VOX POPULI Григорий Беденко 3 июня, 2015 08:00

Air Astana: с-сheck в Китае

Air Astana: с-сheck в Китае
Фото: Беденко Григорий
Казахстанцы уже неоднократно задавались вопросом о надежности и безопасности самолетов авиакомпании Air Astana. Сейчас флот национального авиаперевозчика состоит из 30-ти бортов различных модификаций. Их средний возраст составляет 6 лет. Самые старые лайнеры – это пять Boeing-757, выпущенных в 1996-1999 годах. Безусловно, неотъемлемой составляющей поддержания летной годности самолета является его качественное и своевременное техническое обслуживание. Как же с этим обстоят дела у нашей главной авиакомпании? Руководство Air Astana пригласило группу журналистов в китайский город Сямынь, где находится крупнейшее авиационное предприятие корпорации Наесо, с которым национальный авиаперевозчик сотрудничает уже 3 года. Своими впечатлениями от увиденного там делится Григорий Беденко.

В Китае вообще, все очень масштабное, однако предприятие по техническому обслуживанию авиалайнеров, расположенные в международном аэропорту Сямыня просто поражает воображение.

Шесть гигантских ангаров способны вместить самые крупные из существующих типов пассажирских самолетов.

Здесь можно производить любые виды технического обслуживания, ремонта, а также делать тяжелые модификации авиалайнеров. К примеру, переоборудовать пассажирские борты в грузовые.

Это видео демонстрирует технологию переоборудования пассажирского авиалайнера в грузовой:



В настоящее время компания, с которой, как уже было сказано выше, 3 года по контракту работает Air Astana, находится в стадии ребрендинга.

Компанию, ранее известную, как Taeco недавно поглотила крупнейшая мультикорпорация – группа Haeco, включающая в себя только по авиационной тематике десятки предприятий в США, Китае (в том числе в Гонконге), и в других странах.

Подробная информацию о группе Наесо (формат PDF)

Почему же именно, китайскую компанию выбрала Air Astana для обслуживания своих лайнеров? Дело в том, что в Казахстане в настоящее время нет условий для такого сложного и необходимого вида технического обслуживания, как с-сheck.

Для безопасной эксплуатации самолета необходимо выполнять довольно большой перечень работ, через определенные промежутки времени. В зависимости от интервалов и промежутков времени, эти работы группируются в так называемые «чеки». Они условно делятся на два больших типа – линейное обслуживание и базовое обслуживание.

Линейное обслуживание:

  1. Послеполетная проверка, и проверка перед вылетом. Занимает 40 мин, участвует 1 сертифицированный специалист.
  2. Daily-check, проводится каждые 48 часов. Занимает 2 часа, участвуют 2-3 специалиста и механик по интерьеру самолёта.
  3. Weekly-check, проводится 1 раз в неделю. Занимает 4 часа. Участвуют 5 человек. Во время этого обслуживания проводится расширенный перечень работ. Таких, например, как замена фильтров, масел и пр.
  4. A-check, проводится через каждые 750 часов налета. Занимает 6-10 часов. Участвуют 10-15 человек. При необходимости производится замена компонентов и структуры самолета: двигателей, закрылков, шасси и пр. Аir Astana производит такие виды ремонта своими силами на базе в Алматы.

Базовое обслуживание:

  1. C-check. Проводится в среднем после 7,5 тыс. часов налета. Занимает от 10-ти до 40-ка дней, в зависимости от технического состояния самолета. Участвуют 30-50 человек, которые работают посменно и круглосуточно. Необходим специальный ангар, где установлены сборочные стенды. И вот с этим, как раз, у нас проблема.

Кроме отсутствия специального ангара, есть еще трудности с логистикой. Казахстан находится в центре континента, в значительном удалении от производителей и поставщиков запчастей. Казалось бы, проблема совсем несущественная, однако доставка к нам и растаможка (еще одна локальная трудность) необходимых узлов и агрегатов занимает несколько дней. Самолет все это время простаивает в полуразобранном состоянии. Относительно молодая авиакомпания, которая имеет в наличии всего 30 бортов, не может себе такого позволить – рушится расписание и вся экономика перевозчика. Время – это очень существенный фактор.

В планах Air Astana наладить базовое обслуживание в столице. В данный момент ведутся проектные работы, и в скором времени начнется возведение ангара в аэропорту Астаны. Этот ангар будет частью инженерной службы компании, и будет вовлечен в поддержание и выполнение технического обслуживания самолетов, которые базируются в аэропорту Астаны, а также для выполнения всех форм обслуживания самолетов национального авиаперевозчика. К этому времени руководство авиакомпании надеется решить проблемы медленного таможенного оформления запчастей.

