VOX POPULI Артур Жумашев 24 июня, 2015 08:00

Бизнес-тренинги: ожидание и реальность

Бизнес-тренинги: ожидание и реальность
Реклама бизнес-тренингов заполонила просторы интернета и рекламные площади печатных изданий. Каждый, кому не лень, пройдя парочку тренингов и получив сертификаты, встаёт на сцене с микрофоном и начинает вещать свою «историю успеха». А с какими ожиданиями идти тому, кто реально отправился за навыками и новыми знаниями? На что надеемся и что получаем в результате? Могут ли бизнес-тренинги изменить сознание или это пустая трата времени и денег? На эти вопросы постарались ответить семь спикеров в репортаже Артура Жумашева, которые не понаслышке знакомы с бизнес-тренингами.

АРТЁМ СЛЕСАРЕНКО

Предприниматель, бизнес-тренер

Бизнес-школа Артёма Слесаренко специализируется на тренингах по развитию бизнеса, основными клиентами которой являются действующие предприниматели и владельцы малого и среднего бизнеса.

Бесспорно, любой опыт — это опыт: неважно, положительный он или отрицательный. 

Девятилетний опыт в предпринимательстве позволил нашему герою выйти на рынок с предложением проводить тренинги:

— Я начал свой бизнес, когда мне было 20 лет — пришлось пройти через многое. Спустя 10 месяцев после моего прихода в бизнес, у меня был долг — 500 тысяч долларов. Как раз на дворе был кризис 2007-2008 гг. Сами понимаете — всё было очень плохо.

Бесспорно, любой опыт — это опыт: неважно, положительный он или отрицательный. Главное, не забывать выносить уроки и делать выводы из сложившихся ситуаций и предлагаемых обстоятельств. Артём свои минусы трансформировал в плюсы, что помогло ему открывать параллельно несколько проектов.

— Сейчас у меня три действующих проекта, — рассказывает предприниматель. — Один бизнес — это производство металлопрофиля, второе направление — сервис для пластиковых окон, и третье — обучение людей бизнесу. В своё время я выбрался из долговой ямы и кризисных ситуаций — теперь делюсь с бизнесменами, как не допустить тех же ошибок, что в своё время совершал я.

Компании Артёма Слесаренко вполне успешно развиваются на рынке Казахстана. Из металлопрофиля, что производит завод бизнесмена, изготавливается более 800 тысяч пластиковых окон ежегодно.

— Почему я решил проводить тренинги и обучать людей бизнесу, — делится Артём. — Во-первых, как я уже сказал — отвести начинающих предпринимателей от фатальных ошибок. Во-вторых, хотелось решить проблему с рынком тренингов в Казахстане. В нашей стране не было, да и сейчас очень мало, проектов, подобных нашему, где можно научиться вести бизнес. Да, приезжали зарубежные тренеры, но куда полезнее слушать истории из опыта и получать навыки от местных тренеров, которые ещё и являются действующими предпринимателями.

Я сам предприниматель из реального бизнеса и знаю, что нужно таким же бизнесменам, и какие результаты мы ожидаем. 

Но опыт только лишь предпринимательства не всегда достаточен для того, чтобы выступать перед публикой. Поэтому Артём дополнительно проходил обучение в Москве, Киеве у тренеров в именитых бизнес-школах.

— Когда я сам проходил и прохожу обучение, то всегда наблюдаю и отмечаю, как другие дают материал. Того, что давали, не всегда было достаточно, потому что где-то только рассказывают о маркетинге, на другом тренинге только продажи, на третьем — личность и её задачи. Это ещё одна предпосылка, почему я открыл собственную бизнес школу. Я сам предприниматель из реального бизнеса и знаю, что нужно таким же бизнесменам, и какие результаты мы ожидаем.

За год работы бизнес-школы формат обучения изменился. В начале обучение было сосредоточено на росте личности, затем перешли в формат, где давали знания по запуску стартапа, сейчас — это тренинги для действующих владельцев собственного бизнеса.

— Тренинги в нашей школе сфокусированы на результатах, — говорит бизнес-тренер. — Цель, которую мы ставим — каждый человек, обучающийся у нас, должен заработать в своём бизнесе 100 тысяч долларов за год.

