VOX POPULI Святослав Антонов 15 ноября, 2016 14:00

Амазонки сакской степи

Амазонки сакской степи
Фото: Святослав Антонов
Завораживающая природа, исторические костюмы и древний феминизм. Как в Казахстане по заказу Смитсоновского института снимали уникальную документальную картину о сакских женщинах-воинах.

Гордая сакская воительница в остроконечной шапке сидит на своем троне из кошмы. Подданные подносят ей греческий шлем, добытый в качестве трофея в битве с чужеземцами. На дворе V век до нашей эры, и скифо-сакские племена управляют огромной территорией от Алтая до Черного моря. Вокруг женщины-вождя собрались ее воины с короткими мечами-акинаками. Кажется, что мы перенеслись в далекое прошлое, но тут за спиной звучит команда «Снято!». Так проходят съемки последних эпизодов документального проекта о степных амазонках.


Съемки фильма в павильоне
Съемки фильма в павильоне

Картина «Amazons» — это документальный фильм о женщинах-воинах сакского периода. Это одна из серий трилогии «Warrior Women» («Женщины-воины»). В других сериях также расскажут о женщинах-гладиаторах и африканских женских полках «мино», сражавшихся с французскими колонистами. Сериал снимается по заказу американского телеканала Smithsonian channel, принадлежащего знаменитому Смитсоновскому институту. В проекте также участвуют британская кинокомпания Urban canyons и немецкий телеканал ZDF.

В одном из павильонов «Казахфильма» идут досъемки крупных планов основных персонажей картины. Человек за режиссерским пультом напряженно всматривается в монитор. Это исполнительный продюсер картины Нарын Игилик. Его частная продакшн-студия Colibri films смогла в кратчайшие сроки снять документальный фильм об амазонках.


Нарын Игилик
Нарын Игилик

— Этим летом на меня вышли представители британской компании Urban canyons. Они предложили взяться за этот проект, хотя времени на работу оставалось очень мало. Продюсер картины Питер Себастиан рассказал, что ранее они обращались в различные студии, включая «Казахфильм», но не смогли договориться с ними и остановили выбор на нас. Проект показался мне интересным, так как я уже работал вторым режиссером и помощником режиссера на исторических картинах «Кочевник», «Монгол» и в сериале «Казахское ханство». Во время съемок я уже погружался в эпоху средневековья и XVIII век, но еще не разу не уходил так далеко в историю.


Фото из архива
Фото из архива

Съемки картины начались 18 октября и проходили в течение 10 дней. Первые два дня снимали сцены в жилище кочевников в павильонах «Казахфильма». Затем команда выехала на натуру.

Натурные сцены были сняты в живописном предгорье в окрестностях поселка Жамбыл Жамбылского района Алматинской области. Для продюсера картины Нарына Игилика это родные места. Казахстанским зрителям эта красивая местность знакома по картине «Шал». Ермек Турсунов также снимал здесь ключевые сцены своей картины по наводке Игилика.


Съемки на натуре
Съемки на натуре

Съемки документальной ленты проходили в тяжелых условиях. Через пару дней после начала пошел дождь, перешедший в снег. Съемочной группе пришлось бороться с ветрами, осадками и холодом, чтобы уложиться в срок.

— Плохая погода только обогатила картинку, сделала ее драматичнее и разнообразнее. Позже мои зарубежные коллеги говорили, что очень довольны тем, как за шесть дней им удалось отснять четыре сезона.

Самой сложной сценой, по словам режиссера, была битва двух племен на реке. В съемках участвовали все главные герои фильма и множество актеров массовки. На съемку этого эпизода было потрачено большое количество времени и множество дублей.

Сюжет фильма является художественным вымыслом, основанным на реальных фактах из жизни сакских женщин-воительниц. Основой картины послужил американский бестселлер «Amazons», написанный профессором Стэнфордского университета Адриенн Мейор. Консультантами фильма также выступали мировые и казахстанские историки и археологи. Помимо постановочных съемок и компьютерной графики, в картину войдут интервью с этими специалистами.