Григорий Зырянов, директор по коммерческим вопросам инженерно-технического обеспечения Air Astana:

– Проблема здесь в том, что создание такого технического центра компанией, который бы выполнял данное техническое обслуживание, требует большого уровня начальных инвестиций. Т.е. вам требуется большой ангар, требуется оборудование для выполнения этих работ, требуется подготовленный персонал. При этом, скорость отдачи, возврата средств, полученных от выполнения данного вида работ – очень медленная. И, соответственно, немногие инвесторы готовы нести такой риск, и создавать компанию. Кроме того, Казахстан находится посередине континента и окружен такими странами, как Россия, Китай, Узбекистан, где уже созданы подобные центры, которые будут создавать весомую конкуренцию на рынке, и соответственно, войти на этот рынок не так просто, и не так привлекательно для инвесторов.

К слову, в регионе (имеется ввиду расстояние и время на перегон самолета) присутствуют всего 4 сертифицированные компании для производства с-check. Одна из них – Нaесо.

И здесь наиболее оптимальные для Air Astana тарифы, при высоком качестве производимых работ.

Как уже было сказано выше, Air Astana работает с Наесо с 2012 года. По информации Григория Зырянова, за это время практически все самолеты флота казахстанской авиакомпании, за исключением Embraer 190 прошли здесь обслуживание, хотя бы один раз.

Наши Embraer 190 обслуживают в Голландии. Что любопытно, ранее они проходили с- check в Иордании, однако руководство Air Astana отказалось от ближневосточного варианта по политическим причинам.

Таким образом, все «боинги» и «эйрбасы» Air Astana летают на ремонт в Сямынь.

На момент нашего посещения авиазавода там находился А-321 с регистрационным номером P-4 KDB.

Он прилетел в Сямынь во второй раз. Гондола левого двигателя, который сняли с самолета.

Насколько глубоко делается ремонт, можно судить по этим снятым и отдельно разложенным лопаточкам вентилятора двигателя A-321. Каждая такая деталь стоит несколько тысяч долларов.

Китайские рабочие очень аккуратно выполняют свои обязанности. Кстати, перерыв на обед у них – всего полчаса.

Григорий Зырянов, директор по коммерческим вопросам инженерно-технического обеспечения Air Astana:

– Cамолет здесь находится в течение уже 3-х дней. И сама продолжительность с-check составляет 9 дней. Во время этого обслуживания будут проверены все важные системы этого самолета, будет выполнено обслуживание двигателей, выполнены необходимые модификации и доработки самолета. Выполняются детальные модификации, которые требуются для поддержания летной годности, и рекомендованы производителем, или авиационными властями.

Во время с-сheck открывается доступ к определенным агрегатам, компонентам и системам. Все, что доступно – инспектируется.

Вот так выглядит авиационный двигатель внутри гондолы.

Проверки проводятся многократно.

Жизнеспособность огромной машины зависит от мельчайших трубочек и разъемов.

Самолет назван в честь героини Великой Отечественной Алии Молдагуловой.

Современные авиалайнеры уже не управляются штурвалом. Вместо него – джойстик.

Работы проводятся и внутри салона самолета.

А-321 состоит из нескольких десятков тысяч всевозможных мелких деталей и узлов.

Функциональность каждой детали сверяется с технической документацией.

Что любопытно, обслуживание самолета проводится практически вручную.

Особое внимание уделяется очистке салона. Это довольно длительное мероприятие, требующее больших трудозатрат. Выполняется замена ковров, очищаются стеновые, потолочные панели. Выполняется обслуживание всех кресел, а также их глубокая очистка.

Проверяется функционирование всех основных систем, чтобы убедиться, что все работает так, как это предписывается производителем авиационной техники.

Электрооборудование ангара.

Вообще, авиамеханики очень напоминают автомобильных…

...только работа у них на порядок сложнее и ответственнее…

...а в некоторых случаях и более грязная.

Самолет, в отличии от автомобиля невозможно вымыть целиком. Здесь все делится на определенные зоны, где можно работать мокрой тряпкой, а где – нельзя.

Григорий Зырянов, директор по коммерческим вопросам инженерно-технического обеспечения Air Astana:

– В нашей компании мы строго следуем предписаниям регламента, и выполняем техническое обслуживание через промежутки времени, установленные производителем самолета, с установленными отклонениями от этого промежутка. Обычно, мы выполняем немного раньше, чтобы смягчить процесс планирования отхода воздушных судов на обслуживание, ну и, кроме того, обеспечить их летную годность и доступность для эксплуатации в летнее и зимнее время, в пиковые сезоны, когда самолет наиболее востребован в компании.

По словам Григория Зырянова, в целом за то время, которое Air Astana работает с компанией Haесo, руководство и технический менеджмент довольны качеством и сложившимися с китайскими партнерами отношениями.

Haесo является лидирующей в этой части региона, и работает с такими крупными компаниями, как Lufthansa, Air France, United, Cathay Pacific, японские компании – ANA, Japan Airlines.

Базовое обслуживание практически на всех типах самолетов Air Astana выполняется с периодичностью 6 тыс. часов для более старших самолетов, 7,5 тыс. часов для новых самолетов.

С начала этого года в Сямыне прошли обслуживание 4 самолета Airbus и два самолета Boeing-767. Это 5-й Airbus, который обслуживается на заводе с начала этого года. После этого на обслуживание придут еще два самолета. Всего в этом году запланирован ремонт восьми самолетов Airbus и Boeing-767.

