VOX POPULI Канат Бейсекеев Андрей Старков 4 марта, 2013 10:30

Кок-Жайлау: быть или не быть?

В начале этого года общественность Алматы была взбудоражена планами властей и бизнесменов превратить урочище Кок-Жайлау в курорт: там хотят построить канатную дорогу, гостиницы, рестораны, поле для гольфа, бассейн и т.д. В январе прошли общественные слушания, споры по поводу проекта до сих пор продолжаются. Мы решили дать слово как противникам застройки, так и сторонникам, и таким образом получить срез общественного мнения. 
Кок-Жайлау: быть или не быть?

Сначала немного о месте, в котором собираются строить новый курорт.

С 15 февраля по 1 марта в Музее искусств им. Кастеева проходила выставка фотографа Андрея Старкова "100 прогулок по Кок-Жайлау". Андрей любезно предоставил нам снимки.

Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?Кок-Жайлау: быть или не быть?

Генеральный план предусматривает строительство:
– 16 канатно-кресельных дорог общей протяженностью 22,5 км, с пропускной способностью 35 000 лыжников в час;
– 77 профилированных горнолыжных трасс общей протяженностью 65 км (183 га); 
– горнолыжной деревни площадью 13,5 га, которая будет центром курорта.  При этом общая площадь застройки составит 3,5 га. Эскиз предусматривает полностью обустроенную горнолыжную деревню на 1200 номеров.
С базовой станции "Медеу" до курорта Кок-Жайлау можно будет добраться всего за 15 минут. (Данные согласно резюме ТЭО "Местного бюджетного инвестиционного проекта "Горнолыжный курорт "Кок-Жайлау".)

Кок-Жайлау: быть или не быть?

На этом плане видно, какие животные обитают на месте будущего курорта.

Генеральный план предусматривает различные зоны рекреации (орфография и стилистика сохранены):

В зимний период: сноутюбинг, катание на коньках, снеговые велосипеды; ледяной скалодром, хождение в снегоступах, конные санки, детская игровая площадка, площадка для зимних пикников и барбекю. В летний период: многоцелевые проложенные тропы, не проложенные тропы для горного велосипеда и пешего туризма, горные велосипеды; прогулки и осмотр достопримечательностей, парапланы, зип-треки/зип-райдеры,  летние сани, скалодром, европейский банджи трамплин, пляжный волейбол, трассы для гонок, мини-гольф, водный парк, ужин на вершине горы, возможности ночного наблюдения за звездами, иглу-бар.

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Согласно маркетинговому исследованию, потенциал курорта на сегодня оценивается в 400 000 лыжнико-дней. В последующие 10 лет эта цифра может увеличиться до более одного миллиона.

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Бюджет развития состоит из двух частей.

1) Транспортная инфраструктура, которая включает:

а) гондольную дорогу Медеу – Кок-Жайлау с двумя базовыми станциями (нижняя и верхняя);

б) многоярусный паркинг на Медеу;

на общую сумму $103 млн.

2) Горнолыжная инфраструктура на общую сумму $347 млн.

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Летняя рекреационная программа.

Разработчики проекта ожидают, что через 10 лет 10% населения Алматы и 1% населения Казахстана будут кататься на лыжах, что в общем составит порядка 400 000 лыжников.
Россия, Китай, Индия будут являться самыми важными рынками для развития горнолыжного туризма в Алматы.

О том, как повлияет строительство курорта на окружающую среду, можно прочитать  здесь.

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Вадим Ни, эксперт по экологическому праву:

– Я хотел бы остановиться на экономических аспектах этого проекта. Если взять за основу ТЭО, представленное самими разработчиками для акимата, то по нему на строительство из местного бюджета планируется затратить 450 млн долларов США. На деле затраты могут составить и больше. Планируется, что за 10 лет они получат в качестве доходов где-то 92 млн долларов США. Это уже доходы минус расходы. Через 10 лет планируется продажа горнолыжного курорта в частные руки где-то за 160 млн долларов. То есть чистый экономический эффект составит 250 млн долларов при затратах в 450 млн долларов. А теперь сравните: затраты на социальную защиту населения в Алматы в прошлом году составили менее 45 млн долларов. На здравоохранение – менее 246 млн долларов. Это то, чем, по большому счету, пользуются все жители города. А на какую часть населения рассчитан горнолыжный курорт? Процент, если брать с перспективой, то несколько процентов состоятельных людей. Конечно, такие траты бюджетных средств нецелесообразны. 

