VOX POPULI Тимур Батыршин Акмарал Жайлыбаева 19 января, 2015 14:00

Альтернативное образование для школьников

Альтернативное образование для школьников
Некоторые родители отказываются вести детей в общеобразовательную школу. В социальной сети Facebook образовалось сообщество "За альтернативное образование в Казахстане". За последнюю неделю в это сообщество вступили около 200 человек. Это люди, идущие наперекор сложившейся системе и желающие изменить закон об обязательном образовании.

Vox Populi стало интересно, кто эти инициативные и энергичные люди. Может быть, педагоги, методисты, воспитатели или молодые научные сотрудники? В состоянии ли они оценить все плюсы и минусы разных систем образования, могут ли гарантировать ребенку необходимый уровень социализации, понимают ли они четко задачи и цели образования как такового? Мы решили пообщаться с людьми, которые отказываются отдавать ребенка в общеобразовательную школу. Оказалось, что дети наших героев пойдут в школу только через 2-3 года. Родители планируют за это время попытаться внести изменения в закон об обязательном общем образовании. Среди иниицаторов есть и родители, чьи дети уже достигли школьного возраста и обучаются дома. Они отказались участвовать в репортаже из-за боязни перед социальными службами.

Пятилетняя Сати в детский сад не ходит. Она занимается в детском клубе развития им. Буракова, который существует в Алматы с 2014 года. По словам матери, это учреждение больше подходит характеру Сати.

Сеть детских центров для дошкольников и школьников, существующая в России с 2000 года, предлагает различные инструменты и техники для развития детей.

Клуб посещают дети всех возрастов, начиная с годовалых малышей и заканчивая школьниками старших классов.

С 9 утра и до 12 часов Сати рисует на песке, танцует, играет со словами и общается с другими детьми. Письмо и буквы Сати изучает дома.

Айман Сексенова, мама Сати, рассказывает: "О домашнем обучении мы задумались, когда вокруг стали поговаривать о внедрении 12-летнего школьного образования. Получалось, что нам необходимо было начинать готовиться к школе уже в 4-5 лет. Закон так и не приняли, но идея осталась".

"Сейчас в первом классе от детей требуют умение читать, писать и быстро думать. Когда в классе 30 учеников, преподаватель просто физически не может уделить время каждому из них. Все дети разные. Кому-то необходимо больше внимания, а программа ориентирована далеко не на слабых детей", – говорит Айман.

Одна из основных претензий к нынешней системе образования у Айман – качество обучения. Главная проблема – не всегда можно найти хорошего преподавателя. Учителей советской закалки, с большим опытом и знаниями становится все меньше. На их место приходят молодые кадры, не умеющие общаться с детьми так же, как предшественники.

"Я ничего не имею против нашей молодежи, но это люди, выросшие во времена перестройки. На тот момент людям требовалось выживать, было совсем не до образования. Тем не менее, появлялось множество университетов, выдававших дипломы просто так. Со временем, эти учебные заведения не прошли аттестацию, выпускники этих ВУЗов пришли на рынок труда. Чему они могут научить моих детей?" – спрашивает обеспокоенный родитель.

Правила, диктуемые школой, Айман тоже не по душе:  "Есть определенная общепринятая норма в школьной форме: светлый верх, темный низ, но существуют школы, которые навязывают свои принципы. Например, форму определенной марки. Детей в школьной форме другой марки выгоняют с уроков. У меня есть коллеги, которые специально срезают бирки со школьной формы своих детей, чтобы не увидели учителя".

По мнению Айман, на эффективность обучения влияет и настроение ребенка. Режим, назначенный школой, не всегда удобен как родителю, так и ребенку. Дети, просыпаясь слишком рано, вряд ли будут гореть желанием изучать новое. При домашнем обучении занятия можно проводить в любое время, учитывать нужды ученика, делать паузу для отдыха и регулировать темп изучения материала.

Айман пока не решила, как она будет обучать своих детей, но отдавать их в государственную школу она не хочет: "Мы не берем на себя ответственность за изменение школьной системы. Если бы нам дали возможность обучать детей так, как мы этого хотим, было бы замечательно".

Двойняшки Маша и Дамир тоже обучаются дома. Сейчас им 3,5 года. Их мама Жанна Карибаева  детский фотограф – в прошлом сама педагог. Жанна поддерживает движение, так как приняла решение обучать детей самостоятельно по школьной программе вплоть до четвертого класса. Мама уже решила, что дети в школу не пойдут.

