VOX POPULI Алёна Мирошниченко 18 июля, 2016 10:00

Дай ГАЗу!

Дай ГАЗу!
Фото: Григорий Беденко
Где только не приходится бывать журналистам Vox Populi... На этот раз мы посетили крупнейшее предприятие российского автомобилестроения — завод ГАЗ в Нижнем Новгороде — и увидели, как сходят с конвейера новые автомобили, которые, кстати, совсем скоро появятся и у нас в Казахстане. А ещё Горьковскому автомобильному заводу в начале следующего года исполнится восемьдесят пять лет. Чем не повод побывать там?

По правде говоря, пока мы добирались до Нижнего Новгорода, нам представлялись старые обшарпанные заводские цеха, где гуляет ветер. Где техническая грязь въелась везде, и от неё уже не избавиться. Где по бетонному полу разлиты масла, рабочие одеты в грязные робы, а руки у них по локоть в мазуте.

Но войдя в цех сборки кузовов, мы были поражены чистотой, можно даже сказать, стерильностью, которую порой не встретишь на производстве продуктов питания или на кухне столовой или кафе.


Цеха ГАЗа
Цеха ГАЗа

Впечатлил нас и сам завод, вернее, его масштабы. Территория завода занимает целый район Нижнего Новгорода и тянется на несколько километров. Можно смело сказать, что это город в городе. 

История Горьковского автозавода началась 4 марта 1929 года. В этот день было принято решение о строительстве в СССР автомобильного завода с массово-поточным производством. В апреле 1929 года в качестве строительной площадки утвержден Нижний Новгород. За помощью советские специалисты обратились к американской компании Ford. Заокеанский партнёр должен был оказать поддержку в производстве автомобилей моделей Ford A и Ford AA.


ГАЗ-АА
ГАЗ-АА

Дата 2 мая 1930 года тоже символична для завода. В этот день был заложен первый камень в фундамент будущего автогиганта. Предприятие было построено в рекордно короткие сроки, всего за восемнадцать месяцев.

А уже 29 января 1932 года с конвейера сошёл первый грузовик ГАЗ-АА или, как его окрестили в народе, «полуторка».


ГАЗ-А
ГАЗ-А

В декабре того же года началась сборка легковых автомобилей ГАЗ-А. При выпуске этих моделей использовались фордовские наработки. Но наши автомобили имели ряд отличий от своего американского собрата.


ГАЗ-М1
ГАЗ-М1

Так, на базе грузовика ГАЗ-АА было создано множество модификаций и моделей, включая трехосный грузовик ГАЗ-ААА, самосвал, автобус служебного назначения, газогенераторный и газобаллонный автомобили. Важной страницей в истории завода является выпуск легкового автомобиля ГАЗ-М1, в народе называемого «эмкой».

К концу тридцатых годов производство ГАЗа достигло огромных высот. Он был ведущим заводом страны. За 1932–1941 годы ГАЗ выпустил почти 758 000 автомобилей, наладив производство семнадцати моделей и модификаций. Это составляло 68% всего автопарка страны.

С началом Великой Отечественной войны завод был переориентирован на выпуск военной техники. На конвейер встало семейство вездеходов, бронеавтомобилей и танков Т-60 и Т-70. Помимо техники, на заводе было налажено производство военного снаряжения, боеприпасов и самоходных орудий. А ГАЗовские «полуторки» колесили по всем дорогам войны и доставляли грузы по Дороге жизни.

В 1943 году завод подвергся разрушительным бомбардировкам вражеской авиации. Но пятьдесят зданий завода и разрушенное оборудование были восстановлены в кратчайшие сроки. Представьте: это в военное время!

За труды в годы Великой Отечественной войны и за вклад в победу завод был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.


ГАЗ-67
ГАЗ-67

В послевоенное, трудное для страны время ГАЗ ни на минуту не приостановил своё производство. С конвейеров завода сошли грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Был налажен выпуск полноприводных внедорожников ГАЗ-69 и ГАЗ-69А.