Перспективность этого проекта с точки зрения развития туризма тоже очень сомнительна. Мировая практика показывает, что только в Австрии и Швейцарии доля иностранных туристов на горнолыжных курортах превышает 50%. В других странах – 10%. Поэтому мы не можем ждать большого притока иностранных туристов. Казахстанцам с западного, центрального регионов тоже невыгодно ехать сюда. У них есть альтернатива – Сочи, Грузия, Турция. То есть остаются алматинцы и жители южных регионов, максимум. Согласно проекту через 10 лет на Кок-Жайлау планируется 1,5 млн лыжнико-мест. Получается, в Алматы на лыжи должны встать 10–20% населения города. Вы можете себе это представить? Ведь это дорогой вид спорта. 

Получается, что для узкого слоя населения мы тратим громадные деньги, которые необходимы для развития здравоохранения, социальной сферы, инфраструктуры города. И сами разработчики указывают в документах, что эти деньги не вернутся. Они оправдываются тем, что будут созданы дополнительные рабочие места для 5300 человек, что пойдут налоговые поступления в бюджет. Но ведь любой бизнес приносит доходы в бюджет, а 5300 мест не сделают погоды для такого мегаполиса, как Алматы. Получается, что этот проект в чистом виде убыточен.

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Данияр Батырбаев, шоумен:

– Я – за, пусть строят, что хотят, лишь бы это приносило прибыль и были новые рабочие места. Горнолыжный курорт Шымбулак  дорогой и там неудобно отдыхать. "Ак Булак" находится далеко, и не всегда есть возможность повезти туда гостей и друзей. Если вокруг Алматы все застроят под туристические центры – да без проблем! Это привлечет народ, будет новая достопримечательность, которую мы будем показывать. Возьмите Таиланд – вот шикарная гора, а они взяли и переделали ее под туризм, на другой горе туда-сюда прыгают, катаются. То же самое в Малайзии. Ну да, они вырубали деревья, но высаживали их потом в другом месте. Хотите любоваться горами – обойдите гору с другой стороны, и будет вам девственная природа. Я хочу, чтобы Алматы был таким же туристическим городом, как Париж. Мы будем как Альпы, как Швейцария, пусть к нам все едут. Единственное, чего я боюсь, что цены взлетят еще выше и кататься будет совсем дорого! Будем тогда ездить в Кыргызстан, там тоже классно!

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Александр Габченко, outdoor-блогер:

– Я был бы не против строительства Кок-Жайлау, если бы его строили не в Казахстане, не на Кок-Жайлау и не при нашей системе. С моей точки зрения, авторы проекта не нацелены на то, чтобы построить горнолыжный курорт в прямом смысле этого слова. Они преследуют какие-то совсем иные цели. И совершенно очевидно, что эти цели не направлены на развитие горнолыжного спорта и туризма. Поэтому я не приветствую этот проект.  Чтобы построить хорошую «горнолыжку», вовсе не обязательно распахивать Кок-Жайлау, можно найти места и попроще, в большей доступности. Этот проект делает компания Capital Partners, которая реконструировала Шымбулак. В рамках реконструкции они снесли на Медеу большую гостиницу. Сейчас там яма. Для проекта Кок-Жайлау необязательно строить гостиничный поселок на самом Кок-Жайлау. Можно построить поселок на Медеу, там достаточно места, и провести оттуда канатную дорогу. Я не специалист и понимаю это. Думаю, они как специалисты понимают это еще лучше меня. Есть много других мест, где можно построить горнолыжный курорт, например в Талдыкоргане, Талгаре. Строительство курорта на Кок-Жайлау очень сомнительно с точки зрения горнолыжного блага. 

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Магжан, студент 3-го курса:

– Я за строительство курорта, потому что нужно развивать инфраструктуру, так как туризм приносит немалые доходы экономике. В таких странах, как Турция, Италия, Португалия, Швейцария, основным доходом является туризм, сейчас они не представляют себя без туристической отрасли. 
Устойчивый туризм способствует социальному развитию через создание новых рабочих мест, перераспределение доходов и уничтожение бедности. Туризм несет и образовательную функцию, он может стимулировать взаимопонимание между народами мира и их культурами и обеспечить культурный обмен между хозяевами и гостями.
И как отметил наш аким, "туризм – самая экологичная отрасль".