Фильм рассказывает историю становления трех женщин-воительниц — Алкаи и ее сестер Самси и Аеллы. В картине покажут детство главной героини, ее обучение охоте и воинскому ремеслу, как она станет сиротой, перейдет в соседнее племя, после гибели вождя сама возглавит его и поведет на битву с новыми противниками. В картине показано, как жили женщины в сакском обществе и что заставляло их участвовать в битвах наравне с мужчинами.

Над исторической картиной работала опытная команда художников и специалистов по костюмам. Всего за месяц им удалось в деталях воссоздать одежду и предметы быта сакского периода.


Сакское жилище
Сакское жилище

Художник-постановщик фильма Марат Сагитов рассказывает, как создавались детали декораций.

— Мне уже приходилось работать над масштабными историческими проектами, такими как «Қазақ елі» и анимационный сериал об истории Казахстана. Здесь все делали в экстренном порядке, так как времени было очень мало. Предметы и детали декораций создавали по эскизам заказчиков, но многое приходилось дорабатывать. К примеру, мы не могли снять в кадре обычную юрту, так как знаем, что в то время их еще не было. Вместо этого мы построили нечто похожее на изображения конусообразного жилища саков. Это переходный вид сооружения между обычным шалашом и современной юртой.


Реконструкция оружия
Реконструкция оружия

Оружие и доспехи сакских воинов были воссозданы по реконструкциям известных казахстанских ученых, реставраторов и этнографов, таких как Крым Алтынбеков и Калиолла Ахметжан.

— Подобные картины созданы для любителей исторической реконструкции, которые смакуют каждую деталь. Нам было важно соблюсти точность при подготовке реквизита и декораций. У казахстанских мастеров есть большой опыт по работе с историческими фильмами. К примеру, мечи-акинаки для нас ковали в специальной мастерской. Убранство жилища было изготовлено из современных материалов, близких к их древним аналогам. Некоторые предметы, например, котлы, являются бутафорией, но внешне очень походят на настоящие. В условиях ограниченного времени мы не могли сделать настоящий сакский лук и при его изготовлении использовали современные материалы, вроде армированного пластика, стилизованные под дерево и кожу, — рассказывает Марат.


Детали костюмов
Детали костюмов

Костюмы главных героев картины выглядят достаточно реалистично. Металлические бляхи на одежде, застежки поясов и более мелкие аксессуары поражают мастерством исполнения и детализацией.

Команде под руководством художника по костюмам Зауреш Жабагиной удалось в кратчайшие сроки сшить 9 комплектов костюмов и множество более простой одежды для актеров массовки.

— Я работала в картинах «Кочевник», «Жаужүрек мың бала» и «Бауыржан Момышулы», но еще ни разу не приходилось участвовать в съемках фильмов о сакском времени. Сакский костюм был моей дипломной работой в университете, поэтому меня очень заинтересовал этот проект. При разработке эскизов костюмов я опиралась на результаты археологических раскопок, особенно находки в Береле и Пазырыке, где в вечной мерзлоте сохранились предметы одежды. Конечно, нельзя было полностью опираться на эти данные, ведь в захоронениях были найдены погребальные наряды, а мне нужно было представить, что носили саки в быту. Приходилось обращаться к имеющимся изображениям скифов и саков. Мы согласовывали костюмы героев с линейным продюсером проекта.


Костюмы для картины
Костюмы для картины

Из-за нехватки времени Зауреш и ее ассистенты приобретали ткань для пошива сакских костюмов в Алматы, в магазине «Кызыл тан» и на барахолке. Для изготовления костюмов использовали лен, шелк, войлок и овчину.

— Цветовая палитра современных тканей не соответствует тому времени, и нам приходилось перекрашивать их. После этого производили фактуровку, состаривали ткани. Костюмы шили в помещениях «Казахфильма». На изготовление настоящей фурнитуры времени не было, поэтому приходилось покупать что-то более-менее подходящее на нашем рынке. Некоторые детали убранства одежды лепили из керамопласта. Над изготовлением предметов одежды работали опытные мастера-прикладники. Обувь и пояса для нас делали на заказ. Кое-что брали из реквизита студии, но эти вещи не подходили к эпохе, и приходилось их дорабатывать.

Свой труд в создание документального фильма вложила и команда гримеров. Перед ними стояла задача придать лицам современных актеров облик суровых воинов-номадов.


