VOX POPULI Дамир Отеген Динара Исабекова 21 февраля, 2013 10:59

Один день на радио

Продолжая рубрику «Блогер меняет профессию», мы предложили Динаре Исабековой, известной под ником DeeMasterpiece, поучаствовать в нашем новом эксперименте – стать на один день радиоведущей. 
Один день на радио

От предложений Vox Populi невозможно отказаться, и когда мне позвонили и пригласили принять участие в эксперименте, согласилась сразу. Радио – это, пожалуй, единственная сфера в СМИ, которая по сей день оставалась для меня под завесой тайны. 

Один день на радио

За день до эксперимента я встретилась с генеральным продюсером Ноэлем Шаяхметовым. Много слышала о нем, а тут представилась возможность познакомиться лично. В жизни он оказался еще более интересным и приветливым человеком.  

Один день на радио

PR-директор Ринат Куватов организовал краткую экскурсию по офису радио. В какой бы комнате ни побывала, в том числе в студии, меня не покидало ощущение уюта. А чувство юмора программного директора и по совместительству радиоведущего Тимура Сержанова покорило сразу. Общий язык нашли тут же. 

Один день на радиоОдин день на радио

На следующий день договорились встретиться в 7.45 утра. Было обещано выпустить меня в прямой эфир. Думала, что это шутка, потом оказалось, что нет… Чтобы не опоздать, пришлось вставать в 6 утра, чего не делала давно. В 7.45 мы вместе с Дамиром Отегеном, фотокорреспондентом Vox Populi, были уже на месте. К нашему удивлению, радио было полупустым. Тимур прибыл минут за 8 до эфира, оставили вещи и сразу побежали в студию – в прямой эфир.   

Один день на радиоОдин день на радиоОдин день на радио

Тимур Сержанов, программный директор радио NS, радиоведущий:

– Порой лежишь и думаешь: не пойду на работу, в конце концов, человек я или нет. Могу же хоть раз заболеть. Переворачиваешься на другой бок… Через 3 минуты уже бежишь по улице. В эфир. Опоздания, конечно, имеют место быть. Все мы люди. Но за это нас жестоко наказывают. (Смеется.) 

У каждого ведущего свои способы подготовки к эфиру: дыхательные упражнения, пение, скороговорки и многое другое. По словам Тимура, голос первый час все равно спит. Опыт позволяет не выдать этого.

Один день на радио

Надев наушники, я услышала все, что говорил Тимур. Его голос звучал абсолютно по-другому, нежели в жизни. От звучания своего голоса я была в шоке. 

Один день на радиоОдин день на радио

Благодаря web-камере на сайте радио можно следить за тем, что происходит в студии.

 

Один день на радио

Всегда было интересно, как радиоведущим удается рассказывать о чем-то, не видя перед собой человека. Слушая радио, мысленно представляла, какие ведущие в реальной жизни.

Один день на радио

Удивило, что Тимур работал без сценария. Он открыл «Яндекс», вбил «14 февраля» и начал что-то говорить. В прямом эфире! 

Тимур представляется в начале программы, затем в конце. Говорит, есть коллеги, которые перегибают палку, представляясь при каждом удобном случае. Самопиар – дело хорошее, но в умеренном количестве.   

После объявления розыгрыша подарочных сертификатов начинают поступать звонки от радиослушателей. Все звонки Тимур принимает сам. 

Тимур: 

– Есть люди, которые звонят практически ежедневно: участвуют в конкурсах, поздравляют. «Фотографическая» память на голоса помогает выявить «постоянных слушателей», коих мы называем радиотеррористами. 

Нередко бывает, одни грубят, другие агрессивно себя ведут, третьи звонят в состоянии алкогольного опьянения. Некоторые и вовсе признаются в любви. Чаще всего в программе «От чистого сердца», которая идет с 14.00 до 15.00.   

