VOX POPULI Григорий Беденко 27 мая, 2016 11:00

Альбатросы на Балхаше

Проход на сверхмалой высоте
Проход на сверхмалой высоте
Фото: Григорий Беденко
Сегодня мы продолжаем серию специальных репортажей нашего корреспондента и любителя авиации Григория Беденко, посвященных казахстанским военно-воздушным силам. Военные эксперты считают, что ВВС Казахстана находятся на втором месте среди постсоветских стран по техническому уровню, численности и качеству боевой подготовки. На первом — Россия. И это неудивительно. Наша страна имеет огромную территорию, обширное воздушное пространство, протяженные границы и неспокойных соседей на юге. Мы должны быть способны себя защищать, а без авиации в современных локальных конфликтах обойтись просто невозможно. Учебный авиационный центр, расположенный в городе Балхаше, на северном побережье крупнейшего казахстанского озера, готовит молодых летчиков для военно-воздушных сил. О том, как построен процесс, читайте далее.

Аэро L-39 «Альбатрос» проходит над полосой Балхашского аэродрома на сверхмалой высоте — 4 метра. Скорость самолета — 270 км/ч. Сзади сидит опытный инструктор, впереди — курсант. Снято камерой Nikon D 800 E (Nikkor 80-400, f4,5-5,6; 1/2000 сек; f/5,6, ISO 200). В том, насколько сложно сделать такой кадр можно убедиться посмотрев видео ниже. Там «Элли» взлетает - шасси выпущены, скорость значительно меньше.



Вообще, Балхашский авиацентр журналисты своим вниманием не очень-то балуют. Ехать сюда далеко, новостей особых нет — ежедневная рутинная служба: полеты, техобслуживание, приезд и отъезд курсантов. Покрасоваться перед камерой ребята были не прочь.

L-39 — это советский учебно-тренировочный самолет, который был разработан для подготовки летного состава ВВС стран Варшавского договора. Строился в Чехословакии, но двигатели АИ-25ТЛ поставлялись из СССР. К слову, именно такие двигатели стоят на советском ближнемагистральном пассажирском лайнере Як-40, который эксплуатируется до сих пор. Как и все, что создавалось в СССР, «Альбатрос» оказался на редкость крепким и живучим. Чехи разработали на его базе множество модификаций, самой современной из которых считается Aero L-159 ALCA. Но и прототип сегодня летает достаточно активно, пройдя капитальный ремонт на родном заводе.

Никаких особых технологических наворотов здесь нет — аналоговая авионика, простой экономичный двигатель, несложная механизация крыла. Но для того чтобы обучить 20-летних пацанов азам аэродинамики и пилотирования, этого вполне достаточно.

Самолет способен летать в простых и сложных метеоусловиях, ночью. Зима с нашими неприятными казахстанскими ветрами — не проблема. На нем можно крутить основные пилотажные фигуры. И самое главное — за спиной все время находится опытный летчик, который подстрахует в случае ошибок. Курсанты учатся на этой машине чувствовать небо. Уже потом, когда они придут в боевые части, им придется иметь дело с намного более серьезными самолетами. Но старичка «Альбатроса», с которого начиналась карьера, никто из них не забудет.

Майор Бакыт Нурбаевич Джуманов, заместитель командира в/ч 53898 по идеологической и воспитательной работе. Замполит тщательно меня опекал во время съемки и очень хотел, чтобы получился хороший репортаж. Он командовал летающими в воздухе самолетами, направляя их для лучших ракурсов.

В этот день полеты были несложные: взлет, набор высоты до 600 метров, выход на круг на скорости 300 км/ч. Затем имитация посадки. Это когда самолет касается полосы всеми тремя колесами, но не тормозит, а пробегает по полосе и опять взлетает. На один круг (взлет-посадка) уходит примерно 15 минут, 20 — вместе с рулежкой на стоянку.

Ниже — весьма атмосферное видео, снятое с борта L-39. Слева хорошо просматривается озеро, одноименный город. Дымит Балхашский горно-металлургический комбинат. Затем, после правого разворота, борт проходит над огромным карьером, где открытым способом добывают медную руду.



Полеты продолжаются в две смены: первая с 7:00 до 13:00, вторая — с 15:00 до 21:00. Во второй принимают участие более опытные курсанты, которые получили допуск к полетам в темное время суток.

Учебный авиационный центр СВО был создан на базе 39-го отдельного разведывательного авиационного полка, который перебазировали на Балхаш 1967 году. Сам полк сформировали еще в 1937 году в городе Быхове (Белоруссия). Летчики этой боевой части воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Затем ее передислоцировали в Ош (Кыргызстан).

Полк имел на вооружении различные типы боевых самолетов. Его основу составляли высотные истребители-перехватчики МиГ-25 в разведывательной модификации.

