VOX POPULI 11 октября, 2012 11:20

Джунгарский капкан

О том, что специалисты казахстанского МЧС проводят высоко в горах южной части Джунгарского Алатау уникальную инженерно-геологическую операцию, казахстанские СМИ уже писали. Но информация была разрозненная, кроме того, не было качественных фотографий этого места. Еще в 1996 году с помощью снимков, сделанных орбитальными спутниками, ученые казахстанского института географии обнаружили в верховьях пограничной реки Хоргос огромное ледниковое озеро. Прошлым летом туда высадилась исследовательская экспедиция, многие специалисты были просто шокированы: в любой момент мог произойти катастрофический селевой поток. Озеро назвали Капкан. Григорий Беденко в течение двух месяцев подробно изучал тему, побывав там, где еще не ступала нога тележурналиста
Джунгарский капкан

Сейчас в районе казахстанско-китайского пограничного перехода “Хоргос” строится Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС). И с той и с другой стороны рубежа возводят населенные пункты со всей необходимой инфраструктурой. Сверхзадача – максимально увеличить товарооборот и превратить пограничный переход в крупнейший транзитно-логистический центр между Китаем и остальной Евразией

Джунгарский капкан

Руководство МЧС и “Казселезащиты” регулярно летает сюда, используя вертолет Ми-171 “Казавиаспаса”

Джунгарский капкан

В МЦПС сегодня вкладываются огромные деньги, речь идет о сотнях миллионнов долларов. Центр приграничного сотрудничества строят очень быстро. Но при проектировании его основных сооружений, фактически в устье реки, почему-то никто не предусмотрел вероятность селевых потоков и паводков, которые могут возникнуть в бассейне Хоргоса

Джунгарский капкан

С борта вертолета открывается впечатляющая картина на гигантскую стройплощадку в голой степи

Джунгарский капкан

Сюда уже протянули ветку железной дороги, строят автомобильные мосты и дороги

Джунгарский капкан

Крупные узловые станции

Джунгарский капкан

На Хоргос переселяют людей, которые будут работать в МЦПС

Джунгарский капкан

В советские времена в этих местах постоянно обитали только пограничники и военные. И стихийные бедствия не были самой главной угрозой

Джунгарский капкан

Сегодня Хоргос не узнать…

Джунгарский капкан

У китайцев строительство в разы масштабнее…

Джунгарский капкан

Поднебесная подошла к нашим границам со всей своей мощью и комфортом

Джунгарский капкан

Мы просим экипаж пройти вдоль границы. На китайской стороне уже построен город на 80 тысяч жителей

Джунгарский капкан

Строятся новые терминалы

Джунгарский капкан

Китайские строители трудятся с энтузиазмом…

Джунгарский капкан

…и всегда в хорошем настроении…

Джунгарский капкан

...и все это в непосредственной близости от границы, которая проходит по реке Хоргос

Джунгарский капкан

Тохтарбек Аскарович Баймолдаев, начальник ГУ “Казселезащита”: 

- Два года назад по Хоргосу уже прошел сель, который снес все имевшиеся на тот момент защитные сооружения. После этого правительством было принято решение разработать и осуществить проект по защите МЦПС от возможных стихийных бедствий такого рода

Джунгарский капкан

Работы по очистке и укреплению русла реки. На них выделено 520 миллионов тенге

Джунгарский капкан

Русло Хоргоса расширяют и укрепляют на протяжении десяти километров. Его ширина теперь составляет 100 метров, а глубина 6

Джунгарский капкан

Но главная опасность притаилась высоко в горах

Джунгарский капкан

В верховья Хоргоса мы попали со второй попытки – погода в ледниковой зоне Джунгарского Алатау очень переменчивая. Ми-171 садится на специальной площадке “Казселезащиты” в районе поселка Лесновка. Это долина реки Усек, которая расположена примерно в 20 километрах от Жаркента. Экипаж выгружает емкости, в которые необходимо слить почти половину топлива из баков. Это 1300 литров

Джунгарский капкан

Нам предстоит подняться почти на 4500 метров. Подъемная сила несущего винта на таких высотах падает, поэтому важен каждый килограмм груза, находящегося на борту