Жайдарбек Кунгужинов
Жайдарбек Кунгужинов

За сцены битв и трюки в картине отвечала команда каскадеров NOMAD во главе с Жайдарбеком Кунгужиновым.

— Мне очень интересен проект, посвященный сакской эпохе. К сожалению, у нас, несмотря на обилие исторических фильмов, почти не снимаются картины об этом периоде времени. Тем более любопытно, что иностранцы заинтересовались жизнью наших далеких предков и захотели рассказать о ней. Со своей стороны мне хотелось, чтобы все трюки в картине были выполнены на высшем уровне. Первоначально режиссер не планировал большое количество экшн-сцен, ведь фильм все-таки документальный. Мы внесли свои поправки в сценарий и показали, как можно зрелищно поставить бои и сцены падения с лошадей. В итоге, учитывая не очень большой хронометраж, трюковых сцен было отснято достаточно. Я смотрел ранее отснятый материал передачи и могу сказать, что серия про саков скорее всего будет самой зрелищной. Хотелось бы, чтобы когда-нибудь казахстанские кинематографисты сняли полнометражный фильм о сакском периоде.

В съемках было задействовано 27 каскадеров NOMAD. В постановке конных баталий участвовало 6 обученных лошадей и 20 коней, взятых у местных жителей.


Динара Бактыбаева
Динара Бактыбаева

В главных ролях снялись профессиональные актеры. Многим из них на съемках пришлось очень нелегко, ведь времени на обучение технике боя и верховой езде почти не было. Звезда фильма «Он и она» Динара Бактыбаева рассказала о своих впечатлениях от картины:

— В исторических картинах у меня не очень большой опыт: сыграла маленький эпизод в сериале «Казахское ханство». Я сразу загорелась идеей сыграть в этой картине, но были определенные сложности. Я не умею ездить на лошади, и пришлось учиться этому прямо на площадке. Времени было мало, мне так и не удалось толком овладеть верховой ездой, и в некоторых сценах меня заменяли каскадеры. Еще нужно было стрелять из лука и держать клинок. Было интересно, но очень трудно. На второй день опустился туман и выпал снег. Под костюмы мы надевали по два–три слоя теплой одежды, но все равно мерзли. Несмотря ни на что, мне хотелось бы повторить этот опыт и сняться еще в каком-нибудь историческом фильме.


Газиза-Таншолпан Тлеубай
Газиза-Таншолпан Тлеубай

Исполнительнице главной роли Алкаи, начинающей актрисе Газизе-Таншолпан Тлеубай было немного проще, так как она уже умеет ездить на лошади и выполнять кое-какие трюки.

— Я снималась в картине Рустема Абдрашева «Казахское ханство», где также играла воительницу, но из другого века, и обучалась бою и другим трюкам у каскадеров NOMAD. Историю люблю с детства, так как мой отец является историком, и мне особенно близка тема саков, гуннов и сарматов. До начала кинокарьеры я в течение 10 лет занималась художественной гимнастикой, поэтому все трюки в фильме выполняла сама. В некоторых сценах приходилось скакать галопом и на ходу стрелять из лука. На площадке мы работали по 12 часов, затем возвращались в Узынагаш, где проживали в гостинице. Было очень неудобно работать в этих костюмах, особенно во время холодов.

— Моя героиня проходит путь от жизнерадостной и веселой девушки до суровой воительницы, которая мстит за смерть своих близких и управляет мужчинами. Мне нужно было показать эту жесткость и решительность на своем лице. Многие говорят, что в этом фильме поднимается тема феминизма в древнем мире, но мне кажется, это не совсем верно. Просто в сакском обществе женщины и мужчины были равны в правах и дрались с врагами наравне друг с другом. В картине показывают мою героиню в возрасте 10 лет. Ее играет юная актриса Аида. Нам приходилось взаимодействовать друг с другом, чтобы манера поведения персонажа не сильно отличалась и было видно, что мы играем одного человека, — рассказывает Газиза.

Премьера картины «Amazons» состоится в октябре 2017 года на телеканале Smithsonian channel, а также на каналах Viasat History и немецком ZDF. Киностудия Colibri films будет представлять и продавать эту ленту в Казахстане. В нашей стране фильм будет показан раньше мировой премьеры.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000