Дети живут по режиму. Обучение происходит в игровой форме.

"Сейчас в интернете можно найти много развивающего материала для детей. Например, вот эти рисунки деревьев, лиц, горшочков", – говорит Жанна.

По ее словам, нынешняя система школьного образования убивает индивидуальность в детях. Им не дают развиваться так, как они хотят, согласно их талантам и возможностям.

"Я ходил в детский сад один раз, но мне там не понравилось", – говорит Дамир.

"То, что в школе объясняют поверхностно, дома ребенок может изучить более углубленно. Посмотрите на моих детей, разве можно сказать, что они асоциальны?" – спрашивает Жанна.

С таким мнением соглашается и Наталья Давыдовская, кандидат психологических наук, член-корреспондент Ноосферной Академии науки и образования: "Социализироваться можно не только в школе, но и в творческих кружках и спортивных секциях. Мы проводили исследования, которые показали, что детям сложно обучаться в школе. При нынешней системе создается большая нагрузка на детей. Дети отсиживают по восемь уроков и, приходя со школы, делают еще и домашнее задание. Домашнее образование эффективно, если оно правильно организовано. Выспавшись, с хорошим настроением, дети лучше усваивают учебный материал, проявляют к нему интерес, что впоследствии сказывается на их успешности".

Ярослава Науменко – лидер движения и мать пятилетнего Камаля – считает, что отсутствие возможности обучения на дому – брешь в системе казахстанского образования, и выступает за ее реформу.

"У меня ребенок с характером. Он знает свои границы и не разрешает ни взрослым, ни детям их нарушать. Система начала его ломать, когда мы пошли на развивающие уроки для детей. К сожалению, система общего образования построена так, что преподаватели обращаются с детьми в приказном тоне. Я не хочу, чтобы из моего ребенка вырастили жертву, которая будет всем подчиняться" – говорит Ярослава.

Поспорив со многими воспитателями детских садов, Ярослава решила обучать своего ребенка дома. Но, покопавшись в законах, обнаружила, что домашнее обучение в нашей стране доступно не всем детям. Согласно приказу министра образования и науки РК от 31 января 2007 года №34 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 13 февраля 2007 года под № 4543) утверждены Правила обучения в форме экстерната в организациях образования, реализующих образовательные программы среднего общего образования.

По правилам, обучение в форме экстерната могут получить обучающиеся: не завершившие своевременно обучение в организациях среднего общего образования; одаренные обучающиеся; не имеющие возможности по семейным обстоятельствам, болезни получить среднее общее образование; не завершившие своевременно обучение в организациях среднего общего образования.

"Я могу купить справку, о том, что он больной. Могу отдать его в частную школу. Но я не хочу тратить ни копейки на то, что я могу получить законно. Ведь механизм домашнего обучения есть и он работает. Надо, чтобы этот механизм распространялся на всех детей".

По словам Ярославы, домашнее обучение не отнимает много времени и средств у родителей.

"Месячный кусок школьной программы можно пройти за несколько часов с репетитором. В частных школах родители тратят больше. Лучше эти же деньги потратить на опытного репетитора, кружки по рисованию, бассейн", – считает, Ярослава.

Сколько стоит обучение?

Расценки репетиторов по Алматы колеблются от 1 000 до 2 500 тенге за час, независимо от опыта преподавания и вида урока. Частные центры по развитию детей школьного возраста запрашивают от 20 000 до 30 000 тенге в месяц. Эти занятия включают в себя обучение гуманитарным и точным наукам, а также уроки по творческому и спортивному развитию. Учитывая, что ребенок будет заниматься три часа в день в индивидуальном порядке, стоимость обучения за год составит около 1,5 млн тенге. Стоимость обучения в частной школе обойдется от 600 000 тенге, без учета затрат на карманные расходы, форму и ежедневный проезд. Затраты на обучение в государственной общеобразовательной школе меньше в разы. Стоимость формы для первоклассника составляет 17 000 тенге в год, еще 10 000 тенге нужно внести в фонд класса.

"В школьный фонд мы сдаем 5 000 тенге (для учеников 11-го класса) в год. Учебники нам выдают бесплатно, но бывает так, что некоторых не хватает. Приходится покупать 1-2 учебника по 500-700 тенге", – говорит Анеля Османова, ученица 11-го класса школы-лицея №131 им. Б. Момышулы города Алматы. По словам школьницы, дороже всего обходится школьная форма. Средняя цена комплекта на рынке – 20 000 тенге.