Джунгарский капкан

Пока идет слив топлива, к вертолету подходит грузовик. Из него начинают перегружать в вертолет мешки с аммиачной селитрой

Джунгарский капкан

Всего 20 мешков по 50 килограммов. Заряд в тонну. Мешки аккуратно укладывают по правому борту вертолета

Джунгарский капкан

Через некоторое время вертолет тяжело отрывается от земли. Экипаж направляет машину в долину реки Усек

Джунгарский капкан

Мы с оператором пристегиваемся страховочными поясами и снимаем через открытые двери. Пейзаж внизу стремительно меняется

Джунгарский капканДжунгарский капкан

Джунгарский Алатау отличается очень крутыми и глубокими ущельями. Здесь множество полноводных рек и огромное количество озер

Джунгарский капкан

Это девственные места. Здесь никогда никто не жил, нет дорог, рядом китайская граница. За всю историю исследования этого региона здесь побывали всего лишь две научные экспедиции. Чтобы добраться до точки назначения, необходимо пройти два перевала. Экипаж разворачивает вертолет в сторону Китая

Джунгарский капкан

Высота больше четырех тысяч. Начинает слегка кружиться голова, трудно дышать. В лицо бьет струя ледяного воздуха

Джунгарский капкан

Горная зона вечной мерзлоты, или как ее еще называют - морена. Ледники не вечны, у них есть период формирования, таяния и разрушения. Подобные периоды длятся тысячелетиями. Конечная фаза – образование моренных озер, что сейчас и происходит в Жетысуском и Джунгарском Алатау. Всего в бассейне Хоргоса обнаружено 38 ледниковых озер. Из них 21 – на китайской стороне. Остальные наши

Джунгарский капкан

Подобные озера увеличиваются в объеме в начале июля и до середины августа. Затем температуры в горах снижаются и таяние ледников замедляется

Джунгарский капкан

На одной морене может образоваться сразу несколько озер

Джунгарский капкан

Мы подходим к китайской границе. Внизу озеро Бесколь, горы сразу за ним – это уже Китай. Ниже – долина реки Хоргос

Джунгарский капкан

И вот, наконец, мы подходим к цели нашего путешествия. Я испытываю легкий эстетический шок. Оказывается, Капкан – это не одно озеро, а система из пяти водоемов, расположенных каскадом

Джунгарский капкан

Главную опасность представляет это озеро №2. Чуть ниже расположен полевой лагерь “Казселезащиты”, состоящий из двух палаток и юрты. Высота - 3450 метров над уровнем моря

Джунгарский капкан

Название "Капкан" придумали гляциологи из казахстанского института географии. Справа – Китай. Слева и впереди – непроходимые перевалы. Если представить, что кто-то самостоятельно дошел до этого места, дальше он идти не сможет – будто в капкан попал. На лошадях до обитаемых мест отсюда – от трех до пяти дней пути. Перемычка озера состоит из гранитных окатышей и льда. Если лед растает, вниз сползет вся морена, вместе с озером

Джунгарский капкан

Когда ученые впервые добрались до озера, они испытали настоящий шок. Озеро растянуло по морене почти на километр. Его первоначальная глубина составляла 42 метра, объем 3,7 миллиона кубических метров. По сравнению с этим гигантом, озеро на леднике Маншук Маметовой, о котором сегодня так много говорят, выглядит безобидной лужицей

Джунгарский капкан

Если Капкан прорвет, то огромная масса воды устремится вниз, по пути “собирая” другие озера каскада, а также Бесколь и Казанколь. Селевой поток – это микс из воды, грязи, льда, камней, стволов деревьев и всего, что попадается на его пути. Причем, устремляясь вниз  с огромной скоростью, сель по инерции накручивает на себя дополнительную массу. По подсчетам специалистов “Казселезащиты”,  к обитаемым местам Хоргоса  такой селевой поток может дойти с таким объемом, что сдержать его могла бы только плотина, подобная той, что построена на Медео

Джунгарский капкан

В местах, где нет дорог, такую плотину не построишь. Единственный способ снизить угрозу – уменьшить объем озера и не давать ему переполняться

