VOX POPULI Григорий Беденко 16 ноября, 2016 12:30

А 320 neo: Первая ласточка!

Airbus A 320 neo авиакомпании Air Astana на авиазаводе Airbus в Тулузе
Airbus A 320 neo авиакомпании Air Astana на авиазаводе Airbus в Тулузе
Фото: Григорий Беденко
На днях в сфере коммерческой авиации Казахстана произошло весьма знаменательное событие. Национальный авиаперевозчик — компания Аir Astana, которая в последнее время оказалась в эпицентре скандала, связанного с ценовой политикой — стала первым в СНГ эксплуатантом новейшей разработки концерна Airbus — узкофюзеляжного лайнера А 320 neo. Торжественная церемония с участием руководства европейского авиагиганта, дипломатов Казахстана и Франции и других официальных лиц прошла в штаб-квартире Airbus во французской Тулузе. Для освещения церемонии Аir Astana пригласила во Францию большую группу казахстанских журналистов и блогеров, в число которых вошел и наш корреспондент Григорий Беденко.

Чем же отличается новый пассажирский самолет от тех, что сегодня находятся в парке авиакомпании Air Astana, и что это даст для развития казахстанской коммерческой авиации? Читайте в нашем обзоре ниже.


Airbus сегодня

Говоря о новом приобретении национальной казахстанской авиакомпании, нельзя не рассказать о том, что представляет собой европейский авиастроительный гигант в настоящее время.

Airbus Group является в полной мере глобальной компанией и одним из наиболее успешных примеров промышленной кооперации индустриально развитых европейских стран.

Кроме авиастроения, концерн занимается еще вертолетостроением (подразделение Airbus Helicopters, бывшая Eurocopter Group), а также имеет в своем составе подразделение Airbus Defence and Space (бывшее EADS Astrium), ответственное за оборонную и аэрокосмическую продукцию и услуги. Штаб-квартира группы располагается во Франции в аэропорту Бланьяк недалеко от Тулузы.

На сегодня штат компании (подразделения, которые производят только самолеты) составляет 55 тысяч сотрудников, из них на головном предприятии в Тулузе работают около 21 тысячи человек (примерно треть от общего числа). Всего же во Франции 3 предприятия Airbus (Тулуза, Нант, Сент-Назер), на которых работают 26 тысяч человек. Портфель заказов Airbus Group в сфере мирового самолетостроения составляет 952 миллиарда евро, а ежегодный доход — 45,9 миллиарда евро.

В Тулузе располагаются следующие подразделения:

  • головной офис компании;
  • линии окончательной сборки всех самолетов Airbus — узкофюзеляжного семейства А 320 (три другие линии сборки самолетов этого типа расположены в Гамбурге (Германия), Тяньцзине (Китай), Мобиле (США)), широкофюзеляжного семейства А 330, семейства самолетов нового поколения А 350 ХWB и самого большого пассажирского самолета А 380;
  • центр поставок самолетов Airbus заказчикам Henri Ziegler Delivery Centre. Два других центра поставок находятся в Гамбурге (Германия) и Тяньцзине (Китай);
  • конструкторское и дизайнерское бюро;
  • центр подготовки летно-технического персонала (Airbus Training Centre): в центре установлено восемь полнопилотажных тренажеров для всех типов самолетов Airbus, оборудованы специальные компьютерные классы для обучения, установлены статичные тренажеры, оборудование для проведения тестов на эвакуацию;
  • ангар для стоянки транспортного самолета "Белуга": парк из 5 "Белуг" (A 300-600 ST) выполняет несколько десятков рейсов в неделю между заводами компании и линиями финальной сборки в Тулузе и Гамбурге, перевозя секции самолетов;
  • лицей Airbus — учебное заведение авиационного профиля, которое готовит будущих авиационных специалистов (около 300 выпускников ежегодно);
  • завод Saint-Eloi, который занимается производством пилонов двигателей для самолетов всех семейств Airbus.

Общая площадь всего комплекса Airbus в Тулузе, включающего в себя 6 производственных площадок, расположенных вокруг аэропорта Бланьяк, составляет 700 гектаров.

В состав Airbus также входят дочерние компании в США, Китае, Японии, Индии и на Ближнем востоке, центры материально-технического обеспечения в Гамбурге, Франкфурте, Вашингтоне, Пекине, Дубае и Сингапуре. Центры обучения и инженерные центры расположены в Тулузе, Майами, Мехико, Уичито, Гамбурге, Бангалоре, Пекине, Сингапуре. Есть инженерный центр в России. Также Airbus располагает 150 представительствами по обеспечению линейной эксплуатации самолетов. В программы Airbus вовлечены почти 7 700 фирм-поставщиков. С момента своего основания в 1969 году концерн продал свыше 16 700 самолетов.