Максимальную пользу, которую Артём может и хочет принести обществу — это помощь в создании компаний, которые будут зарабатывать сотни миллионов долларов за год-два.

Нет действий — нет результата!

Встречались в тренинговой практике Артёма случаи, когда клиенты оставались недовольны работой его школы:

— Здесь причина одна: люди не делали. Они ждали, что за них кто-то будет работать над собой и их бизнесом, что за них будут прорабатываться какие-то вещи. Нет. Мы даём вектор направления, прорабатываем инструменты и предлагаем конкретные шаги. Иди, делай, получай результат. Нет действий — нет результата! Соответственно, человек остаётся недоволен.

— Что такое тренинг — покупка за копейки чужого опыта. По факту ты можешь и сам, но это будет долго и не всегда эффективно. Можно заплатить одну-две тысячи долларов — так тренер оценивает стоимость чужого опыта — и переключиться сразу на две скорости вперёд в развитии своего бизнеса.


МАРГАРИТА ГРИНКЕВИЧ

Владелица event-агентства, регулярная участница бизнес-тренингов

— В БМ (Ред.: «Бизнес-молодость» — известное сообщество предпринимателей) есть такое понятие — банка огурцов, — рассказывает Маргарита. — Это сообщество людей, которые заинтересованы в развитии. Как работает принцип «банки огурцов»: если ты не соленый огурец, а тебя поместить в банку с засолеными, то ты станешь соленым. Так вот, если поместить человека в сообщество БМ, где активные молодые люди развиваются и обучаются, то он тоже проникнется этим духом, общей миссией и идеей.

Верь в себя, и у тебя получится заработать деньги. Ты выходишь после тренинга, и что?

После прохождения первых тренингов в БМ Маргарита смогла открыть собственное event-агентство, которое на сегодня ей приносит ежемесячно 500 тысяч тенге чистой прибыли.

— Я проходила много тренингов, — делится с нами руководитель event-агентства. — И в основном их философия построена была на принципе «верь в себя — у тебя всё получится». То есть они давали психологическую мотивацию. Такие тренинги накачивают эмоционально, энергетический заряд которых держится неделю-две, а то и пару дней. Но при первом же столкновении с реальностью, этот заряд мгновенно исчезает, и от тренинга не остается и следа.

Маргарита проходила тренинг с соблазняющим для любого предпринимателя названием «Бизнес и Деньги», где по ожиданиям аудитории должны были рассказать о том, как управлять финансами и строить бизнес:

— Но нам говорили, что деньги — это хорошо. Верь в себя, и у тебя получится заработать деньги. Ты выходишь после тренинга, и что? Да, я верю в себя, а что делать не знаю. Нам не дали самого главного — инструментов.

На тренингах в БМ Маргарита сразу же получила необходимые инструменты для запуска своего бизнеса:

— Для меня стали понятны технологии интернет-рекламы, составляющие упаковки бизнеса, инструменты продвижения в социальных сетях и размещение контекстной рекламы в Google и Яндекс. Теперь я могу всё сама, даже лучше, чем профессиональные маркетологи, отдавшие годы и деньги на получение этой специальности в вузе.

Такое ощущение, что человек прочитал книжку и решил — дай-ка я тренинг замучу.

Предприниматель рассказала одну историю, благодаря которой она ещё больше убедилась, что знания и навыки, приобретённые на тренинге, эффективнее обращений к специалистам.

— Когда поняла, что созданное мной агентство приносит прибыль, и я лично стала хорошо зарабатывать, то решила обратиться к профессионалам маркетингового агентства. Ребята перенастроили мою же рекламу, и — удивительно, но поток заявок и звонков тут же уменьшился. У меня сайт свадебного агентства, на котором мы предлагаем проведение свадебных торжеств, а мне по настроенной их рекламе звонили и интересовались свадебными платьями, украшениями и т. д. Это были нецелевые лиды. Естественно, что я отказалась от их услуг, отключила рекламу агентства и включила свою.

