VOX POPULI Святослав Антонов 7 сентября, 2016 10:00

Друг из детдома

Друг из детдома
Фото: Тимур Батыршин
В Казахстане должны исчезнуть детские дома! Именно такую амбициозную задачу ставят перед собой организаторы проекта «Наставники». Благодаря проекту около 120 детей-сирот нашли для себя наставников — друзей, готовых поддержать их в трудную минуту и помочь адаптироваться в обществе.

Проект «Наставники» был запущен по инициативе общественного движения «Ребенок должен жить в семье» в лице фонда Центр комплексной поддержки семьи «Семейная Академия» и благотворительного фонда «Дара» в 2014 году. Главная цель проекта — помощь детям, оставшимся без родительской опеки, в формировании навыков самостоятельной жизни и социальной адаптации. Наставники — это волонтеры, желающие поддержать ребенка из детского дома. Для своих подопечных они становятся взрослыми друзьями, которые, ориентируясь на жизненный опыт, способны выслушать и помочь в трудную минуту, дать совет, направить при выборе будущего и мотивировать к достижению поставленных целей.


Зачем нужен наставник?

Не чувствуя любви, заботы и поддержки со стороны окружающих, ребенок вырастает с задержками в психическом, физическом, эмоциональном и социальном развитии.

Руководитель психологической службы проекта и координатор по работе с наставниками Елдар Жургенов рассказывает, зачем детдомовцу нужен наставник:

— Наш проект направлен на работу с определенной категорией воспитанников детских домов. Это сироты старше 11 лет, у которых мало шансов оказаться в семье, так как усыновители в основном выбирают детей помладше. Кроме того, в детдомах живет много детей, у которых есть живые родители, еще не лишенные своих прав. На сегодняшний день в большинстве интернатных учреждений достаточно неплохие условия содержания. Они предоставляют приличное питание, одежду, медицинское обслуживание, возможность обучаться. Однако всего этого недостаточно для нормального воспитания ребенка и его последующей социализации в обществе.

Не чувствуя любви, заботы и поддержки со стороны окружающих, ребенок вырастает с задержками в психическом, физическом, эмоциональном и социальном развитии. Находясь в «тепличных условиях» интернатных учреждений, где все проблемы за них решают другие, воспитанники детдомов к достижению совершеннолетия не имеют навыков самостоятельной жизни в обществе. Благотворительность и спонсорство со стороны различных компаний и организаций в виде подарков, финансовых пожертвований и проведения праздников формирует у детей-сирот иждивенческое отношение к жизни. Многие из них, не находя такой поддержки во взрослой жизни и не имея надежного тыла в виде родителей или опекунов, в итоге попадают в криминальную среду. Наш проект направлен на то, чтобы решить эти проблемы, предоставить детям, лишенным родительской опеки, эмоциональную поддержку и помощь в приобретении социальных навыков.


Из архива проекта
Из архива проекта

Наставником может быть любой взрослый человек старше 25 лет, готовый посвятить своему подопечному 2–3 часа в неделю. Психологи и координаторы проводят строгий отбор потенциальных наставников, проверяя информацию об их личности, проводя психологические тесты и выясняя, насколько они готовы к такой ответственности.

— Не будучи родителем, наставник становится для подопечного близким другом, готовым подарить тепло и заботу, выслушать и поддержать его в трудную минуту, помочь найти себя в обществе, сориентироваться в жизни, раскрыть способности и таланты. После отбора кандидатов и их обучения мы формируем пары «наставник – подопечный». Первое время, когда к нам записывались большие группы из желающих стать наставниками, мы проводили групповые встречи детей с кандидатами. В игровой форме они знакомились друг с другом, а затем писали на бумажке имя того, с кем хотели бы продолжить общение. В случае трех взаимных совпадений мы проводили встречу выбравших друг друга ребенка и взрослого, и после их согласия утверждали пару. Сейчас схема работы немного поменялась, и координаторы проекта сами подбирают пары на основе личностных особенностей наставника и подопечного. Сначала они встречаются в стенах детского дома, но после сбора необходимых документов наставник подписывает договор с директором детского дома и нашим координатором. В условиях сказано, что он должен оставаться в проекте не менее года. После этого наставник может забирать подопечного из детского дома на 2–3 часа. Через несколько месяцев можно также оформить договор гостевой семьи, который дает возможность брать ребенка в гости в выходные или на каникулы.