Джунгарский капкан

Главную опасность представляет перемычка. Она очень слабая, как уже было сказано выше, состоит из гранита и льда. Чем выше уровень озера, тем больше вероятность, что вода растопит лед. Экипаж делает круг над озером. Черные кольца – это пластиковые трубы сечением в 200 миллиметров. С их помощью с озера откачивают воду, используя принцип сифона. Труба опускается в озеро, снизу работает помпа, засасывая воду. Когда труба заполняется, помпа отключается и вода идет самотеком. Всего на Капкане десять таких труб. В секунду через них откачивается 60 литров воды. За два месяца работ специалистам “Казселезащиты” удалось сначала сравнять приток воды от ледника с теми объемами, которые уходили из озера. Сейчас из 3,7 миллионов кубометров первоначального объема осталось 2,1 миллиона кубометров. Но и оставшийся объем представляет опасность. Поэтому работы будут продолжены и в следующем году

Джунгарский капкан

Сделав круг над озером, наш вертолет заходит на площадку у лагеря

Джунгарский капкан

Необходимо очень быстро разгрузить машину. Топлива в баках совсем мало

Джунгарский капкан

На озере постоянно работают 25 человек. Условия труда здесь очень суровые. Кислорода мало, каждое движение дается с трудом. Некоторых рабочих мучает “горняшка” - острая горная болезнь, ее симптомы - головная боль, тошнота, рвота, слабость. Люди меняются каждые две недели. Лагерь будет свернут только когда выпадет снег

Джунгарский капкан

На таких высотах много ультрафиолета, поэтому ребята соорудили себе самодельные балаклавы. Выглядит довольно забавно

Джунгарский капкан

Еду для группы готовит девушка по имени Тоты

Джунгарский капкан

Нас ведут к краю озера

Джунгарский капкан

Здесь готовят так называемый “эвакуационный канал”

Джунгарский капкан

Он работает по принципу “треснувшего стакана”. Вода в озере не будет подниматься выше нижнего края канала

Джунгарский капкан

Канал углубляется с помощью направленных взрывов. Для этого мы и привезли сюда аммиачную селитру

Джунгарский капкан

Мы отходим на минимальное безопасное расстояние – около 500 метров от места взрыва. Тохтарбек Баймолдаев дает команду на подрыв заряда

Джунгарский капкан

Взрыв, как из жерла вулкана, поднимает в воздух несколько десятков тонн камней. Они долетают до середины водоема. Сзади кто-то кричит, что если заметим летящий в нашу сторону кусок гранита, надо быстро залечь под ближайщим валуном. К счастью, все обошлось

Джунгарский капкан

На этом снимке видно, как удалось понизить уровень озера. Раньше оно доходило до ледового языка. Откачано около 2 миллионов тонн воды. Если бы работы не производились, то ближайшие два-три года объем озера мог бы достичь шести миллионов кубометров

Джунгарский капкан

Тем временем специалисты осматривают место взрыва

Джунгарский капкан

Еще один рабочий на лодке проверяет трубы - не повреждены ли они падающими камнями. Все в порядке

Джунгарский капкан

Ледник “Капкан” – это 41 миллион кубических метров чистейшего льда

Джунгарский капкан

Спускаемся вниз и еще примерно полчаса ждем вертолет

Джунгарский капкан

Растительность на морене скудная, но весьма своеобразная

Джунгарский капкан

Некоторые виды мхов и лишайников имеют сезонный цикл вегетации

Джунгарский капкан

Пожелтевший мох выглядит эстетично

Джунгарский капкан

Психоделический камушек с рисунками из лишайников, словно из детского альбома для раскрашивания

Джунгарский капкан

Осень в Джунгарии золотая!

Джунгарский капкан

Проходим перевалы с красивыми озерами…

Джунгарский капкан

…и полузамерзшими реками.

Джунгарский капкан

Через золотое ущелье выходим на равнину

Джунгарский капкан

Хоргос – это еще и кукурузная столица Казахстана! Сейчас идет уборка урожая

Джунгарский капкан

Кукурузные горы здесь в каждом дворе!

Джунгарский капкан

Люди живут своей размеренной жизнью, не думая о тех опасностях, которые притаились в далеких ледниках Джунгарии.

 

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000