VOX POPULI voxpopuli 28 августа, 2018 08:00

Artbat Fest: территория свободы

Artbat Fest: территория свободы
Фото: Ринна Ли
Уходящее лето выдалось богатым на культурные события. Вот уже девятый год подряд в Алматы проводится фестиваль современного искусства ARTBAT FEST. Произведения, представленные на нём, интересны не соответствием мировым стандартам, а своей оригинальностью. Давайте узнаем, чем решили удивить нас художники и какая программа ждёт горожан в дни фестиваля.

Игорь Слудский
Игорь Слудский

Первые фестивали ARTBAT FEST неразрывно связаны с алматинским «Арбатом». В 2010 году инициативная группа, состоящая из художников, деятелей искусств и бизнесменов, провела там свой первый фестиваль. Так появилось название ARTBAT FEST (Art — искусство, Fest —фестиваль).

Уже через год мероприятие приобрело статус международного, а его официальным организатором стало Общественное объединение «Евразийский Культурный Альянс», основанное в 2011 году в городе Алматы Игорем и Владиславом Слудскими.

С 2012 года ARTBAT FEST расширил свои границы: инсталляции стали устанавливаться и на других городских площадках.

За годы проведения фестиваля в его работе приняли участие более двухсот пятидесяти художников и кураторов более чем из двадцати стран мира.



Дмитрий Шорин
Дмитрий Шорин

ARTBAT FEST начал свою работу с открытия в Государственном музее имени Кастеева персональной выставки Дмитрия Шорина «Scarlet».

Дмитрий Шорин — востребованный российский художник и скульптор с мировым именем, член Международной федерации художников ЮНЕСКО, номинант премии Кандинского (2009) в категории «Проект года».

Полотна художника находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Государственного Русского музея, музея современного искусства «Эрарта», Музея нонконформистского искусства и в частных коллекциях. 

В 2008 году Дмитрий Шорин стал самым молодым художником, удостоенным персональной выставки в Мраморном дворце Государственного Русского музея.

Тех, кто знаком с творчеством Шорина, вряд ли смогут оставить равнодушными его работы с изображением девушек и самолётов.

VOX: Дмитрий, почему именно самолёты?

— Когда-то по состоянию здоровья меня не приняли в лётное училище. Теперь свою любовь к самолётам я отображаю на холсте.

VOX: А где же девушки?

— А девушки — потом. Это выставка про жизнь. Здесь собраны мои новые работы. Алматинцам я привёз свою «Лесную» серию из цикла «Апология заблуждений».

Название выставки «Scarlet» (в переводе с английского — «алый») дано по одноимённой картине. На ней изображены аленький цветочек и кресло, стоящее как будто в ожидании Чудища. А лес символизирует нашу жизнь, в которой мы все блуждаем вокруг да около любви и счастья.

В музее имени Кастеева выставка Дмитрия Шорина продлится до 16 сентября.



Ольга Веселова
Ольга Веселова

В рамках фестиваля с мая для молодых казахстанских художников, которые представят горожанам шесть выставочных проектов, велась работа Школы Художественного Жеста, основанной директором ARTBAT FEST Ольгой Веселовой.

— Школа художественного жеста — это образовательная платформа фестиваля. Идея проекта возникла по двум причинам: во-первых, фестиваль нуждался в качественной выставке наших молодых художников, ставшей с 2014 года неотъемлемой частью фестиваля. А во-вторых, в Казахстане нет ни одного специализированного учебного заведения, которое бы занималось подготовкой специалистов именно в сфере современного искусства.

Цель нашего проекта — создать сообщество молодых художников, которое могло бы существовать и отдельно от ARTBAT FEST, — рассказывает Ольга Веселова.


Что такое паблик-арт? Это искусство вне музеев и галерей, в городской среде или за пределами города. Оно ориентируется на неподготовленного зрителя.

Так вот, паблик-арт проект, тема которого — «Водный поток», вошёл в международную европейскую программу ARTECITYA. Его кураторами и авторами двух работ стали французский архитектор Симон Жакмин и словенский художник Мартин Брицель Барага.