Координаторы и психологи проекта находятся в тесном контакте с его участниками. Каждый месяц они собирают отчеты о работе наставников и их успехах в общении с подопечными.

— Наставники всегда могут обратиться к нам в трудной ситуации. Кроме того, мы периодически проводим встречи Клуба наставников, где они обмениваются опытом друг с другом. На встречи клуба мы приглашаем профессиональных психологов и коучей, которые делятся с наставниками полезной информацией.


Взрослые друзья

Роза и Маша (16 лет)

Роза и Маша общаются друг с другом уже два года. Роза стала одним из первых участников проекта «Наставники». За это время она помогла своей подопечной обрести уверенность в себе, научила самостоятельно принимать решения и направила к первому шагу в определении ее будущего.

Роза Шегенова:

— Я участвую в проекте «Наставники» с ноября 2014 года. Узнала о нем от своей знакомой, с которой вместе учились на тренерских курсах. Меня заинтересовала идея проекта, и я связалась с его координаторами. Мы проходили обучение в течение месяца, по выходным дням. Нам рассказывали, как вести себя в различных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе общения с подопечным. Затем в игровой проходили общие встречи с воспитанниками детского дома. Еще до начала встреч нас попросили написать, каким мы хотим видеть своего будущего подопечного, но я решила определиться при личном знакомстве. Мы общались со множеством детей и подростков, но увидев Машу, я сразу поняла, что это мой ребенок. Сложно объяснить причину этого, но она понравилась мне с первого взгляда. В конце нас просили написать, для кого мы хотели бы стать наставниками. Нужно было отметить три имени, но я написала только Машу. Мы начали общаться с ней, и сразу возникло доверие. На самых первых встречах вместе определили формат наших отношений. Маша написала мне свои пожелания от нашего общения, где были пункты вроде поездки в Нью-Йорк и шопинга. Я сразу призналась, что я могу сделать для нее и что не получится осуществить. Мы определили, что я буду для нее советчиком и другом, и главная моя задача — помочь ей ставить цели и добиваться их.

Маша:

Роза давала мне советы в трудных ситуациях, но никогда не принуждала к действию. Она всегда говорит, что решение должна принимать только я сама.

— Мы познакомились с Розой два года назад. Кандидаты в наставники приходили к нам на общие встречи. После каждой такой встречи нужно было написать имена взрослых, которые тебе понравились. Я три раза отмечала Розу, но из-за большого количества новых людей мне было трудно определиться, и кроме нее я писала множество кандидатур. Я не должна была попасть в проект, так как всегда указывала больше людей, чем нужно. В итоге меня вызвали в кабинет директора и рассказали, что есть женщина, которая уже три раза отмечает только меня. Из общения с ней мне особенно запомнилось, что мы одного знака зодиака, и я согласилась на индивидуальную встречу. Мы сразу наладили хорошие дружеские отношения. Конечно, первое время я немного стеснялась ее, как и любого незнакомого человека, но потом узнала, что у нас есть много общего.

Пока оформлялся договор о наставничестве, Роза встречалась со своей подопечной в стенах детского дома. Через несколько месяцев она уже могла забирать Машу. Они гуляли в парке, сидели в кафе, ходили в походы. Между наставником и подопечной быстро наладилось взаимопонимание. Вскоре Маша уже делилась с Розой своими проблемами, и они вместе решали их.