Возвращаясь к тренингам по БМ, которые для нашей героини выступили в качестве некого старта в создании собственного бизнеса, Маргарита выделила ещё одно их преимущество:

— Помимо знаний интернет-рекламы, БМ учит, как нанимать сотрудников. Как найти настоящего продажника, я поняла, благодаря БМ. Для кандидатов на место менеджера по продажам всегда нужно проводить групповое собеседование, а также давать практические задания. Самое интересное, что из 30 приходящих на собеседование, двое соглашались работать без оклада.

— Вспомнила ещё один неудачный тренинг, — продолжает Маргарита. — Это был тренинг по целеполаганию. Я поняла, что то, что рассказывает тренер — я знала ранее, читала в книгах. В течение всего дня надеялась, что вот — фишечка какая-нибудь обрисуется, но нет. В итоге мы ушли с заданием — написать свои цели на неделю, месяц и год. Я всё это знала, но шла на тренинг, чтобы там всё это сделать. Такое ощущение, что человек прочитал книжку и решил — дай-ка я тренинг замучу.

Тренинги для Маргариты — это возможность не зависнуть в болоте:

— Мне одной очень сложно двигаться. Да, я могу сама развиваться, что-то читать, но не в том темпе, который происходит на тренингах. Мне легче развиваться в группе таких же, как я, в сообществе единомышленников.


АЛЕКСАНДР СЕРЕДА

Консультант в компании контент-провайдере

Александр в отличие от Маргариты не частый участник бизнес-тренингов. Наш следующий герой посещает их раз в один-два года. Как правило, после таких мероприятий Александр начинает лучше понимать себя, свои цели и как их достичь:

— Смотрю на свои ошибки, учусь по-другому действовать в типовых ситуациях. Однажды я сходил на серию психологических тренингов и получил большую пользу: улучшились отношения с близкими, а карьерный и личностный рост стал более заметен и ощутим.

Ничего конкретного ни тренер, ни сам тренинг не смогли дать.

Был у Александра и негативный опыт в посещении бизнес-тренингов, которым он согласился поделиться с нашими читателями:

— Это был тренинг о финансовых психотипах, который своей задачей ставил определение финансовых целей и разбор барьеров на пути к ним. Но сам тренинг мне не понравился по нескольким причинам: во-первых, низкая энергетика тренера — он не «зажигал» аудиторию. Такое ощущение, что он был направлен на студентов, у которых серьезных проблем в принципе и нет. Ничего конкретного ни тренер, ни сам тренинг не смогли дать. Во-вторых, низкая профессиональная квалификация тренера. Отбор на мероприятие происходил по принципу «кто есть», а не «кто нужен».

Ожидания от тренинга не оправдались у Александра:

— Ожидал, что пойму, что и как делать, чтобы зарабатывать больше. Что мне мешает и что нужно изменить. А вывод тренинга был таков: у вас все нормально, ваши установки помогают вам зарабатывать.

Опыт неудачного тренинга насторожил Александра. Теперь он стал более требователен к образованию и послужному списку тренеров.


АНДРЕЙ НЕСТЕРОВ

Корректор, в прошлом маркетолог в рекламном издании

Будучи маркетологом Андрею доводилось проводить тренинги для менеджеров по продажам рекламных площадей в издании, где он работает.

— До этого я и сам прошел специальный курс «Тренинг тренеров», — рассказывает Андрей. — Имеется даже сертификат по этому случаю. Тренинг проводил наш директор, работающий в этой сфере. Суть того же «Тренинга тренеров» заключалась именно в том, чтобы помочь раскрыться нам самим, чтобы раскрыть других. Ведь главное в тренинге не только научить человека какому-либо навыку, но и помочь ему разобраться — а его ли это вообще ремесло?

...я считаю, что человек, берущийся за тренерство, должен обладать, как минимум, одним качеством — умением находить контакт. 

Продажи априори дело непростое, и стать отличным менеджером по продажам дано далеко не каждому. Весь курс был разделен на множество тем, и Андрею доверили самую коммуникабельную — «Установление контакта», то есть по большому счету — одну из самых первых ступеней удачных продаж.

