VOX POPULI Григорий Беденко 7 мая, 2016 12:00

...а девушки потом!

В кабине Ан-72
В кабине Ан-72
Фото: Григорий Беденко
24 года назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о создании национальных вооруженных сил. Сегодня в нашей стране День защитника Отечества, государственный праздник, благодаря которому появилась традиция — присвоение накануне наград и очередных воинских званий отличившимся военнослужащим. Однако наш сегодняшний рассказ о тех, чья работа особо не афишируется, зачастую неблагодарна, но крайне важна для поддержания боеготовности нашей армии. Это летчики и технический персонал казахстанской военно-транспортной авиации. Журналист и любитель авиации Григорий Беденко побывал в расположении 281-й транспортной авиаэскадрильи, которая находится в Алматы, и подготовил небольшой репортаж об этом подразделении казахстанских Сил воздушной обороны.

На военную площадку Алматинского международного аэропорта мы попали в разгар рабочего дня. Технический персонал эскадрильи проводил достаточно сложную операцию по балансировке воздушных винтов военно-транспортного грузовика С-295.

Любопытно, что балансировка столь непростого агрегата по схеме очень напоминает действия автомехаников при «переобувке» автомобиля — тут так же используются специальные грузики, которые навешиваются на крепление лопасти винта к ротору двигателя. Это делается для того, чтобы устранить вибрацию.

На С-295 установлены два турбовинтовых двигателя PW127G канадского подразделения компании Pratt Whitney, мощностью кВт 2 х 1975. Винты на 90% состоят из композитного материала на основе углепластика.

Ремонт внеплановый и проводится по просьбе экипажа самолета, который пожаловался на сильную вибрацию при запуске двигателей.

Сегодня в авиапарке эскадрильи имеются 4 транспортника САSA C-295 производства европейского концерна Airbus Military. В этом году ожидается прибытие еще двух «масловых» бортов с авиазавода в испанской Севилье.

Впервые С-295 появились в Казахстане 4 года назад по программе перевооружения казахстанских СВО. Эти современные самолеты должны полностью заменить старые советские транспортники Ан-26, которые уже практически полностью выработали ресурс. Всю подготовку летчики и технический персонал по контракту с Airbus Military проходят в Испании. Легкий и средний ремонт наши военные специалисты могут без особых проблем осуществлять по месту фактического нахождения самолета.

Сегодня С-295 — это «рабочая лошадка» казахстанских ВВС. Самолет эксплуатируется очень активно и в широком диапазоне задач.

Поэтому и требования к его техническому состоянию предъявляются высокие.

Старичок Ан-12ПБ — единственная подобная машина, которая осталась на вооружении ВВС Казахстана. Это почти раритет. Но исправно работает после капитального ремонта и своевременного техобслуживания. За свою долгую «карьеру» самолет перевез тысячи тонн всевозможных военных грузов.


Еще в военно-транспортной эскадрилье есть два грузовика Ан-26 и пара Ан-72. Эти самолеты советского производства прошли капитальный ремонт и продление ресурса. 

Старший техник капитан Назар Аширалиев проверяет оборудование кабины Ан-72.

«Ежегодно в Казахстане проводится более сотни оперативных проверок и войсковых учений, максимально приближенных к условиям вероятной современной войны», — заявил президент Нурсултан Назарабаев накануне Дня защитника Отечества. Нетрудно догадаться, какая нагрузка при этом ложится на военно-транспортную авиацию, которая обеспечивает подготовку и проведение всех этих мероприятий.

Эскадрилья летает часто, а учитывая казахстанские расстояния — по многу часов, имея относительно небольшой технический парк.

И главная заслуга в этом принадлежит инженерно-техническому персоналу.


Тем временем инженерно-техническая группа завершила работу с двигателями С-295. Теперь надо их проверить в работе.

Главное — собрать все мелкие инструменты в специальный ЗИП и ничего не забыть возле самолета.

Использование смартфонов в части запрещено!

Перед запуском двигателей винты немного проворачивают, чтобы еще раз убедиться, что все стоит на своих местах.

Затем технический персонал поднимается на борт и закрывает двери. И тут вновь прослеживается аналогия с автосервисом: cамолет подключен к специальному компьютеру, измеряющему параметры работы силовой установки. Это очень напоминает компьютерную диагностику авто.


Жарас Утеков

старший инженер отдела ИАО (инженерно-авиационного обеспечения), майор

VOX: Жарас, что происходит?

— В данный момент мы выполняли операцию по балансировке лопастей воздушных винтов. Это был внеплановый ремонт по просьбе летчиков: было замечание — большая вибрация при запуске двигателей и при рулении самолета. Возникла необходимость выполнить данную операцию. У нас есть современные КПА (контрольно-проверочная аппаратура), инструменты. Далее мы проверим другие самолеты, чтобы не допустить подобной неисправности.

VOX: Как часто такое бывает?

— Вибрация для авиадвигателя — довольно опасная вещь. Если на нее не обращать внимания, то рано или поздно на раме, лопастях — там, где они крепятся к валу — могут появиться микротрещины. Это равносильно выходу двигателя из строя. Поэтому мы периодически проверяем все самолеты на предмет подобных отклонений.

VOX: У меня ассоциация с автосервисом.

— Да, точно! Очень похоже на сложную диагностику автомобиля. В принципе, современные автомобили — тоже весьма непростые агрегаты, и чтобы им поставить диагноз, надо немало поработать. Здесь же мы забивали на лопасти грузики и на разных режимах производили газовку двигателей. При оборотах 80–90% компьютер показывает наличие вибрации и выдает резюме: с каких позиций грузики необходимо убрать и на какие позиции поставить. Специальный принтер выдал результат на бумаге для дальнейшей подшивки в документацию на этот самолет.