Роза:

— Когда я только начала участие в проекте, был небольшой страх, что мне не удастся оправдать надежды моего подопечного. Однако с Машей у нас довольно быстро установились доверительные отношения. Первые проблемы, которые мы с ней обсуждали, были связаны со школьной любовью. Потом Машу перевели в другую школу, она попала в круг незнакомых подростков и учителей и очень волновалась по этому поводу. Она говорила, что дети из обычных семей не будут воспринимать ее на равных. Я отвечала, что она ничем не хуже их. Вскоре и эти проблемы были улажены. В целом я стараюсь не навязывать Маше свой взгляд на те или иные ситуации. Как наставник всегда подталкиваю к тому, чтобы она принимала решения самостоятельно. У нее есть кумир — Ник Вуйчич. Это австралиец, у которого от рождения нет конечностей, но это не мешает ему жить полной жизнью. Когда Маша не верит в свои силы, я всегда ставлю его в пример и спрашиваю, что сделал бы в этой ситуации Ник.

Маша:

— Роза давала мне советы в трудных ситуациях, но никогда не принуждала к действию. Она всегда говорит, что решение должна принимать только я сама. Роза стала для меня примером того, как независимая женщина может добиться успеха своими силами.

В задачи наставников входит не только общение и поддержка своего подопечного, но и помощь в его профессиональном самоопределении. Так, Роза устроила Машу на курсы журналистки, а координаторы проекта помогли ей попасть на стажировку на канал «КТК».

Роза:

Мне кажется, что, помогая другим, ты растешь сам. Для меня наставничество — бесценный опыт в развитии другого человека. Мои родители были педагогами, и, возможно, тяга к этому делу передалась генетически. Я чувствую удовлетворение, когда вижу ее успехи.

— Мы долго определялись с тем, что интересно для Маши. Когда только познакомились, она говорила, что хочет стать звездой. В итоге остановились на карьере телеведущей. Я устроила ее на курсы тележурналистики к Любови Пановой. Затем Маша попала на стажировку на «КТК». В первый день стажировки она позвонила мне и сказала, что очень волнуется. Я успокоила ее, посоветовала не отступать от цели и не сдаваться перед трудностями. Сейчас на стажировке у нее все идет хорошо.

Маша:

— Благодаря проекту «Наставники» я попала на телеканал. Сейчас пишу тексты и выезжаю вместе с журналистами на съемки. Мне очень интересна эта сфера, и в будущем хотелось бы поступить на журфак. Я хочу работать на телевидении, но при этом не быть наигранной, оставаться собой и рассказывать людям правду. Роза постоянно мотивирует меня и помогает в развитии. Она же помогла мне устроиться на работу — промоутером в дельфинарий. Я бы хотела когда-нибудь открыть свой телеканал.

Наблюдая за Розой и Машей со стороны, невозможно не заметить, что они получают большое моральное удовлетворение от общения друг с другом. Во время встречи в кафе они беспечно беседуют друг с другом, как настоящие подруги. Эта дружба уже продлилась дольше минимально положенных для наставников 1–2 лет.

Маша:

— Я читала в книге у Ника Вуйчича, что человек ничего не может добиться один, без поддержки близких людей. Мне очень повезло, что есть Роза — взрослый и мудрый человек, который может поддержать меня и дать хороший совет.

Роза:

— Я выросла в большой семье, нас было пятеро детей, и меня особо не баловали вниманием. В 18 лет переехала в Алматы и самостоятельно — без связей, друзей и знакомых — устраивала здесь свою жизнь. Думаю, в тот момент мне было бы намного проще, если бы на моем пути встретился некий учитель, который мог бы внушить уверенность в своих силах. Теперь я хочу стать таким человеком для Маши. Мне кажется, что, помогая другим, ты растешь сам. Для меня наставничество — бесценный опыт в развитии другого человека. Мои родители были педагогами, и, возможно, тяга к этому делу передалась генетически. Я чувствую удовлетворение, когда вижу ее успехи. Я буду общаться с Машей и поддерживать ее до тех пор, пока она самостоятельно не встанет на ноги. Думаю, что дружба вообще не имеет сроков.


Алла и Ева

Алла и Ева познакомились друг с другом в ноябре прошлого года. У Евы уже был негативный опыт общения с первым наставником, но с Аллой она быстро нашла общий язык. Сейчас они общаются каждую неделю.