Модельный ряд Airbus сегодня представлен четырьмя семействами пассажирских самолетов. Их вместимость варьируется от 100 до 600 кресел.

  • Узкофюзеляжное семейство: 318, А 319 (А 319 neo), А 320 (А 320 neo), А 321 (А 321 LR, А 321 neo LR). Компания позиционирует этот тип самолета, ни много ни мало, как самый успешный в истории авиации;
  • Широкофюзеляжное семейство: 330 (включая 330 neo в версии 330-800, А 330-900, грузовой А 330 F и топливозаправщик 330 MRTT). Сюда же входит семейство самолетов нового поколения — А 350 XWB и двухпалубный А 380;
  • Семейство военных самолетов: А 400M, 330 MRTT, С-212, СN-235, С-295. Практически все производство сконцентрировано в Испании, где расположено подразделение Airbus Military, являющееся конгломератом Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS).

Airbus стала первой авиастроительной компанией в мире, которая применила принцип унификации для гражданских самолетов. Это означает, что все самолеты, производимые концерном, обладают идентичными кабинами пилотов и процедурами управления. Подобная концепция позволяет авиакомпаниям значительно сократить расходы на техническое обслуживание и подготовку летно-технического персонала. Airbus уделяет особое внимание послепродажному обслуживанию своих самолетов, предоставляя профессиональную и оперативную техническую поддержку заказчикам в любое время суток и в любой части земного шара.

A 320 neo

Как уже было сказано выше, Airbus позиционирует свое детище на рынке как самый коммерчески успешный узкофюзеляжный лайнер в мире (детально рассматривать продукцию конкурентов, в частности, Boeing Company, мы в этом обзоре не будем).




По данным, предоставленным компанией, Airbus продал около 12 800 самолетов семейства  А 320 и поставил более 7 200 самолетов более 300 заказчикам. Портфель заказов превышает 5 600 единиц. В настоящий момент в мире летает более 6 900 самолетов семейства А 320. В Airbus утверждают, что самолеты семейства А 320 (А 318, А 319, А 320 и А 321) задают новые стандарты пассажирского комфорта и топливной эффективности в сегменте перевозок от 100 до 240 кресел, являясь универсальным решением как для обслуживания коротких маршрутов с большим пассажиропотоком, так и для выполнения полетов на дальние расстояния.

Самолеты семейства А 320 имеют самый широкий пассажирский салон в своем классе, что позволяет авиакомпаниям установить в нем шесть комфортабельных 18-дюймовых кресел в ряд.




Каждые две секунды в мире взлетает или приземляется один А 320. Эти самолеты выполняют полеты в более 1 500 аэропортов во всем мире. С момента ввода первого А 320 в коммерческую эксплуатацию в 1988 году, они перевезли более 10,5 млрд пассажиров и выполнили свыше 100 млн рейсов. Самолеты семейства А 320 имеют одни из самых высоких показателей операционной надежности (99,7%).

По данным Airbus, ежегодно инвестируется около 300 млн евро в дальнейшие улучшения семейства. Новым этапом развития программы стал запуск программы А 320 neo. Аббревиатура neo означает New Engine Option, то есть "Новый вариант двигателя".

                                                                                                                                                                                      Основное изменение заключается в установке на самолет новых двигателей, которые снижают расход топлива на 15%, эксплуатационные расходы — на 8%, количество выбросов в воздух — не менее, чем на 10%, и уменьшают уровень шума по сравнению с классическими моделями серии А 320. На самолет могут быть установлены 2 типа двигателей: CFM International LEAP-1A или Pratt & Whitney PW1100G. На казахстанской "птичке" стоят американские двигатели Pratt & Whitney PW 1100 G.




Некоторым изменениям подвергся и планер, в том числе модифицировано крыло и изменена конструкция его законцовок для уменьшения индуктивного сопротивления. Airbus объявил о работах по изменению конструкции законцовки крыла с собственным патентованным наименованием Sharklets ("Акулий плавник") 15 ноября 2009. Они устанавливаются на самолеты семейств A 320 (опционально) и A 320 neo (стандартно). В 2012 году Air Astana приобрела А 320-200 с шарклетами, и сегодня их количество в авиакомпании составляет 8 машин.

