
Команда Street Flow (на переднем плане Владислав Коротков)

Владислав Коротков

один из участников активной на данный момент команды Street Flow

Помимо трейсеров-одиночек, у нас есть несколько паркур-команд. В основном это объединения друзей и знакомых, желающих развиваться и тренироваться вместе. Также они записывают совместные видео. О преимуществах совместной работы и группового обучения паркуру рассказывает Владислав:

— Я начал заниматься паркуром после травмы руки. В это время делать было нечего, лежал дома и начал смотреть ролики трейсеров. Мне это очень понравилось. Мы с другом стали что-то пробовать, а позже узнали, что у нас в школе есть два парня, которые уже некоторое время тренируются. Познакомились с ними, они показали нам базовые элементы, и с тех пор мы занимаемся вместе. Сначала тренировались в школьном зале физкультуры, прыгали через козла и пробовали делать акробатические элементы на матах. Зимой прыгали прямо в сугробы. Позже посещали занятия паркур-школы в зале ЦСКА.

Паркур нельзя назвать спортом. Тут тебя никто не заставляет что-либо делать. Если есть настроение — выходишь на улицу и отрабатываешь базовые элементы. Если не хочешь, можешь поработать над акробатикой. Нет никаких ограничений.


Денис Эпиктетов, участник команды Street Flow
Денис Эпиктетов, участник команды Street Flow

Ребята из Street Flow полагают, что работа в команде сильно помогла им. Если кто-то из них осваивает новый элемент, другие повторяют за ним и также подтягивают свой уровень. Кроме того, участники команды указывают друг другу на ошибки, подсказывают, что надо улучшить в том или ином элементе. Благодаря совместной работе каждом члену Street Flow удается быстрее обучаться новому.


Виталий Симонов, участник команды Street Flow
Виталий Симонов, участник команды Street Flow

Владислав считает, что для паркура нужна хорошая физподготовка или спортивная база. Сам он занимался многими видами спорта — от хоккея и плавания до гимнастики и рукопашного боя. Помимо тренировок, нужно стараться держать себя в хорошей форме.

— Важно знать, что за элемент ты хочешь выполнить, быть готовым к нему морально и физически. Нужно уметь правильно прыгать и вовремя раскрываться. Это не так сложно, как может показаться. Главное — стремление и упорство.

Участники команды Street Flow уверены, что паркур — это постоянное развитие. Хороший трейсер никогда не доволен собой и всегда стремится улучшить свою технику и мастерство.

— Паркур нельзя назвать спортом. Тут тебя никто не заставляет что-либо делать. Если есть настроение — выходишь на улицу и отрабатываешь базовые элементы. Если не хочешь, можешь поработать над акробатикой. Нет никаких ограничений.

Ребята из Street Flow — энтузиасты паркура. Они так и не нашли способ получать хоть какой-нибудь доход от своего увлечения, однако вкладывают в него собственные средства и труд. Для съемок роликов из подручных средств они собрали стабилизатор камеры. Трейсеры даже пытались построить собственную паркур-площадку, собрав старые шины и различные конструкции.



После двух лет тренировок команда увлеклась записью собственных роликов. Они сняли несколько совместных командных видео и «сольные» ролики каждого из участников.

— Видеоролики — это хорошие учебные пособия для начинающих трейсеров. Самая лучшая награда для нас — если наши ролики будут мотивировать других людей заниматься паркуром.



— Было бы очень хорошо, если бы у нас все-таки появилась специальная площадка для паркура. Тут дело даже не в недостатке мест для тренировок. Просто это было бы место, где реально собирались бы все трейсеры города. Они обменивались бы опытом, делились новостями. Можно было бы проводить больше соревнований. Сейчас все занимаются поодиночке, а такая площадка стала бы центром развития паркур-культуры.




Константин Тумасов

девять лет занимается паркуром, участник Street Flow

— Я с десяти лет занимаюсь этим. Вначале внимание к паркуру привлекли клипы Давида Бэлля, одного из основателей этого движения в мире. Решил, что стоит попробовать. Начал потихоньку тренироваться, делать сальто. Потом нашел друзей и единомышленников, и мы создали эту команду. Сейчас продолжаем тренировать новые элементы и развиваться. Всегда готовы поддержать начинающих ребят и подсказать им что-то.




Денис Эпиктетов

участник команды  Street Flow

— Начал заниматься паркуром пять лет назад. Видел интересные движения на роликах в сети, и мне это очень понравилось. Затем начал тренировки на улице. Некоторые элементы удается выучить за одну тренировку, на другие уходят месяцы. Паркур помогает поддерживать тело в форме и развиваться духовно и физически.


Виталий Симонов

участник команды  Street Flow

— Для меня паркур — это движение во всех смыслах. Ты движешься вперед, развиваешься. Несколько раз эти умения пригождались в реальных жизненных обстоятельствах. Однажды забыл ключи от квартиры и самостоятельно забрался в окно третьего этажа.



Участники команды Kz3runners, Алматы
Участники команды Kz3runners, Алматы

Так имеет ли паркур в наши условиях потенциал для коммерческого развития? Можно ли казахстанскому трейсеру, достигнув определенного уровня, заниматься только этим, зарабатывая на своем увлечении? Алматинская команда Kz3runners добилась определенных успехов на этом поприще. Ребята одними из первых среди казахстанских трейсеров стали зарабатывать на паркуре серьезные деньги.

