VOX POPULI Алуа Сулейменова 22 сентября, 2015 08:00

Эксперимент: Один день без автомобиля

Эксперимент: Один день без автомобиля
Фото: Мухтар Жиренов
Ежегодно 22 сентября во многих городах планеты отмечается Всемирный день без автомобиля. Это глобальная акция, цель которой предложить автомобилистам и мотоциклистам хотя бы на день отказаться от потребляющих топливо транспортных средств в пользу пеших и велосипедных способов передвижения. Нам понравилась эта идея, и мы решили проверить, сможет ли привыкший к удобствам личного транспорта человек провести целый день без своего автомобиля и передвигаться пешком или на общественном транспорте.

Никита, стоматолог
Никита, стоматолог

Поучаствовать в нашем эксперименте согласился Никита. Ему 26 лет, и он стоматолог. Опыт вождения автомобиля — около 10 лет. Главным увлечением в жизни считает мотоциклы и все, что с ними связано. На мотоцикле катается только первый сезон. Но считает это скорее любимым хобби, а не основным способом передвижения.

Никита:

— К сегодняшнему эксперименту отношусь с большим энтузиазмом. Интересно вспомнить, каково это — ходить пешком. Вообще, это очень полезно для здоровья. А к общественному транспорту отношусь нормально, без негатива. Наоборот, похвально, что они у нас в основном газовые или на электричестве.

От предстоящего дня я ожидаю хорошей прогулки и хочу что-то для себя вспомнить, открыть. Да и на общественном транспорте поездить. На автобусе я в последний раз катался весной, на трамвае 5–6 лет назад, на метро — месяца два назад.

Всемирный День без автомобиля (World Carfree Day) отмечают более чем в тысяче городов во многих странах мира. Его главная идея — минимизирование использования личного транспорта и пропаганда идеи пешего и велосипедного способов передвижения. Девиз этого дня: «Город, как пространство для людей, пространство для жизни».

Мы спросили у Никиты, как он относится к идее отказа от автомобиля на один день и в целом к негативному влиянию автомобилей на экологическую ситуацию.

— Отказ от автомобиля, хоть и на один день — это здорово. Но для меня тяжелее отказаться от мотоцикла. Потому что мотоцикл для меня не просто способ передвижения. Я на нем езжу больше для собственного удовольствия. Мы собираемся с друзьями и выезжаем куда-нибудь на природу или просто катаемся по городу.

— Мне кажется, проблему загрязнения воздуха нужно рассматривать с разных сторон. Такая экологическая ситуация не только из-за автомобилей. В городе много деревьев вырубается, их нужно больше сажать. Бензин можно сделать более качественным и экологичным, чтобы загрязняющих веществ от него меньше было. А что касается непосредственно автомобилей, я бы лично ограничил движение машин, у которых двигатель больше, чем 5,7 литров. Такие внедорожники для города неактуальны. От них больше выхлопов и загрязнения, и места больше занимают.

Итак, наш день без автомобиля начался. Никита готов к своему маленькому приключению.


Вход на станцию метро
Вход на станцию метро

Первый пункт, до которого нужно добраться нашему герою — это место его работы. Никита решил доехать до стоматологической клиники на метро.

— Сейчас я поеду на работу. Сегодня дел не так много. По пятницам, как правило, я работаю примерно до 15:00–16:00. На метро ехать не так далеко — всего пару остановок и один квартал пешком. Думаю, будет очень интересно, — делится с нами Никита.


Алматинское метро
Алматинское метро

В метро Никите понравилось:

— Чувствую себя, как на аттракционе в детстве. Это что-то новенькое. Приятные ощущения.

— Вообще, метро для меня неплохое решение для зимы. Ведь с морозами придут проблемы с дорогами, пробки начнутся постоянные из-за гололеда. Да и на мотоцикле зимой не поездишь. А тут станция недалеко от дома, и пробок нет. Все так чистенько, приятно.

От ближайшей станции метро до клиники примерно 10 минут ходьбы. Мы оставили нашего героя трудиться, и вернулись спустя несколько часов, к концу рабочего дня.

