VOX POPULI Святослав Антонов 22 февраля, 2015 15:21

Движимое имущество кочевников

Начало процесса возведения юрты
Начало процесса возведения юрты
Фото: Тимур Батыршин
Вы знаете, как устроена юрта? Из чего она состоит, как ее собирают? Какой смысл вложен в ее некоторые элементы? Чтобы узнать, как построить жилище кочевников, мы решили обратиться к эксперту.

Назира Шакаева уже несколько лет занимается организацией установки юрт на различных мероприятиях.

– Я всю жизнь живу в городе, работала специалистом по кадрам и никогда особо не интересовалась народными традициями. Однажды случайно увидела, как у нас во дворе какие-то люди ставили юрту. Подошла к ним, расспросила о том, что и зачем они делают. Стало любопытно, начала по крупицам собирать информацию. Пообщалась с родственниками из аулов, прочитала статьи в интернете, познакомилась с ремесленниками и этнографами, в процессе этого многое узнала о том, как ставят юрту и какой символизм несет в себе этот процесс. Вместе с братом поехала в село и купила у чабанов небольшую юрту. Дома занялась ее реставрацией. В это время как раз был Наурыз, и знакомые попросили поставить юрту у них. Так для меня начался новый этап жизни. В настоящее время у меня уже есть пять собственных юрт различных размеров  от миниатюрной детской высотой 1,7 метра и шириной 2,5 метра, до огромной ханской, в которой можно проводить большие празднества, – говорит Назира Шакаева.

– Первые юрты появились еще 3500 лет назад. Это были сферические шалаши, изготовляемые из согнутых и переплетенных жердей. Их покрывали глиной и перевозили на больших повозках, не разбирая. Позже появилась легкая сборная конструкция. Упоминания и описания юрты встречаются еще у Марко Поло. Традиция изготовления и проживания в юртах распространилась среди кочевых народов Средней Азии, и каждый из них изготавливал юрты по-своему. К примеру, монгольская юрта более плоской формы, чем наша, – отмечает эксперт.

Первые юрты появились еще 3500 лет назад. Это были сферические шалаши, изготовляемые из согнутых и переплетенных жердей.

– Традиционно каждая казахская семья имела свое переносное жилье. Когда старший сын женился, ему покупали небольшую юрту. Младшему сыну доставался қара шаңырақ, то есть родительский дом. Это название, кстати, появилось из-за того, что в течение десятилетий использования шаныраки в старых юртах покрывались толстым слоем копоти, – рассказывает Назира.

Из чего состоит юрта

С течением веков из среды ремесленников выделились искусные мастера, специализирующиеся только на изготовлении каркаса юрты. Таких мастеров называли уйши. Каркас изготавливался из степной ивы  тальника. Древесина этой породы легкая и крепкая. Шанырак делали из березовой древесины. Чтобы придать ветвям нужную форму, дерево в течение года подвергали сушке.

В разобранном виде юрта состоит из нескольких частей. Кереге – основание юрты, состоящее из 36 подвижных планок, соединенных шарнирным способом крест-накрест. Уық – купольные жерди, состоящие из четырех частей: қалам – тонкий верхний конец, соединяемый с шаныраком, қары (предплечье) – самая длинная часть, иін – часть уық согнутая под углом 45 градусов, алақан – плоская часть, привязываемая к кереге. Шанырак – купол юрты. Есік – деревянная дверь. Покрытие юрты изготавливали из отдельных кусков войлочной ткани. Основание покрывает туырлық, купольные жерди – үзік, сам шанырак закрывается небольшим квадратным куском войлока, называемым түндік.

Размер юрты зависит от двух основных показателей: количества секций остова – кереге, и размера отверстий решетки. Юрты подразделяются на тор коз (в ромбовидные отверстия можно просунуть один кулак) и жел коз (в ромбовидные отверстия можно просунуть два кулака). Диаметр внутренней площади тор коз превышает диаметр жел коз на 1 метр. Такую юрту могли себе позволить только зажиточные казахи, так как на ее изготовление уходило больше древесины.

Процесс сборки

Процесс сборки юрты считался священным действием, символизировавшим начало нового цикла жизни. Установкой юрты традиционно занимались две-три женщины, это считалось частью их домашних обязанностей. Исключение составляло поднятие шанырака  это дело доверяли только мужчинам. В среднем юрту устанавливают в течение полутора часов, а разбирают за тридцать минут. Перед началом сборки на место установки юрты запускали стадо баранов, чтобы они выщипали траву и распугали ядовитых насекомых и змей.

Сборка юрты начинается с установки двери. Она также представляет собой сборную конструкцию и состоит из нескольких частей: косяка (босаға), притолоки (мандайша), порога (табалдырық) и двустворчатой двери (сықырлауық). Створки вставляются в специальные отверстия в косяке и пороге. Затем с помощью лент дверь привязывается к кереге.

Кереге начинают собирать справа от двери и продолжают сборку в левую сторону. Боковые концы кереге переплетают друг с другом.

Затем их связывают сыромятными ремешками (танғыш). Техника вязки может отличаться. Обычно танғыш продевают между отверстиями двух кереге.

Когда все кереге соединены, для дополнительной устойчивости их стягивают веревкой  белдеу бау.

