VOX POPULI Дамир Отеген текст: Алмас Садыков 1 октября, 2012 10:00

Маленькому о большом. Эпизод 3

«Думаю, чем раньше ты это поймешь, тем лучше. Правда, даже в моем возрасте не все это понимают, но, возможно, им плохо объясняли. Вот смотри, у нас дома есть машина – это материальная ценность. Машинка, которую тебе, предположим, подарят, – в общем-то тоже материальная. Если ты сказал «спасибо» – это ценность духовная. Есть еще семейные – к примеру, скучать по маме, как ты делаешь это сейчас, когда мы без нее. Но есть наивысшая ценность под названием сыновний долг – вырасти и купить папе новую машину. А лучше комбайн». Vox Populi совместно с Банком Развития Казахстана представляют очередной репортаж из серии путешествий самого молодого казахстанского твиттерянина, 3-летнего Таира Садыкова по крупным казахстанским предприятиям. C папой Алмасом они побывали в Актау (в аэропорту и морском порту), сегодня смотрят и показывают Агромашхолдинг (Костанайский дизельный завод)  
Маленькому о большом. Эпизод 3

В середине 90-х 15-летняя история Костанайского дизельного завода (КДЗ) практически обрывается: с официальной формулировкой – «процедура банкротства», с неофициальным описанием – «уникальный завод больше походил на груду ржавого металла»

Маленькому о большом. Эпизод 3

Девять лет назад завод становится приобретением Акционерного общества «Агромашхолдинг». Сегодня это:

Маленькому о большом. Эпизод 3

Комбайны

Маленькому о большом. Эпизод 3

Автомобили

Маленькому о большом. Эпизод 3

Двигатели и прочие комплектующие

Маленькому о большом. Эпизод 3

Новые проекты

Маленькому о большом. Эпизод 3

Рабочие места и перспективы

Маленькому о большом. Эпизод 3

Детский смех

Маленькому о большом. Эпизод 3

(но он здесь, само собой, редкость)

Маленькому о большом. Эпизод 3

В общем, все, что положено процветающему предприятию

Маленькому о большом. Эпизод 3

Виктор Борисов, начальник производственного управления:

- В 90-е годы мы упустили очень много, но то, что завод восстановлен, причем в таком виде, – большое достижение. Мы в то время просчитывали: для закупа оборудования и запуска производства кредиты должны быть не выше 7%. А представляете, что такое обычные 18-25%? Поэтому восстановление завода произошло на средства БРК, это порядка 40 миллионов долларов. Вообще я считаю, промышленное производство невозможно поднять без помощи государства. Редкий коммерсант готов, вложив средства, заморозить их на 5-10 лет, все стремятся получить короткие деньги

Маленькому о большом. Эпизод 3

- На мой взгляд, – продолжает Виктор Борисов, – Агромашхолдинг – идеальная коммерческая структура, построенная на правильном менеджменте, продуманном маркетинге и собственном производстве – все это единое целое, и нельзя умалять значение той или иной составляющей

Маленькому о большом. Эпизод 3

- Возвращаясь к разговору о ценностях (о них сегодня будет сказано не раз): в твоем возрасте они одни, с годами им придется трансформироваться и крепнуть. Ты слышал про их потерю в определенные периоды, это я про ту самую «груду ржавого металла». Но ценность времени в том, что оно позволяет многое исправить. Особенно если вовремя

Маленькому о большом. Эпизод 3

Заслуга работников и руководства завода, в свою очередь, в том, что они сохранили историческую ценность – то, где мы находимся, по-прежнему зовется Костанайский дизельный завод, хотя производятся здесь не только, как здесь говорят, дизеля

Маленькому о большом. Эпизод 3

Сборка Ssang Yong началась на КДЗ в августе 2010 года. Сегодня за день здесь собирается до 16-ти машин. С начала этого года произведено более 1000 автомобилей. Покупательская очередь на новые внедорожники (ценой от 22000 долларов) занимает два-три месяца – на складах и в салонах они не задерживаются

Маленькому о большом. Эпизод 3Маленькому о большом. Эпизод 3

На предприятии собираются пять моделей внедорожников Ssang Yong и легковой автомобиль представительского класса Ssang Yong Chairman, потенциальный транспорт министров-депутатов-чиновников