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Такежан, певец: 

– Я против застройки, потому что хочется сохранить для будущих поколений это место таким, какое оно есть сейчас. Думаю, если все люди выскажутся против застройки, то даже наша власть не сможет пойти против общественного мнения. Сейчас собираются подписи против строительства курорта, я тоже надеюсь внести свой вклад: готовлю песню, посвященную экологии – не только казахстанской, но и мировой.

Сейчас набирает обороты новая тенденция в туристическом бизнесе – экотуризм. Люди не хотят ресторанов, торговых центров, стекла и бетона.  Они хотят пешком пройтись, на лошади проехаться, увидеть чистую, нетронутую цивилизацией природу.  В этом ущелье хоть можно встретить каких-то животных, есть маленький шанс того, что дикая природа есть. Наши горы теряют привлекательность. И если мы сохраним Кок-Жайлау в том виде, в котором он есть сейчас, к нам все равно будут приезжать люди. 

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Бадюра Славенко, магистр строительства, разработчик  мастер-планов горнолыжных курортов, проектировщик канатных дорог:

–  Я участвовал в строительстве многих курортов, все они развиваются дальше. Я работал и над проектом курорта Шымбулак, который уже не справляется с наплывом отдыхающих, поэтому нужно развивать Кок-Жайлау, затем Касекелен, Тургень. Вот многие говорят, что вместо Кок-Жайлау надо развивать Тургень. Но ведь когда вы идете по лестнице, вы же не перепрыгиваете со ступеньки на ступеньку? Со второй на четвертую? Если сейчас мы возьмемся за четвертый этап – Тургень, мы получим отрицательный результат. Нам сейчас нужно работать над Кок-Жайлау.

Не так давно Алматы был столицей Азиатских игр, а в 2017 году станет организатором студенческой зимней Универсиады. Дальше уже будет заявка на Олимпийские игры. Город должен развиваться как горнолыжный курорт. И дело не в иностранных туристах, которые приедут сюда. С развитием гор вокруг Алматы десятки процентов горожан будут кататься на лыжах. Это огромная масса людей, которые не будут сидеть дома, а станут заниматься спортом. К тому же мы создадим новые рабочие места. Люди будут тратить деньги на закупку инвентаря, транспорт, отдых, питание. Эффект будет 1 к 10.  Почему Россия, Индия, Китай и Азербайджан создают курорты? Потому что они почувствовали интерес к туризму, посчитали и поняли, что отставать нельзя. Иначе потеряем время.

Была высказана одна мысль на слушаниях по Кок-Жайлау – мол, нет в горах запасов пресной воды. По данным, которые я посмотрел, сейчас используется лишь 5% воды, имеющейся на Кок-Жайлау. А ледники уйдут в любом случае. Этот процесс происходит во всем мире. Сейчас мы ничего там не делаем, и лед все равно тает. Если мы там построим несколько гостиниц и канатных дорог, с миром и ледниками ничего не случится. Что касается того, что в урочище не всегда есть снег: в Европе 75% трасс закрыты искусственным снегом. Да, сейчас в городе есть проблемы с транспортом и экологией, но их нужно решать параллельно со строительством курорта. Например, уже работают развязки и всю Саина можно проехать за 15 минут. Нельзя сказать, что город не думает о себе и не развивает инфраструктуру. О смоге можно говорить бесконечно, нужно искать, где источник этого смога. Зимой частный сектор топится углем, сейчас туда уже проводится газ. 70% плохого воздуха из-за машин, которые не соответствуют стандарту ЕВРО-3. Нужно реконструировать нефтеперерабатывающие заводы и делать все, чтобы мы не были свалкой для старых машин, которые загрязняют воздух и не соответствуют стандарту ЕВРО-3. Я могу привести пример моего родного города Сараево, который чем-то похож на Алматы. Пока не провели газификацию, над городом зимой по 20–30 дней стояла "крышка" от угля, через которую не могли пройти солнечные лучи.