Алла Иванова:

— Я с подросткового возраста хотела помогать детям из детдомов. Несколько раз ходила на различные акции с волонтерами в детский дом № 1. Позже компания по производству мороженого Tutto Bene, где я работаю директором, становилась одним из спонсоров праздников в детдомах. Во время одного из таких мероприятий я узнала о проведении форума приемных родителей. Меня давно интересовала эта тема, и я посетила его. Там впервые услышала о проекте «Наставники». Отправила заявку в проект, но тогда еще не было уверенности, что стану наставником. Когда я уже заканчивала «Школу наставников», один из работников детского дома попросил помочь одной воспитаннице. Ей нужно было приобрести лекарства, не подпадающие под государственную квоту. Я познакомилась с этой девочкой, а позже отвела ее к своему лечащему врачу. Мы начали общаться, и в итоге я стала ее наставником.

Ева:

— Когда проект только запускался, нам рассказали о нем и пригласили на тренинг, где мы должны были познакомиться с потенциальными наставниками. Мы не поладили с первым наставником, хотя она была профессиональным коучем. Думаю, у нее был слишком спокойный характер, а я, напротив, была очень энергичной. Через 4 месяца общения я отказалась от наставника и решила больше не участвовать в этом проекте. Тогда мы познакомились с Аллой, и она помогла мне с покупкой лекарства. Мы нашли с ней общий язык, и вскоре она уже стала моим наставником. В Алле мне больше всего нравится, что она не оказывает на меня давление и умеет мягко указать на ошибки.


Алла Иванова
Алла Иванова

Первые несколько месяцев общения наставник и подопечный присматривались друг к другу. Аллу сразу предупредили, что у Евы непростой характер, но она не испугалась трудностей, старалась не навязывать девочке свое мнение, во время встреч больше слушая ее. Доверие между ними окончательно установилось после того как Алла приехала в детский дом, чтобы поздравить Еву с днем рождения.

Алла:

Ева никогда не спрашивает у меня советов напрямую, но она рассказывает о том, что ее волнует в данный момент, и я стараюсь мягко донести свою позицию. Я общаюсь с ней не с позиции родителя, а скорее как старшая сестра.

— В тот день я была занята, но договорилась с Евой, что ее с друзьями угостят мороженым в одной из точек нашей компании в MEGA Center. Вечером я узнала, что Ева так и не пришла туда. Я позвонила ей на сотовый и услышала плачущий голос. День у нее не задался, а из-за дождя одноклассники не смогли прийти к ней на праздник. Я захватила с собой мороженого, купила по пути ее любимую книгу и приехала в детский дом. Ева тогда очень обрадовалась. С тех пор я приезжаю к Еве почти каждую неделю. Мы гуляем в парке, ходим в кино, посещаем музеи. Один раз были на ледовом шоу и в боулинге.

Ева:

— Алла записала меня в бассейн, чтобы я научилась плавать. Во время встреч мы посещаем музеи, гуляем в парках, ходим на концерты. Она водила меня к себе на работу и показывала, как производят мороженое. Алла всегда поздравляет меня с праздниками. Я помню, как на день рождения она подарила мне книжку, которую я давно хотела прочитать.

Алла старается помочь подопечной найти свой путь и подготовиться к трудностям жизни в обществе.

Алла:

— Ева никогда не спрашивает у меня советов напрямую, но она рассказывает о том, что ее волнует в данный момент, и я стараюсь мягко донести свою позицию. Я общаюсь с ней не с позиции родителя, а скорее как старшая сестра. У Евы непростой характер, она амбициозна, но в душе не уверена в себе. Думаю, из-за этого она иногда агрессивно относится к окружающим. Я хочу вселить эту уверенность и таким образом смягчить ее характер. Ева безусловно талантливая и артистичная девочка, она даже написала книгу о своей жизни. Сейчас мы вместе пытаемся найти направление, в котором она хотела бы двигаться. Я всегда говорю ей, что она может быть востребованной независимо от социального статуса, но для этого нужно хорошо учиться и полностью отдавать себя выбранной профессии.

