VOX POPULI Люба Пистовникова 20 мая, 2015 08:00

Борьба с собой и на ковре

Борьба с собой и на ковре
Фото: Нуржан Юмашев
В Акмолинском областном специальном интернате для детей с нарушениями слуха и речи воспитываются школьники, которые не воспринимают мир на слух. Мы хотели бы рассказать об одном замечательном воспитаннике интерната – Сагате Билялове.

Высокий, подтянутый и очень галантный парень, склонившись, жестом приглашает нас войти в класс. Ого! Вот так воспитание! Сейчас мало кто поверит, что еще какие-то несколько лет назад Сагат был тяжело управляемым, трудным ребенком с отставаниями в развитии. Переродиться юноше помогла борьба. Но не только на ковре.

Мальчик родился с сенсоневральной тугоухостью. К сегодняшнему дню болезнь развилась у него до 4-й степени. Это почти абсолютная глухота. Даже современный слуховой аппарат не спасает, хотя и дает ему какую-то мало-мальски понятную звуковую картинку.

Говорит он с трудом, да и то только отдельные слова. Помогает себе общепринятыми жестами. Ему намного проще общаться на особом языке слабослышащих. Одно из его любимых слов «Хорошо!». Парень использует его по разным поводам: когда понял, согласен, восхищен, доволен. «Хо-ро-шо» – как будто ударяя по последнему слогу, выдает юноша.

Сегодня Сагату 18 лет, и за это время он научился читать по губам. Правда, только по губам близких людей и учителей. Речь незнакомого человека, тем более говорящего быстро, будет для него недоступной.

Педагоги стараются даже в коротких фразах проговаривать медленно каждую букву, чтобы парень точно понял, о чем речь. Дополнительно помогают ему и себе жестикуляцией.

В диспансере Сагат Билялов воспитывается с 5 лет. Родители были вынуждены отдать ребенка сюда, потому что боялись, что не смогут привить ему тех знаний, которые могут дать педагоги. Биляловы понимали, что ребенку нужен особый подход.

Учителям Сагата из школы-интерната пришлось очень нелегко. Учеба ему давалась тяжело, по школьным предметам он отставал даже от своих слабослышащих одноклассников. Радовался в основном урокам физической культуры – на них чувствовал себя как рыба в воде: прыгал, бегал, с удовольствием работал на спортивных снарядах. Мог легко отжаться и подтянуться на турнике по 50 раз, сделать спортивное сальто.

Эти часы были его отдушиной и свободой. Во все остальное время Сагат не радовал поведением педагогов: был очень замкнутым, по поводу и без пускал в ход агрессию, всячески выражал протест даже против помощи.

– У нас были проблемы с ним,особенно в подростковом возрасте. Он не усваивал школьный материал, были большие вопросы по его поведению. Спасало мало что, даже индивидуальные занятия с психологом не помогали. На медико-педагогическим консилиуме мы, с классным руководителем и воспитателем постоянно обсуждали его личность, – говорит директор школы-интерната Светлана Никулина.

Сагат увлекся футболом. Вместе с одноклассниками гонял мяч позади школьного двора. Получалось у него лучше всех.

– Мы заметили его заинтересованность спортом и решили сделать на ней акцент, – продолжает Светлана Никулина.

В конце концов, с Сагатом решено было поступить как с любым здоровым мальчишкой-хулиганом: направить его неуемную энергию в русло общественной работы. Создали совет старшеклассников и закрепили за парнем, который уже оканчивал 8 класс, весь спортивный сектор.

Каждое утро Сагат начинал с зарядки. Сначала делал сам, а потом выходил на общешкольную и уже вел разминку. Ребятам это нравилось намного больше, чем когда в зале командовал учитель физкультуры. Все охотно слушали и выполняли упражнения. Когда у кого-то что-то не получалось, Сагат тут же приходил на помощь: поправлял, наставлял, показывал вновь.

У наших воспитанников особый мир, куда они очень редко кого впускают. Если человек им не нравится, такие дети даже будут делать вид, что не замечают. Они не могут слышать ушами, но сердцем – превосходно.

– Мы заметили, что наши дети его любят, внимают ему, а он как будто вдохновляется от этого, расцветает, – делится завуч по воспитательной работе интерната Майра Бостанкаева.