Высота шарклетов составляет 2,4 метра, выполнены они из композитных материалов. Эти устройства улучшают аэродинамические характеристики самолета за счет уменьшения срыва потока c кромки крыла, что уменьшает сопротивление воздуха во время полета лайнера. В результате сокращается расход топлива на 4% на длинных дистанциях, что эквивалентно снижению выбросов СО2 на 1 000 тонн в год на самолет. Шарклеты позволяют увеличить дальность полета примерно на 185 км или же коммерческую загрузку на 450 кг.




Также для комфорта пассажиров переработан салон самолета: увеличено багажное отделение и улучшена система очистки воздуха. В конструкции широко применяются светодиоды и композитные материалы. Впрочем, казахстанский борт по дизайну и комплектации салона выполнен в традиционном для авиакомпании стиле, и пассажиры вряд ли заметят какие-либо изменения.

Ремоторизированным считается все семейство А 320, кроме А 318. А 320 nеo (модели А 319 neo, A 320 neo, A 321 neo). Их вместимость варьируется следующим образом: 

  • А 319 neo — 140–160 мест;
  • A 320 neo — 165–189 мест;
  • A 321 neo — 206–240 мест.

Первый А 320 neo был поставлен 20 января 2016 года авиакомпании Lufthansa. Аir Astana получила новую машину менее, чем через год. С момента запуска проекта в декабре 2010 года было продано более 4 800 самолетов 87 заказчикам. А 320 neo занимает 60% рынка продаж техники в этом классе.




Технические характеристики 320 neo:

  • длина — 37,57 м.;
  • ширина салона — 3,7 м.;
  • размах крыла — 35,8 м.;
  • высота — 11,76 м.;
  • максимальная. взлетная масса — 79 тонн;
  • максимальная топливная емкость — 23 740 литров;
  • дальность полета при типовой двуклассной компоновке — 6 842 км.;
  • крейсерская скорость — 0.78 М;

 

Основным конкурентом самолетов семейства A 320 neo является линейка самолётов Boeing 737 MAX авиаконцерна Boeing. Определенную конкуренцию A 320 neo в будущем также могут составить перспективные семейства узкофюзеляжных ближне-среднемагистральных лайнеров Bombardier C SeriesМС-21 и Comac C 919

Перспективы авиакомпании Air Astana

С приобретением новейшего авиалайнера Air Astana по своему технологическому оснащению однозначно выходит на передовые позиции не только в Казахстане, но и на постсоветском пространстве. Таких самолетов пока нет ни у кого.

Кроме шикарных американских двигателей PW 1100 G-JM от компании Pratt & Whitney, лайнер имеет двухклассную компоновку салона, рассчитанную на размещение 16 пассажиров в бизнес-классе и 132 — в экономическом.

Cамолет будет эксплуатироваться по соглашению об операционном лизинге с компанией Air Lease Corporation в рамках контракта, подписанного на авиасалоне в Фарнборо в 2015 году.

Airbus и Air Astana являются партнерами с 2006 года. В настоящее время Air Astana эксплуатирует 13 самолетов семейства А 320 на внутренних и международных направлениях:

  • A 319-100 — 1 единица;
  • A 320-200 — 8 единиц;
  • A 321-200 — 4 единицы.

“Самолеты семейства A 320 успешно эксплуатируются в нашем парке на протяжении вот уже 10-ти лет, - отметил Питер Фостер, президент и исполнительный директор авиакомпании Air Astana. Они доказали свою высокую эффективность, надежности и популярность среди пассажиров. Семейство A 320 neo предлагает значительные преимущества с точки зрения пассажирского комфорта, топливной эффективности и операционных характеристик, особенно на маршрутах в Азию и Европу.” 

На сегодняшний день известно о соглашении на поставку для национального авиаперевозчика Казахстана 11 самолетов семейства А 320 neo. Второй борт должен поступить до 2018 года. Заказано 4 единицы А 321 neo (поставка в 2018 году) и 4 единицы A 321 neo LR (поставка 2018–2019 годы). О том, какого типа будет 11-й по счету борт, не сообщается.

А 321 neo LR должен прийти на смену Boeing-757-200, самый старый из которых в авиакомпании выпущен в 1995 году.

A 321 neo LR обладает увеличенной до 4 000 тысяч морских миль (7 408 километров) дальностью, что позволяет ему совершать беспосадочные трансконтинентальные перелеты. Например, из Европы в Юго-Восточную Азию. Применительно к Казахстану, на этом самолете можно будет без особых проблем летать в любую точку Европы и, соответственно, Юго-Восточной Азии. Повышенная дальность A 321 neo LR достигнута благодаря размещению на борту 3 топливных баков. Максимальный взлетный вес лайнера составляет 97 тонн. На борту можно будет разместить 206 пассажиров.

