VOX POPULI Григорий Беденко 12 апреля, 2015 08:00

Байконур: как запускают «Протон-М» и «Союз-ТМА»

Байконур: как запускают «Протон-М» и «Союз-ТМА»
Фото: Григорий Беденко
Сегодня во всем мире отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. Этот праздник всегда был как бы вне мировой политической конъюнктуры, и скорее символизирует собой некую антиутопию – объединенное человечество путем сотрудничества и развития технологий одерживает победу над природой и теми ее средами, где человек, как биологический вид существовать просто не в состоянии. Как известно, день Космонавтики отмечается с 12-го апреля 1961-го года, когда советский офицер, летчик Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся на орбиту на борту космического корабля “Восток”. С этого момента прошло уже 54 года. Это более полувека. И по прежнему, как в те далекие годы мировую пилотируемую космонавтику сегодня невозможно представить без космодрома «Байконур», расположенного в суровой кызылординской пустыне.

А мы представляем вашему вниманию редкие снимки о подготовках и запусках ракет с космодрома «Байконур», которыми с нами поделился казахстанский журналист и блогер Григорий Беденко.

Cамую тяжелую российскую ракету космического назначения «Протон-М» сегодня запускают только с космодрома «Байконур», расположенного в Казахстане. Именно здесь существует необходимая инфраструктура для обслуживания этой сложнейшей ракетно-космической системы.

Путь ракеты в космос начинается с монтажно-испытательного комплекса на 95-й площадке космодрома. Сюда «Протон-М» поступает по частям с многочисленных предприятий российского космического центра им. М. В. Хруничева. Затем ракету собирают в так называемый «пакет», тестируют. Потом к ней пристыковывают головную часть, где находится выводимая на орбиту полезная нагрузка.

Скорость движения специального железнодорожного состава 5-7 километров в час, состав обслуживает команда специально подготовленных машинистов. Еще одна группа сотрудников службы безопасности космодрома осматривает железнодорожные пути. Малейшая нерасчетная нагрузка может повредить ракету.

Размеры и возможности этой ракеты, на самом деле, поражают воображение. Ее длина составляет 58,2 метра, масса в заправленном состоянии 705 тонн. На старте тяга 6-ти двигателей первой ступени ракетоносителя составляют около 1000 тонн. Это позволяет выводить на опорную околоземную орбиту объекты массой до 25-ти тонн, а на высокую геостационарную (30 тыс. км. от поверхности Земли)– до 5-ти тонн. Поэтому «Протон-М» незаменим, когда речь идет о запуске телекоммуникационных спутников.

Различные модификации ракетоносителя «Протон» эксплуатируются с 1967-го года. Его главным конструктором был академик Владимир Челомей и его КБ (в настоящее время - КБ «Салют», филиал ГКНПЦ им. М. В. Хруничева). Можно смело утверждать, что все впечатляющие советские проекты по освоению околоземного пространства и изучению объектов Солнечной системы были бы неосуществимы без этой ракеты. Кроме того, «Протон» отличается очень высокой для техники подобного уровня надежностью: за все время его эксплуатации было произведено 370 пусков, из них 44 – неудачные. Именно надежность ракеты в свое время привлекла американцев. В 90-х годах было создано совместное предприятие ILS, которое позиционировало ракету на американском рынке телекоммуникационных систем. Сегодня большинство американских спутников связи гражданского назначения запускаются «Протоном-М» с космодрома в казахстанской степи.

В таких довольно интересных по дизайну железнодорожный цистернах перевозят один из компонентов топлива для «Протона» – азотный тетрооксид, или амил.

За всем происходящим с интересом наблюдают обитатели местной степи.

Путь ракеты с подключенными к ней системами энергоснабжения и термостатирования головной части, где расположены разгонный блок «Бриз-М» и спутники занимает около трех часов.

Единственный и главный недостаток «Протона» – это крайне токсичные компоненты топлива: несимметричный диметилгидразин (НДМГ), или как его еще называют «гептил» и азотный тетраоксид («амил»). В местах падения первой ступени (это территории в районе города Джезказгана) происходит загрязнение окружающей среды, что требует проведения дорогостоящих операций по ее очистке. Ситуация серьезно усугубилась в начале 2000-х, когда произошло подряд три аварии ракетоносителя. Это вызвало крайнее недовольство властей Казахстана, потребовавших от российской стороны больших компенсаций. С 2001-го года старые модификации ракетоносителя были заменены на модернизированный «Протон-М». В нем стоит цифровая система управления, а также система стравливания несгоревших остатков топлива в верхних слоях ионосферы. Таким образом, удалось существенно снизить ущерб для окружающей среды. Кроме того, разработан проект экологически безопасного ракетоносителя «Ангара», который использует в качестве компонентов топлива керосин и кислород, и который должен постепенно заменить «Протон-М». Однако, «Ангару» будут запускать уже с нового российского космодрома, который в настоящее время строится на Дальнем Востоке.

