VOX POPULI Дамир Отеген текст: Алмас Садыков 24 сентября, 2012 09:55

Маленькому о большом. Эпизод 2

«Давай так: каску не снимать, в прятки не играть, от меня не убегать. Самолетов здесь нет, зато есть огромные краны, куча машин и техники. Еще вода совсем рядом, холодная и глубокая. И вообще мы практически за границей, будем соблюдать режим национальной безопасности». Vox Populi совместно с Банком развития Казахстана продолжают серию репортажей о путешествиях самого молодого казахстанского твиттерянина, 3-летнего Таира Садыкова по крупным казахстанским предприятиям и стратегическим объектам, профинансированным Банком. Следующий после аэропорта Актау пункт – Актауский Международный Морской Торговый Порт.
Маленькому о большом. Эпизод 2

Вечером накануне мы бродили по набережной Актау. Таир усиленно строил планы на завтра (пляж, кафе, пляж, кафе), я не менее усердно придумывал, чем его может заинтересовать морской порт:

- Там самое настоящее море, большие корабли, прохладный ветер, чайки летают, мешки лежат.

Утром следующего дня Таир констатировал:

Маленькому о большом. Эпизод 2

- И правда. Лежат

Маленькому о большом. Эпизод 2

Романтика, которую я самовольно нагнал на объект, зовущийся морским портом, развеялась на контрольно-пропускном пункте. Да, позже были море и корабли

Маленькому о большом. Эпизод 2

Но сначала пограничники со всей вытекающей тщательностью проверили документы. Жара, пыль, краны, машины, металл, зерно, нефть. И огромная на взгляд наблюдателя территория, хоть сотрудники и называют свой порт компактным

Маленькому о большом. Эпизод 2

Более 50000 кв.м. открытых площадок

Маленькому о большом. Эпизод 2

Зернохранилище

Маленькому о большом. Эпизод 2

Крытый транзитный склад площадью 6000 кв.м. – чуть меньше футбольного поля

Маленькому о большом. Эпизод 2

Это один из самых грузозагруженных портов на Каспии, его пропускная способность – более 12 миллионов тонн в год. Основной объем – это, безусловно, нефть (по итогам прошлого года было перевалено порядка 8 миллионов тонн нефти; сухих грузов – около 4 миллионов тонн). Более трети всех грузов на Каспии проходит через порт Актау, это, как нам сказали, очень важно

Маленькому о большом. Эпизод 2

- Таир, ты же хотел посмотреть на нефть? И я хотел. Вон она, черная, в трубах

Маленькому о большом. Эпизод 2

- Зато металл видно. Это, между прочим, самый популярный груз, который приходит с казахстанских заводов

Маленькому о большом. Эпизод 2

- Может, в прятки?

Маленькому о большом. Эпизод 2

- Не стоит, это же стратегический объект!

Маленькому о большом. Эпизод 2

А вообще через порт проходят зерно, цемент, стройматериалы, шины, машины, всякие товары народного потребления, а также осуществляется перевалка транзитных грузов

Маленькому о большом. Эпизод 2

Еще Актауский порт – один из самых молодых на Каспийском море. Официальная история начинается с 1963 года, хотя исторические справки говорят о первых отгрузках с этой точки еще в 1959 году. Его создавали в помощь развивающейся урановой и нефтяной промышленности, он сыграл свою роль в строительстве атомной станции, химических заводов и самого города Актау

Маленькому о большом. Эпизод 2

Сегодня здесь обслуживаются порядка 2000 судов всех типов в год

Маленькому о большом. Эпизод 2

Нефтяная история порта началась 5 октября 1966 года – тогда был отгружен первый танкер с нефтью

Маленькому о большом. Эпизод 2

Сергей Клиновский, и.о. капитана порта.

- Когда я заканчивал «мореходку», была романтика, мы ходили под парусами на учебных судах, изучали навигацию, астрономию. Прошло время, ушел «на берег» – 29 лет назад стал дежурным капитаном госинспекции портового надзора.

- Вообще Каспий – это 300 штормовых дней в году, были и аварии, и паромы тонули. Из-за штормов вагоны стояли залитыми водой до самой оси, особенно осенью-зимой. Сегодня порт защищен

Маленькому о большом. Эпизод 2

От двух сооружений – мола и волнолома – зависит безопасность и морских судов, и самого порта. Самый распространенный негатив – это так называемый навал корабля на причал при швартовке. Естественно, страдают от этого и борта корабля, и причал (а причальная стенка, подчеркивает портовое руководство, – штука весьма дорогостоящая).

Сфотографировать (как хотелось бы – репортажно и красиво) эти самые новые защитные сооружения оказалось непросто. Далеко и, если не лукавить, ничего в них особенного. Поэтому на фото мы с Таиром рассматриваем огромных чаек и какую-то там рябь на воде.

Маленькому о большом. Эпизод 2

Протяженность мола – 1350 метров, стоимость – 6,6 млрд тенге. При строительстве учитываются возможность сопротивления волн, естественные условия, состояние грунта, специфика воды, сульфатостойкость тех или иных используемых материалов. Создается каменная постель, потом формируется внутренний стержень, потом пионерным способом производится наброска каменного грунта твердых фракций.