Ева:

Очень важно ощущать, что в мире есть человек, который морально поддержит тебя, тот, кому можно позвонить в трудную минуту. Я рада, что в моей жизни есть такие люди.

— По характеру я довольно конфликтная и быстро раздражаюсь. Алла научила меня меньше злиться на других и никогда не брать чужой негатив на себя. После знакомства с ней я стала более общительной. Я даже начала помогать другим воспитанникам детдома. Многие из них находят во мне человека, которому можно рассказать о своих проблемах. Я далеко не всегда делюсь с наставником своими переживаниями. Спрашиваю совета только в том случае, когда знаю, что Алла сможет мне в этом помочь. Еще благодаря общению с наставником я стала мягче относиться к своей младшей сестре. Раньше всегда ругала ее за плохое поведение, но сейчас начала понимать, что она просто ребенок.

Сейчас Алла хочет получить гостевую визу, чтобы иметь возможность на несколько дней забирать к себе Еву и ее младшую сестру.

Алла:

— Наставничество — довольно полезный опыт. За время участия в этом проекте я узнала много нового о детской и подростковой психологии. Думаю, что эти знания всегда могут пригодиться в жизни. Кроме того, я очень рада, что могу помочь одному конкретному человеку найти свое место в этом мире.

Ева:

— Думаю, хороший наставник — это человек, которому ты можешь довериться. В детдомах мы зачастую настороженно относимся к воспитателям и учителям. Очень важно ощущать, что в мире есть человек, который морально поддержит тебя, тот, кому можно позвонить в трудную минуту. Я рада, что в моей жизни есть такие люди.


Айжан и Мерей

Мы встретились с Айжан в летнем лагере недалеко от Талгара. Она приехала навестить Мерея, который уже несколько смен отдыхает здесь.

Айжан:

Я разделяю мнение организаторов этой программы о том, что для детей-сирот больше важна не материальная поддержка, а внимание и забота. Мне захотелось поделиться этим хотя бы с одним ребенком.

— На определенном этапе своей жизни я решила поменять работу и пришла в профориентационный центр. Мы говорили об общественной деятельности, и тогда я узнала о «Наставниках». Тема будущего воспитанников детдомов уже давно не оставляет меня равнодушной, и я решила принять участие в проекте. Я разделяю мнение организаторов этой программы о том, что для детей-сирот больше важна не материальная поддержка, а внимание и забота. Мне захотелось поделиться этим хотя бы с одним ребенком. После общения с руководителем движения «Ребенок должен жить в семье» Шолпан Байболовой я окончательно решила стать наставником, прошла собеседование и тестирование. Затем в течении месяца мы обучались навыкам общения с воспитанниками детдомов. Профессиональные психологи объяснили нам, как работать с детьми, оставшимися без родительского попечения, с какими проблемами и психологическими травмами мы можем столкнуться. После обучения пары обычно формируются на совместных встречах наставников и детей. В моем случае все было немного по-другому. Один из координаторов проекта сам познакомил меня с Мереем. Мы несколько раз встречались в стенах детского дома, пока не решили, что хотим составить пару «наставник – подопечный».

Мерей:

— Айжан — мой второй наставник. От прошлой я сам отказался. Во время нашего первого совместного выезда за ворота детского дома она накричала на меня. Я сразу попросил у координатора другого наставника. С Айжан мы познакомились в прошлом году. Между нами сразу установился контакт. Она показалась мне очень культурным и внимательным человеком. Айжан всегда старается говорить тактично, когда я что-то делаю неправильно. Она помогает мне по учебе и подсказывает, как поступить в трудных ситуациях.

У Айжан и Мерея не сразу наладились хорошие отношения. Они общались несколько месяцев, прежде чем наладить контакт. После оформления договора о наставничестве Айжан стала гулять со своим подопечным в торговых центрах, кафе и парках отдыха. Она позвала Мерея в гости, и они вместе готовили ужин.