— Эту тему я выбрал сам, и выбор этот был основан на моей основной деятельности — журналистика, и моему образованию — учитель. Найти контакт и удержать его для журналиста и учителя — это хлеб с маслом! Поэтому, я считаю, что человек, берущийся за тренерство, должен обладать, как минимум, одним качеством — умением находить контакт. С этим у нас на рынке тренинг-услуг вроде бы неплохо, а вот с содержанием и подходом похуже.

— Сейчас на рынке вообще предостаточно всевозможных тренингов, курсов на любые темы и выбрать порой очень сложно. И скажу честно, большинство тренингов мне кажутся пустой тратой денег и времени. В век высоких технологий, когда интернет всегда под рукой, только ленивый не попробует сначала поискать необходимый материал на просторах мировой паутины. Понятное дело, что всего найти не удастся, да и порой сами люди, занимающиеся тренингами, блокируют доступ к таким файлам. Мне кажется, если вы отправляетесь на тренинг личностного роста, то есть связанный с вашим внутренними проблемами, то это одно, а вот если вы хотите вырасти профессионально, то это нечто иное.

Самая большая проблема на сегодняшний день в том, что сейчас и тренинги-то ведут порой люди, которые совсем поверхностно или мало знакомы с темой, о которой говорят.

— Во-первых, никогда не учитывается тот факт, что в каждой компании свои правила и традиции, и глупо лезть в чужой монастырь с какими-то инновациями в области продаж, например. Нужно обязательно проводить тренинги такого рода совместно с кем-то из представителей компании. Во-вторых, уровень подготовки того или иного специалиста тоже необходимо учитывать. Лично на моем примере могу сказать следующее: трудно удерживать внимание одной группы, если в ней один менеджер-новичок, а другой — работает не первый год, причем с группой, так называемых, «трудных» клиентов, к примеру. В-третьих, при проведении тренингов обязательно необходимо учитывать возраст — поверьте, у каждого поколения свое мышление, видение и не всегда даже самые прописные истины тех же продаж можно одинаково донести до 20-летних и 30-летних!

Андрей вспомнил пример из своей тренерской практики: «Когда объяснял молодым девушкам-менеджерам, как необходимо устанавливать контакт с клиентами, получал от них хорошие отзывы после тренинга, но абсолютное пренебрежение в использовании элементарных правил этикета в жизни».

— То есть для того, чтобы обучить их установлению контакта по идее для начала надо было провести курс по правилам этикета. Да что там говорить, мы друг другу комплименты перестали говорить, а представляете, каково заставить молодых специалистов искренне хвалить своего клиента, когда мысль только о том, получится ли продать рекламную площадь или нет, ведь без этого не будет премии. Самая большая проблема на сегодняшний день в том, что сейчас и тренинги-то ведут порой люди, которые совсем поверхностно или мало знакомы с темой, о которой говорят.


ЛАРИСА ЕРМОШКИНА

Директор учебного центра «Сфера знаний» при TECHNODOM

— Я никогда не соглашалась на позицию HR-директора, потому что знала — это очень хлопотная, хозяйственная роль, — рассказывает Лариса. — Для меня были важны проекты, но пришлось согласиться на предложение руководства, потому что в HR TECHNODOM много направлений, и мне одновременно довелось обучать многих людей.

...одиночные тренинги — это лоскутные решения большой проблемы. 

Лариса построила структуру обучения и сразу выбрала successor`ов:

— Я определила лидеров, которые после моих тренингов пошли обучать дальше — свои подразделения и команды. Я не взяла ни одного человека с рынка, а работала с теми, кто на тот момент был в компании. И сейчас это хорошая сила, которая двигает большой механизм, как TECHNODOM.

...встречается такое, что клиент сам не знает, что хочет. 

Когда Ларису принимали на работу, она предупредила руководство, что на проект TECHNODOM ей потребуется три года, после чего она покинет компанию, чтобы не заниматься операционной деятельностью. У нашей героини были совсем другие планы на жизнь: её мечта была — построить HR-школу.

— Когда я предупредила Эдуарда (Ред.: владелец TECHNODOM), что ухожу, — продолжает Лариса. — Он мне сказал: «Ты же хотела свою школу? Вот тебе трёхэтажное здание — строй!» Эдуард дал финансирование, и мы построили учебный центр, который полностью сейчас работает на TECHNODOM.