ГАЗ-12 ЗИМ
ГАЗ-12 ЗИМ

Настоящим прорывом для всего советского автопрома в те годы стал выпуск моделей ГАЗ-М20 «Победа» и ГАЗ-21 «Волга», а также модель представительского класса ГАЗ-12 ЗИМ, которую сменила ГАЗ-13 «Чайка».

Как вы думаете, откуда взялся олень на эмблеме автомобилей ГАЗ? Фигурка оленя на капоте появилась практически с первых образцов модели ГАЗ-21.

И не случайно — олень всегда был изображён на гербе Горьковской (Нижегородской) области. Это животное в древние времена являлось символом смелости и мужского благородства.

Символ на автомобиле имел несколько вариантов исполнения: его детализация зависела от года выпуска машины. Был вариант с высокой степенью детализации — на этих фигурках даже рога отливались отдельно. Сам олень был изображен в прыжке, и создавалось впечатление, что он как бы летит в пространстве.

Однако со временем производство «Волги» удешевили, и хромированного красавца пришлось убрать с её капота. Но благородный олень и по сей день продолжает жить на эмблеме Горьковского автомобильного завода.


ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 «Чайка»

Эта красавица имела выдающийся внешний дизайн и современную техническую «начинку». В комплектацию входили электростеклоподъёмники и электроприкуриватель. Для задних пассажиров предусматривалась пара динамиков от радиоприёмника. Более того, к услугам задних пассажиров были пульт дистанционного управления радиоприёмником — правда, проводной — и выдвижные пепельницы. Даже радиоантенна выдвигалась по нажатию специальной кнопки в салоне.

Модель предназначалась в основном для советской номенклатуры. На «Чайке» ездили министры, послы СССР за рубежом и первые секретари республиканских компартий. «Чайка» стала ещё одной мечтой советского человека, своеобразным символом успешной жизни.


ГАЗ-3102
ГАЗ-3102

В шестидесятые и семидесятые годы начинается реконструкция завода ГАЗ, закупка и монтаж нового оборудования и строительство новых цехов. А в восьмидесятых годах на заводе проходит вторая реконструкция, которая закончилась в 1993 году. В этот период линейка предприятия пополнилась новой моделью — ГАЗ-3102 «Волга».

Трудные девяностые завод пережил в основном благодаря новым грузовым моделям. Очень кстати появился отечественный аналог Ford Transit — ГАЗ-3302, который быстро набрал популярность из-за развивающего мелкого бизнеса в стране. Этот автомобиль стал базовой моделью для множества модификаций, что послужило началом появления целого семейства автомобилей под названием «ГАЗель».

За эти годы «ГАЗель» стала бестселлером в России и СНГ, а название перешло в разряд нарицательных для всего класса легких коммерческих автомобилей — так же, как, например, «ксерокс» для копировальных аппаратов.

А вот «Волги» нового поколения, начало выпуска которых совпало с кризисом 2008–2009 годов, своего покупателя так и не нашли. Их производство полностью остановилось в 2009 году, а Горьковский завод сосредоточился на производстве ключевой продукции, с которой и начиналась его история 85 лет назад — грузовых коммерческих автомобилей и микроавтобусов для малого и среднего бизнеса и различных отраслей народного хозяйства. В своем сегменте ГАЗ занимает свыше 50% рынка в России, его продукция успешно конкурирует со всеми зарубежными аналогами, которые импортируются или выпускаются на территории страны. 

За годы существования ГАЗ разработал свыше сорока базовых моделей легкового и грузового транспорта, а это более 18 000 000 различных автомобилей.