Сагат начал проводить различные состязания среди школьников уже сам. Организовал чемпионат по армрестлингу: подготовил столы, составил пары, следил за тем, чтобы правила никто не нарушал. Самому ему равных в учебном заведении по этому виду спорта не было и нет. Даже педагоги не могут с ним соревноваться.

Как-то по телевизору мальчик увидел соревнования по вольной и греко-римской борьбе. Видимо, ему настолько понравилось, что он вместе с группой ребят уже на следующий день пришел к директору – хотел посещать занятия.

– Мы долго не могли найти организацию, которая бы решилась заниматься с нашими воспитанниками. Я все понимаю, это очень сложно обычному человеку – работать с теми, кто тебя почти не слышит, – говорит Светлана Николаевна. Закрытыми оказались многие двери.

– Но когда мы все-таки нашли тренера, Сагат ликовал! Даже если приходил с занятий по борьбе в клубе «Мерген» без сил и устало падал на кровать в своей комнате.

Было трудно не только физически, но, прежде всего, сложно было научиться читать по губам то, что говорит тренер Ерсаин Каппаров. И хотя у педагога большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями, было трудно сначала обоим. Сейчас Сагат уже понимает своего тренера даже по взгляду.

С тренировками у нашего героя появился настоящий стимул развиваться. О своих бунтарских подвигах он и думать забыл. Зато вспомнил об учебе – тренер сразу предупредил: или учишься хорошо или будешь исключен из секции.

Сагату вдруг понравились литература и география, он подтянул и математику. Сегодня на политической карте мира он за секунды найдет любую страны. А на карте Акмолинской области уж очень быстро находит родной Енбекшильдерский район.

Парень стал тренировать в учебном заведении ребят помладше, выдавая им всю ту программу, которую получал от своего учителя. Те были в восторге. Вместе смастерили на заднем дворе интерната грушу, соорудили самодельные тренажеры и атаковали турники.

– Во многом благодаря Сагату в нашей школе нет ни одного курильщика, нет ни одного ребенка, который даже подумал бы, чтобы выпить. Здоровье для них превыше всего. Конечно, они понимают, что не смогут быть такими востребованными, как другие, поэтому на силу и выносливость делают особую ставку, – гордится своими воспитанниками Светлана Николаевна.

Сейчас Сагат Билялов оканчивает 10-й класс и является примером для учеников школы и вообще всех своих ровесников. Он избран президентом интерната и его детского движения «Достык». Родители Сагата и братья боготворят парня.

А он особенно любит возиться с малышней. Одевает ребятню, кормит, выходит вместе с ними на прогулку, и детвора отвечает ему тем же. Как только мы вместе с Сагатом вошли в одни из начальных классов, девчонки и мальчишки в разномастных костюмчиках кинулись к нему. И начался быстрый жестовый диалог. Кажется, о чем-то веселом, потому что все смеялись.

– У наших воспитанников особый мир, куда они очень редко кого впускают. Если человек им не нравится, такие дети даже будут делать вид, что не замечают. Они не могут слышать ушами, но сердцем – превосходно, – говорит учитель Сагата по русскому языку и литературе.

Педагоги признаются, что часто просят Сагата прийти на помощь, когда в детском коллективе конфликт или когда надо организовать учащихся. Даже унять разбушевавшуюся натуру зовут нашего героя – он ведь и сам когда-то таким был – понимает.

Совсем недавно в Шымкенте проходило первенство страны по вольной и греко-римской борьбе. Это были сурдо соревнования. Сагат очень волновался, хотя где-то внутри и надеялся, что выступит достойно. Его тренер Ерсанат Капаров был гораздо спокойнее и увереннее – он знал, что без медали его воспитанник из южного города не уедет.

Сагат взял даже две награды: в вольной борьбе стал третьим, а греко-римской – вторым в стране. Вся школа вышла встречать своего героя – таких побед долго никто сюда не привозил.

После этого испытания Ерсанат Капаров решил, что Сагату стоит принимать участие не только в специальных соревнованиях для людей с ограниченными возможностями. Он уже созрел для того, чтобы выйти на один уровень со всеми спортсменами.

А Сагат решил, куда будет поступать – на отделение прикладного мастерства одного из колледжей своего региона. Все-таки профессию получать надо. Но спорт, давший ему новую жизнь, он бросать не собирается. 

Поделись
Люба Пистовникова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000