"Во всех школах она одинаковая – темно-синяя. Можно купить комплект, можно купить разные части по отдельности. Так выходит дешевле. К примеру, брюки стоят около 7 000 тенге, а блузки 3 000 – 4 000 тенге", – говорит Анеля.

Что касается обедов, то Анеле достаточно купить между уроками кофе с булочкой в столовой. По словам школьницы, кофе-брейк не выходит дороже 200 тенге. "Мы учимся только полдня. Поэтому я завтракаю по утрам, а обедаю после уроков дома", – рассказывает Анеля.

В данный момент Анеля готовится к сдаче ЕНТ. Ее одноклассники посещают специальные курсы по подготовке к государственным тестам, но Анеля считает, что сможет сдать ЕНТ сама. Стоимость подготовительных курсов по ЕНТ составляет 15 000 тенге в месяц.

"Мне в полной мере хватает тех знаний, которые дали мне учителя в моей школе. Те, кто жалуются на школьное образование, просто не хотят учиться".

Анеля хочет знать английский язык лучше своих сверстников, поэтому занимается с репетитором. В месяц ее родители тратят на дополнительные занятия около 14 000 тенге.

"Я не пошла в колледж, потому что хотела доучиться в школе. Да и затраты на образование в колледже гораздо больше".

В дальнейшем Анеля планирует поступать в ВУЗ, на юридический факультет. Но перед этим ей предстоит отметить выпускной. Траты на выпускной могут составлять от 20 000 до 30 000 тенге, без учета стоимости выпускного платья.

Суммарно годовые затраты выпускника школы составляют около 220 000-250 000 тенге.

Домашнее обучение

О дальнейших планах развития движения родителей "За альтернативное обучение в Казахстане" Ярослава Науменко пока особо не распространяется.

"В наших рядах есть юристы, крупные пиарщики. Есть девушки, которые отстояли свои права на выплаты по уходу за ребенком. И теперь отстаивают право обучать своих детей так, как они считают необходимым. Мне не нужно выходить на площадь с миллионом человек, мне достаточно найти 30 единомышленников, и вместе мы сможем поменять систему. Подобные примеры уже есть в Казахстане",  продолжает Ярослава.

По мнению, директора 51-ой школы-гимназии, Натальи Филимоновой дети должны учиться в школе, социализироваться: "Они должны быть готовы к миру, к трудностям, ожидающим их во взрослой жизни. Школа дисциплинирует. Учит быть пунктуальными, сдавать вовремя задания. В дальнейшем детям будет легче привыкнуть к правилам и режиму, когда они поступят в университет, выйдут на работу. Родители, ограждая детей от социализации, создают вакуум, который они не смогут заполнить".

Даже если родители имеют педагогический опыт, они не смогут в полной мере дать те знания, которые ребенок может получить в школе с профильными преподавателями.

"Учителя с большим опытом когда-то тоже пришли молодыми преподавателями. Молодые люди, которые сейчас приходят в школу – это преподаватели, идущие в школу целенаправленно. Как показывает мой опыт, случайные люди в школах не задерживаются", – говорит Наталья Филимонова.

На данный момент при гимназии №51 числится четыре школьника, обучающихся на дому по состоянию здоровья. Каждый день к ним по расписанию приходят учителя.

"Из-за своего слабого здоровья они обучаются по облегченной программе. Но я хочу заметить, что эти дети все равно тянутся в школу и стараются посещать ее по субботам, когда нагрузка не такая большая. Дети хотят общаться с одноклассниками и учителями", – отмечает Наталья Валерьевна.

Департамент дошкольного и среднего образования информационных технологий Министерства образования и науки Республики Казахстан на наш запрос о домашнем обучении ответил следующее: "Домашнее обучение" предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы по альтернативной форме образования. В нашей стране для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому. В настоящее время по данной форме обучаются свыше 7 тыс. детей.

Несомненно, система образования, доставшаяся нам еще с советских времен, не идеальна. Она не всегда успевает за прогрессом, в том числе и в педагогической отрасли. Но специалисты предупреждают о том, что полностью отказаться от нее вместо того, чтобы принять участие в ее реформировании и адаптации к современным условиям – не самое дальновидное решение. А как считаете вы?

Поделись
Тимур Батыршин
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000