Маленькому о большом. Эпизод 3

Недорогие легковые машины под брендом Chance (они же бывшие Daewoo Lanos) начали производиться в марте этого года. В день с завода уходят 10 автомобилей с механической коробкой передач, 8 – с автоматом

Маленькому о большом. Эпизод 3

Chance (кстати, некоторые работники произносят это как Чанс, кто-то говорит Шанс, мне по душе второе) по цене равнозначна ВАЗам, но по качеству гораздо лучше, так как прототип является все-таки корейским. Цена – 9000 долларов

Маленькому о большом. Эпизод 3

У всех сотрудников КДЗ, с кем мне удалось побеседовать, я интересовался мнением о скепсисе, которым окружено производство автомобилей в Казахстане, особенно имеющее место в интернете. «Ничего своего не производим, зачем нам машины?», «Да какое это производство? Привезли, собрали, как компьютер», «Лучше из Японии б/у, чем наше новое» и т.д.

Маленькому о большом. Эпизод 3

Делюсь услышанным из неформального общения: «сколько людей – столько мнений», «новый и подержанный – всегда разные вещи», «здесь гарантия, а там кот в мешке», «стоимость автомобиля, собранного здесь, всегда ниже», «а вы сядьте в Шанс, достаточно, я скажу вам, резвый». И еще:

Маленькому о большом. Эпизод 3

Алексей Левашкин, заместитель директора по производству ТОО «Сары-Арка Автопром» (проекты UAZ Patriot и IVECO).

- Люди не знают, что по законодательству мы в течение семи лет можем собирать машины только таким методом (крупноузловая сборка). В течение этого срока должны перейти на мелкоузловую. Так вот, я не исключаю, что к тому времени индустрия Казахстана разовьется до определенной степени, когда и сами комплектующие мы сможем изготавливать здесь. То, что делается сегодня, – это реально первый шаг к развитию. Плюс очевидны наличие рабочих мест и снижение себестоимости продукта.

- У меня душа лежит к машинам, еще восемь лет назад я школьником практиковался здесь летом, был слесарем, участвовал в сборке комбайнов, остался работать. Позже получал практику в Германии, учился работать у европейцев. Что перенял? Да отношение к труду: делай качественно, чтоб не пришлось переделывать

Маленькому о большом. Эпизод 3

- Правильно, и с этим ты столкнешься не раз. Важно качество всего: игрушек, книг, одежды, еды, труда, отдыха, сна. Кто-то даже говорит: «не важно, сколько ты проживешь, важно, как». Тоже, наверное, правильно, не проверял. Кстати, это переделать труднее всего. Поэтому важно помнить о сыновнем долге. Твоем, конечно

Маленькому о большом. Эпизод 3

Производство машин в Казахстане можно описать двумя фразами: сюда привозят разобранный автомобиль

Маленькому о большом. Эпизод 3

Отсюда выезжает целый

Маленькому о большом. Эпизод 3

На деле все не настолько незатейливо

Маленькому о большом. Эпизод 3

Разгрузка комплектующих (отдельно «приезжают» кузова, подвеска, силовые агрегаты и т.д.), проверка, постановка кузова на раму, контроль качества, заправка техническими жидкостями, электронная диагностика, контроль, первый завод машины, контроль, геометрия, регулировка светофар и т.п., контроль,тест-драйв, проверка на наличие шумов, наблюдение за поведением на дороге, окончательный контроль, уход на склад готовой продукции

Маленькому о большом. Эпизод 3

Возможно, напутал последовательность или количество «контролей», но он имеет место на каждой стадии. Плюс к этому качество продукции постоянно проверяется корейскими специалистами

Маленькому о большом. Эпизод 3

Наталья Дели, инженер-химик:

- Это специально аккредитованная лаборатория при заводе, которая проверяет на соответствие все технические жидкости – масла, заправочные, тормозные жидкости, антифриз и т.д.

Маленькому о большом. Эпизод 3

Один из показателей доверия заводу – практически параллельное начало сборки модели New Actyon в Казахстане и в Корее (да, на фото актион еще не нью)

Маленькому о большом. Эпизод 3

Нагашбай Бушпаев, слесарь механосборочных работ:

- Я начал здесь работу еще в 1988-м. Уходил, вернулся. Да, опять слесарем. В скором времени ждем расширения завода, пусть молодежь растет, я буду делать свое дело.