В учебном центре Ларисы «Сфера знаний» базируется академия TECHNODOM. Но помимо этого, центр даёт корпоративные тренинги на рынок.

— Мы не афишируем эти тренинги, — говорит Лариса. — Потому что давать одиночные тренинги — это лоскутные решения большой проблемы. Конечно же, мы их можем дать, но нам важно от клиента получить ответ на вопрос «Зачем вам этот тренинг?» Когда клиент заказывает, например, тренинг «Система управления вознаграждением» и понимает, зачем он ему, то мы вникаем в процессы его компании, прощупываем проблемы. Бывает, что и наши тренеры по несколько дней находятся в офисах клиентов. Как только мы сделаем такую исследовательскую работу, только тогда мы наш тренинг адаптируем под клиента и даём то, что нужно именно его компании и его персоналу.

— Иногда встречается такое, что клиент сам не знает, что хочет. Для таких случаев у нас есть решение — наши тренеры, что прошли школу коучинга, встречаются с этими клиентами и, задавая вопросы, вытаскивают реальную проблему. Ту проблему, из-за которой он пришёл к нам, которая существует в его компании и мешает всем двигаться. Нам важно понять, что хочет клиент и зачем — в этом суть клиентоориентированности, которую мы и преподаем. Только так и не иначе!


ВЛАДИМИР ОВСЯННИКОВ

Инженер-проектировщик в области теплоэнергетики

Владимир отдал предоплату за тренинг, но, изучив в интернете, о чём он, пожалел о своём решении.

— Не скажу, что это бизнес-тренинг, — рассказывает Владимир. — Тренинг из разряда личностного роста. Называется «Спарта» — наверняка, слышали о таком. Это чисто мужской тренинг. Хотя, недавно услышал, что набирают в последнее время и девушек.

Встретившись с организатором этого тренинга в Казахстане, Владимир дал ему задаток, хоть и небольшой.

— После того, как я пообщался с друзьями на вопрос участия в этом тренинге, — продолжает Владимир. — Они мне сказали: «Слушай, так нельзя — просто отдать деньги. Ты иди и разберись, о чём он, узнай больше информации». И правда, я стал изучать информацию об этом тренинге и нашёл очень много нелестного.

Мне кажется, что хороших бизнес-тренингов ничтожно мало, потому что люди, которые этим занимаются, в основном, хорошие психологи, и зарабатывают на этом деньги — это их бизнес.

— Самый нехороший случай, — вспоминает Владимир, — произошёл в России, кажется в Саратове, там парень после нереальных физических упражнений попал в больницу. Там есть такая практика, точно не уверен, но в интернете читал отзывы, что если у тебя что-то не получается, то начинают унижать.

— Этот парень, кажется его Павел Сорокин зовут, попал в больницу даже не потому, что не выдержал испытания, а от физической силы, что могли применять организаторы, да и морально они давят: «Давай, ты же мужик, делай!»

— Я решил пойти на «Спарту», потому что для меня это был первый тренинг. У меня в голове появляются мысли открыть бизнес свой, но для этого не хватает навыков. Мне до сих пор интересно попасть на БМ. И даже тот, кому я оставил этот задаток, уверил, что «Спарта» — это ответвление от БМ. Но я полагаю, что это не так. Мне казалось, что физические нагрузки здесь действуют, как на бизнес-тренингах установки, типа «Если ты можешь сделать это всё, значит, и в бизнесе будешь акулой».

Владимиру предоплату не вернули — отказали словами: «Задаток не возвращается!»

— У них в приложениях есть такой пункт: «Если ты прошел тренинг и тебе что-то не понравилось, то организаторы возвращают тебе деньги». По факту они его не выполняют, подтверждение этому я также нашёл в интернете.

— Один мой знакомый сказал, что любой тренинг просто пинает тебя вперёд недели на две, и всё. Ты должен сам работать. Я думаю, что есть какие-то неплохие тренинги, но их, наверное, мало. И вот после такого, который я прошел, сомневаюсь и в БМ. Мне кажется, что хороших бизнес-тренингов ничтожно мало, потому что люди, которые этим занимаются, в основном, хорошие психологи, и зарабатывают на этом деньги — это их бизнес.