На радиотеррористов ведущие реагируют по-разному: игнорируют,  ругаются, молодые иногда плачут во время/после эфира. Важно быть стрессоустойчивым, в эфире нет места негативным эмоциям. 

Один день на радиоОдин день на радио

В эфир пустили внезапно. Тимур шутил-шутил и объявил меня как журналиста Vox Populi. Потом в твиттере мои друзья начали спрашивать, когда я успела поменять место работы? Как говорится, первый блин комом: не успела проронить ни слова, как возникла техническая заминка.

Один день на радио

Волнения как такового не было. Первый выход в эфир, на мой взгляд, получился немного скомканным. Потом вроде было лучше. Все прошло легко, может, потому, что не до конца осознавала серьезность происходящего… Или это наушники такие магические. Надеюсь, мой ужасный голос услышали не все 5 миллионов человек (согласно рейтингу в среднем в день радио NS слушают от 5 до 8 миллионов казахстанцев).

Один день на радио

Я-то наивно полагала, что мой простуженный голос звучит сексуально. Ан нет. Печально. 

–Несмотря на опыт, при каждом выходе в прямой эфир испытываю легкое волнение, – признался Тимур.

Видимо, решил успокоить, чтобы я не запаниковала.    

Один день на радио

За пару минут до выхода в эфир мне даже доверили разыграть подарочный сертификат. Условия придумывали на ходу!

Один день на радио

Убедилась, что все розыгрыши проходят честно. За выигранными призами приходят каждый день. При нас забрали один из них. 

За 3 часа программы прямых включений было, наверное, 12. Может, больше. Из-за обилия заданных мною вопросов Тимур отвлекался и чуть не забывал о своем выходе. 

Один день на радио

За прямой эфир отвечает Аркадий. Он сидит здесь с 7 утра до 14.00, затем приходит вторая смена. Все, что производит продакшн, попадает в эфир отсюда. От сидящего на этом месте человека зависит, выйдет ли программа.

Один день на радио

Аркадий Сахненко, выпускающий эфира:

– Моей работе можно научить любого человека, но не каждый сможет выполнить ее красиво. Для этого надо знать и чувствовать музыку. Да и место очень нервное, я вам скажу. Надо следить за тем, что происходит в плей-листе и что – в эфире. Нельзя допустить брак в эфир. 

Один день на радио

Оказывается, музыку в ночное время по заранее составленному плей-листу ставит робот, а не диджей, как я предполагала. На радио не всякую музыку послушаешь. К примеру, утром никогда не поставят «Золотые купола». Для подобных композиций отведены другие программы.      

Один день на радио

Если  в районе отключат свет, радио не перестанет вещать – автоматически сработает дизельный генератор. Только 4 раза в год (каждый третий понедельник нового сезона) происходит технический перерыв. Проверяются передатчики и прочее техническое оборудование на телебашне Кок-Тобе.

Один день на радио

Алексей Парепко, Production Director.

Для радиостанции важно музыкальное оформление:отбивки, перебивки, персонажи. Так легко распознать, какое радио в эфире. Именно голос Алексея звучит на перебивках радио NS.

– Звук окружает меня 24 часа в сутки, даже дома не устаю от него. Иногда, когда беру работу на дом, близкие не всегда разделяют моих порывов. Процесс сведения достаточно долгий. Одну фразу можно 200–300 раз прослушивать.

– Вам тут не одиноко?

– Работа со звуком требует сосредоточения, хорошо, когда никто не отвлекает. Единственное, солнышка иногда не хватает и свежего воздуха. (Смеется.)

Один день на радио

Заработная плата – вопрос щепетильный. Никто, конечно, ее не озвучил.  В среднем такая же, как у приверженцев печатных СМИ и телевидения, сказали мне. Стажера или неопытного человека сразу на постоянный оклад не посадят. Думаю, в среднем на радио получают долларов 500.