В 2002 году сюда с авиабазы Луговая (Жамбыльская область) была передислоцирована эскадрилья L-39, входящая в состав 715-го истребительного авиационного полка. МиГ-25 к тому времени были сняты с вооружения в Казахстане.

Сегодня основная задача Центра — подготовка курсантов, которые обучаются в военном институте Сил воздушной обороны (Актобе), и подготовка летного состава боевых частей СВО.

L-39 были переданы в состав ВВС Казахстана из России в 90-х годах. На сегодня парк этих самолетов у нас состоит из 17 бортов. Все они в эксплуатационном состоянии.

Главная достопримечательность Балхаша — горно-металлургический комбинат. Его видно со всех ракурсов.

Подготовка самолета к вылету — достаточно кропотливая работа для технического персонала Центра. На L-39 множество лючков с разъемами, которые необходимо открывать и закрывать. Сидящих в кабине инструктора и курсанта также необходимо подключить к системам связи, кислородной системе, тщательно пристегнуть к катапультному креслу. Все как в боевом истребителе. И в тоже время — намного проще.

После обслуживания самолета летчик-инструктор расписывается в специальном журнале.

Эмблема казахстанских Сил воздушной обороны на киле L-39.

Заправка борта — тоже довольно хлопотное дело. На L-39 несколько топливных баков. Два из них — на законцовках крыльев. За час полета машина расходует 650 литров керосина.

Пока самолеты обслуживают, инструкторы объясняют курсантом их ошибки.

Самат Мукаев (на снимке справа), штурман эскадрильи, капитан. Самат родом из села Мартук Актюбинской области, ему 30 лет. Окончил Военный институт СВО в 2007 году. По распределению попал в Балхашский учебный авиационный центр, с тех пор служит здесь. Более 5 лет занимается инструкторской деятельностью. Общий налет на L-39 — 800 часов. 

VOX: Самат, как вы работаете с курсантами?

— Курсанты прибывают к нам, и у них начинается наземная подготовка — это теоретические дисциплины, которые они проходят перед началом полетов. Затем, после сдачи зачетов, они получают допуск к полетам. Первые полеты ознакомительные — знакомство с оборудованием аэродрома, с маневренными возможностями самолета. В дальнейшем они приступают к полетам по кругу и продолжают летать до выполнения первого самостоятельного полета. После того как они выполняют первый самостоятельный полет по кругу, переходят к полетам в зоне на простой и сложный пилотаж, полетам на малой высоте, а также полетам на групповую слетанность, по маршруту и на боевое применение.

VOX: Как происходит общение на борту?

— В полете идет непрерывный контакт с курсантом. Постоянно мы спрашиваем о самочувствии, подсказываем детали полета, на что обратить внимание. Самое первое и главное: курсант должен научиться мыслить трехмерно — получать визуальную ориентировку и соотносить ее с показаниями приборов. Вначале все полеты выполняет инструктор, курсант смотрит. Затем уже курсант управляет самолетом, а мы контролируем его действия. Если что-то он делает неправильно — вмешиваемся в управление. 

Жизненное пространство в кабине L-39 весьма ограничено.

В настоящее время в Центре обучаются 34 курсанта 3-го курса Военного института СВО.

Они также проходят наземную подготовку, знакомятся с материальной частью и принципами управления воздушным движением.

                                                                                                                                                                                            Курсанты разделены на 12 групп, в каждой по 3 человека. Непосредственно с курсантами летают 12 инструкторов.

Все курсанты живут в части около 6 месяцев.

                                                                                                                                                                                            Раз в неделю по воскресеньям им разрешают ходить в увольнительную в город. Обычно с утра и до часу дня.

На спиртное во время увольнительной — строжайший запрет.

                                                                                                                                                                                              Затем всю неделю полеты и теоретическая подготовка — с утра и до позднего вечера.

Меня всегда удивляло - почему, к примеру, в Facebook, за редчайшим исключением, нет ни одного военного. Все становится понятно, когда собственными глазами видишь образ жизни этих трудяг. На всякую ерунду у них просто нет времени.

И еще здесь начинаешь понимать, кто на самом деле имеет полное моральное право называться крутым мужиком.

Аэродром Балхашского учебного авиационного центра, кроме своей основной функции, служит базой подскока для военных самолетов и вертолетов. Во время пребывания в части удалось снять военные EC-145. Один прибыл из Семея, второй ушел на Астану. Кроме того, вертолеты вместе с экипажами по две недели дежурят в части, выполняя поисково-спасательные функции.

Эти машины построены в Казахстане.





Командир попросил сделать групповой снимок. Для этого курсантам пришлось толкать самолет в нужную точку — свет был достаточно жесткий.