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Ольга Гумирова, писатель и журналист:

- Споры вокруг Кок-Жайлау – это не конфликт поклонников горных лыж и туристов с альпинистами. И не противостояние предпринимателей, ратующих за развитие туристической отрасли и создание новых рабочих мест, и экологов, защитников природы. Все намного серьезнее. Это конфликт между теми, кому закон не писан, и людьми, для которых соблюдение законов и интересов государства и его граждан стоят на первом плане. Дикий капитализм с трайбализмом все еще властвуют в Казахстане. Речь идет о праве большинства на глоток чистого воздуха и общение с природой. Защитники Кок-Жайлау не случайно называют этот маршрут народной тропой. Ситуация в нашем городе сложилась дикая – кроме этой тропы и троп в ущелье Кимасар простому народу податься некуда – самые лакомые кусочки природы нынче в частных руках – проход по горным ущельям либо вовсе закрыт, либо не по карману абсолютному большинству горожан (много ли в Алматы семей, которые могут выложить за прогулку в окрестностях Талгарского перевала 15-20 тысяч тенге?). Не всякий может позволить себе каждую неделю отдых  в Бутаковском ущелье или Тургенском – посещение этих уголков природы обойдется в 370 тенге на человека. Не удивительно, что тысячи алматинских детей из малообеспеченных  семей НИКОГДА не были в горах!!!

В общем, дискуссия вокруг будущего Кок-Жайлау выявила ряд проблем, одна из которых – развитием туризма, в том числе пешеходного туризма и альпинизма, в городе с уникальными природными возможностями никто не занимался и не занимается. Не было, да и сейчас еще нет ни внятной программы от акимата и прочих заинтересованных структур, ни специалистов, способных ее разработать и, самое главное, реализовать. Да что там говорить, какие туристы из Европы и Америки к нам поедут, если в окрестностях города до сих пор нет маркированных, соответствующих международным стандартам маршрутов!? Про грязь, дурной сервис и завышенные цены можно и не упоминать.

Кок-Жайлау: быть или не быть?

Нурлан Туреханов, дизайнер:

- Мне нравятся все эти люди, что наконец-то подняли головы. Головы и голоса на защиту Кок-Жайлау. Они умны, доброжелательны, начитаны. Любят дикую природу, а в ней – деревья. Они, некоторые из них, действительно бывают каждую неделю на Кок-Жайлау, чтобы полюбоваться природой, отдохнуть и набраться сил, зарядиться энергией. Они любят Алматы, любят горы, любят небо. И я даже горжусь ими! Какие же они красивые, веселые, организованные, ответственные!
Они мне глубоко симпатичны.
Единственное, что мне в них не нравится, так это то, что они презирают людей. Не всех, а избирательно. Обычно тех, кто не согласен с ними. Они легко могут предложить даже убить человека, если тот по каким-то соображениям занял противоположную им точку зрения, не говоря уже о том, что бы оскорбить или попытаться унизить.. Вы в этом легко убедитесь, если прочтете их комментарии ниже, которые, конечно же, появятся.
Они мне напоминают водителя, который, спасая котенка, внезапно выбежавшего перед ним на дорогу, может не задумываясь бросить машину со всей своей семьей в кювет. Есть ситуации, когда котенка надо давить, и лучше - это понять вовремя. Мне тоже жалко котенка, но семью мне жалко больше. Лучше пожертвовать каким-то количеством деревьев и получить красивое и ухоженное ущелье с курортом мирового уровня, вокруг которого, конечно же, будет высажено во много раз больше деревьев.
Во всей этой истории меня на самом деле не сильно волнуют ни Кок-Жайлау в своей первозданной красоте, ни, возможно, будущая горнолыжная трасса. Меня волнуют люди. Эти симпатичные мне молодые и не очень люди, которые бездумно бросились защищать природу. Поговорил с несколькими защитниками Кок-Жайлау. Главная причина их движения – не верим! Деньги разворуют, елки вырубят, дома себе понастроят, природу погубят.
Может, лучше организовать комитет, который проследит, чтобы все было сделано разумно? Когда мы тоже станем разумными? Почему не в этот раз? 
"Зеленое спасение" – это собака на сене. Ни себе, ни другим. Просто принципы. Очень похожие на зависть.

Поделись
Канат Бейсекеев
Канат Бейсекеев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000