“Мы поздравляем авиакомпанию Air Astana с получением первого самолета A 320 neo и со статусом первого эксплантата самого высокотехнологичного узкофюэеляжного самолета в СНГ. Уверены, что авиакомпания оценит все преимущества унификации А 320 neo c текущим парком самолетов А 320, его высокую топливную эффективность и непревзойденный уровень пассажирского комфорта” – отметил Джон Лихи, коммерческий директор Airbus.

Таким образом, новая авиатехника, по расчетам руководства Air Astana, должна существенно улучшить имидж авиакомпании, что в конечном итоге позволит расширить рынок авиаперевозок на трансконтинентальном направлении. Очень хочется надеяться, что все имеющиеся на сегодняшний день разногласия, связанные с ценовой политикой Air Astana и взаимодействием с государственными органами Казахстана, будут преодолены.


Некоторые интересные факты про A 320

  • В связи с успехом программы А 320 темпы выпуска самолетов этого семейства составят 50 самолетов в месяц с первого квартала 2017 года, а к середине 2019-го достигнут 60 самолетов в месяц.
  • В настоящий момент финальная сборка самолетов семейства А 320 осуществляется на четырех площадках: в Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), Тяньцзине (Китай) и Мобиле (США). Тулуза отвечает за финальную сборку A 320, Гамбург — за A 318, A 319, A 320 и A 321, Тяньцзинь — за A 319 и А 320, на линии сборки в Мобиле собирают А 319, А 320 и А 321.
  • Каждые 7 часов один из самолетов семейства А 320 покидает одну из четырех сборочных площадок.
  • Полный производственный цикл одного А 320 (от сборки первой детали до поставки самолета заказчику) занимает около года.
  • Финальная сборка А 320 занимает примерно один месяц.
  • Если все произведенные самолеты семейства А 320 выстроить в одну линию, то ее длина составит 260 км, что эквивалентно длине 2 500 футбольных полей.
  • Каждые две секунды в мире взлетает или приземляется один самолет A 320.
  • A320 совершил свой первый полет в 1987 году; за 200 лет до этого Джином Фитчем (США) был создан первый пароход.
  • Высота полета А 320 эквивалентна 12 небоскребам Бурдж-Халифа, который является самым высоким сооружением в мире.
  • Диаметр двигателя A320neo составляет  2,05 м, что больше, чем салон некоторых бизнес-джетов (Bombardier Learjet).
  • В конце жизненного цикла около 85% А 320 (в плане веса) может быть переработано и использовано вторично. В ближайшие годы этот показатель будет увеличен до 95%.
  • Энергии, производимой двумя двигателями самолета А 320, хватит для того, чтобы обеспечить электричеством 30 квартир.
  • Во время взлета А 320 компрессор высокого давления вращается в 11 раз быстрее, чем барабан стиральной машинки во время отжима белья.
  • A 320 может ускориться с 0 км/ч до 200 км/ч менее чем за 20 секунд. Это быстрее, чем  автомобиль Ford Focus RS 305 HP.

                                                    Авиакомпании, эксплуатирующие А 320 neo (33 борта):

  • Lufthansa — 4 A 320 neo PW (1-я поставка — январь 2016-го);
  • Indigo — 10 A 320 neo PW (1-я поставка — март 2016-го);
  • GoAir — 2 A 320 neo PW (1-я поставка — июнь 2016-го);
  • Pegasus — 4 A 320 neo CFM (1-я поставка — июль 2016-го);
  • LATAM — 1 A 320 neo PW (1-я поставка — август 2016-го);
  • Air Asia — 4 A 320 neo CFM (1-я поставка — сентябрь 2016-го);
  • Volaris — 1 A 320 neo PW (1-я поставка — сентябрь 2016-го);
  • Viva Aerobus — 1 A 320 neo PW (1-я поставка — октябрь 2016-го);
  • Spirit — 2 A 320 neo PW (1-я поставка — октябрь 2016-го);
  • Avianca Brasil — 1 A 320 neo CFM (1-я поставка — октябрь 2016-го);
  • Azul — 1 A 320 neo PW (1-я поставка — октябрь 2016-го);
  • SAS — 1 A 320 neo CFM (1-я поставка — октябрь 2016-го);
  • Frontier — 1 A 320 neo CFM (1-я поставка — октябрь 2016-го).
Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000