После того, как остов юрты готов, поднимают шанырак. Для этого используют палку с развилкой (бақан), которой подцепляют шанырак. Еще перед поднятием к ободу шанырака привязывают ленты  желбау.

С помощью них человек, поднимающий шанырак, поправляет его, чтобы купол стал точно по центру. При установке большой юрты для поднятия шанырака требуется два человека.

Одновременно с поднятием шанырака четыре человека синхронно вставляют уық в отверстие в ободе шанырака (уықкөз). В зависимости от размеров юрты в шаныраке может быть от 80 до 100 подобных отверстий.

Нижний конец уық привязывают к углу кереге. Для этого обычно используют узел "восьмерка".

Когда четыре уық вставлены в шанырак и привязаны к кереге, человек, державший бакан, может отпустить его и присоединиться к сборке юрты.

После того, как каркас юрты готов, начинается закрепление войлочного покрытия. Сначала с помощью бақан поднимают үзік – ткань, закрывающую купольные жерди. От нее тянутся ленты. Два человека подхватывают их, перекрещивают и привязывают к нижней части кереге. Для покрытия купола юрты используют два куска үзік, положенные внахлест друг на друга.

Затем закрепляют туырлық, покрывающий стены юрты. Туырлық как и үзік, привязывается лентами к кереге.

Между кереге и туырлық кладутся циновки из тростника  шимши. В летнее время, когда нижнее покрытие юрты откидывают, эта циновка защищает юрту от попадания пыли и дождя.

В центре войлочного покрытия юрты выкладывают узорчатую ковровую ленту шириной 50 сантиметров  баскур. Лента украшена традиционными орнаментами.

Интерьер

Интерьер юрты украшают красочно переплетенными лентами  тастама бау. Стены представляют собой войлочные ковры, украшенные узорами, обозначающими плодородие, богатство и бесконечность. Пол юрты застилают бело-коричневыми сырмаками и текеметами.

По периметру юрты подвешиваются бубенчики  шашактар. По преданиям, они отгоняют. духов

Подвешенные к куполу желбау служили не только для украшения помещения и помощи при поднятии шанырака. В ветреную погоду их концы привязывались к железным колышкам, укрепленным около очага, или на них подвешивались тяжелые грузы. Это помогало повысить устойчивость строения.

Каждая часть юрты имела как практическое, так и символическое значение. Особое внимание уделялось шаныраку. Он считался воротами в небесный мир, через которые боги наблюдают за людьми. Эти представления сложились в эпоху тенгрианства. Скрещенные жерди шанырака означали четыре стороны света. Воины поднимали голову к шаныраку, когда давали клятву.

Внутреннее пространство юрты было поделено на семь секций. Порог дома – босаға  считался границей между домом и внешним миром. С доисламских времен юрту ставили дверью на восток, чтобы первые лучи солнца попадали в дом. Помимо деревянной двери имелась войлочная дверь. Обычно ее сворачивали внутрь. Когда дверь выворачивали наружу, это значило, что в семье кто-то умер.

В центре юрты прямо под шаныраком находится ошақ. Это сакральное место. Здесь готовят пищу и ставят дастархан. В дальнем от входа конце юрты располагается төр. Это самое почетное место, куда сажают дорогих гостей. Сюда же ставили самые ценные вещи – например, украшенный резьбой сундук (сандык).

Левая от төр и правая от порога часть юрты считалось женской. Ближе к двери находился женский уголок, где занимались домашним хозяйством. Здесь хранили запасы продуктов, посуду для изготовления кумыса (саба), шкаф для посуды (кебеже). На кереге в этой секции юрты вешали переметные сумы  коржын, дорба, аяк кап  для хранения и перевозки посуды. На женской половине жилища находится опочивальня, куда ставят кровати хозяев.

Правая от төр и левая от порога половина юрты является мужской. На этой половине, рядом с входом, находится зона мужа. Здесь хранятся символы охоты, добычи и удачи. В зимний период сюда могли перевести охотничью собаку или беркута. Ближе к төр ставился бакан. Его использовали как вешалку для верхней одежды. Кроме того, бакан являлся символом мужского начала. С места, куда вставлен бакан, начинается граница секции для гостей. Если в доме гостей нет, здесь спала незамужняя девушка или женатый, но пока еще живущий с родителями сын.

Этикет

В юрте действовал особый этикет. Нельзя было сидеть, прислонившись к кереге  это считалась позой больного человека. Нельзя было сидеть, подпирая руками землю  это поза скорби. Нежелательным считалось подпирать щеку или поясницу. Плохой приметой считалось сидеть, обняв колено или сцепив руки в замок на колене. Не рекомендуется сидеть на корточках. Такая поза означает, что человек торопится и пришел ненадолго. Кроме того в народе считалось, что можно обеднеть, сидя таким образом.

Правильным способом сидения для мужчин считается "малдас құрып", подвернув ноги калачиком под себя; замужняя женщина, хозяйка сидит лицом к очагу на подогнутой под себя правой ноге, левая нога согнута в колене. Также подобающей позой для женщины считается сидение боком, подтянув ноги к себе.

Юрта  традиционное жилище казаха с древних времен. Благодаря людям, сохраняющим наследие предков, она прошла сквозь века, став частью нашей современной жизни.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000