С 2005 года автозавод входит в крупнейший автомобилестроительный холдинг «Группа ГАЗ», который, в свою очередь, является членом одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый элемент». Председатель наблюдательного совета «Базового элемента» и акционер ГАЗа Олег Дерипаска внедрил на всех предприятиях «Группы ГАЗ» уникальную производственную систему, которую он изучал на предприятиях компании Toyota. Это система, основанная на философии постоянных улучшений, благодаря которой каждый рабочий предприятия вовлечен в процесс совершенствования производственных операций, а показатель производительности труда теперь не уступает стандартам, принятым в мировом автопроме.

В настоящее время на предприятии трудится более двадцати тысяч человек. Нас удивило то, что 40% тружеников ГАЗа — женщины. Вот уж никогда не подумаешь, что мощные грузовики собираются руками представительниц слабого пола.

При заводе открыто несколько учебных центров, где молодёжь может освоить множество профессий, востребованных в машиностроении. Двери завода всегда открыты для молодых специалистов. И пословица «Где учился, там и сгодился» здесь весьма кстати.

На сегодняшний день новгородский гигант является одним из лидеров российского автопрома. Ежедневно с конвейеров завода сходит порядка четырехсот автомобилей. И, пожалуй, это единственное предприятие, в списке выпускаемой продукции которого самое большое количество различных модификаций.

Предприятие выпускает лучшие в своем классе лёгкие коммерческие автомобили для малого и среднего бизнеса: «ГАЗель» и «Соболь», которые используются в грузовых и пассажирских перевозках. Также на базе «ГАЗели» и «Соболя» созданы автомобили для муниципальных служб и госучреждений, таких как полиция, пожарная служба, транспорт для МЧС, скорая помощь, школьные автобусы.

А на базе среднетонажных грузовиков «ГАЗон NEXT» и «Валдай» нижегородские автопроизводители выпустили ряд моделей для сельского хозяйства и коммунальных служб, самосвалы и автоцистерны, спецтехнику для горной промышленности, нефтегазового и лесопромышленного комплекса.

Но это ещё не все. «Группа ГАЗ» является крупнейшим производителем пассажирского транспорта, который отличается надёжностью и отличными потребительскими характеристиками.

На заводах Павловского, Ликинского и Курганского заводов производятся автобусы с оптимальным соотношением «цена–качество»: пригородные автобусы, городские, междугородные, школьные, туристические и автобусы специального назначения.

Кстати, ГАЗовские автобусы прекрасно зарекомендовали себя и на крупных международных проектах. Впервые в истории Олимпийских игр в Сочи использовались специально разработанные новые автобусы, которые перевозили спортсменов.

А с прошлого года «Группа ГАЗ» занимается поставкой пассажирского транспорта в те регионы, в которых будут проводиться матчи Чемпионата Мира по футболу 2018 года.

В компанию входит и крупнейший производитель большегрузных автомобилей — автозавод «Урал». Уральские внедорожники известны во всем мире благодаря высокой проходимости и надежности при работе в самых тяжелых климатических условиях.

Но и это ещё не вся продукция, выпускаемая Новгородским автогигантом. Помимо транспорта, ГАЗ выпускает и комплектующие для своих автомобилей: системы управления, элементы кузова, детали кузнечного производства, чугунное и цветное литье, мосты, оси, подвески и многое другое.

В 2016 году на престижном конкурсе в области производства коммерческого транспорта модель «ГАЗель NEXT» стала победителем ежегодной национальной премии «Автомобиль года в России».

В 2015 году автомобиль получил титул «Перспектива года» на конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России – 2015». Чем же этот автомобиль завоевал сердца профессионального жюри и потребителей?

«ГАЗель NEXT» — это коммерческий автомобиль, оснащенный по последнему слову техники. Особое внимание уделено удобству и функциональности, продуманы малейшие детали, обеспечивающие комфорт в эксплуатации. Объем кузова грузового фургона составляет 13,5 м3, что на 30% больше, чем у автомобилей «ГАЗель» предыдущего поколения. У фургона «ГАЗель NEXT» самая богатая базовая комплектация, которая включает в себя защиту кузова (напольное покрытие и боковые обивки), предпусковой подогреватель в модификации фургон-комби, круиз-контроль, прикуриватель, пепельницу и другие элементы на панели приборов.