Симон Жакмин и Мартин Брицель Барага
Симон Жакмин и Мартин Брицель Барага

— Когда мы вместе с Симоном впервые приехали в Алматы в прошлом году, нам стало интересно понять, что отличает этот город от западных и других постсоветских городов. Мы увидели, что вода — это важный элемент в жизни города. Сеть арыков в самом городе, селезащитные ограждения в горах, горные реки — вода имеет особый статус в Алматы и собственную инфраструктуру. Именно поэтому все инсталляции, которые увидят алматинцы, так или иначе будут связаны с водой, а некоторые даже будут работать благодаря ей, — поделился куратор паблик-арт проекта Мартин Брицель Барага (на фото слева).


Aryk-o-phone
Aryk-o-phone

С 25 августа по 16 сентября алматинцы и гости города смогут увидеть вдоль реки Есентай, от улицы Сатпаева до улицы Курмангазы, десять инсталляций. Их авторы — художники из Казахстана, Словении, Италии, Франции, Великобритании, Японии.

Aryk-o-phone (Арыкофон) — звуковая инсталляция, дань уважения алматинской системе арыков. Aryk-o-phone работает по тому же принципу, что и механическая музыкальная шкатулка, но в данном случае музыкальный инструмент играет благодаря потоку воды. Его звучание можно описать как смесь домбры и африканского инструмента калимбы.

Работа выполнена совместно музеем транзитного искусства MoTA (Словения) и экспериментальным архитектурным бюро Bellastock (Париж).


Vodoskop
Vodoskop

Можно ли войти в виртуальную реку? Да запросто!

Арт-группа BridA из Словении продемонстрирует свою установку Vodoskop, которая состоит из двух плавающих модулей, оснащённых беспроводными передатчиками. Ну и что в них необычного? Эти модули собирают данные о скорости и расходе воды и отправляют их на компьютер, установленный на мосту, находящемся рядом. Прохожие могут взаимодействовать с изображением потока воды: находясь на мосту, они могут наблюдать визуализацию воды внизу и вступать в виртуальную реку.


«Прибытие»
«Прибытие»

Все мы в детстве любили пускать бумажные кораблики. 

«Бумажный кораблик» казахстанского архитектора Асель Есжановой и ее белорусского коллеги Сергея Кравченко «приплыл» к нам из Аральского моря. Он выполнен из останков судна, когда-то бороздившего просторы Арала.

Кораблик «проплыл» через арки городов, встречающихся на пути следования к Алматы, и «остановился» у моста на проспекте Абая. Инсталляция так и называется — «Прибытие», и связана она с ситуацией вокруг Аральского моря.


26–27 августа в рамках фестиваля прошёл Международный симпозиум «Art with/out the City?», посвящённый вопросам влияния искусства на городскую среду. В течение двух дней участники симпозиума говорили о роли искусства в городской среде. Своими идеями поделились эксперты из Чехии, Польши, Греции, Франции, Словении, Германии, Армении, Кыргызстана и Казахстана.


Выставка работ индийских художников «Торфяная вода» — это взгляд на современное искусство Индии посредством общих и различных проблематик между двумя значительными культурными полюсами — Мумбаи и Алматы. Она открылась в VILLA Boutiques & Restaurants и продлится до 14 сентября.


В середине августа шесть студентов Университета искусств Цюриха и пять учеников алматинской Школы художественного жеста отправились в путешествие на поезде из Цюриха в Алматы. Символично, что одиннадцать путешественников провели в дороге одиннадцать дней, проехав Берлин, Варшаву, Киев, Москву и Астану. С 29 августа по 14 сентября в VILLA Boutiques & Restaurants можно будет увидеть результат этого коллективного путешествия-исследования — проект QWAS 2018 под названием «A Mirror Has More Than Two Sides».


Также на фестивале планируется проведение выставок художников из России, Белоруссии и Армении. В общем, программа обещает быть насыщенной и интересной.

Поделись
voxpopuli
voxpopuli