Борттехник снаружи следит за работой двигателей.

Газовка производится на разных режимах.

Минут через 10, находясь рядом с самолетом, я уже ничего не слышал — высокочасточный шум турбин забил все.


Первым в Казахстане С-295 освоил военный летчик-ас Рустем Тлеумагамбетов. На снимках в галерее ниже он в компании Мануэля Регуэро, испанского летчика-испытателя Airbus Military.

 В полетах, которые проводятся в темное время суток, применяются специальные очки ночного видения:



 

Калел Омирсериков

заместитель командира в/ч 53975 по инженерно-авиационному обеспечению, полковник

— Наша повседневная работа — это подготовка авиационной техники. Самолет, как и любое другое транспортное средство, склонен к отказам и разным недостаткам. Мы получили С-295 всего четыре года назад. Это небольшой срок. Поэтому в начальной стадии эксплуатации у нас значительное количество неисправностей. Со временем — где-то к 5-му году эксплуатации — неисправностей будет меньше, и далее эксплуатация пойдет попроще. Ближе к 10 годам у самолетов этого типа завершается межремонтный ресурс — обычно опять начинаются отказы. Это примерно как у автомобиля: сначала надо обкатать, потом некоторое время можно ездить без проблем, а затем ремонтировать необходимо все чаще.


Интерфейс С-295 полностью цифровой.

Показатели по правому винту в норме. С левым еще надо повозиться.

В общей сложности на устранение вибрации ушло 2 дня.

Грузовая кабина «испанца» выглядит довольно оптимистично, даже нарядно.

Красный цвет — признак аномалии.

Производственное совещание.


Азамат Молдахметов

командир авиационной эскадрильи в/ч 53975, майор

VOX: Азамат, какова структура вашей части?

— Наша часть объединяет военно-транспортную авиацию и армейскую вертолетную авиацию. Наша задача — перевозка войск, боевой техники и различных военных грузов в интересах министерства обороны. Авиационный парк состоит из самолетов Ан-12, Ан-26, Ан-72 и современных С-295 производства Airbus Military. В данный момент у нас 4 самолета С-295. В этом году придут еще 2 с авиазавода в испанской Севилье. Летный и технический персонал проходят подготовку в Испании, в данный момент у нас находятся испанские летчики-инструкторы. Обучают четырех наших пилотов. Основная программа подготовки — в Испании, в Севилье. Затем мы обучаем летчиков здесь, по нашей программе.

VOX: Cколько людей подготовлено?

— На все четыре самолета подготовлены экипажи — основной и резервный. Экипаж С-295 состоит из 4 человек: командир, помощник командира экипажа, бортинженер и бортмеханик. На Ан-72 такой же состав экипажа. На Ан-12 экипаж больший по численности: командир, помощник командира, бортинженер, радист, штурман и бортмеханик. Это еще советская схема. Экипаж — 6 человек.

VOX: Airbus Military производит технику по стандартам НАТО. Как они стыкуются с нашими принципами боевой подготовки?

— Да, это стандарт НАТО. Мы изменили некоторые наши руководящие документы. У армейской авиации тоже есть такая техника — это вертолеты Eurocopter EC 145 и американский UH-1.

VOX: Летать много приходится?

— Летаем часто и много. Особенно в последнее время. Недавно закончились учения «Каратау–2016». Мы обеспечивали перевозку личного состава и грузов для аэромобильных войск. Сопровождали истребительную авиацию — перевозили их имущество. Бывают случаи, когда мы работаем как санитарная авиация. Чаще всего перевозим больных военнослужащих. Недавно перевозили такого военнослужащего из Аягуза в алматинский госпиталь.

VOX: А сложные задачи?

— Из сложных задач — десантирование военнослужащих аэромобильных войск парашютным способом.

VOX: C другими силовыми ведомствами сотрудничаете?

— Мы обучаем летный состав Национальной гвардии, пограничной службы КНБ.

VOX: В начале июня у нас пройдет международная выставка вооружений и военной техники KADEX–2016. Готовитесь к ней?

— Наша эскадрилья будет непосредственным участником предстоящей выставки KADEX–2016. Нам поставлена задача по перевозке всего военного имущества, которое будет задействовано в экспозиции. Будем использовать С-295 и Ан-72.


В ближайшие годы будет обновлено не менее 70 процентов всех видов оружия и техники, а по отдельным категориям — до 100 процентов.

                                                                                      Н. Назарбаев

И еще пара штрихов к портрету. Как уже было сказано выше, транспортная авиация у нас совмещена с армейской. Военно-транспортные и боевые вертолеты базируются на военном аэродроме «Первомайский», также недалеко от Алматы. Объединенной частью командует опытнейший казахстанский военный летчик полковник Нурлан Байдуллаев. На вооружении армейской авиации стоят вертолеты Ми-8МТ, Ми-17B-5, пара старых американских Bell UH-1 Iroquois и два cамых больших из серийно производимых в мире Ми-26ТЗ, причем эти два борта — единственные из существующих в модификации топливозаправщика — наследие СССР. Военные Eurocopter EC145 совместно с французами собираются и базируются в Астане. В мае 2012 года заказано 20 вертолетов Eurocopter EC725, со сборкой в Казахстане. Наши военные вертолетчики также выполняют широкий спектр задач, в числе которых совместная работа с Комитетом по чрезвычайным ситуациям. Несколько раз они принимали участие в тушении лесных пожаров в горах Заилийского Алатау. В галерее ниже — снимки различных полетов армейской авиации РК.

Редакция Vox Populi благодарит командование Сил воздушной обороны РК за предоставленную возможность снять этот репортаж. Отдельное спасибо полковнику Е.М.Джумагалиеву.

Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000