В модели предусмотрены дистанционные приводы заправочного люка и коробки передач — джойстик, который размещён на приборной панели. Кабина водителя просторна и удобна. Положение сиденья можно изменять пятью степенями регулировки, что обеспечивает высокий уровень комфорта.

Одним из важных достоинств этого автомобиля является новый пластиковый топливный бак, объём которого увеличили до восьмидесяти литров. Модернизированная задняя подвеска и амортизаторы обеспечивают автомобилю плавность хода и повышенную устойчивость на дороге.

Грузопасажирский фургон-комби «ГАЗель NEXT» объединяет в себе свойства микроавтобуса и грузового автомобиля. Он позволяет перевозить до семи человек. Автомобиль оснащен такими удобствами, как складывающийся ряд задних сидений, что превращает его в удобное спальное место. В модели предусмотрены откидные столики, ниши для личных вещей и мелочей, розетка, USB-выход и многое другое, что по достоинству оценят водитель и пассажиры.

Микроавтобусы «ГАЗель NEXT» — это уже не те «маршрутки», которые колесили по нашим дорогам двадцать лет назад. Это просторные, безопасные и комфортные автомобили на шестнадцать пассажиров, где также всё продумано до мелочей. Кондиционер, отопительная система, высокий дверной проём и низкая подножка обеспечивают удобство при входе и выходе. Все сиденья оборудованы ремнями безопасности.

Кузов автомобиля изготовлен из оцинкованной стали, а отдельные элементы — из высокопрочного пластика, что обеспечивает его износостойкость и хорошие антикоррозийные свойства.

Одним из преимуществ цельнометаллического фургона перед иностранными конкурентами является его цена. Она на 20–30% дешевле зарубежных аналогов, а стоимость обслуживания, запасных частей и расходных материалов меньше в полтора раза.

Для выпуска автомобилей «ГАЗель NEXT» на заводе была произведена масштабная модернизация производства, в которую было инвестировано около 12 млрд рублей: созданы новые автоматизированные комплексы для штамповки, сварки кузова и его окраски, усовершенствован сборочный конвейер.

На автоматизированных линиях штамповки и сварки всю сложную работу выполняют роботы последнего поколения.

На линии штамповки производятся крупногабаритные детали кузова, лицевые панели боковин и двери. Железные помощники людей обеспечивают не только большую производительность, но и высокую точность изготовления деталей. Такая линия выдаёт от шести до восьми деталей в минуту.

Роботы на линии сварки способны самостоятельно менять оснастку, выполнять операцию по транспортировке деталей, сварке боковин и основания кузова, офланцовке, нанесению клея и герметиков.

Огромные умные сварщики и штамповщики напоминают живых инопланетных существ. А за их работой можно наблюдать бесконечно.



География реализации автомобилей нижегородского производства обширна. Продукция компании ГАЗ колесит не только по всем дорогам России, но и по ближнему и дальнему зарубежью.

Сегодня в Казахстане ГАЗ занимает 68% рынка легких коммерческих автомобилей. В дилерских центрах представлен весь модельный ряд автомобилей ГАЗ, включая дизельные, бензиновые и газовые версии. У потребителей в Казахстане популярностью пользуется как классическое семейство «ГАЗель Бизнес», так и новая линейка «ГАЗель NEXT» — бортовые грузовики, производство которых началось в 2013 году. А в июле этого года ГАЗ начинает продажи в Казахстане новой модели линейки «ГАЗель NEXT» — цельнометаллического фургона. Грузопассажирские версии поступят в дилерские центры с августа, а пассажирские — с осени этого года.

Мы уверены, что казахстанцы по достоинству оценят новую модель ГАЗа — современный, удобный, надёжный и комфортный фургон «ГАЗель NEXT». 

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000