- Знаете, если машины берут (вплоть до очередей) – значит, хорошие. Нужны, значит

Маленькому о большом. Эпизод 3

Виктор Морозов, наладчик оборудования:

- Конкурс на обладателя автомобиля проводился среди сорока лучших рабочих со всех цехов и участков. Как «лучший сотрудник предприятия» выиграл новенький Chance. Мне нравится

Маленькому о большом. Эпизод 3

- Быть лучшим, Таир, легко в детстве. Позже для этого надо прилагать все больше усилий. Это я веду к ценности труда. Когда подрастешь и прочитаешь вдруг этот репортаж, знай: ты здесь тоже трудился, а мы с мамой гордились твоим терпением. Только ты пока не расслабляйся, впереди помнишь, что?

Маленькому о большом. Эпизод 3

Точно, комбайны

Маленькому о большом. Эпизод 3

Ну, «комбайны» – это я опять упрощаю. И вот почему:

Маленькому о большом. Эпизод 3

Из описания Агромашхолдинга: «Деятельность ориентирована на развитие промышленного и сельскохозяйственного сектора Казахстана». Из описания проекта БРК: «Обеспечение внутреннего рынка РК недорогой и качественной сельскохозяйственной техникой, дизельными двигателями, запасными частями, создание и развитие сети сервис-центров». И добавлено, что КДЗ – «единственный производитель комбайнов на территории Казахстана под собственной торговой маркой ESSIL»

Маленькому о большом. Эпизод 3

Евгений Будугов, начальник участка сборки комбайнов:

- Не имеет значения, с какими дефектами комбайн пришел из Гомеля – когда он выходит за территорию завода, мы уже не можем сказать: «да нам его прислали в какой-то плохой комплектации» и т.п., потому что это уже казахстанский комбайн. Ответственность за него несем мы.

- Продаются они только на территории Казахстана. Потребность республики в этом мы можем обеспечить. В прошлом году произведенная нами техника «закрыла» 80% от всей необходимой Казахстану сельскохозяйственной техники.

- Одна из наших моделей (6-го поколения) превосходит по некоторым параметрам даже легендарный John Deere

Маленькому о большом. Эпизод 3

Сборка комбайнов и машин, по словам работников завода, – принципиально разные вещи. Культура производства разная. Машины, оказывается, – это так, производство в миниатюре, а комбайн – это махина

Маленькому о большом. Эпизод 3Маленькому о большом. Эпизод 3

На крупноузловой сборке комбайнов трудятся специалисты более высокого класса – от 3-го до 5-го разрядов. Каждый делает свое ­– двигатели, накладные камеры, сетки, поручни, трапы и т.п. Но взаимозаменяемость – обязательна, чтобы все знали комбайны «от» и «до»

Маленькому о большом. Эпизод 3

С каждым годом объемы увеличиваются. 500 комбайнов, произведенных с начала года, – это, говорят работники, много. В связи с этим в последнее время привлекается все больше людей, в том числе студентов-выпускников – работают сборщиками, нарабатывают стаж.

Маленькому о большом. Эпизод 3

Итак...

Маленькому о большом. Эпизод 3

Новое предприятие, увеличение объемов, рабочие места, новые производственные площади, большие перспективы, карьерный рост, переход на мелкоузловую сборку, колоссальные возможности, подстраивание учебных заведений под кадровые нужды завода, новые подходы в управлении, внедрение кайдзен и далее, далее, далее

Маленькому о большом. Эпизод 3

Теперь, Таир, можно говорить о честности. Обо всем, что написано в предыдущем абзаце, мне говорили на заводе – за что купил, называется, за то продаю.

А если уж совсем честно, то двое работников жаловались мне на зарплату. Теперь заметь: если есть просто «честно» и «совсем честно», значит, есть градации честности. Но, как мне сказали, у этих сотрудников нет высшего образования. Это означает, что нет правды, есть угол зрения. Учись. 

А теперь домой. Ну если честно, не совсем домой, а еще на один завод.

Маленькому о большом. Эпизод 3

- На новой машине?

- Нет, на самолете

Маленькому о большом. Эпизод 3

- Жаль

Поделись
Дамир Отеген
Дамир Отеген
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000