Айжан:

— Поначалу между нами было недоверие. Мне кажется, что это естественная реакция для ребенка, который на определенном этапе своей жизни оказался брошенным родными. Были моменты, когда Мерей отворачивался от меня и молчал, выражая таким образом пассивную агрессию. В таком случае нужно проявить терпение. Я объясняла ему, что не собираюсь никуда уходить. Постепенно он начал делиться своими чувствами и переживаниями. За этот год у нас установились более-менее теплые отношения. На самом деле Мерей — довольно общительный мальчик. Он очень вежлив и всегда ведет себя по-джентльменски. Вместе с Мереем мы пытаемся выявить его таланты и способности. Сделать это довольно трудно, ведь воспитанники детских домов очень подвержены внешнему влиянию, и их увлечения быстро меняются. Сегодня он увидел, что его сверстники играют в футбол, и хочет стать футболистом, а завтра вместе с одноклассником идет записываться на бокс.

Мерей:

Я думаю, наставники нужны для того, чтобы помочь нам найти себя в жизни. Они учат нас самостоятельности и ответственности.

— Айжан забирает меня из детдома, и вместе мы посещаем интересные места. Она помогает мне с трудными школьными заданиями. Мы хорошо понимаем друг друга. Я доверяю ей и рассказываю о своих трудностях и проблемах, а Айжан всегда дает хорошие советы.

Айжан признается, что у наставников периодически возникают трудности в общении с подопечными. На некоторые вопросы или просьбы подопечного она не может ответить самостоятельно. Тогда Айжан берет паузу и консультируется с координатором их пары от проекта.

Айжан:

— Иногда Мерей рассказывает мне о конфликтах со сверстниками, воспитателями или учителями, которые вызывают у него раздражение. Я стараюсь выслушать и поддержать его, но не всегда поощряю, понимая, что в некоторых конфликтах отчасти виноват он сам. Иногда я откладываю такой разговор на потом и консультируюсь с координатором нашей пары. Как наставник я не должна критиковать или упрекать своего подопечного. Я пытаюсь тактично указать, где он не прав.

Айжан и Мерей видят пользу от своего общения. Для подростка наставник стал советчиком и другом. Айжан же общение с подопечным дало полезный опыт.

Айжан:

— Конечно, одного года очень мало для выстраивания качественных отношений и положительного влияния. Однако директор детдома говорит мне, что характер Мерея, как и многих участников этого проекта, изменился в лучшую сторону. Они стали проявлять меньше агрессии к окружающим. Мне кажется, в этом отчасти и заключается цель нашей работы. Я думаю, что ребенку в этом возрасте необходимо надежное плечо, друг, на которого он бы мог положиться. Для меня проект является шансом внести свою небольшую лепту в развитие нашего общества.

Я уже давно увлекалась психологией, и особенно психологией подростков, а наставничество дало мне уникальный опыт в этой области. Думаю, он может быть полезным и как школа будущих родителей. Общаясь с родным ребенком, мы зачастую не воспринимаем его как полноценную личность, но здесь по-другому просто нельзя.

Мерей:

— Я думаю, наставники нужны для того, чтобы помочь нам найти себя в жизни. Они учат нас самостоятельности и ответственности. Я надеюсь, что наше общение с Айжан продолжится, и она поможет мне сделать правильный выбор и получить достойное образование.



Детский дом № 2
Детский дом № 2

Как стать наставником?

Чтобы стать участником проекта, достаточно заполнить форму на сайте nastavniki.kz или отправить заявку на электронную почту, указанную в разделе контактов. После подачи заявки кандидат заполняет анкету и проходит психологические тесты.

— Мы проводим информационные встречи с людьми, отправляющими заявки, и рассказываем им о проекте, обязанностях наставника и алгоритме работы. Многие отсеиваются на этом этапе, потому что реальность не оправдывает их ожиданий. Те же, кто все-таки решил идти до конца, в обязательном порядке должны пройти «Школу наставников», — рассказывает координатор по работе с наставниками Елдар.

«Школа наставников» — это тренинг по подготовке будущих наставников. Программа обучения была разработана психологами и координаторами проекта с учетом международного и казахстанского опыта работы наставников. Обучение проходит в течение месяца, по субботам с 10:00 до 16:30. Наставники занимаются с опытными преподавателями по специально подготовленному учебному пособию.