На космодроме в настоящее время имеются четыре стартовые позиции для ракетоносителя «Протон». Однако, только три из них, на площадках № 81 и № 200 находятся в рабочем состоянии. Ранее пусками этой ракеты занимались только военные из-за того, что работа с токсичным топливом требовала жесткого командного руководства. Сегодня комплекс демилитаризирован, хотя в составе боевых расчетов очень много бывших военных, снявших погоны.

Приведение ракеты в предстартовое состояние – еще одна сложнейшая операция, которая требует максимально эффективной и слаженной работы боевого расчета.

Сам подъем происходит достаточно быстро, на это требуется минут 10.

Полностью загерметизированные цистерны для топлива. Они сконструированы таким образом, чтобы при заправке «Протона» исключить контакт топлива с окружающей средой.

«Протон-М», который изображен на этом снимке был запущен в ночь на 16-е июля 2011-го года. Он успешно вывел на орбиту сразу два телекоммуникационных спутника: американский SES-3 (ОS-2) и казахстанский «КазСат-2» (KazSat-2).

«КазСат-2» был сконструирован и построен для нашей страны специалистами ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. На сегодняшний день спутник функционален и ретранслирует сигнал казахстанских телекоммуникационных операторов.

На сегодня «Протон-М», при всех его недостатках, является рабочей лошадкой мировой космонавтики. И это без всякого преувеличения. Многими сегодняшними прорывными технологиями в сфере телекоммуникаций мы обязаны этой ракете.

Закаты на космодроме «Байконур» исключительно технологические! Массивная конструкция чуть правее центра снимка – это «Протон-М» с подведенной к нему фермой обслуживания. С момента вывоза ракеты на стартовую позицию площадки № 200, и до момента старта проходит четверо суток. Все это время проводится подготовка и тестирование систем «Протона-М». Примерно за 12 часов до старта проводится заседание государственной комиссии, которая дает разрешение на заправку ракеты топливом. Заправка начинается за 6 часов до старта. С этого момента все операции становятся необратимыми.

И вот, наконец, кульминационный момент. Это итог многодневной сложной работы тысяч специалистов космодрома. Снимок сделан с расстояния шести километров.

Инверсионный след от ракеты после запуска. Облако из кристалликов льда, которые образуются в результате горения топлива на высоте около 80-100 км., подсвечивается солнцем из-за горизонта.

Хотим представить вашему внимаю видео о запуске «Протона-М». В апреле прошлого года с «Байконура» был успешно запущен третий казахстанский телекоммуникационный спутник «КазСат-3». Оператор Сергей Трахтенберг.











Ракетоноситель «Cоюз-ФГ», модификация легендарной советской ракеты, изобретенной еще С. П. Королевым.

Даже спустя полвека после того, как человек впервые поднялся в космос, эта ракета остается главным сегментом мировой пилотируемой космонавтики. Без нее сегодня просто немыслимо существование Международной космической станции.

По традиции, ракетоноситель с пилотируемым космическим кораблем серии «Cоюз-ТМА» всегда вывозят на стартовый комплекс в 7.00.

Уникальная особенность нашего космодрома – здесь живут дикие собаки, которые всегда наблюдают за космическими запусками. Возможно, это новая порода собак!

За процессом вывоза ракеты обычно наблюдает большое количество гостей – специалисты, родственники и друзья космонавтов, журналисты, туристы. Поэтому ракету тщательно охраняют в момент ее движения на железнодорожной платформе.

Как и 54 года назад все пилотируемые пуски производятся с Гагаринского старта, площадки, откуда человек впервые отправился в космос.

Предполагается, что с 2018-го года часть пилотируемых пусков будет осуществляться с нового российского космодрома «Восточный».

Ракета перед приведением ее в вертикальное положение.

Установленные на стартовом столе «Cоюз-ФГ» и пилотируемым космическим кораблем «Cоюз-ТМ» выглядят очень эффектно.

В течение двух дней специалисты космодрома готовят ракету к запуску.

«Cоюз-ФГ» считается экологически безопасной ракетой, так как использует в качестве топлива керосин (нафтил), кислород и пероксид водорода.

На «Cоюзе-ТМА» сегодня, кроме российских космонавтов, летают их американские и европейские коллеги.

Очень бы хотелось надеяться, что никакие политические дрязги не повлияют на это прекрасное сотрудничество в сфере космонавтики.

В завершении хотим показать вам уникальное видео, снятое казахстанским космонавтом Талгатом Амангельдиевичем Мусабаевым, во время его пребывания на орбите!



Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000