Ребята проделали манипуляцию с улыбками на лицах.

Будущие хозяева казахстанского неба.

Маленький, но очень слаженный коллектив.

Затем полеты опять продолжились.

Аскар Избасов, полковник, командир Балхашского учебного авиационного центра.

VOX: Аскар Гадылшиевич, расскажите о программе подготовки.

— Курсанты второго, третьего и четвертого курса обучаются в период с февраля по сентябрь, находятся здесь. В программу включены полеты по отработке техники пилотирования: полеты по кругу, далее простой и затем — сложный пилотаж. У курсантов, которые обучаются по тематике фронтовой авиации и военно-транспортной авиации, программа далее расходится. Это происходит после того, как курсант выполняет первый самостоятельный вылет на L-39. Обычно где-то после 77-го полета — на уровне 14 часов. Курсант достигает определенных навыков. Сначала мы допускаем его к самому простому пилотированию — полету по кругу. Затем в зависимости от специализации: полеты по маршруту, на боевое применение, полеты ночью, в сложных метеоусловиях. Практически все казахстанские военные летчики, которые служат в боевых частях военно-воздушных сил, проходили обучение у нас. Лишь несколько офицеров обучались в России, в Краснодаре и в Турции. Есть один летчик, обучавшийся в Индии. Наш летно-инструкторский состав имеет достаточно высокий уровень, и в перспективе мы можем обучать молодых летчиков в рамках ОДКБ.

VOX: Есть ли какие-то особые подходы?

— Мы готовим молодых летчиков так, чтобы они не только получили глубокие знания, но и могли самоотверженно идти на риск, если возникнет такая необходимость. Мы приложим все усилия, чтобы сделать из этих ребят таких бойцов, которые нужны для защиты нашей большой страны. У нас 9-я в мире территория, и удержать ее в такой сложной ситуации, которая сложилась сегодня в мире, очень непросто. Нужны особые какие-то качества людей. 

Сейчас без авиации немыслимы никакие боевые действия. Все современные вооруженные конфликты начинались с проведения воздушно-наступательной операции. Саддам Хусейн, имея огромную численность сухопутных войск, все-таки проиграл войну в Ираке. Ситуация в Сирии. Я уверен, что за авиацией будущее.

VOX: Ваши самолеты еще советского производства. Долго ли еще их будут эксплуатировать?

— Наши самолеты прошли капитальный ремонт на заводах в Чехии и на Украине. Их ресурс продлен на много лет. Есть, конечно, современные машины — много современных машин, которые можно было бы закупить, но L-39 пока позволяет решать те задачи, которые возложены на обучающие структуры министерства обороны. Это общая тенденция. Например, в США, где на вооружении уже стоят машины 5-го поколения, до сих пор используют для обучения людей архаичную технику — истребитель F-5A, который участвовал еще во Вьетнамской войне. 

VOX: Тем не менее, перевооружение казахстанской армии идет. Наше военное руководство присматривается к новейшему российскому Як-130. Этот самолет прилетит в июне Астану на выставку KADEX-2016.

— Конечно, в перспективе они заменят L-39. Есть такая вероятность. Конечно, если у нас будет возможность закупить такие машины, и они хорошо покажут себя при эксплуатации в других странах, то мы их с удовольствием примем. Проблема нашей страны в климате. Он очень сложный. Как себя поведет Як-130 в таких условиях, пока сложно сказать. В любом случае, поступят они к нам — и нам их придется эксплуатировать. Поэтому надо этот самолет как следует изучить и опробовать, прежде чем его покупать.

Во время полетов на КДП аэродрома идет напряженная работа. Ветер все время меняется.

Помещение высотного оборудования и снаряжения здесь такое же, как в боевых частях.

Курсанту помогают облачиться в летную экипировку.

Руление на полосу.



Интервал между взлетами двух бортов минимальный.

Взлеты и посадки отрабатываются до автоматизма.

Анвару Шангирееву 22 года. Родом он из города Капчагай Алматинской области. Учится на 4-м курсе Военного института СВО. Стажировку проходит в Балхаше уже второй год.

— Этот аэродром сложен тем, что здесь рядом крупный водоем. Из-за перепада температур постоянно меняется ветер. Меняется погода. Облачность есть, а через 15 минут ее уже нет. Каждый раз нужно подстраиваться под эти постоянно меняющиеся условия. Но, с другой стороны, на процесс подготовки молодых летчиков такая обстановка влияет положительно — мы учимся быстро принимать решения. 

Покидая Балхашский Центр, я не мог отказать себе в удовольствии сфотографировать административное здание местного аэропорта. Оно прекрасно! 

Места здесь довольно живописные.

День заканчивается красивым индустриальным закатом. У меня всегда отличное настроение после общения с замечательными людьми.

Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000