Преподаватель «Школы наставников» Наталья Ткаченко
Преподаватель «Школы наставников» Наталья Ткаченко

На занятиях будущих наставников знакомят с такими базовыми понятиями психологии, как характер и темперамент личности, рассказывают об особенностях поведения детей-сирот, о методах построения отношений с подопечными и решения конфликтных ситуаций. Опытный психолог Наталья Михайловна Ткаченко на примерах из реальной практики общения с воспитанниками детдомов объясняет, как мотивировать подопечных на достижение целей.

Помимо теории, участникам тренинга дают практические задания по общению с «виртуальным» воспитанником детского дома. Они работают в группах, решая различные проблемы, которые могут возникнуть в ходе работы с их будущими подопечными.

— Мы учим людей реагировать на различные ситуации в общении наставника и подопечного. После окончания школы кандидаты получают сертификат и проходят собеседование с координаторами проекта. На основании этого, а также наблюдений тренера по ходу обучения, мы принимаем решение об участии человека в проекте. В первые школы наставников записывалось по 30–40 человек. Сейчас мы проводим примерно по три школы в год с числом участников от 8 до 12 человек. Примерно половина из них в итоге проходит собеседование и становится наставниками, — добавляет Елдар.



Зауреш Алимжанова
Зауреш Алимжанова

У каждого из кандидатов на участие в проекте своя мотивация, но большинство из них уверены, что этот опыт будет полезен в жизни или профессии.

Зауреш Алимжанова:

Я вырастила двух дочерей, воспитываю внуков, и, возможно, этот опыт поможет мне поучаствовать в судьбе еще одного ребенка.

— Я узнала о «Наставниках» от своей дочери. Она уже имела опыт участия в этом проекте. Я посетила круглый стол, где подробнее рассказали о социальной миссии наставников. Даже детям, выросшим в семье, бывает трудно сразу найти свое место в мире; что уж говорить о тех, у кого нет близких. Мне хотелось бы как-то помочь им. Я вырастила двух дочерей, воспитываю внуков, и, возможно, этот опыт поможет мне поучаствовать в судьбе еще одного ребенка. Занятия в «Школе наставников» были очень полезными. Несмотря на большой жизненный опыт, я узнала для себя много нового. В качестве подопечной мне хотелось бы видеть девочку 12–14 лет. Думаю, я смогла бы передать ей свои знания об этом мире и помочь в социальной адаптации.


Алина Нарымбаева
Алина Нарымбаева

Алина Нарымбаева:

С профессиональной точки зрения, для меня это отличная возможность получить ценный опыт общения с ребенком и применить свои навыки на практике. Помимо этого, мне кажется, что проект выполняет важную социальную миссию.

— В 2014 году я впервые услышала о наставничестве по радио. Тогда появилось желание стать наставником. Мне всегда интуитивно хотелось работать в этой сфере и помогать детям из детдомов, но в то время я подумала, что еще не готова к этому. В мае закончила вуз по специальности «психолог» и решила попробовать отправить заявку в проект. С профессиональной точки зрения, для меня это отличная возможность получить ценный опыт общения с ребенком и применить свои навыки на практике. Помимо этого, мне кажется, что проект выполняет важную социальную миссию. Я хотела бы в качестве подопечного трудного ребенка с тяжелым характером, чтобы проверить свои знания и силы и попытаться положительно повлиять на его будущее.


Людмила Ковалева
Людмила Ковалева

Людмила Ковалева:

Многие мои знакомые удивились, узнав, что хочу участвовать в этом проекте. Некоторые из них сочли это героизмом, другие, наоборот, назвали безответственностью. Я не вижу в этом никакого героизма и считаю оказание посильной помощи детям-сиротам своим гражданским долгом.