Что касается волнолома длиной в полкилометра и стоимостью 4,2 млрд тенге – он состоит из свайной конструкции, огромных толстостенных металлических труб, вбитых в землю (глубина в подходном канале – семь метров, это, в принципе, самая глубокая точка в порту)

Маленькому о большом. Эпизод 2

Проще говоря, мол и волнолом предназначены для создания эдакого автономного штиля в двух (старой работающей и новой строящейся) акваториях. Волны «ломаются» о сооружения, тем самым не доходя до причалов (фото для наглядности – portaktau.kz).

Как мне рассказали, эти гидротехнические сооружения построены в рамках первых двух этапов проекта по расширению порта. Всего же их запланировано 4. В результате пропускная способность единственных «морских ворот» Казахстана вырастет в 2 раза

Маленькому о большом. Эпизод 2

Сам порт в двух словах – это терминал по хранению и перегрузке грузов, имеющий все подъездные пути

Маленькому о большом. Эпизод 2

Вообще, когда речь касается транспорта, всегда удобнее в точке А поставить груз на колеса, в точке Б выгрузить. С морскими перевозками все веселее

Маленькому о большом. Эпизод 2

Груз доходит до порта, здесь перегужается на склады, со складов перегружается на корабль, который на узком плече идет до Баку, Махачкалы или Ирана, там еще раз перегружается и следует дальше

Маленькому о большом. Эпизод 2

- Помимо нескольких перегрузок, что всегда ведет к удорожанию транспортной составляющей, мы имеем две-три границы, которые создают дополнительные процедуры и формальности, – делятся сотрудники порта. – Большой плюс морских перевозок – это многовекторность, мы не привязаны к авто- или железным дорогам

Маленькому о большом. Эпизод 2

- В общем, Таир, обещанного романтизма из книжек, как на причале стоит человек в фуражке и смотрит куда-то вдаль, мы здесь не увидим. Корабли есть. Но машин больше

Маленькому о большом. Эпизод 2 Маленькому о большом. Эпизод 2 Маленькому о большом. Эпизод 2

В порту есть уникальные профессии, которых нет нигде. Точнее, таких названий. Грузчики, к примеру, в порту – докеры (docker). Есть еще пара интересных профессий

Маленькому о большом. Эпизод 2

Мухамбетали Абилов, старший стивидор (stevedore):

- Я руковожу погрузочно-разгрузочными работами, организую работу докеров. Если перевести на строительный язык – это, наверное, прораб

Маленькому о большом. Эпизод 2

Жанибек Садыбеков, тальман (tallyman):

- Фактически это тот же специалист по учету груза на складе. Где-то он называется, может быть, просто кладовщиком или специалистом складского учета, а здесь вот… тальман

Маленькому о большом. Эпизод 2

С одной стороны, есть своя специфика в работе в порту, говорят его работники, все-таки чувствуется море рядом. С другой, каждый день, круглые сутки одно и то же – грузы, документация, работа с клиентами и прочее

Маленькому о большом. Эпизод 2

Нина Ежова, старший помощник начальника грузового склада:

- Бывает, простоишь 12 часов на причале зимой, на пронизывающем ветру, тут не до восторгов. Отдыхать на море всегда лучше

Маленькому о большом. Эпизод 2

Вячеслав Мехрабов, товарный оператор по наливу:

- Мухи здесь огромные, а как вы хотели. Слушай, это же овод, ну-ка прикрой ребенка, сейчас я его…

- Ого, спасибо.

- Что ты там спрашивал? Пейзажи? Слушай, ну о чем ты говоришь? 45 лет на одном месте, я здесь с 18 лет, с 1968 года с перерывом на армию. Хотя да, молодым был, даже работая на двух-трех работах, фотографировал одно время закаты-рассветы

Маленькому о большом. Эпизод 2

Фактически портовые служащие работают на суше. Свой небольшой маломерный флот есть, но это только флот, который позволяет обеспечивать постановку судов на причалы

Маленькому о большом. Эпизод 2

При заходе любого корабля в порт должны быть соблюдены требования безопасности мореплавания плюс учтены естественные условия, связанные с глубинами, следование строго в фарватере и т.д. Когда идет волна, если штормит, точно распределяется зона ответственности судовладельца, оператора и порта

Маленькому о большом. Эпизод 2

Буксир «Женис»

Маленькому о большом. Эпизод 2

Рахым Кадыров, вахтенный помощник механика:

- До этого работал в голландских компаниях, на различных судах, ледоколах, буровых баржах. Здесь меньше года

Маленькому о большом. Эпизод 2

Айбол Исаев, вахтенный помощник капитана портового буксира «Женис»:

- Основная функция буксира – швартовка. Танкеров, сухогрузов, паромов. 150-метровый, к примеру, танкер сам не сможет пришвартоваться, маневренности не хватает, поэтому буксир подталкивает, подтаскивает. Сил хватает –  1700 «лошадей».

Я местный, всю жизнь прожил возле моря, потом отучился в академии им.Ушакова, после устроился, 12 лет уже в порту. Как-то, знаете, без моря никак

Маленькому о большом. Эпизод 2

- Без моря никак. И без каски. Можно уже снимать?

Маленькому о большом. Эпизод 2

- Снимай. Едем в Костанай.

Поделись
Дамир Отеген
Дамир Отеген
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000