Владимир Бессонов

один из участников команды Kz3runners

— Я начал заниматься паркуром с 2008 года. Впервые увидел, что это вообще такое, в ролике на телефоне друга. С тех пор загорелся желанием научиться делать такие трюки самостоятельно. Стал тренироваться, посещать групповые занятия на популярных спотах. Постепенно знакомился с ребятами из различных районов города. Кто-то из них имел относительно хороший уровень мастерства, так как начал заниматься давно и входил в состав первых паркур-команд. Другие были на моем уровне. Так постепенно у нас сложился определенный круг друзей и знакомых, тренировавшихся вместе.

Сейчас в паркуре у нас наблюдается спад. Основная проблема — нежелание государства признавать его в качестве официального вида спорта и как-то поддерживать. За все эти годы не смогли даже построить нормальную паркур-площадку.


Фото из архива команды Kz3runners
Фото из архива команды Kz3runners

— Совместными усилиями нам удалось заявить о себе и достичь высоких результатов. На каждой «Урбании» участник нашей команды занимал призовые места.


Фото из архива команды Kz3runners
Фото из архива команды Kz3runners

— В 2009 году один знакомый брейкдансер пригласил нас на съемки клипа казахстанской группы Rin'Go. Там нужны были ребята, умеющие хорошо прыгать. Мы снялись в клипе и получили свой первый профит. Тогда и приняли решение попробовать начать зарабатывать на своем увлечении.



Члены команды Kz3runners стали усиленно тренироваться и осваивать новые трюки. Одновременно они начали активно сотрудничать со СМИ, телеканалами, участвовать в различных ивентах и презетнациях, а также в мероприятиях казахстанского шоу-бизнеса. Постепенно известность команды росла, и ребятам стали поступать серьезные предложения о сотрудничестве.  



Kz3runners снялись в клипах многих казахстанских артистов, таких как Алмас Кишкенбаев, группа Mysterions и All Давай. Параллельно они нашли спонсоров, среди которых были известный китайский бренд спортивной одежды Li-Ning и энергетический напиток Push.

— Мы решили выйти на более серьезный уровень. Как раз тогда поступило предложение участвовать в съемках фильма «999», как дублерам в сценах погони и драк. Во время съемок мы осознали, что хотели бы работать в кино в качестве каскадеров.



— Первое время мы хотели прибиться к уже существующим каскадерским группам. Однако везде на нас смотрели, как на неких малолеток, и от сотрудничества отказывались. Тогда мы сами стали выступать в качестве группы, специализируясь на адаптации элементов паркура для кино.


Участники команды на крыше «Нурлы Тау»
Участники команды на крыше «Нурлы Тау»

— Мы постоянно тренировались, осваивали что-то новое, учились у зарубежных трейсеров, которые приезжали к нам в страну, и каскадерских групп, с которыми работали на одних картинах. Со временем достигли такого уровня, что стали делать по-настоящему безбашенные вещи, от которых даже сейчас страшно. К примеру, использовали зеркальную крышу «Нурлы Тау», как спот для тренировок.



Команда работала в качестве постановщиков трюков и дублеров на таких картинах, как «Запрещенные танцы», «Два пистолета», так и не вышедшем на экраны фильме Ермека Турсунова «Семь майских дней». Члены команды участвовали в большом количестве телевизионных проектов.



Одной из ярких страниц в истории команды стала работа над фильмом «Охота за призраком». Здесь они были одними из главных постановщиков экшн-сцен, участвовали в доработке сценария, обучали актеров Никиту Преснякова и Санжара Мадиева.



— Это был очень яркий проект. Мы работали с профессиональной техникой. Киношники арендовали для нас залы для тренировок, покупали жилеты и тросы для различных трюков. В ходе работы над картиной записали несколько роликов на профессиональные камеры.

Последней картиной в фильмографии команды стал фильм «Джокер». В ходе работы над ним ребята приняли решение продолжить свое развитие в киноиндустрии, но уже не в качестве каскадеров.

— Мы все больше втягивались в кино и оно нас «затянуло». Снимая свои ролики, приобрели определенный опыт в монтаже, операторской работе, записи звука. В итоге каждый выбрал для себя одно из направлений в этой области. Мы поняли, что нельзя вечно оставаться каскадерами-трейсерами, ждущими очередной проект. У каждого были свои семьи, и нужен был более стабильный заработок. Сейчас паркур для нас — увлечение. Иногда собираемся вместе, чтобы потренироваться, но времени на это не очень много.

— Сейчас в паркуре у нас наблюдается спад. Основная проблема — нежелание государства признавать его в качестве официального вида спорта и как-то поддерживать. За все эти годы не смогли даже построить нормальную паркур-площадку. Чиновники просто считают паркур слишком опасным и экстремальным увлечением. Бизнес также со временем потерял к этому интерес, так как аудитория паркура не столь велика. Перестали спонсировать  соревнования, и сейчас почти не проводится мероприятий, связанных с паркуром. Те, кто занимался раньше, постепенно уходят с головой в повседневные заботы и дела. Многие новички не хотят изучать паркур. Они приходят в паркур-школу, чтобы научится делать какой-нибудь акробатический элемент, желая покрасоваться перед друзьями и знакомыми. Энтузиазма у молодежи стало меньше.

Как показал пример нашей команды, зарабатывать на паркуре у нас можно. При этом пока нет возможности только заниматься трюками — приходится изучать многое другое. Как спортивная дисциплина паркур у нас пока не состоялся. Думаю, если будет какая-то поддержка, как, к примеру, у нас поддерживают воркаут, все изменится. Тогда ребята подтянутся, уровень возрастет и, возможно, появятся профессиональные трейсеры, у которых будет возможность посвятить этому все свое время, получая определенный доход. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000