АЙГУЛЬ ЖАЙЛЫБАЕВА

Организатор бизнес-тренингов

В системе организации бизнес-тренингов Айгуль работает уже 10 лет. Она приглашала и организовывала бизнес-мероприятия с такими именитыми тренерами, как Радислав Гандапас, Игорь Манн, Глеб Архангельский, Андрей Левченко.

— Тренинги определенно меняют сознание человека, — рассказывает Айгуль. — Но здесь очень важно выбрать качественную программу, потому что на сегодняшний день в Алматы слишком много центров, которые предлагают различные тренинги и бизнес-курсы. С одной стороны, это хорошо — большой рынок и есть выбор, а с другой — не всегда цена соответствует качеству, что отражается на клиенте и его восприятии.

Ни один тренинг, как известно, не проходит без скептически настроенного человека в зале. Айгуль рассказала Vox Populi, как с такими людьми нужно работать:

— Да, в зале всегда бывает такой участник. Если тренер профессионал, то он уже в начале видит этого человека и начинает работу с ним, как-то вовлекая его в процесс. Ему уделяется больше внимания, в его адрес идут комплименты и поощрения от тренера.

Приходилось тренера, грубо говоря, ставить на место на основе того анализа, что мы проводили, собирая обратную связь от клиентов, которые в анкетах указывали, что ожидания их не удовлетворены.

— Некоторые тренеры, у которых мало опыта, ставят барьеры, словно этого скептика нет в зале, отчего последний заводится еще больше.

Как было сказано выше, Айгуль посчастливилось работать с известными российскими тренерами, чей график выступлений расписан на год вперед:

— Хочу отметить Игоря Манна — это очень интересный человек, очень живой тренер. У Игоря всегда много материала, и его книги никогда не дублируются с тем, что он рассказывает на мероприятиях. Даже если попадаешь во второй раз на тот же тренинг, то понимаешь, что они отличаются, потому что Игорь всегда свои выступления разбавляет новыми материалами, каким-то трендами.

Нам стало интересно, из чего же складывается цена на тренинг — профессиональный организатор утолила нашу жажду и в этом вопросе:

— Интересный вопрос. Я и сама иногда задаюсь, почему такая цена, которая не всегда обоснована, на мой взгляд. В первую же очередь, это имя тренера. Если имя известное и раскрученное, то и цена соответствующая. Когда мы проводили тренинг Гандапаса, то цена на него была вполне объективной. Радислав на сцене перед публикой выкладывается на все сто. Он дает четкие инструменты, которые можно легко использовать в практике, в своей работе, в своем бизнесе. Также в своей работе я сталкивалась и с тем, что приходилось объяснять тренеру, что его цена ничем не обоснована, если она была высокой. Приходилось тренера, грубо говоря, ставить на место на основе того анализа, что мы проводили, собирая обратную связь от клиентов, которые в анкетах указывали, что ожидания их не удовлетворены.

Следующие моменты, влияющие на стоимость билета на тренинг — это место, где проходит мероприятие. Как правило, это пятизвёздочный отель в центре города. Трёхразовое питание участников, если мероприятие длится целый день. Раздаточные материалы. И дополнительные затраты на приглашение тренера: его трансфер, проживание, также питание и какие-то индивидуальные особенности, которые мы, как организаторы, должны учесть.

— Со многими клиентами, которые прошли наши тренинги, у меня сохранились тёплые отношения. Я слежу за их личностным ростом и развитием компаний. Многие, помимо основной, открыли другие компании, расширили производство, увидели другие векторы развития своего бизнеса, кто-то стал более известным. Очень радует, что навыки, полученные на тренингах, применяются в жизни и приносят вот такой результат, — завершает Айгуль.


В заключении хочется вспомнить слова выдающегося чешского педагога, мыслителя-гуманиста, основоположника научной педагогики Яна Амоса Каменского: «Тот, кто мало знает, малому может и учить».

Поделись
Артур Жумашев
Артур Жумашев
Шеф-редактор
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000