— О проекте я впервые услышала по радио. Чуть позже одна из моих клиенток рассказала о нем подробнее. Изучив информацию о «Наставниках», решила отправить свою анкету координаторам проекта. Я работающая пенсионерка, но сейчас закрываю свой бизнес, и хотелось бы найти новое применение свой социальной энергии. Многие мои знакомые удивились, узнав, что хочу участвовать в этом проекте. Некоторые из них сочли это героизмом, другие, наоборот, назвали безответственностью. Я не вижу в этом никакого героизма и считаю оказание посильной помощи детям-сиротам своим гражданским долгом. У меня все еще есть сомнение в том, справлюсь ли я с такой ответственностью. Мне кажется, что я была не самым хорошим воспитателем для своей дочери. «Школа наставников» помогает получить необходимые навыки и преодолеть эти страхи. Многие родители, будучи уверенными в том, что все знают о воспитании детей, на самом деле психологически безграмотны. Знания, которые мы здесь получаем, необходимы каждому.


Радмила Соловетц (слева)
Радмила Соловетц (слева)

Радмила Соловетц:

В психологии я не первый год, но до этого никогда глубоко не изучала детскую психологию. Мне интересна эта область, и я надеюсь получить новый практический опыт.

— О проекте узнала из рекламы по телевидению. Давно хотелось как-то помочь воспитанникам детских домов, но я не знала, как это можно сделать. Когда увидела рекламу «Наставников», поняла: это то, что нужно. Моя мотивация участия в проекте — это прежде всего попытка понять этих детей. В психологии я не первый год, но до этого никогда глубоко не изучала детскую психологию. Мне интересна эта область, и я надеюсь получить новый практический опыт. В то же время за этим решением стоят глубоко личные причины. Могу сказать только, что я знаю, какие ошибки могут ожидать детдомовцев на пути во взрослую жизнь, и хочу помочь им избежать этих ошибок, стать личностями и реализоваться в жизни.



Елдар Жургенов
Елдар Жургенов

Результаты работы

За два года работы проекта уже сложились 72 пары «наставник – подопечный». 121 ребенок принял участие в проекте и обрел нового друга в виде наставника или коуча. Сейчас программы наставничества работают в трех городах нашей страны (в Алматы, Астане, Караганде), но организаторы проекта планируют расширять его географию.

Главная цель нашего проекта — исчезновение в Казахстане детских домов в том виде, в котором они существуют сейчас.

— На первом этапе многие люди критиковали нашу работу. Среди критиков были общественные деятели, родители и воспитатели детских домов. Некоторые говорили, что мы занимаемся ерундой. Однако по итогам двух лет можно заявить об успешных результатах. Мы наблюдаем, что участники проекта из числа воспитанников детдомов стали более общительными, они улучшили результаты в учебе и обрели навыки самостоятельной жизни. Некоторые благодаря наставникам обнаружили в себе таланты и сделали первые шаги к раскрытию жизненного потенциала, — рассказывает Елдар Жургенов.

В мировой практике наставничество также показало свою эффективность. В США первая подобная программа — Big Brothers Big Sisters — появилась еще в начале XX века. Сейчас филиалы этой организации действуют в 13 странах мира. Аналогичные проекты успешно работают в разных уголках земли. Составленный на основе тестов и исследований анализ эффективности программы Big Brothers Big Sisters в соседней России показал, что в среднем у 45% детей-участников повысилась уверенность в себе, они стали более самостоятельными, ответственными и организованными.

— Помимо примеров успешной работы с конкретными детьми, наш проект способствует развитию и совершенствованию программ социальной адаптации воспитанников детдомов. Нам удалось добиться того, чтобы на уровне закона появилось понятие «гостевая семья». В будущем мы хотели бы также закрепить в законодательстве понятие «наставничество». Основываясь на опыте «Школы наставников», мы создали «Школу приемных родителей» и учебные пособия для нее. Главная цель нашего проекта — исчезновение в Казахстане детских домов в том виде, в котором они существуют сейчас. Вместо них должны появиться центры поддержки семьи, которые будут оказывать помощь неблагополучным семьям, обеспечивать устройство детей-сирот, помогать людям, желающим усыновить ребенка.


Хочется верить, что когда-нибудь эти планы станут явью, и в Казахстане не останется сирот.

Подробную информацию о проекте вы можете получить на сайте nastavniki.kz

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000