Закончив с делами на работе, Никита решил встретиться с приятелем и вместе с ним перекусить.

Никита:

— Сейчас я иду на встречу с другом. Нам нужно обсудить некоторые вопросы, касающиеся планов на выходные. Хотим с компанией собраться и поехать на пикник. Друг меня будет ждать возле Атакента. До него я решил подняться пешком.

Подниматься вверх по улице не так легко и быстро. Это заняло у нас примерно полчаса. Но Никите прогулка понравилась:

— Это — отличная разминка. И думается лучше. Вот так идешь, погружаешься в свои мысли, и никто тебе не мешает.

Мы немного опоздали, приятель Никиты уже был на месте.

Александр, друг Никиты:

— Мы с Никитой хорошие друзья. Познакомились на открытии мотосезона, и вот уже несколько месяцев катаемся вместе. К этому эксперименту отношусь нормально. Но, наверное, это вопрос больше к автомобилистам, потому что мотоцикл на дороге занимает меньше места и меньше загрязняет воздух.

После встречи с другом у Никиты больше не осталось запланированных дел, и он решил поехать домой. Усталость от пеших прогулок не заставила себя ждать.

— Домой я, пожалуй, поеду на автобусе. Нужно же попробовать самый распространенный вид транспорта.


Автобусная остановка в Алматы
Автобусная остановка в Алматы

Нужный маршрут пришлось ждать минут 7.

— Что-то новенькое, давно забытое ощущение. Дискомфорта не чувствую. Но слегка неудобно, что надо ждать. Тут уже время нужно рассчитывать немного по-другому. Если я знаю, что на машине доеду до места за 15 минут, то на автобусе это занимает минут 40.

— Кстати, сейчас, благодаря выделенным полосам для автобусов, в час пик намного удобнее и быстрее на них добираться. Но не быстрее, чем мотоцикл, конечно. На нем любую пробку можно объехать.

— Социофобии у меня нет. Меня не смущают люди в общественном транспорте. Толпы не боюсь. Но, наверное, я еще не так много ездил на автобусах. Каждый день — это, конечно, тяжеловато.

По дороге домой Никита закупился продуктами. Нести их пришлось самому до самого дома.

— К хорошему привыкаешь быстро. Тяжеловато немного самому тащить. Обычно — раз, закинул все в машину, подъехал к подъезду — и все дела. А тут пришлось немного помучиться.  

Напоследок мы попросили Никиту поделиться своими впечатлениями.

— В целом мне сегодня все понравилось. Особенно пешая прогулка и метро. Среди минусов отметил бы то, что тратится очень много времени на дорогу. По работе мне приходится много ездить, иногда из одного конца города в другой. А на автобусе дорога занимает в два, а то и в три раза больше времени. За это время я мог бы лишний час поработать.

— Несмотря на то, что эксперимент мне понравился, я вряд ли откажусь от автомобиля или буду чаще ездить на общественном транспорте — если только зимой в плохую погоду. Ну, может быть, мы с друзьями устроим себе пару таких дней, как сегодня, ради интереса. А так — совсем отказаться от личного транспорта тяжело. Время же сейчас дорого стоит.


Итак, наш герой Никита провел целый день без автомобиля и мотоцикла. Вместо этого он пользовался автобусом, метро и своими ногами. В метро ему понравилось отсутствие пробок, в автобусах — некоторые маршруты по выделенным полосам, которые упрощают движение в час пик. Пешая прогулка привлекла своей физической нагрузкой и пользой для здоровья. Из минусов наш герой выделил то, что тратится слишком много времени на дорогу и ожидание транспорта.

Мы показали Никите возможные альтернативы его автомобилю. Кое-что ему понравилось, а кое-что — нет, что-то он даже взял на вооружение. Нельзя не отметить, что городские власти уже давно занимаются популяризацией экологичных способов передвижения. Например, строят велосипедные дорожки и пешеходные улицы.

Поделись
Алуа Сулейменова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000