Один день на радио

Над созданием новостей работают 6 человек (казахская и русская редакции новостей). Выпуск записывается заранее, эфир 3–4 минуты.

Жанат Бериккызы, редактор отдела новостей:

– Мы получаем информацию от информационных агентств и порталов, ищем ее на различных сайтах. Затем она переделывается на радийный лад. Непроверенная информация никогда не попадает в эфир.

Один день на радио

Лицо Анастасии показалось знакомым. Позже выяснилось, что сейчас она работает еще и на телевидении. В прошлом она печатный журналист, свой стиль подачи новостей на радио искала больше года. Прослушала и просмотрела множество передач.

Анастасия Солнцева, редактор отдела новостей:

– Слушатель очень капризный. Чтобы завоевать его внимание, помимо хорошей дикции и голоса нужно обладать харизмой.

Один день на радио

Евгений Акманов, ведущий спортивных новостей.

Пока девушки рассказывали о себе, пришла Татьяна Рау. Помню, еще в школе дозванивалась к ней в эфир.

Татьяна Рау, главный редактор:

– Это не просто сесть с ребятами и посмеяться над чем-то. Ты должен держать удар, держать время, в котором не должно быть пустых пауз, просто «я ржу, но не знаю, над чем».  

Один день на радио

Не знаю почему, но во время беседы с Сергеем Ермаковым чувствовала, что немного побаиваюсь его. Он мне показался слегка грозным. Сергей начал свою карьеру на радио в августе 1993 года. 

Один день на радио

Сергей Ермаков, музыкальный редактор, выпускающий эфира:

– Научиться тыкать кнопочки любой сможет. Чувство радио – оно не передается по наследству. Оно должно присутствовать. Если нет желания этим заниматься, если понял, что это не твое, лучше уйти.  

После того как Сергей надел свою фирменную шляпу, страх куда-то улетучился. Этот предмет гардероба используется им каждую пятницу в прямом эфире в программе «Музыка нашего поколения».

  

Один день на радио

Кабинет генерального продюсера, как мини-музей: раритетные снимки, виниловые пластинки, старые радиоприемники. И почти домашняя обстановка. 

Ноэль Шаяхметов, генеральный продюсер радио NS:

– На рабочем месте атмосфера должна быть домашней. Я наблюдаю за своим подчиненным: ему определяют рабочее место, если не передвинул ничего – ни стул, ни стол, как ему удобно, значит, неинтересна ему эта работа, просто отсиживает свое время. Если  обустраивает свое рабочее место как гнездышко, то такой человек, как правило, показывает результаты.

Один день на радио

– Многие люди пороги обивали, говорили: «Я всю жизнь мечтал работать на радио» или «Сделаю рейтинговую программу, дайте шанс». Через несколько программ они понимают, что надо говорить в микрофон, представляя аудиторию. Говоря в пустоту, они сдувались. 

Один день на радио

– Сегодня радио уже никого не удивляет, в нашей жизни оно как музыкальная подложка. И будет играть до тех пор, пока слушают.

Один день на радио

Я пару дней пребывала в эйфории после прямого эфира – эмоции непередаваемые!

Когда я раньше слушала радио, у меня иногда возникала мысль, что я смогла бы лучше музыкального ведущего заполнить тот же утренний эфир. Побывав на радиостанции, поняла, что вполне смогла бы вести программу. Но вести ее хорошо – вряд ли. Потому что атмосферой, которая есть на радио, надо пропитаться. С ней надо жить. При этом обладать определенными знаниями и жизненным опытом, ибо эфир обнажает людей пустых, показывает их эмоциональный настрой. В общем, быть на радиоволне не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Как блогеры работали в секс-шопе
Как блогеры работали бортпроводниками
Как блогеры работали в службе новостей
Как блогеры работали в метрополитене
Как блогер работал оператором call-центра
Как блогер был охранником

Поделись
Дамир Отеген
Дамир Отеген
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000