Джастин Чен, вице-президент по коммерческим вопросам компании HAECO-Xiamen:

– Казахстанская компания Air Astana работает с нами с 2012 года. За это время мы обслужили 28 самолетов этой компании. Каждый авиалайнер должен проходить обязательное техническое обслуживание через определенное количество часов полета. Сейчас здесь находится аэробус А-321, который прилетел для прохождения второго базового обслуживания, с-сheck. Нас вполне устраивает данное партнерство с Казахстаном, и мы считаем его весьма перспективным.

Так самолет выглядит со стороны киля.

Чтобы сделать подобные снимки мне пришлось подняться на верхнюю площадку стенда.

Поверхность киля самолета после обработки специальными моющими средствами.

При выполнении базового обслуживания предоставляется хорошая возможность выполнить покрасочные работы, глубокую очистку интерьера самолета, подлезть туда, куда нельзя подлезть в обычных условиях, потому что требуется открытие каких-то зон для осмотра.

С-check включает в себя работы по множеству систем, т.е. проверяются практически, все системы самолета.

Проверяются системы кондиционирования, системы управления самолетов, выполняется более глубокое обслуживание двигателей, чем это делается во время текущей эксплуатации.

Выполняется обслуживание интерьера, делаются необходимые доработки.

В одном ангаре с нашим самолетом обслуживался лайнер японской авиакомпании JAL.

Также, во время с-check выполняется ремонт повреждений на фюзеляже, на крыле, которые возникают от попадания птиц, или посторонних предметов.

Выполняется множество тестов и проверок, которые позволяют убедиться, что самолет сможет беспрепятственно продолжить эксплуатацию 6-7 тыс. часов.

Аir Astana сотрудничает с компанией Нaeco не только для техобслуживания, но и для выполнения больших модификаций. Так, например, наши три новых самолета Boeing-767 ER прошли полную модификацию именно здесь.

Дело в том, что самолеты поступили из США без внутренней отделки. Специалисты Нaeco выполняли установку интерьера, и выполняли установку законцовок крыла. Кроме того, компания Haeco полностью разрабатывала инженерную документацию по установке интерьера.

Haeco работает с такими крупными компаниями, как Cathay Pacific, United, которые предъявляют высокие требования к интерьеру. Поэтому, такие работы производятся очень качественно.

У китайских партнеров довольно большой перечень работ по интерьеру, что помогает Air Astana поддерживать интерьер в салонах в хорошем состоянии. А это, соответственно, лицо авиакомпании.

Это ролик демонстрирует, как в Наесо разрабатывают интерьер VIP-бортов:



Сотрудничество с китайскими партнерами сохранится и в будущем.

Григорий Зырянов, директор по коммерческим вопросам инженерно-технического обеспечения Air Astana:

– Мы не можем пока сказать, что мы избавимся от необходимости использовать контрактные организации, поскольку парк компании довольно большой уже, и он будет только расти. И соответственно, не всегда будет возможность выполнять обслуживание своих самолетов дома, поэтому, мы все равно будем использовать контрактные организации. Просто, будем уменьшать количество самолетов, отправляемых на обслуживание за рубеж.

Любопытные факты про Нaeco. Один рабочий час здесь оценивается в среднем в $70. Как утверждают в руководстве компании, за эти деньги можно получить больше операций, чем в Европе.

Компания располагает полным комплектом запчастей, которые доставляются на завод в кратчайшие сроки.

Главное преимущество китайской компании – дешевая рабочая сила.

Капитализация группы Haeco cоставляет $17,5 млрд.

В год предприятия Haeco обслуживают 2150 самолетов различных модификаций.

Общий объем инвестиций в авиазавод в Сямыне составил $ 356,5 млн.

Корпорация не только выполняет услуги по техническому обслуживанию самолетов, но и готовит на своей базе квалифицированных инженеров. Одновременно обучение проходят до 1 тыс. специалистов авиационной отрасли.

Boeing 787 Dreamliner китайской авиакомпании Xiamen Air. Кстати, ее флот насчитывает более сотни бортов. Мы сняли это суперсовременное воздушное судно при рулежке рядом с авиазаводом. Такие самолеты Аir Astana планирует получить в ближайшем будущем.

Григорий Зырянов, директор по коммерческим вопросам инженерно-технического обеспечения Air Astana:

– В планах компании – обновление парка самолетов. На данный момент ведутся работы по приемлемой замене самолетов Boeing-757, которые на данный момент – самые старшие в нашей авиакомпании. Они будут постепенно выведены из эксплуатации и заменены новыми самолетами. Кроме того, мы ожидаем приобретения трех самолетов Boeing-787. Получение первых двух самолетов мы ожидаем где-то в 2019 году. И один самолет – в 2020-2021 гг.

Ролик о работе с казахстанским самолетом на авиазаводе в Сямыне. Видео предоставлено телекомпанией СТВ. Отдельное спасибо Ильзату Акчурину:



Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000